Рассмотрена Методическим объединение учителей «_____»_____2016 г | Согласовано заместителем директора по УВР «___»______ 2016г. | | Утверждаю Директор школы ______ Л.Н. Прогонюк «___»__________2016г |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 города Сургута
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
Модифицированная по количеству часов.
Возраст участников - 5, 6 классы Составитель: Учитель ОБЖ
Срок реализации программы 1 год Г.Г. Воронов
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенные чрезвычайные ситуации ежегодно приводят к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров –
из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности, патриотизма и получение первоначальных знаний и умений военной подготовки.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5 и 6 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- военизированная пожарная часть;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3.Сведения о различных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре. Знаки пожарной безопасности.
6. Средства индивидуальной защиты.
7. Знаки различия и воинские звания.
8. Характеристики АК-74, разборку-сборку.
9. Основы строевой подготовки.
УМЕТЬ:
1.Пользоваться спичками.
2.Эвакуироваться из здания школы.
3.Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5.Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
6. Выполнять команды по строевой подготовке.
7. Выполнять неполную разборку-сборку автомата.
8. Пользоваться СИЗ.
ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
Вводное занятие.
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
Цели и задачи пожарной охраны.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
Причины пожаров в жилом доме.
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
Спички - детям не игрушка.
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место
хранения спичек.
Действия при возникновении пожара.
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из
помещения.
Противопожарная безопасность в школе.
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных
мастерских, на детских праздниках и утренниках.
Эвакуация при пожаре из здания школы.
План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути
эвакуации школьников при пожаре.
Участие в конкурсе «Служба спасения 01».
Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды
и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
Виды и назначение огнетушителей.
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных
сооружениях, в парках культуры и отдыха.
Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних
праздников.
Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
16. Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
Огневая подготовка. Устройство и характеристика АК-74. Неполная разборка-сборка.
Знаки пожарной безопасности.
Знаки для использования на путях эвакуации.
19. Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление
100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
20. Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение
строевым шагом в составе отделения.
21. Противопожарная профилактика.
Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение
бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
22. Соревновательная деятельность.
Участие в соревнованиях среди ДЮП.
23. Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 полугодие
№ | Темы занятий | Количество часов | дата |
1 | Вводное занятие. | | |
2 | Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | 1 | |
3 | Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. | 1 | |
4 | Причины пожаров в жилом доме | 1 | |
5 | Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. | 1 | |
6 | Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | 1 | |
7 | Спички - детям не игрушка. | 1 | |
8 | Действия при возникновении пожара | 1 | |
9 | Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. | 1 | |
10 | Противопожарная безопасность в школе. | 1 | |
11 | Эвакуация при пожаре из здания школы. | 1 | |
12 | Участие в конкурсе «Служба спасения 01». | 1 | |
13 | Первичные средства пожаротушения | 1 | |
14 | Виды и назначение огнетушителей | 1 | |
15 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | 1 | |
16 | Устройство и характеристики АК-74 | 1 | |
17 | Травмы, полученные при пожаре. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. | 1 | |
итого | | 17 | |
2 полугодие
№ | Темы занятий | Количество часов | |
1 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | |
2 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | |
3 | Последовательность разборки-сборки АК-74 | 1 | |
4 | Средства индивидуальной защиты | 1 | |
5 | Противопожарное оборудование и техника | 1 | |
6 | Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России | 1 | |
7 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | |
8 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | |
9 | Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | |
10 | Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. | 1 | |
11 | Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения. | 1 | |
12 | Практическая работа: основы строевой подготовки | 1 | |
13 | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 1 | |
14 | Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний | 1 | |
15 | Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарной и физической подготовке. | 1 | |
16 | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 1 | |
17 | Подручные средства пожаротушения | 1 | |
18 | Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию. | 1 | |
итого | | 35 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы занятий | Количество часов | дата | Тип занятия | результат |
5кл | 6кл |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | 1 | | | инструктаж | Соблюдение ТБ |
2 | Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. | 1 | | | Экскурсия, беседа | Комфорт в ДЮП |
3 | Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. | 1 | | | лекция | |
4 | Причины пожаров в жилом доме | 1 | | | лекция | Уметь предупреждать |
5 | Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. | 1 | | | лекция | Уметь предупреждать |
6 | Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | 1 | | | лекция | Уметь предупреждать |
7 | Спички - детям не игрушка. | 1 | | | лекция | |
8 | Действия при возникновении пожара | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
9 | Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
10 | Противопожарная безопасность в школе. | 1 | | | беседа | Знать и уметь |
11 | Эвакуация при пожаре из здания школы. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
12 | Участие в конкурсе «Служба спасения 01». | 1 | | | комбинированный | победа |
13 | Первичные средства пожаротушения | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
14 | Виды и назначение огнетушителей | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
15 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | 1 | | | лекция | Знать и уметь |
16 | Устройство и характеристики АК-74 | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
17 | Травмы, полученные при пожаре. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
18 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
19 | Использование средств тушения пожаров. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
20 | Последовательность разборки-сборки АК-74 | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
21 | Средства индивидуальной защиты | 1 | | | Лекция и демонстрация | Знать и уметь |
22 | Противопожарное оборудование и техника | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
23 | Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России | 1 | | | комбинированный | Заинтересовать |
24 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
25 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
26 | Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | | | комбинированный | Приобрести навыки |
27 | Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. | 1 | | | Лекция и демонстрация | знать |
28 | Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения. | 1 | | | комбинированный | знать |
29 | Практическая работа: основы строевой подготовки | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
30 | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 1 | | | беседа | знать |
31 | Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
32 | Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарной и физической подготовке. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
33 | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 1 | | | комбинированный | Знать и уметь |
34 | Подручные средства пожаротушения | 1 | | | лекция | знать |
35 | Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию. | 1 | | | беседа | Оценка полученных знаний и умений |
итого | | 35 | | | |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авторская программа «Дружина юных пожарных» Н. Н. Байкова.
2. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
3. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
4. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
5. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.
7. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г
8. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
9. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской
Федерации».
10. Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Научно-методическая деятельность ИРО ХМАО.
11. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.