МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
программы кружка Юного краеведа.
Программа кружка «Юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе для учащихся 1-2 классов . В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но ещё не осознают её эстетического, санитарно-гигиенического, научно – познавательного значения. А также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникновение изменений из-за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием на окружающую среду.
Цель программы:
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1.Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
2.Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
3.Формирование положительной мотивации в общественно – полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать.
Теоретические занятия чередуются с экскурсиями, которые проводятся на территории школы, деревни. Важную роль играет посещение библиотеки.
На занятиях проводится демонстрация фотографий, видеофильмов, презентаций, используется раздаточный материал.
Всё это позволяет учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость её охраны и бережного отношения к ней.
Цель 1-го года обучения:
Формировать интерес к изучению природы родного края.
Задачи 1-го года обучения:
1.Расширить знания учащихся об окружающем мире.
2.Сформировать первичные навыки правильного поведения в природе.
3.Учить проводить наблюдения за объектами природы.
Содержание программы:
1.Растительный мир. Знакомство с растениями родного края.
2.Мир насекомых. Знакомство с насекомыми родного края.
3.Обитатели воздушного пространства. Знакомство с птицами родного края.
4.Звери, обитающие на территории Московской области.
5.Охрана природы родного края.
Программа 1 –го года обучения рассчитана на 34 часа.
Программа предполагает различные формы определения результатов: творческие задания, викторины, конкурсы, выставки творческих работ.
По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать: смену времён года, представителей животного и растительного мира Подмосковья, формы охраны природы.
Обучающиеся должны уметь: вести простейшие наблюдения в природе, устно описывать объекты природы, называть наиболее распространённых животных и растения, соблюдать правила поведения в природе.
Программа 1-го года обучения:
Раздел 1.Растительный мир. Знакомство с растениями родного края.
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, знакомство с растениями.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Растения, произрастающие на территории нашей школы. Плоды растений. Охрана растений.
Формы занятий: беседа, эвристическая беседа, экскурсия, работа по созданию аппликации из собранных растений.
Основные понятия: растения, плоды, комнатные растения, сорняки.
Раздел 2.Мир насекомых. Насекомые Московской области.
Цели и задачи:
Усвоение основных понятий раздела. Формирование умений выявлять насекомых.
Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Где и как зимуют. Насекомые московской области.
Формы занятий: Эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, наблюдение в природе.
Основные понятия: Насекомые.
Раздел 3.Обитатели воздушного пространства. Птицы Московской области.
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умения правильно вести себя в природе. Корм для птиц.
Содержание: Птицы. Птицы Московской области. Как зимуют птицы?
Формы занятий: эвристическая беседа, экскурсия в природу, наблюдение.
Основные понятия: птицы. Кочующие, осёдлые, перелётные, водоплавающие.
Раздел 4. Звери, обитающие на территории Московской области.
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах, формирование умения выделять виды животных по соответствующим признакам.
Содержание: Животный мир. Звери, обитающие на территории Подмосковья. Дикие и домашние животные. Охрана животных.
Формы занятий: эвристическая беседа, презентация (слайд – шоу0, познавательная игра.
Основные понятия: животные, дикие животные, домашние животные, хищники.
Раздел 5.Охрана природы родного края.
Цели и задачи: усвоение основных понятий, формирование знаний законов об охране природы.
Содержание: Красная книга России и Подмосковья.
Формы занятий: беседа, выполнение творческих заданий.
Основные понятия: зоопарк Москвы, заповедники.
Список дидактических и методических материалов к программе кружка «Юный краевед»
Карточки – задания, викторины, кроссворды, ребусы, загадки, загадки с подсказкой, загадки – обманки, сказки, ситуации.
Календарно – тематическое планирование.
Название темы | Количество часов ( теория) | Количество часов (практика) | Всего |
Вводное занятие: Что такое природа? Правила техники безопасности. | 1 | | 1 |
Растительный мир.( общие понятия. Травы , кустарники, деревья. Растения на территории моей школы и деревни. | 1 | 1 | 2 |
Экскурсия «Где растут деревья?» | | 1 | 1 |
Разноцветные плоды растений | | 1 | 1 |
Осенние краски природы(смена окраски листьев, листопад, сбор и хранение листьев) | | 1 | 1 |
Осенний праздник | | 1 | 1 |
Зелёный мир вокруг нас ( викторина) | 1 | 1 | 2 |
Насекомые | 1 | | 1 |
«Мал золотник да дорог»( Какую пользу приносят насекомые) | 1 | | 1 |
Кто важнее? (викторина – игра «спор насекомых) | | 1 | 1 |
Обитатели воздушного пространства | 1 | | 1 |
Следы птиц (экскурсия) | | 1 | 1 |
Птичка –невеличка. (викторина) | | 1 | 1 |
Животный мир | 1 | | 1 |
Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. | 1 | 1 | 2 |
«Мой друг» | | 1 | 1 |
Звери, обитающие на территории Подмосковья | 1 | 1 | 2 |
В мире животных( викторина) | 1 | 1 | 2 |
Вводное занятие. Охраняемые территории | 1 | | 1 |
Заповедники, заказники, зоопарки. | 1 | 1 | 2 |
Московский зоопарк. Заочная экскурсия. | 1 | 1 | 2 |
Ознакомление с природой ближайшего окружения. | 2 | 2 | 4 |
Обобщение и подведение итогов. | 1 | 1 | 2 |
Итого | | | 34 |
Программа кружка
«Школа юного краеведа»
для учащихся 1 класса
Учитель: Панина Марина Ивановна