СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Традиции классного коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Традиции классного коллектива"»





ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 31 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

идентификационный код 25711357

83062, г Донецк, ул. Куйбышева, 27 Е-mail: [email protected]

тел.: (062) 316-16-20 http://www.mouschool-31.my1.ru







Педагогический проект


«Традиции классного коллектива»





Автор: Маляревская Елена Леонидовна

Место работы: МОУ «Школа №31 г. Донецка»

Должность: учитель начальных классов






г.Донецк

2020г.

«Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции».

А.С.Макаренко

Актуальность проекта определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина Донецкой Народной Республики определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа. Работа по духовно - нравственному воспитанию начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Проект направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Он обеспечивает реализацию одного из направлений морально –этического воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, предоставляет возможность учащимся совершенствовать умение руководствоваться в поведении общечеловеческими нормами и ценностями, проявлять толерантность, милосердие, различать нравственность и безнравственность. Проект направлен на вовлечение учащихся в активную деятельность. Полученные опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

В наше время на психику детей школьного возраста влияет очень много факторов: СМИ, улица, друзья, школа, семья. В совокупности все эти факторы формируют школьника, как человека. Так как мы живем в непростое, не самое доброе время, то вероятность того, что ребенок станет озлобленным и удрученным жизнью очень велика. Как педагог, я задаюсь вопросом: как сделать так, чтобы дети оставались детьми как можно дольше? Как вырастить из ребенка доброго, мыслящего человека? Сделать это, безусловно, можно только совместными усилиями семьи и школы. Большую роль в жизни ребенка играют традиции.

Цель проекта состоит в создании дружного коллектива с положительной направленностью, в котором царит атмосфера дружбы, товарищества, уважения человеческого достоинства, отношения строятся не на принципах силы или материальной обеспеченности, а на гуманной основе, что даёт возможность каждому проявить свои способности, почувствовать себя нужным. 

Задачи проекта:

1. Формирование необходимости говорить правду, быть честным, дружно жить в коллективе, сообща учиться, работать, играть, быть хорошим товарищем и чувствовать дух коллектива.

2. Воспитание любви к семье, к своим близким, к родному дому, к Родине, к традициям родного края.

3.Воспитание доброжелательного отношения к людям.

4. Воспитывать желание беречь природу, защищать животных.

5.Формировать понятие ответственности за свои поступки и ответственного отношения к собственным словам и обещаниям, умения воздерживать себя от эгоистичных поступков, преодолевать невоспитанность.

6. Формировать желание приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивым.

7.Воспитание негативного отношения к нарушениям правил для учащихся.

Участники проекта: с одной стороны - учитель, с другой стороны – дети, которые принимают активное участие в деятельности под целенаправленным влиянием учителя, с третьей стороны - родители, которые понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Стараюсь сделать родителей союзниками.  Важным моментом считаю также целенаправленную работу с родителями. Начиная работу с классом, на первом родительском собрании, надеясь на понимание, доверие и сотрудничество, формулирую свою педагогическую позицию, главными в которой являются следующие принципы:

1. В присутствии ребёнка не говорить плохо о школе и учителях. Стоит ему почувствовать, что родители недовольны школой, он не только все свои промахи будет сваливать на учителей, но перестанет их уважать и слушать.

2. Помощь классу и школе – это воспитательный момент. Ребёнок видит отношение родителей, и сам проявляет любовь к школе, что положительно сказывается на его учёбе и взаимоотношениях в коллективе.    

3. Воспитание – сложнейший процесс, не существует готовых рецептов, надо искать свои, не пренебрегая опытом других.

4. Воспитывают не слова, а поступки. Родители должны быть образцом того поведения, которого требуют от ребёнка.

Описание проекта.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Большую роль в жизни ребенка играют традиции. 

Задача школы – формировать традиции в классном коллективе. В этом случае класс будет сплоченным и дружным. Так же можно придумать специфичные для класса традиции. 

Традиции класса - это нормы коллективной школьной жизни, которые воплощают обычаи и желания детей. Существуют большие и малые традиции.

Большие традиции - это яркие массовые события, но достаточно редко происходящие. Таковыми, например, можно считать школьные праздники. Также можно придумать и специфичные для класса большие традиции.   

Малые традиции – более будничные, повседневные. Например, ежедневная зарядка, особый ритуал прощания, совместный обед в столовой, интересное проведение большой перемены.

Со временем одни традиции сменяют другие в соответствии с возрастом детей, степенью сплоченности коллектива, потребностями ребят. Кроме того, для того, чтобы сформировать традиции классного коллектива, педагог в начале обучения должен познакомить учеников со школьными традициямиС этой целью проводится экскурсия по школе для учеников. Ребята знакомятся со специальными помещениями: столовая, медкабинет, спортзал, кабинет директора. В ходе экскурсии нужно объяснить ребенку, как нужно поступить, если он оказался в той или иной затруднительной ситуации. Например, если ты не приходишь в школу, ты должен сообщить об этом классному руководителю, если ты опаздываешь на урок, то прежде, чем зайти, нужно постучаться, а затем извиниться и тихо пройти на свое место. Вследствие принятия общешкольных традиций, не составит труда сформировать – классные. Все традиции должны быть направлены на то, чтобы воспитать в ребенке самостоятельную, думающую и ответственную личность.

Принципы формирования традиций детского коллектива:

- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. 

- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

- Диалогичность в общении учащихся между собой и учащихся с педагогом.

- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

- Использование чувства юмора, как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

- Теплое отношение участников коллектива.

- Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Я, как классный руководитель, в своей работе с учащимися опираюсь на следующие принципы:

1.Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

2.Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

3.Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.

3.Свобода участия – учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии.

4.Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

4.Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

5.Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Добрые отношения в классе между детьми способствуют формированию дружной классной семьи, создают мягкий микроклимат в классе. 

Считаю, что на первой стадии формирования традиций классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. И тут невероятно важным является способность увидеть те личностные качества детей, которые будут положены в основу системы традиций, которую надо выстраивать в классе.

Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:

  • знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.

разъяснение правил поведения в различных ситуациях.

совместная с учащимися выработка законов жизни в классе.

Например:

  1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

  2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.

  3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.

  4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

  5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей

Традиции класса.

В классе я вместе с родителями формирую самые различные традиции.

Например:

  • традиция работы с дневниками учащихся;

выступления переносного кукольного театра;

поддержка ребят, которые часто болеют;

традиция поздравления именинников;

выпуск тематических классных газет;

сменная выставка лучших творческих работ учащихся;

путешествия в страну Читалию;

еженедельный классный час-совместное творческое дело.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • Праздник рождения класса;

День именинника;

День юмора;

Масленица;

День Святого Валентина;

День Матери;

Осенний и весенний фестивали;

День пожилого человека;

Международный женский день;

День защитника Отечества;

Здравствуй, Новый год!

Прощание с Азбукой;

Прощание с 1 классом;

Литературные гостиные;

Прощание с 4 классом;

День Учителя;

День Знаний и т. д.

Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.

Рабочий план реализации проекта

Методы реализации проекта

 метод педагогического наблюдения

 метод убеждения, беседы

 метод анкетирования

 метод коллективного творчества

 метод товарищеского и педагогического воздействия

 метод личного примера

Деятельность по реализации проекта:

  • Система «Тематические классные часы».

Работа переносного театра кукол

Проведение концертов и народных праздников

Сотрудничество с Донецкой республиканской библиотекой для детей им. С.М.Кирова

Система мероприятий через школьную библиотеку.

Традиционные школьные фестивали.

Выставки творческих работ.

Экскурсии.

Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)

Участие в городских мероприятиях.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

  • разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;

приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;

вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

 Создание единого благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию классного коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.

 Организация работы детского коллектива, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании начальной ступени в общешкольном коллективе школы.

Привлечение активного и инициативного будущего подросткового коллектива, имеющего образовательную и воспитательную силу к формированию ученического самоуправления.

 Воспитание классного коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, края, города.

Оценка эффективности проекта (критерии и показатели результативности)

Социальная ответственность, нравственность и патриотизм;

Умение адаптироваться в современном мире;

Сформированность индивидуальности личности;

Сформированность классного коллектива;

Уровень развития классного коллектива;

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и результатами воспитательного процесса.



Оценка рисков и мероприятия по их минимизации

Риски

Меры по минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение участников к реализации проекта.

  • разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех участников проекта;

  • проведение обучающих семинаров, мастерклассов, круглых столов для участников;

  • индивидуальная работа с участниками;

  • оптимизация процесса для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах.

Недостаточная квалификация или отсутствие узких специалистов

Повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Отказ участников от работы над проектом

Привлечение других участников

Дальнейшее развитие проекта

Перейдя в 5 класс учащиеся продолжают традиции, заложенные в начальной школе. Пройдут года, но и через много лет учащиеся будут вспоминать, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классными руководителями, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Система контроля за ходом реализации проекта

Контроль над реализацией проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Заключительные положения.

Данный проект размещен на сайте https://multiurok.ru/malyarevskaya/



Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 2008 г.

2. Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1, 2.

3.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Степанова Е.Н.. Творческий центр «Сфера», Москва - 2003г.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.

5. Журналы «Классный руководитель» 2005г.

6. Классное руководство: рабочие диагностики. Н.Е. Щуркова «Педагогическое Общество России» Москва – 2004г.

7. Классный руководитель в современной школе. Учебно-методическое пособие под ред. П.А. Шептенко, С.М. Чернеченко, Г.А. Ворониной. БГПУ Барнаул – 2006г.

8. Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель: Л.Д. Гуткина. Центр «Педагогический поиск», М – 2003г Новое воспитание. Н.Е. Щуркова, «Педагогическое Общество России» Москва – 2005г. Новые родительские собрания 1-4 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО», М- 2007г.

9.Практическое воспитание в школе (часть 1) .В.М.Лизинский, центр «Педагогический поиск» Москва – 2004г.

10. Ресурсы интернет – сайтов.

11. Трудный выбор классного руководителя. Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. С.В. Барышникова, Издательство «КАРО», Санкт-Петербург - 2005г.