Муниципальное образование «Хилокский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 с.Хушенга
Рассмотрено МО Протокол № «____»_______20____г. Руководитель МО ________ Т.С.Калганова | Согласовано ЗДУВР МБОУ СОШ № 17 с. Хушенга _________ Л.Д.Богданова «____» ________20____г. | Утверждаю Директор М МБОУ СОШ № 17 с. Хушенга __________Н.В. Пуртова «____» ________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
( уровень базовый)
10-11 класс
(срок реализации программы 2 года)
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Липсиц И.В. Экономика 10- 11 кл: М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012г.
Разработала:
Большакова Альбина Михайловна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Липсиц И.В. Экономика 10- 11 кл: М.,ВИТА-ПРЕС С, 2012г.
Данная программа ориентирована на учебник Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10- 11 кл. общеобразоват. учрежд./ - М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012г.
Данная программа обеспечивает изучение курса экономики учащимися 10-11классов на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В 10 классе экономика изучается при 1 часе в неделю(34 часа в год) и в 11 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1)Базисный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный МО РФ № 1312 от 09.03.2004;
2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 № 1089;
3) Авторская программа Липсиц И.В. Экономика 10- 11 кл: М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012г. 4)Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №17 с, Хушенга
5)Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования РФ на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07. 12. 2005г.
Цель:
Систематизация и углубление системы знаний об экономической деятельности и об экономике России .
Задачи курса:
1.Сформировать у учащихся гражданское образование, экономический образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
2.Воспитать у учащихся ответственность за принятие экономических решений, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
3. Создать условия для формирования умений: получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения.
4.Сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Экономики» ученик сможет:
- понимать что такое: функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
сформируются у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Содержание курса
Экономика- 68 ч.
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Бегенеева Т.П Поурочные разработки по экономике(базовый уровень) 10-11 классы, издат.ВАКО 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
Используемые сайты по предмету:
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.оge.edu.ru – Портал Огэ (информационной поддержки ОГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал;
www.school.ort.spb.ru/hystory.html - методическая электронная библиотека учителей истории;
www.school-collection.edu. ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
mega.km.ru - энциклопедии Кирилла и Мефодия;
11. www.encyclopedia.ru - Мир энциклопедий;
12 ru.wikipedia.org -- Википедия - свободная энциклопедия;
Тематическое планирование по экономике - 10 класс
№п\п | Название темы | Д/р | Дата проведения |
План факт | |
1. | Введение. | С.6 | | |
1.Главные вопросы экономики (2 ч.) |
2. | Что такое экономика. | § 1 | | |
3. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | § 2 | | |
2. Типы экономических систем и различия между ними (5 ч.) |
4. | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | § 3 | | |
5. | Рыночная система. | § 4 | | |
6. | Командная экономическая система | § 5 | | |
7. | Причины возникновения смешанной экономической системы. | § 5 | | |
8. | Контрольная работа № 1 | | | |
3. Силы, которые управляют рынком (2часа) |
9. | Что такое спрос | § 6 | | |
10. | От чего зависит предложение товаров | § 7 | | |
11. | Семинар: Спрос и предложение в условиях рыночной системы. | С.53 | | |
4.Как работает рынок (2 часа) |
12 | Формирование рыночных цен. | § 8 | | |
13. | Рынок на практике, или как реально организована торговля. | § 9 | | |
5. Мир денег (2 часа) |
14. | Причины возникновения и формы денег. | § 10 | | |
15. | Функция денег в современной экономике. | § 11 | | |
16. | Практическая работа: Мир денег | | | |
7. Банковская система (3 часа) |
17. | Причины появления и виды банков | § 12 | | |
18. | Принципы кредитования | § 13 | | |
19. | Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | § 14 | | |
8.Человек на рынке труда (4 ч.) |
20. | Экономическая природа рынка труда | § 15 | | |
21. | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | § 16 | | |
22 | Практическая работа: Человек на рынке труда | с.108 | | |
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) |
23-24. | Профсоюзы и трудовые конфликты | § 17 | | |
25. | Как можно сократить безработицу. | § 18 | | |
Рынки ресурсов |
26 | Сбережения и их превращение в капитал. | § 19 | | |
27 | Устройство рынка капитала. | § 20 | | |
28-29 | Особенности функционирования рынка земли. | § 21 | | |
10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.) |
30. | Причины безработицы. | § 22 | | |
31 | Виды безработицы. | § 22 | | |
32. | Как можно сократить безработицу | § 23 | | |
33. | Обобщение по курсу. | Терм, понят. | | |
34. | Контрольная работа № 4 | | | |
Тематическое планирование для 11 класса
№п\п | Название темы | Домашняя работа | Дата проведения урока |
11.Что такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) |
1 | Зачем создаются фирмы | § 24 | |
2-3 | Экономические основы деятельности фирмы. | § 25 | |
4-5 | Предприниматель и организации фирмы. Условия организации успешного бизнеса. | § 26 | |
6 | Контрольная работа №1 | | |
12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) |
7 | Доходы и расходы семей. | § 27 | |
8 | Влияние инфляции на семейную экономику. | § 28 | |
9 | Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. | § 29 | |
10 | Практическая работа: Как семьи получают и тратят деньги | | |
Экономические задачи государства(6ч.) |
15 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | §30 | |
16 | Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. | §31 | |
17 | Макроэкономические процессы в экономике страны. | §32 | |
18 | Инфляция и методы ее подавления. | §33 | |
19 | Экономическая политика государства | §34 | |
| Практическая работа: Экономические задачи государства | с 230 | |
Государственные финансы (2 ч.) |
20 | Налоги как источник доходов государства | §35 | |
21 | Как формируется и расходуется государственный бюджет | §36 | |
16. Экономический рост (4 ч.) |
24 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить. | §37 | |
25 | Какие экономические проблемы тревожат человечество в ХХIв. | §38 | |
26 | Практическая работа: Экономический рост. | С257 | |
17. Организация международной торговли (5 ч.) |
29 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | §39 | |
30 | Валютный рынок и конвертируемость валют | §40 | |
31 | Внешняя торговля России и проблемы её развития | Зап в тет | |
32 | Контрольная работа № 2 | С.270 | |
33 | Решение экономических задач. | Зап в тет | |
34 | Обобщение по курсу. | | |
Распределение часов, количество контрольных и практических работ:
Класс | Всего часов | Контрольных работ | Практических работ |
10 | 34 | 2 | 2 |
11 | 34 | 2 | 2 |
Оценочные практические работы в 10 классе:
1.« Человек на рынке труда.»
2. «Мир денег»
Оценочные практические работы в 11 классе:
1. «Экономические задачи государства».
2. «Экономический рост».
3. Как семьи получают и тратят деньги
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
2 .Оценка «4»ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-40 %
Оценка «2» - 40-20 %