Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования спортивная школа «Дорожник»
г. Каменки Каменского района Пензенской области
(МБОУ ДО СШ «Дорожник»)
Проект
«Воспитательная работа:
беседы, соревнования, каникулы»
Руководитель проекта: Круглова М.В.
г. Каменка, 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование Проекта – «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы».
Разработчик Проекта – Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа «Дорожник» г. Каменки.
Партнеры Проекта:
- общеобразовательные учреждения г. Каменки;
- учреждения дополнительного образования детей.
Целевая группа – воспитанники МБОУ ДО СШ «Дорожник», родители (законные представители).
Сроки реализации проекта – 2018-2019 учебный год.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: 01.09.2018 г. – 31.12.2018 г.
2. Основной этап: 01.01.2019 г. – 31.05.2019 г.
3. Заключительный этап: 01.06.2019 г. – 23.06.2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Процесс воспитания должен обновляться на основе качественного нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта, включает формирование разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.
Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность. Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.
Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.
Деятельность МБОУ ДО СШ «Дорожник» направлена на:
обеспечение детей качественным дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности;
всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;
приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;
формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.
Обеспечить условия реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, а также воспитательных и развивающих программ и услуг, удовлетворяющих современные образовательные потребности детей, соответствующие законам РФ, гармоничное включение в данный процесс детей, ориентацией на их собственный выбор, успешный рост личных достижений, развития мотивации личности к познанию, творчества и профессионального самоопределения.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:
• цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
• деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующего и в ней участвующий;
• отношения, рождающиеся в деятельности и в общении, интегрирующий субъект в некую общность;
• среда системы, освоенная субъектом;
• управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Направления воспитательной работы с учащимися
Воспитание гражданина и патриота
Воспитание ответственного отношения к учебе
Развитие творческихспособностей детей.
Профориентация
Физическое воспитание
Работа с родителями
Трудовое воспитание.
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, правовое воспитание учащихся, антиалкогольное и антинаркотическое воспитание
Развитие системы самоуправления
В процессе формирования личности, воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива школы и требуют от тренеров максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности воспитанника, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Поэтапное создание в школе условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего здоровья,
научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей или отказа от нереальных планов;
развивать основные физические способности,
укреплять здоровье воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (сентябрь 2018 г - декабрь 2018 г)
Его цель: пробудить творческую активность у тренеров-преподавателей, обучающихся, родителей; выработать единую методическую тактику в школе; связать воедино звенья цепи: педагоги, обучающиеся, родители, общественность.
Задачи:
создание и объединение детей в спортивные коллективы;
изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;
изучение состава учащихся, выявления ученического и родительского актива;
изучение социума;
повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для развития спортивных успехов.
Основные мероприятия:
Разработка спортивного проекта «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы».
Презентация спортивного проекта «Воспитательная работа:
беседы, соревнования, каникулы» на педагогическом совете.
3. Разработка и утверждение Положений
- спортивного праздника «Торжественный прием вновь поступивших в школу»;
- открытого Первенства по видам спорта;
- спортивного праздника «Проводы выпускников»
4. Организация Доски почета «Гордость школы» для обучающихся, успешно сочетающих спорт, учебу и общественную активность.
2 этап – практический (январь 2019 г - май 2019г)
Его цель: определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы
Задачи:
совершенствование всех задач первого этапа;
сохранение школьных традиций;
развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
Основные мероприятия.
1. Спортивный праздник «СТАРТ» (старт началу проекта):
- представление и напутственные слова;
- слайдовая презентация «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»;
- спортивные эстафеты;
2. Публикация материалов проекта на сайте;
6. Проведение соревнований; спортивно-массовых мероприятий, спортивных праздников;
7. Формирование и подготовка сборных команд для участия в соревнованиях.
3 этап – обобщающий ( июнь 2019 г)
Цель: обеспечить надежные качественные результаты образовательного и воспитательного процесса в условиях его вариативности.
Задачи: создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.
Педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи, района.
Основные мероприятия.
1. Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры».
2. Подведение итогов реализации проекта «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы».
Каникулярная работа: летний лагерь, сборы.
Цели: способствовать формированию отношений товарищеской заботы старших о младших, о знакомых и незнакомых, о близких и далеких людях, о природе, об окружающем мире для улучшения себя и мира вокруг.
Мы должны воспитывать человека, т.е. создать условия для расцвета его индивидуальности, осуществления заложенных в нем природой дарований и способностей.
Работа с родителями.
1. Родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем.
2. Беседы, лекции связанные с проблемами воспитания.
3.Традиционные разговоры с родителями по телефону
(сообщения об удачах и нет, о пропущенных занятиях по причине и без, и т.д.)
4. Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам здоровья ребенка (гигиена, режим тренировок, режим питания, отдыха и т.д.)
5. Консультация, анкетирование детей и родителей
6.Совметные встречи детей и родителей
(организация спортивно-массовых мероприятий, праздников, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в жизнь секции, отделения.
7.Организация встреч с работниками милиции с целью профилактики первичных правонарушений.
(беседы - направленные на повышение бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой).
Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:
развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;
оптимизация межличностных отношений;
сплочение команды.
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм тренера-преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши учащиеся – это будущее нашей страны.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная работа на занятиях:
развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства;
развитие приемов и способов самопознания:
а) самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);
б) самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели).
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием вновь поступивших в школу;
проводы выпускников;
просмотр соревнований и их обсуждение;
регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
проведение тематических праздников;
встречи с выпускниками школы, а так же с ведущими спортсменами области;
экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;
тематические беседы;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов.
Соревновательная деятельность.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учащихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни.
Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения, невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если его этот результат не удовлетворяет.
Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их сознанию. Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство.
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.
Ожидаемые результаты от реализации Проекта.
Реализация проекта «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы» в намеченные сроки
- позволит существенно увеличить количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, который главным образом является важным средством формирования привычки здорового образа жизни человека;
- создаст реальную возможность для отбора талантливых детей и подростков в учреждения спортивной направленности города Каменки;
- повысит деловую и спортивную активности детей и подростков;
- способствует внедрению разнообразных форм и увеличению количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков;
- научит обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей или отказа от нереальных планов.