«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Конспект урока по теме: «Добро и зло» 4 класс
Составила: Дроздова И.Н., учитель начальных классов МБОУСОШ № 15 г. Тулы
По курсу – 5-й урок, по теме – 1-й урок
Цель урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений нравственных качеств: добро, доброта, зло.
Задачи:
1. Развивать представления учащихся о добре и зле.
2 . Учить видеть и различать добро и зло.
3. Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки.
4. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету.
5. Воспитывать коллективизм и умение работать в группе.
6. Закреплять коммуникативные навыки.
Ход урока
1 Организация деятельности учащихся
2 Сообщение темы урока
- На уроке мы поговорим о таких этических понятиях, как добро и зло.
Слайд 1
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Мы попробуем с вами понять, что такое добро и что такое зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
3 Беседа по теме
Слайд 2
- Как вы понимаете слово добро? (по щелчку появляется слово, картинка)
- В толковом словаре С.И.Ожегова говорится: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»
- Как вы понимаете слово зло? (по щелчку появляется слово, картинка)
- В толковом словаре С.И.Ожегова говорится: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
Слайд 3
- Разбей данные картинки и фотографии на две группы. Как можно назвать эти группы?
Слайд 4
- Как назвать эту группу рисунков?
- Как оценить поступки этих детей?
- Расскажи о злых поступках, которые вы наблюдали.
Слайд 5
Как назвать эту группу рисунков?
- Как оценить поступки этих людей?
- Расскажи о добрых поступках, которые вы наблюдали.
Слайд 6
- Понятны ли вам слова добро и зло?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?
Слайд 7
Обсуди в паре:
- Многих ли знакомых можно назвать однозначно-добрый человек, злой человек?
- А что ты скажешь о себе?
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
4 Работа по учебнику «Основы светской этики» 4 – 5 кл.
- Прочитай статью на страницах учебника «Добро и зло» с. 12 – 13
(беседа по прочитанному)
5 Работа с пословицами
Слайд 8 Закончи пословицу.
(По щелчку соединяются части пословиц)
- Объясни эти пословицы.
Слайд 9 Работа в парах
- Обсуди с соседом различные ситуации из жизни.
Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
Мальчики дерутся на перемене в школе.
Старшие ученики обижают младших.
Ученики помогают учительнице.
Ребёнок помогает маме в работе по дому.
Мальчик помогает старушке донести сумки.
6 Проверка домашнего задания
Слайд 10
Дети читают сочинения на тему «Почему плохо быть равнодушным»
( по щелчку появляются строчки стихотворения)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
Слайд 11
7 Подведение итогов
Попробуй ответить на вопросы:
- Какой я?
- Что мне нравится в себе?
- Что бы я хотел изменить в себе?
8 Задание на дом.
Подготовить рисунок на тему «Мой добрый поступок» на половинке альбомного листа.
Слайд 12 (музыкальный)
Исполняется песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук»)
- Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю беседу. Поделитесь своей добротой!