Пояснительная записка
Программа по физической культуре составлена на основе «Примерных программ общего образования по физической культуре» , авторской программы «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011 г)
Изучение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
— укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
— освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
— обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
— воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, процессов и свойств личности.
Программа рассчитана на 102 учебных часа.
Содержание предмета физическая культура включает следующие разделы:
«Знания о физической культуре»;
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
«Физическое совершенствование»
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно - ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Характеристика возрастных и половых особенностей организма и их связь с показателями физического развития. Опорно – двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Правильная осанка как один из основных показателей физического развития человека. Основные средства формирования и профилактики нарушений осанки и коррекции телосложения. Регулярное наблюдение физкультурником за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом. Учет данных самоконтроля в дневнике самоконтроля.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения технике двигательных действий. Двигательные умения и навыки как основные способы освоения новых двигательных действий (движений). Техника движений и ее основные показатели.
Появление первых примитивных игр и физических упражнений. Физическая культура в разные общественно – экономические формации. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр древности (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители).
Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Сведения о Московской олимпиаде 1980 года и о зимней Олимпиаде в Сочи.
Летние и зимние Олимпийские игры современности. Двухкратные и трехкратные отечественные и зарубежные победители Олимпийских игр.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения — близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики ( 21 ч). Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках (юноши). «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад (девушки).
Передвижение по гимнастическому бревну (девушки): ходьба со взмахом ног (до конца бревна), поворот на носках в полуприсед, стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед, полушпагат, из стойки поперек соскок прогнувшись.
Опорный прыжок. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (30 ч.). Совершенствование техники в беговых (спринтерский, эстафетный и кроссовый бег), прыжковых (прыжок в длину и высоту с разбега) упражнениях.
Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол (18 ч). Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Бросок двумя руками от головы с места. Бросок одной рукой от плеча. Вырывание, выбивание мяча, перехват. Позиционное нападение со сменой мест. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 ч) Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача. Прием мяча. Верхняя передача в парах через сетку. Нападающий удар. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка (21 ч). Одновременный одношажный ход. Коньковый ход. Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 4,5 км.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 8 КЛАССА
| | Кол – во часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Основы знаний | В процессе уроков |
2 | Легкая атлетика | 30 | 15 | | | | | 15 |
3 | Спортивные игры (волейбол) | 12 | | 12 | | | |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | | 21 | | |
5 | Лыжная подготовка | 21 | | | 21 | | |
6 | Спортивные игры (баскетбол) | 18 | | | | 9 | 9 | |
| Всего часов | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
Всего | Контроль | Практические работы |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | - | - |
2 | Легкая атлетика | 30 | 12 | - |
3 | Спортивные игры (волейбол) | 12 | 3 | |
4 | Лыжная подготовка | 21 | 4 | |
5 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 2 | |
6 | Спортивные игры (баскетбол) | 18 | 4 | |
| Всего: | 102 | 25 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе физической культурой.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специальности;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями;
- пользоваться современным спортивным инвентарём.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
| Легкая атлетика | 15 | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт. | 1 | | |
2 | Стартовый разгон. Бег 60 м с высокого старта. | 1 | | |
3 | Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м. | 1 | | Контроль техники |
4 | Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м. Метание мяча с разбега. | 1 | | |
5 | Прыжок в дину с разбега. Метание мяча с разбега. | 1 | | |
6 | Бег 60 м на результат. Прыжок в длину с разбега. Метание мяча с разбега. | 1 | | Контроль м 8,8;9,7;10,5 д 9,7; 10,2; 10,7 |
7 | Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча. | 1 | | |
8 | Прыжок в длину с разбега на результат. Метание малого мяча. | 1 | | Контроль м 410; 370; 310 д 360; 310; 260 |
9 | Метание малого мяча. Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в высоту. | 1 | | |
10 | Метание малого мяча. Прыжок в высоту. | 1 | | Контроль М: 42-37-28 Д: 27-21-17 |
11 | Прыжок в высоту. Преодоление препятствий. | 1 | | |
12 | Прыжок в высоту. Бег с препятствиями. | 1 | | Контроль м: 125- 115- 105 Д:115-105-95 |
13 | Прыжок в длину с места. Преодоление препятствий. | 1 | | |
14 | Преодоление препятствий. | 1 | | |
15 | Контрольное упражнение бег 2000 м. | 1 | | Контроль м 10,0;10,40;11,40 д 11,0;12,40; 13,50 |
Спортивные игры (волейбол) – 12 часов. |
16 (1) | Техника безопасности на уроках спортивных игр. Стойка и передвижения игрока. | 1 | | |
17 (2) | Нижняя прямая подача, прием подачи. | 1 | | |
18 (3) | Верхняя передача в парах через сетку. | 1 | | Контроль техники |
19 (4) | Передача над собой во встречных колоннах. | 1 | | |
20(5) | Верхняя передача в парах через сетку. Передача над собой во встречных колоннах. | 1 | | Контроль техники |
21 (6) | Нападающий удар. Передача мяча над собой сверху, нижняя подача. | 1 | | |
22(7) | Нападающий удар. Верхняя прямая подача и прием мяча в тройках. | 1 | | |
23 (8) | Нападающий удар. Верхняя прямая подача. | 1 | | |
24(9) | Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 | | |
25(10) | Розыгрыш мяча в три передачи. | 1 | | |
26 (11) | Прием мяча после подачи. Передача мяча в четверках. | 1 | | |
27 (12) | . Передача мяча в четверках. | 1 | | Контроль техники |
| Гимнастика с элементами акробатики - 21 час | | | |
28 (1) | Правила ТБ на уроках гимнастики. Выполнение команды «Прямо!», Висы. | 1 | | |
29 (2) | Висы. Упражнения на гимнастической скамейке. | 1 | | |
30 (3) | Повороты в движении направо, налево. Упражнения в равновесии. | 1 | | |
31(4) | Комбинации на гимнастическом бревне. Эстафеты. | 1 | | |
32(5) | Опорный прыжок. Прикладное значение гимнастики. | 1 | | |
33(6) | Техника выполнения опорного прыжка согнув ноги. | 1 | | |
34(7) | Техника выполнения опорного прыжка ноги врозь. | 1 | | |
35(8) | Опорный прыжок. | 1 | | |
36(9) | Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. | 1 | | |
37(10) | Мост и поворот в упор на одном колене . | 1 | | |
38(11) | Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. Мост и поворот в упор на одном колене . | 1 | | |
39(12) | Кувырок вперед и назад. | 1 | | |
40(13) | Длинный кувырок вперед. | 1 | | |
41(14) | Кувырок вперед и назад. Длинный кувырок вперед. | 1 | | |
42(15) | Стойка на голове. | 1 | | |
43(16) | Длинный кувырок, стойка на голове. | 1 | | Контроль техники |
44(17) | Акробатическое соединение. | 1 | | |
45(18) | Выполнение акробатического соединения. | 1 | | Контроль техники |
46(19) | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 1 | | |
47(20) | Элементы ритмической гимнастики | 1 | | |
48(21) | Элементы ритмической гимнастики | 1 | | |
Лыжная подготовка – 21 час. |
49(1) | Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
50(2) | Одновременный бесшажный ход. | 1 | | |
51(3) | Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости. | 1 | | |
52(4) | Коньковый ход. Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
53(5) | Коньковый ход. | 1 | | |
54(6) | Одновременный бесшажный ход. | 1 | | |
55(7) | Подъем на склон «полуелочкой», спуск со склона. | 1 | | |
56(8) | Одновременный бесшажный ход. Подъем на склон «полуелочкой», спуск со склона. | 1 | | |
57(9) | Торможение «плугом». | 1 | | |
58(10) | Торможение и поворот «упором» | 1 | | |
59(11) | Одновременный бесшажный ход (контроль). | 1 | | Контроль техники |
60(12) | Попеременный двухшажный ход (контроль). | 1 | | Контроль техники |
61(13) | Чередование различных лыжных ходов. | 1 | | |
62(14) | Повороты переступанием и прыжком на лыжах. | 1 | | |
63(15) | Бег на лыжах до 2,5 км с применением разученных ходов. | | | |
64(16) | Преодоление естественных препятствий. | 1 | | |
65(17) | Спуск со склона в высокой стойке, подъем «полуелочкой». | 1 | | |
66(18) | Подъем «полуелочкой», торможение при спуске «плугом» (оценка техники). | 1 | | Контроль техники |
67(19) | Бег на лыжах 2 км с применением разученных ходов. Повороты переступанием. | 1 | | |
68(20) | Прохождение дистанции 2 км на результат. | 1 | | Контроль м 6,30;6,31-7,39; 7,40 д7,00;7,01-8,00;8,01 |
69(21) | Спуски с горы с торможением, подъем «полуелочкой». | 1 | | |
| Спортивные игры (баскетбол) - 18 часов. | | | |
70(1) | Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. | 1 | | |
71(2) | Бросок одной рукой от плеча с места. | 1 | | |
72(3) | Передачи мяча разными способами в тройках с сопротивлением. | 1 | | |
73(4) | Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. | 1 | | |
74(5) | Передачи мяча разными способами в движении тройками, с сопротивлением. | 1 | | |
75(6) | Ведение мяча с сопротивлением. Бросок одной рукой от плеча в движении. | 1 | | Контроль техники |
76(7) | Сочетание приемов ведения, передачи, бросков. | 1 | | |
77(8) | Штрафной бросок. | 1 | | |
78(9) | Сочетание приемов ведения, передачи, бросков. Позиционное нападение со сменой мест. | 1 | | |
79(10) | Позиционное нападение со сменой мест. | 1 | | Контроль техники |
80(11) | Бросок одной рукой от плеча в движении с сопротивлением. | 1 | | |
81(12) | Сочетание приемов ведения, передачи, бросков с сопротивлением. | 1 | | Контроль техники |
82(13) | Нападение через «заслон». | 1 | | |
83(14) | Броски мяча в баскетбольную корзину. | 1 | | |
84 (15) | Ведение и броски мяча. | 1 | | |
85(16) | Ведение и броски мяча. Броски мяча в баскетбольную корзину. | 1 | | Контроль техники |
86(17) | Вырывание и выбивание мяча. | 1 | | |
87(18) | Учебная игра. | 1 | | |
| Легкая атлетика – 15 часов | | | |
88 (1) | Преодоление горизонтальных препятствий. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. | 1 | | |
89(2) | Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
90(3) | Преодоление вертикальных препятствий. | | | |
91(4) | Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции. | 1 | | |
92(5) | Прыжок в высоту. | | | |
93(6) | Прыжок в высоту. Развитие выносливости. | 1 | | Контроль м: 125- 115- 105 Д:115-105-95 |
94(7) | Старт с опорой на одну руку. Бег 60 м. | 1 | | Контроль м 8,8;9,7;10,5 д 9,7; 10,2; 10,7 |
95(8) | Прыжки в длину с разбега. | 1 | | |
96(9) | Метание мяча с трех шагов разбега. Беговые и прыжковые упражнения. | | | |
97(10) | Метание мяча с трех шагов разбега. Круговая эстафета. | | | |
98(11) | Тестирование прыжков в длину с разбега. Встречная эстафета. | 1 | | Контроль: М:430 – 380 - 330 Д: 370 – 330 - 290 |
99(12) | Метание мяча с трех шагов разбега. Встречная эстафета. | 1 | | Контроль: М: 30-25-20 Д: 20-18-13 |
100(13) | Бег 1500 м. Эстафеты. | 1 | | Контроль: М:8,50-9,30-10,00 Д: 9,00 -9,40 -10,30 |
101(14) | Контрольный урок по двигательной подготовленности. | 1 | | Контроль: Бег 30 м..М: 5,2 -5,5 -6,0; Д: 5,5 -6,0 -6,5 Прыжки в дл. с места М: 185-175 -160 Д: 175 -160 -140 Подтягивание М: 6-4-2 Д: 15-10-8 |
102(15) | Бег 2000 м на результат. | 1 | | Контроль м: 9,20 –10,00 –11,00 д: 10,20-12,00-13,00 |