Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Пензенская область
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию
с детьми старшего возраста.
«Моя малая родина»
Подготовили:
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 37
Куликова И.Ю.
воспитатель
Зимина Л.Н.
г. Кузнецка
Пензенская область
2023 год.
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Актуальность: Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цель: Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой родиной.
Задачи: Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой родине;
- с достопримечательностями, культурой и традициями родного края; - с людьми, прославившими свой край
; - представления о природе родного края; - представления о малой Родине;
научатся отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Социальные партнеры: - краеведческий музей;
- Детская библиотека
Сроки проведения: октябрь 2023 - май 2024 года. Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Кузнецка Пензенской области, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
Знать краткие сведения об истории города и края.
Знать символику города Кузнецка, города Пенза.
Знать о почетных гражданах родного края.
Знать стихи поэтов и работы художников Пензенской области.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Сурского края.
Этапы реализации.
1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление совместного перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы. 2 этап. Основной: - беседы с детьми; - Сюжетно -ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях;
- беседы в музыкальной гостиной;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 - заключительный этап:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;
- викторина «Знатоки нашего города»;
- презентация проекта «Моя малая родина».
Тематический план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
Месяц | Неделя | Тема | Формы и методы изучения темы |
1 | 2 | 4 | 5 |
Сентябрь | I неделя | «Прошлое родной земли». | Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении. Изготовление ширмы «Мой город» Игра «Знаешь ли ты свой город?» |
II неделя | Экскурсия в городской историко-краеведческий музей | Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли» Рассматривание репродукций картин Рославльских художников |
III неделя | «Строительство города Кузнецк». | Рассказ воспитателя об архитектуре города - познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время. Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города» Конструирование «Построим дома» Слушание гимна города Кузнецка разной архитектуры |
IV неделя | Достопримечательности моего города | Рассматривание иллюстраций С достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь) Чтение рассказов, стихотворений о городе. |
1 | 2 | 4 | 5 |
Октябрь | I Неделя | «Сурский край в прошлом» | Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении. Изготовление ширмы «Мой город». Игра «Знаешь ли ты свой город?». |
II Неделя | «Пензенская область - край родной». | Рассказ педагога о родном крае – дать знания о расположении области, ее образовании; приобщение к истории родного края. Изготовление альбома «Мой край родной» Слушание гимна Пензенской области |
III неделя | «Пенза-главный город области». | Знакомство с городом Пенза– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе. Разучивание гимна Пензенской области |
IV Неделя | «Храмы города Пенза» | Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города; Чтение художественной литературы Презентация «Храмы города Пенза» |
1 | 2 | 4 | 5 |
Ноябрь | I неделя | «Герб родного города». | Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем; Д/игра «Собери герб из частей» Рассматривание иллюстраций с изображение герба города. Презентация «Герб и флаг нашего города» |
II неделя | «Флаг родного города, области» | Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем; Д/игра «Собери флаг из частей» Рассматривание иллюстраций с изображение флага города. Презентация «Герб и флаг нашего города» |
III неделя | Экскурсия в Детскую библиотеку | Литературная гостиная «Стихи о родном городе» Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Пензенская земля». Просмотр видеофильма « Моя страна – моя Россия» |
IV Неделя | «Я люблю эту землю». | Беседа о флоре и фауне нашего города и области - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Рисование «Растения и животные нашего города». Изготовление альбома «Правила поведения в лесу». |
1 | 2 | 4 | 5 |
Декабрь | I неделя | «Города и районы Пензенской области» | Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей области. Рассматривание географической карты «Пензенская область». |
II неделя | Достопримечательности Сурского края | Подбор фотографий, открыток, Презентация «Сурский край родной» |
III неделя | Символика Пензенской области (герб, флаг) | Знакомство с символикой Пензенской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей» Слушание гимна Пензенской области |
IVнеделя | «Богатства нашего края» | Знакомство с полезными ископаемыми нашего края. Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств Сурского края. Д/игра «Полезные ископаемые Пензенской области». |
1 | 2 | 4 | 5 |
Январь | II неделя | «Микрорайоны города». | Рассказ о микрорайоне в городе – дать представления о том, как он назывался раньше, отчего он получил свое название. Экскурсия по городу. Рисование нового микрорайона города. Д/и «Узнай, где я нахожусь?» |
III неделя | «Живи, родник, живи» | Рассказ о святых источниках Кузнецкого района. Рассматривание иллюстраций с изображением источников. Презентация |
IV неделя | «Почетные и знаменитые люди города». | Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города– воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения. Рассматривание фотографий. Экскурсия к Доске Почёта города. Оформление стенда «Почетные люди города» |
1 | 2 | 4 | 5 |
Февраль | I неделя | «В гостях у мастеров Пензенской области» | Рассказ воспитателя о культуре русского народа (устное народное творчество, народно прикладное искусство области). Игра «Определи чудеса народных умельцев». Подбор фотографий, иллюстраций «Умелыми руками наших мастеров». |
II неделя | «Я люблю эту землю» | Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями) |
III неделя | «Животный мир Пензенского края» | Рассказ воспитателя о заповедниках и заказниках нашей области - дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Пензенская земля». |
IV неделя | «Спасский кафедральный собор г. Пенза» | Рассказ о Соборе. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций. Презентация «Спасско-кафедральный Собор» |
1 | 2 | 4 | 5 |
Март | I неделя | «Экскурсия в городской краеведческий музей» | Посещение творческих выставок земляков с родителями. Рассматривание репродукций картин художников города. |
II неделя | Знакомство с промышленностью города, его предприятиями, их история. | Экскурсии на предприятия города. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города. |
III неделя | «Природа родного города». | Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое). Экскурсия «Деревья нашего участка» Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района». |
IV неделя | «Ознакомление с архитектурой города» | Рассказ воспитателя об архитектуре города. Экскурсия в городской краеведческий музей. Рассматривание альбома «Наш город», беседы. Рисование на темы « Мой родной город» Рассматривание иллюстраций, фотографий зданий города. |
1 | 2 | 4 | 5 |
Апрель | I неделя | «Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ на Холме Славы» | Знакомство с художественной литературой о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин советских художников о ВОВ. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы. Выставка книг о войне. Слушание и разучивание военных песен. Музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя» |
II неделя | Сценарий литературного досуга «Воспеваем в песнях и стихах любимый город» | Экскурсия по главной улице города. Творческие рассказы детей об истории своей улицы. Рисование «Моя улица». Изготовление макета по правилам дорожного движения. Конкурс чтецов «Я люблю свой город» |
III неделя | «Традиции, обычаи Пензенской области» | Рассказы о традициях города, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. |
IV неделя | «Наш космонавт Ю.А.Гагарин» | Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин. Пословицы и поговорки о космонавтах. Отражение впечатлений в рисунках. Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля. Музыкальная гостиная «Ты знаешь, каким он парнем был», беседа о Ю.Гагарине |
1 | 2 | 4 | 5 |
май | I- II неделя | «Наш край в годы Великой Отечественной войны» | Рассказы о ветеранах Пензенской области и Кузнецкого района, встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций. Экскурсия на Холм Славы к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края. Музыкальные встречи «Песни Победы» |
III неделя | Экскурсия по городу Кузнецк | Познакомить детей с историей города Кузнецка и достопримечательностями города. |
IV неделя | викторина «Знатоки нашего города» | Беседы о родном крае, о городе Кузнецк; разучивание стихотворений о родном городе; Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе. |
План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
|
Месяцы | Перспективное планирование по работе с родителями |
Сентябрь | Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников» |
Ноябрь | Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области». |
Декабрь | Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Сурского края». |
Январь | Совместное посещение с детьми Владимирской церкви Консультация «Родословная – старинная русская традиция». |
Февраль | Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в историко-краеведческий музей вместе с детьми и родителями. |
Март | Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка». |
Апрель | Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха. Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина». |
Май | Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Пензенской области». Экскурсия с детьми на Холм Славы, возложение цветов к Вечному огню. |
Июнь | Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу. |
Июль | Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные Кузнецкого района и Пензенской области». Викторина «Что мы знаем о городе?». |
Август | Изготовление фотоальбома «Растения Сурского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями. |
Список литературы:
- общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА
СИНТЕЗ М.,2016г.
- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА
СИНТЕЗ М.,2014г.
-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;
- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера М., 2015г.;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;
-интернет - ресурсы.