Профессиональный стресс и стресс-толерантность педагога
I . Стресс как предмет исследования в современной психологии
(от англ. stress – давление,
напряжение) - обширный круг
состояний человека, возникающих в
ответ на чрезвычайные или
экстремальные события,
обстоятельства жизнедеятельности,
стрессогенные факторы внешней
среды
Термин «стресс» впервые был введен канадским врачом Г. Селье, который в 1936 г.
сформулировал гипотезу общего адаптационного синдрома (активности) организма в
ответ на любое предъявленное требование
Факторы современной жизни, провоцирующие стресс
- Технический прогресс (интернет, сотовые телефоны, ноутбуки и т.д.)
- Комфорт и малоподвижный образ жизни
- Ускоряющийся темп жизни
- Урбанизация
- Возрастание социального неравенства
- Безработица
- Неуверенность в будущем
- Ухудшение качества воды и питания
- Ухудшение экологической обстановки
- и т.д.
По данным Всемирной организации здравоохранения
- За последние 65 лет число неврозов увеличилось в 24 раза
- Смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35-44 лет возросла на 60%
- Болезням стресса особенно подвержены представители профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками
По свидетельству Национального совета здоровья и благосостояния Швеции
- Каждый третий взрослый страдает от недомогания, усталости, нарушения сна, отверженности и тревожности
- У каждого третьего ребенка в возрасте четырех лет имеются симптомы эмоционального неблагополучия (чрезмерная агрессивность, ночные кошмары, страхи и т.д.)
- Каждый десятый человек страдает от алкоголизма
- Две тысячи людей в год кончают с собой и двадцать тысяч совершают попытки самоубийства (при населении 8,3 млн человек)
Стресс как предмет междисциплинарных исследований
Исследование стресса является в настоящее время
одной из наиболее актуальных тем, бурно
разрабатывающейся на стыке биологии, медицины,
экологии, социологии и психологии.
Количество исследований стресса в последние
годы возросло в десятки раз, лидирующими среди них
являются проблемы изучения профессионального стресса ,
организационного стресса, экологического стресса,
семейного стресса и «стресса в индивидуальной жизни »
Проблемные области в современной психологии стресса
- Природа стресса (происхождение и причины)
- Стратегии совладания (копинг-стратегии)
- Личностные ресурсы преодоления стресса
- Методы диагностики и психотехнологии стресса и совладающего поведения
II . Теоретические подходы к изучению стресса
Основные психологические парадигмы в определении стресса
Стресс – это определенная ситуация, объективная среда, внешние факторы, которые могут изменить поведение человека, а его личностная реакция является следствием воздействия данных обстоятельств.
Стресс – это внутреннее состояние, которое переживает человек и которое может трансформироваться и переходить в хронические формы.
Стресс как адаптационный процесс организма (Г. Селье)
Стресс - это
- неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование;
- реакция организма неспецифическая (одинаковая для любых стрессоров), т.к. она связана с активностью гормональной системы и представляет собой кратковременный выброс энергии с целью адаптации организма к возникшей трудности, повышения его сопротивляемости (возрастание частоты сердечных сокращений, учащение дыхания, повышение давления и т.д.)
Методологическая основа теории стресса Г.Селье
Формула поведения в бихевиоризме
S R
- Стресс как реакция организма может быть вызван различными воздействиями, как благоприятными, так и неблагоприятными
- По мнению Г.Селье, «полная свобода от стресса – означает смерть»
Стадии развития стресса по Г.Селье
Виды стресса (по Г. Селье)
Виды стресса в зависимости от характера воздействия и последствий для организма
- Эустресс (от греч. эу – «хороший» ) – положительное активное функциональное состояние, способствующее росту мотивации
- Дистресс (от англ. «горе», несчастье») – дезорганизация и истощение организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов
Психологическая концепция стресса Р. Лазаруса
Стресс наиболее вероятен, если по оценкам
личности есть несоответствие между личностными
возможностями и объективными требованиями
ситуации
Модель возникновения стресса (по Р. Лазарусу)
Современные подходы к исследованию стресса (по А.Б. Леоновой)
III . Проблема профессионального стресса
Профессиональный стресс
многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека
Специфика видов труда как потенциальный фактор стресса
Наиболее стрессогенными являются профессии, связанные с напряженным интеллектуальным трудом, использованием техники, общением с другими людьми, осуществлением руководства и принятием ответственности за решения, монотонная работа, требующая напряженного внимания:
- труд инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий из-за напряжения мыслительных процессов и строгого следования плану;
- управленческий характер труда (руководители, преподаватели и т.п.) из-за неравномерности нагрузок, необходимости принимать нестандартные решения, возможность возникновения конфликтов;
- труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, артистов, художников из-за нерегламентированного графика, высокого нервно-эмоционального напряжения;
- операторский труд из-за высокой ответственности;
- труд наборщиков, контролеров, сборщиков и др. из-за большой нагрузки на мелкие группы мышц, напряжения внимания и т.д.;
- труд медицинских работников из-за большой ответственности, часто в условиях дефицита информации;
- учение как труд
Частота стрессовых ситуаций в зависимости от профессии (в десятибалльной системе) по данным лондонской газеты «Санди таймс»
- Шахтер – 8,3
- Полицейский – 7,7
- Летчик гражданской авиации – 7,6
- Машиностроитель, журналист – 7,5
- Стоматолог, артист – 7,3
- Шофер – 6,8
- Акушерка, кинорежиссер – 6,5
- Пожарник, музыкант – 6,3
- Учитель – 6,2
- Служба отдела кадров – 6,0
- Продавец – 5,7
- Крестьянин, дипломат – 4,8
- Военнослужащий – 4,7
- Работник сферы обслуживания – 4,4
- Инженер, адвокат, секретарь, бухгалтер, парикмахер – 4,3
- Художник, дизайнер – 4,2
- Почтальон – 4,0
- Служащий банка, программист – 3,7
- Священник – 3,5
- Астроном – 3,4
- Работник музея – 2,8
- Библиотекарь – 2,0
Профессиональные стресс-факторы
Дефицит положительных эмоций
Дефицит информации
Модель стресса Р. Лазаруса, М. Борневассера
Разновидности профессиональных стрессов
- Стресс медицинских работников
- Стресс руководителя
- Спортивный стресс
- Информационный стресс в операторской деятельности
- Травматический стресс участников боевых действий
- Педагогический стресс
- Учебный (экзаменационный) стресс и др.
IV . Педагогический стресс
Объективные стресс-факторы педагогической профессии
- Социальная оценка
- Интенсивные нагрузки общения
- Взаимодействие с различными социальными группами
- Ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий)
- Поведение и отношение учащихся
Личностные факторы стресса
Кризисная модель
Активно-преобразующая модель
Физиологические реакции
- мышечное напряжение
- расстройство сна
- быстрое утомление
- нарушение аппетита и др.
- активизация нервной системы
- «безаварийное»
Когнитивные реакции
функционирование соматических
процессов
- предвосхищение отрицательных
- повышение работоспособности
событий
- компетентность в управлении
деятельностью
- обобщение опыта неудачи
- завышенные ожидания и
требования к себе и другим
достижения
- эгоцентризм
- психологическая зависимость
познании
- дивергентное мышление
- самодостаточность
- рефлексия достижений
Кризисная модель
Аффективные реакции
Активно-преобразующая модель
страдание
- воодушевление в работе
- интерес к новизне
- забота и бескорыстное
Поведенческие реакции
поведение
- ложные жизненные выборы
- «лакирование» и сокрытие своих
- гнев и вина
- паника и сгорание
- скука и ирония
- месть и агрессия
- свободное и ответственное
проблем
поведение
окружающими
- готовность к анализу фактов и их
различению
другими
- гибкость решений
- достижение высоких результатов
ответственности и проявления
инициативы
Количество высокотревожных преподавателей в зависимости от педагогического стажа и пола
Виды эмоциональных переживаний в напряженных ситуациях в группах преподавателей с различными показателями эмоциональной устойчивости
Сравнительный анализ профилей эмоций в напряженных ситуациях в группах эмоционально устойчивых и неустойчивых преподавателей
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ (СГОРАНИЕ) -
особое эмоциональное состояние, которое характеризуется:
- истощением физических и умственных ресурсов;
- эмоциональной опустошенностью;
- деперсонализацией;
- ограниченными способностями к достижению.
Часто выгорание появляется у людей, которые длительное время работают в социальной сфере, например, медицинских работников, преподавателей и др. Важной причиной возникновения такого состояния служит наличие крайне идеалистических представлений об этой работе. Когда оно вступает в противоречие с реальностью, человек переживает кризис , результатом которого является снижение самооценки и развитие неуверенности в себе.
Симптомы профессионального выгорания
- Ухудшение чувства юмора
- Пропуск отдыхов и перерывов на обед
- Недостаток времени и отсутствие отпусков, неспособность отказаться работать в выходные
- Учащение жалоб на здоровье: усталость, раздражительность, мышечное напряжение
- Социальное отвержение (отгороженность от сотрудников, знакомых, членов семьи)
- Изменение продуктивности деятельности
- Усиление употребления алкоголя, курения и т.д.
- Внутренние изменения: эмоциональное истощение, снижение самооценки, депрессия, фрустрация, чувство загнанности
Этапы профессионального выгорания
Рекомендации по предотвращению профессионального выгорания
- «Зачем я работаю». Составьте список причин, реальных и абстрактных, которые заставляют Вас работать. Определите мотивационную ценность и значение своей работы.
- «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите, чем Вам нравится заниматься в убывающей последовательности. Вспомните, когда Вы в последнее время этим занимались.
- Создайте группу поддержки. Регулярно встречайтесь с друзьями и сотрудниками.
- Начните заботиться о своем физическом здоровье
- Начните заботиться о своем психологическом здоровье: тренинги, релаксация, ведение переговоров, управление временем.
- Делайте каждый день какую-нибудь глупость (покатайтесь на велосипеде, поиграйте «в классики», погримасничайте). Расслабьтесь и улыбнитесь.
[ Д. Гринберг Управление стрессом ]
V . Развитие ресурсов стресс-толерантности
Стресс-толерантность
целостная характеристика личности, которая обеспечивает ее стабильность в стрессогенных условиях
Внутренние ресурсы стресс-толерантности
Контроль жизненных ситуаций
- Выявление ненужных стресс-факторов с помощью самоанализа и по возможности устранение их
- Осознание и контроль ежедневных бытовых проблем
- Контроль питания
- Управление временем
- Какие стрессовые ситуации возникают в вашей жизни? Возможно, не хватает времени на запланированные дела. Возможно, трудности в принятии решений. Возможно, раздражение, вызываемое коллегами. Возможно, предстоящая крупная покупка. Запишите подобные жизненные ситуации:
- Что Вы можете сделать, чтобы устранить стрессовую ситуацию или же сделать ее менее стрессовой.
Правила питания, способствующие повышению стрессоустойчивости организма
- Увеличение в рационе овощей и фруктов
- Употребление пищи, богатой витаминами В и С
- Ограничение употребления кофеина, сахара и продуктов, содержащих переработанную муку
- Уменьшение потребления пищи, насыщенной жирами
- Ограничение алкоголя
Управление временем
- Оцените то, как вы проводите время
- Установите цели и определите приоритеты
- Планируйте свое время
- Научитесь отказывать
- Ознакомившись с задачей, выполняйте ее сразу, не откладывая на потом
- Не берите на себя всю работу, доверяйте часть дел окружающим
[ Д. Гринберг Управление стрессом ]
Регуляция восприятия и оценки стрессовых ситуаций
- Более полное восприятие жизненных событий
- Целостное восприятие любых жизненных ситуаций
- Восприятие ситуаций неудач в контексте жизни в целом
- Благодарное отношение к жизни
- Отношение к неприятностям с юмором
- Отношение к стрессовым ситуациям не как к проблемам , а как к задачам , которые можно решить
- Необобщение опыта отдельных неудач для оценки своей личности в целом
Развитие личностных ресурсов стрессоустойчивости
- Снижение иррационального страха (тревожности)
- Снижение внутренней суетливости и враждебности; умение прощать
- Эффективный локус-контроля
- Развитие коммуникативных навыков, улучшающих межличностные отношения
- Конструктивное разрешение конфликтов
- Развитие уверенного поведения
- Развитие чувства юмора
- Развитие духовных качеств; з абота об окружающих людях и помощь им, чтобы преодолевать обиды, тревогу, зависть, месть.
- Страх позора, ошибки, критики
- Эмоциональная робость и смущение в контактах с другими
- Неумение потребовать и настоять на своем
- Неумение сказать «нет»
- Хроническое чувство вины
- Чрезмерное стремление соблюдать приличия
- Суждения «долженствования»
- «Ужасающие» суждения
- Суждения «надлежит» и «следует»
- «Порицающие» суждения
- право быть одному
- право на успех
- право получать то, за что платишь
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным
- право быть независимым
- право быть выслушанным и принятым всерьез
- право просить то, что хочешь
- право делать ошибки и быть за них ответственным
- право быть напористым
- право иметь права
- Эмоциональность речи – открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи своих чувств
- Экспрессивность – ясное невербальное выражение чувств и соответствие между словами и невербальными проявлениями
- Прямое и честное выражение своего мнения без оглядки на окружающих
- Персонифицированные высказывания - использование местоимения «я»
- Отказ от неопределенных формулировок («как бы», «кое-какой опыт», «мне кажется» и т.п.)
- Принятие похвалы, комплиментов
- Импровизация - спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот
Ресурсы саморазвития личности преподавателей в новых образовательных условиях
- Инновационная мотивация
- Психологическая готовность жить в «эпоху перемен», понимание психологических трудностей этого процесса
- Преодоление консервативных установок осторожного отношения к изменениям, надежды на власть, доверия более отношениям, чем активным действиям и т.д.
- Эмоциональная устойчивость
Психологические трудности принятия инноваций
Потребности
Психологические трудности
Гомеостатические
Изменение динамических стереотипов, увеличение напряжения (обучение, повышение квалификации, освоение новых технологий и пр.)
Безопасности
Беспокойство о сохранности рабочего места, стресс перемен, возможного понижения статуса, неопределенность, риск и т.д.
Принятия и общения
Сокращение межличностного общения, основанного на симпатиях и антипатиях, принятие в зависимости от производственной эффективности в условиях инноваций и пр.
Самоуважения
Сомнения в своей компетентности, успешности и пр.
Готовность педагогов и студентов к принятию инноваций (Л.Н. Захарова, 2010)
Группы
испытуемых
Актуальные и желательные типы организационной культуры (Камерон К., Куинн Р.)
Клан
А
Учителя
Преподаватели
Ж
30,5
У
31,5
Студенты
Адхократия
38
29,5
22,5
-
У – достоверность различий по критерию Уайта; * - p ≤0,05; ** - p ≤ 0,01;
А – актуальное состояние ОК; Ж – желательное состояние ОК
А
Ж
-
14
20
19
Рынок
17,5
У
-
А
22,5
-
15
Ж
26
-
29
У
23,5
*
18
Иерархия
20,5
20
*
А
Ж
-
21
26,5
27,5
25
-
У
26
-
32,2
-
19,5
**
Способы предотвращения профессионального стресса
- Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».
- Научитесь говорить «нет», когда достигните предела, после которого Вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что вы понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, которые в настоящее время выполняете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы можете отложить до завершения нового задания.
- Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с Вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять Ваши. Научите Вашего босса уважать Ваши приоритеты, Вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.
- Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Не занимайте агрессивно-обвинительную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для Вас противоречивые требования.
Способы предотвращения профессионального стресса (продолжение)
- Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда Вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны для Вас (неопределенность ролей).
- Обсудите чувство скуки или отсутствия интереса к работе со своим руководителем. Не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
- Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Не обедайте на работе и не задерживайтесь подолгу после того, как Вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой
Рекомендации для руководителей по предотвращению стресса у сотрудников
- Оцените способности, потребности и склонности работников и попытайтесь выбрать объем и темп работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают.
- В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.
- Разрешайте работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.
- Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения работы.
- Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.
- Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации
- Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
- Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
Меры, принимаемые зарубежными компаниями для борьбы со стрессом у сотрудников
- Компании предлагают своим работникам гибкий график.
- Предлагают сотрудникам программы по уходу за детьми, родителями, бабушками, дедушками. По статистике одного из американских банков – это сэкономило 825 000 долларов.
- Предлагается бесплатный массаж на рабочем месте.
- Предоставляется бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик.
- Предлагаются бесплатные обеды с собой домой для ужина с домочадцами.
- Хороший бизнес – это ответственность за стресс сотрудников.