Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, реализующее адаптированные образовательные программы. Школа интернат 2.
Программа внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Духовно-нравственное направление
Автор:
Кабанова Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в 2016-2017 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся детей - инвалидов, в данной ситуации слепых и слабовидящих учащихся.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
В ее содержание входит программа внеурочной деятельности «Дорогою добра», которая разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей на основании письма от 11.12.2006г. № 06-1844 Министерства образования и науки РФ департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.
Программа предназначена для слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать слепого и слабовидящего учащегося, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Программа духовно-нравственного развития «Дорогою добра», воспитания слепых обучающихся направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализацию, организацию нравственного уклада школьной жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной - педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Педагогическая целесообразность данного курса для слепых и слабовидящих младших школьников обусловлена особенностями их психофизического развития, индивидуальных возможностей, разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить духовность личности, закрепить нравственные нормы поведения в обществе, сформировать правовое сознание и поведение в обществе помочь воспитаннику в выборе жизненной позиции, самостоятельной выработке идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в современном мире.
Целью программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, конкурентоспособного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания слепых и слабовидящих обучающихся:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности;
укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей;
развитие трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма;
пробуждение веры в Россию;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся осуществляется по следующим направлениям, включающим духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей школе; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; тполикультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; знание своих прав и обязанностей.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; социальные контакты; общение, самопознание, знания о другом человеке, самостоятельность, независимость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:
Ценности: уважение к родителям; забота о старших и младших; физическое и психическое здоровье, физическое самосовершенствование; стремление к здоровому образу жизни; нравственное здоровье; охрана остаточного зрения, социально-бытовая активность; социально-бытовая независимость, мобильность.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду и творчеству; настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового.
- Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; чувство нового.
- Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; чувство нового.
Реализация перечисленных направлений, включающих духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны, способствует личностно-социальному развитию слепых и слабовидящих обучающихся, их социализации.
Планируемый результат:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни;
сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения, по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
метод наблюдения;
не персонифицированные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
диагностический инструментарий подобранный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические средства и формы:
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
просмотр кинофильмов (тифлоперевод), мультфильмов, презентаций, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч, прослушивание аудиокниг;
участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Материально-техническая база.
На базе школы-интерната имеются необходимые материально-технические ресурсы: библиотека, мобильный класс, мультимедийное оборудование, открытый доступ к ресурсам сети Internet ,а так же соответствующее тифлооборудование.
Состав участников:
Программа курса ориентирована на слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов. Оптимальный состав группы – 5-12 человек.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования школы-интернат №2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сроки и место реализации программы.
Программа является средством реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся на ступени начального образования в течение 2016-2017 учебного года и рассчитана в каждом классе на 33-34 занятия за год (1 раз в неделю).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Дорогою добра» предназначена для слепых и слабовидящих учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особых образовательных потребностей от первого к четвертому классу:
«Школьный и внешкольный этикет»
усвоение нравственных норм, правил, требований;
формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
«Правила общения. Культура внешнего вида»
формирование культуры нравственного поведения;
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
овладение основами нравственного самовоспитания;
«О трудолюбии»
воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
«Счастье семьи»
формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
повышение значения семейных, государственных ценностей;
«Как прекрасен этот мир»
раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
«Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
выработка оценочных моральных принципов, представлений;
воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.
Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.
Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРИКАЗ N 1598 от 19 декабря 2014 г.)