СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа с рецензией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа с рецензией.             

Просмотр содержимого документа
«Программа с рецензией.»

29




Паспорт программы.



1. Наименование программы: «Бумагопластика и оригами».

2. Руководитель детского объединения «Бумагопластика» Огоева Кнара Гургеновна.

3. Рецензент: методист СЮТ№1 Латышева Виолетта Станиславовна.

4. Организация заявитель

Организация исполнитель: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников №1.

Адрес учреждения: 362031, РСО-Алания, г. Владикавказ ул. Леонова 5/1, тел. 74-08-13.

5. Автор программы: педагог дополнительного образования высшей категории Огоева Кнара Гургеновна.

6. География: программа реализуется на территории г. Владикавказа РСО-Алания

7. Возраст учащихся: программа рассчитана на детей в возрасте от 7-12 лет.

8. Социальный статус: учащихся общеобразовательных школ.

9. Характеристика групп: состав одной группы 15 человек (два звена по 7-8 человек).

10. Цель программы: обучение детей работе с бумагой в различных техниках, социальная адаптация детей, познание окружающего мира через данный вид творчества, развитие творческого мышления, выявление одаренных, способных продолжать обучение на более высоком уровне. Комплексное развитие детей.

11. Направленность программы: художественно-техническая.

12. Срок реализации: 3 года.

13. Вид программы: модифицированная.

14. Уровень реализации: начальная – основное общее образование.

15. Уровень освоения программы: индивидуально углубленные, общекультурные.

16. Способ освоения содержания: эвристический, исследовательский.

17. Краткое содержание программы: история возникновения бумаги, ее свойства и возможности с древних времен и до наших дней. Работа в технике оригами, начиная с базовых форм, конструирование из бумаги, создание композиций и новых форм.








1. Пояснительная записка.

Данная образовательная программа творческого объединения «Бумагопластика и оригами» разработано в соответствии с основными законами Российской Федерации «Об образовании» нормативных документов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 7 до 12 лет в условиях учреждения дополнительного образования. Программа может варьироваться.

Основной целью программы «Бумагопластика и оригами» является обучение детей работе с бумагой в различных техниках (оригами, бумагопластика и т.д.). Социальная адаптация детей, самоопределение, познание окружающего мира через данный вид творчества. Выявление и дальнейшее развитие творческого мышления, воображение и фантазии, профессиональных навыков и знаний, а также выявление наиболее одаренных детей, способных продолжить обучение на более высоком уровне. Комплексное развитие детей.

Ведущей методической целью данной программы является не только развитие творческих и художественных способностей школьников, но и приобщение их к образному постижению окружающего мира. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Бумагопластика и оригами развивают память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления), активизирует мыслительные процессы. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Оригами готовит учащихся к восприятию многих новых для них предметов. Дети могут освоить начальные термины геометрии: квадрат, прямоугольник, диагональ, точка, угол и т.д.

Задачи программы:

образовательные: дать максимум знаний в области истории возникновения бумаги, ее изготовление, а также использование. Расширить представления детей о неограниченных возможностях бумаги, и о ее применении в творческих и художественных процессах, логическое мышление.

Учащиеся должны уметь правильно пользоваться инструментами, рационально использовать материалы:

- Выбор материала (вид бумаги).

- Умение планировать.

- Умение строить композицию.

- Подбирать цвет.

развивающие: развить творческие способности детей. Дифференцированный подход к обучению. Создание групп по интересам. Повышение интеллектуального уровня обучающихся; развитие познавательной активности; развитие находчивости и сообразительности, фантазии и творческого воображения; вариативности мышления; умение логически объяснить свои действия.

воспитательные: формирование внутренней позиции школьника; воспитание умения ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению; воспитание бережного отношения к окружающему миру и осознание значимости к достижениям человечества; осознание ребенком себя, своего места в мире; воспитание интереса к процессу обучения.

- Помочь детям найти себя в коллективе кружковцев.

- Доброжелательность к другим.

- Желание прийти на помощь и оказать поддержку.

- Организованность.

- Самостоятельность.

- Исполнительность.

- Аккуратность.

- Настойчивость к достижению цели.

- Любовь к творчеству.

- Бережное отношение к миру, в котором мы живем.


- Эстетический вкус (знакомство с творчеством художников и музыкантов, с культурой разных народов).

Задачей педагога является привить детям умения и навыки в организации рабочего места. Развить смекалку и изобретательность. Необходима индивидуальная работа с детьми по разным направлениям творчества, а также подготовка учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Умение логически объяснять свои действия и выбор.

Формы и способы предлагаемой творческой деятельности (логического конструирования из бумаги) сохраняют, усиливают, развивают естественные побуждения детей к творчеству, дополняют прочими необходимыми знаниями и умениями, учитывают возраст, пол, характер, индивидуальность личности ребенка. Каждая отдельно взятая тема занятий разработана в соответствии с принципом “от простого к сложному”, и может изучаться как во взаимосвязи с другими темами, так и самостоятельно, расширенно, независимо от других. Опыт работы показал, что работа по узкой тематике не оправдана. Как правило, у учащихся еще нет длительного устойчивого интереса в какой-либо одной области труда. Поэтому программа построена на взаимосвязи оригами + бумагопластика.


Методы работы:

- словесный метод: беседа, рассказ, викторина, миниспектакли.

- наглядный метод: репродукции, книги, пособия, посещения выставок.

- практический метод: работа с бумагой и картоном, с использованием необходимых материалов. Как минимум 12-ть составных:

- Чертежная бумага.

- Цветная бумага.

- Сжатая бумага.

- Фольга.

- Линейка.

- Шпатель или тупой нож.

- Ножницы.

- Набор простых карандашей.

- Клей, тонкий шнур.

Единицей учебно-воспитательного процесса является занятие, на котором взаимодействуют образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Каждое занятие является комплексным (комбинированным), так как решает не только задачи обучения, но и воспитания. Разнообразие видов работы на занятии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, изменять соотношение между долей руководства со стороны педагога и долей самостоятельной работы учащихся. Это изменяет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения от репродуктивной к поисковой.

В зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся методы преподавания получают различную степень усложнения.


Программа обладает следующими свойствами:

1. актуальность, т. к. отвечает потребностям в обучения и воспитания детей;

2. прогностична, т.к. в своих целях и действиях отражает настоящие и будущие требования к образованию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения;

3. реалистична, т.к. предлагаемые средства соответствуют цели для ее достижения;

4. контролируема при помощи всех возможных средств обучения;

5. корректируема, т.к. ежегодно дополняется и изменяется в связи с требованиями обучения и потребностями обучающихся;

6. рациональна, т.к. на основе имеющихся минимальных затрат получен максимальный результат обучения и контроля;

7. целостность программы обеспечивает согласованность разделов.

Занятие в творческом объединении поможет подготовить детей к обучению в школе, развить их творческие и логические способности, пространственное мышление, активизировать воображение. Это доступный вид творчества. Сегодня клубы оригами существуют почти во всех странах мира, организуются фестивали и конкурсы, создаются компьютерные программы по обучению. Своим широким распространением оригами обязана Акире Йошизаве; благодаря изобретенным им простым знакам, процесс складывания стало возможным передавать на письме. Любой человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет сложить модель. Занятия помогают развить творческие способности детей, побуждают к поискам конструкторских решений.

Она отражает не только сегодняшние требования к образованию, но и формируют у ребенка навыки труда, образного и логического мышления с учетом развития их в будущем. В ней отражается соответствие цели и предлагаемых средств для ее достижения. Обучение достигается благодаря свойству программы обеспечивать согласованность теоретического материала и практической деятельности, взаимодействие родителей, детей и педагога для реализации цели программы. Использование всех материалов, имеющихся в объединении. Проверка промежуточных и конечных результатов (конкурсы, выставки, соревнования, викторины). В случае необходимости возможна перестройка разделов, включая небольшие дополнения и изменения. Объем разделов позволяет развивать степень сложности программы в зависимости от возрастных способностей детей, их нравственной и эстетической культуры.


Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся от семи до 12 лет.

- Первая группа с 7 до 8 лет;

- Вторая группа с 9 до 10 лет;

- третья группа с 11 до 12 лет.

I год обучения 2 раза в неделю по 2 часа;

II год обучения 2 раза в неделю по 3 часа;

III год обучения 2 раза в неделю по 3 часа.

Временная нагрузка программы:

I год обучения 216 часов.

II год обучения 216 часов.

III год обучения 216 часов.

В процессе первого года обучения учащиеся приобретают теоретические и практические знания, которые лежат в основе логического конструирования. Познакомить с историческими сведениями о возникновении искусства оригами (родина, время, эпоха, значение). Знакомство с моделями из всех базовых форм (базовые формы – двенадцать заготовок, получаемых складыванием квадрата разными способами). Учащиеся должны овладеет основными приемами работы с бумагой, ее свойствами и художественной ценностью. В разделе бумагопластика владеть симметричным вырезанием, изготовлением из коротких полос бумаги разных игрушек, изделий из цилиндра и конуса. В процессе обучения создаются как временные, так и постоянные творческие группы учащихся для подготовки и проведения массовых мероприятий. Также проводится индивидуальная работа с детьми.

Второй год обучения более сложный по своему содержанию. Выполняются более сложные задания в разделе логического конструирования. Создаются выставочные работы на хорошем художественном уровне.

Создаются панно и композиции из бумаги – бумажная живопись. Эту сложную работу учащиеся выполняют под руководством педагога. Второй год обучения – это раздел оригами, имеющий в своей основе лист не квадратной формы (как у большинства классических фигур), и не используется ни одна из базовых форм. Продолжается работа с оригами. Конструирование из бумаги с использованием более сложных технологических приемов (изгибание, сминание, сгибание и гофрирование, разрезание и разрывание, украшение плоскости, цветы из бумаги, подвесные вращающиеся конструкции, конус плюс цилиндр, конструирование). Начинать практическую работу в творческом объединении необходимо, как показывает опыт, с выполнения учащимися небольших индивидуальных заданий. Это позволяет легче и полнее определить интересы и степень практической подготовки учащихся, а также помогает выявить группу детей, которым в процессе занятий нужно уделять особое внимание. На первых порах, после организации звена, оправдываю себя проведение фронтальных практических работ. Каждая такая фронтальная работа, на одну общую тему, состоит из этапов, выполняемых учащимися объединения. Это позволяет педагогу в процессе работы сообщить детям практические указания и советы технологического характера, вовремя контролировать, помогать исправлять ошибки (особенно в оригами). По мере накопления учащимися необходимых знаний, достаточно устойчивых навыков и умений, можно практиковать самостоятельные работы на свободные темы (особенно в бумагопластике).


Занятия с детьми необходимо начинать с раннего возраста. В объединение принимаются дети с семи лет. Разделы программы обеспечивают межпредметные связи:

- оригами – математика, техника, конструирование, скульптура, логика.

- бумагопластика – живопись, поэзия, литература, дизайн.

Работать нужно со всеми детьми, независимо от их творческих способностей. Каждый ребенок имеет право на то, чтобы выразить творческое индивидуальное видение. Надо с детства закладывать в душу ребенка общечеловеческие культурные ценности, эстетические и нравственные нормы. Личность должна сознавать свою причастность к историко-культурной среде, осознавать свою роль в цепи поколений, необходимость духовного развития.

Главное – развивать свои способности к тому или иному виду творчества.

Занятия по данной программе помогают выявить одаренных детей, способных к профессиональным видам художественной деятельности. Выбрать род занятий, наиболее отвечающий их дарованиям, максимально раскрыть творческие возможности каждого ребенка, воспитать эмоционально богатого человека.

Программа адаптирована к возможностям и потребностям детей.

В ходе работы учащиеся получают возможность плодотворно работать в творческой группе.

Замена одной темы другой происходит в зависимости от интересов и потребностей детей, их психологического настроя и физического состояния, а также от материально-технической базы.

Вариативность программы позволяет наиболее полно осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

Программа третьего года обучения построена на умениях и навыках, приобретенных в предыдущие годы, а также введением исследовательской работы, дизайнерских проектах, подборе материала для книги «Оригами в нашем клубе», индивидуальной работе с наиболее способными детьми.

















2. Учебно-тематический план. [Первый год обучения].

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

I. Занятие по технике безопасности

2



II. Введение в программу.

2



1. Бумажный мир:

2



- история возникновения бумаги,




- её свойства и возможности.




2. Возникновение оригами.




3. Первоначальные технологические понятия.


6

12

III. Оригами.




1. Базовая форма “Треугольник”.

2

10

12

2. Базовая форма “Книжка”.

2

10

12

3. Базовая форма “Дверь”.

2

10

12

4. Базовая форма “Воздушный змей”.

2

10

12

5. Базовая форма “Блин”.

2

10

12

6. Базовая форма “Рыба”.

2

10

12

7. Базовая форма “Дом”.

2

10

12

8. Базовая форма “Катамаран”.

2

10

12

9. Базовая форма “Водяная бомбочка”.

2

10

12

10. Базовая форма “Квадрат”.

2

10

12

11. Базовая форма “Птица”.

2

10

12

12. Базовая форма “Лягушка”.

2

10

12

Итого:

126

IV. Итоговое занятие “Школа волшебства”.

2

4

6

V. Бумагопластика.




1. Симметричное вырезание.

2

10

12

2. Полоски.

2

10

12

3. Цилиндр.

2

10

12

4. Конус.

2

10

12

VI. Итоговое занятие “Фантазии с листом”.

2

4

6

Итого:

42

174

216









3. Содержание программы.


Введение в образовательную программу.

Познакомить учащихся с работами ребят, которые уже прошли обучение в объединении, а также с их достижениями (участие в соревнованиях, конкурсах, выставках). Дать понятие о материалах и инструментах (бумага, картон, ножницы, клей и так далее). Познакомить с правилами техники безопасности. Рассказать о бумажном мире (история возникновения бумаги и её возможности). Познакомить с первоначальными технологическими понятиями. Провести беседу о родине оригами – Японии. Рассказать об истории возникновения этого вида творчества, о достоинствах оригами сегодня.

Бумажный мир.

Бумага – один из самых доступных и интересных современных материалов, с которым каждый из нас сталкивается каждый из нас ежедневно. Великолепные декоративные качества этого материала давно оценили народные мастера во многих странах. Бумага, как материал для разнообразных поделок ни с чем не сравнима. Основное чем она привлекает, - это лёгкость обработки. Способность бумаги сохранять приданную ей форму – известный запас прочности. С детства мы встречаемся с бумагой, постигая её универсальный характер, открывая её поразительные качества. В умелых руках простой лист бумаги превращается в птицу и лодочку. В последние годы бумага стала привлекать внимание специалистов своими декоративными качествами. Её цвет, разнообразие фактуры незаменимы при выполнении всевозможных декоративных работ, и прежде всего бумагопластики. Чем больше цветов и оттенков, чем разнообразнее фактура бумаги – гладкая или глянцевая, матовая или ворсистая, с рельефным теснением узора, тем интереснее с ним работать. Возможности бумаги безгранично велики. Основные качества бумаги, не только жёсткость и мягкость, но и цвет, прозрачность, зависимость её восприятия от направленности света. Постепенное овладение материалом, основными приёмами работы с бумагой, позволяют делать всё более сложные вещи. Гофрированная цветная бумага, пригодна для исполнения искусственных цветов. Наборы бумаги для детского творчества, а также наборы бархатной бумаги и т. д. станут хорошим материалом в дополнение к обычной листовой бумаге.

Возникновение оригами.

Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйан (794-1185 гг.). По-японски “ори” - “сложенный”, “ками” - “бумага”. В то время бумага изготавливалась ручным способом и была изысканным и ценным материалом, который использовался только в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал, и сопровождалась молитвой. Постепенно оригами утратило своё мистическое наполнение, становясь популярным занятием, сначала – при дворе, где навыки оригами были едва ли не обязательным признаком хорошего тона, а затем – и в более широких слоях общества. Развитие технологии бумажного дела и удешевление бумаги сделали искусство оригами доступным для всех. Сегодня клубы оригами существуют почти во всех странах мира; организуются фестивали и конкурсы, составляются компьютерные программы по обучению.

Задачей первого года обучения является изучение базовых форм оригами, которые лежат в основе всей работы с оригами:

1. Базовая форма «Треугольник»

2. Базовая форма «Книжка»

3. Базовая форма «Дверь»

4. Базовая форма «Воздушный змей»

5. Базовая форма «Блин»

6. Базовая форма «Рыба»

7. Базовая форма «Дом»

8. Базовая форма «Катамаран»

9. Базовая форма «Водяная бомбочка»

10. Базовая форма «Квадрат»

11. Базовая форма «Птица»

12. Базовая форма «Лягушка»


Итоговое занятие: Школа волшебства.

Сказка об умелице-рукодельнице. Участие всех ребят в инсценировки сказки. Действующие лица и персонажи своими руками.

Симметричное вырезание.

Простые и выразительные фигурки, силуэты можно получить из самой обычной бумаги, используя только ножницы. Вырезанием из бумаги занимались издревле, бумажные украшения изготавливались более 1000 лет тому назад в Китае и Японии. Фигурки, силуэты, состоящие из двух одинаковых половин с осью симметрии по сгибу, называются симметричными.

Принцип симметрии можно видеть во всех живых организмах: человеке, животных, насекомых, пернатых и даже растениях.

При симметричном вырезании мы складываем лист бумаги пополам и вырезаем внешний контур. При этом двигается не рука с ножницами, а рука, держащая бумагу за сгиб, делает поворот.

Вырезанный силуэт можно обработать всевозможными надрезами, соблюдая определённую технологию:

1. Выполним надрез по рисунку.

2. Вставим в надрез ножницы и, поворачивая их под углом от края, надрезаем пересекающимися линиями так, что при этом получаются треугольные зубчики. Надрез, обработанный таким способом, выглядит как орнамент.

Маленькие симметричные детали дополняют и придают выразительность игрушкам поделкам.

Симметричное вырезание позволяет копировать природные формы, например, бабочек.

Полоски.

Из длинных, широких, узких, коротких полос бумаги можно придумать много разных игрушек. Полосы можно склеивать, скручивать, складывать, и эти простые действия таят в себе неисчерпаемые возможности.

Полосы лучше всего вырезать из бумаги средней плотности или плотного картона. Обязательно нужно учитывать структуру бумаги. Для того чтобы узнать, подходит ли бумага для поделок из полосок, слегка согните лист бумаги. Если бумага не “ломается” по месту сгиба, и сгиб получается плавным, значит, в этом направлении можно нарезать длинные полосы.

Лучше использовать бумагу двустороннюю, так как в наших работах мы часто видим и изнаночную сторону полосы.

Цилиндр.

Цилиндр – это простой объём, склеенный из широкой полосы, прямоугольника или квадрата, который можно поставить вертикально или горизонтально. Мелкие детали, вырезанные из бумаги, скрученные или сложенные, дополняют объёмы и помогают создавать разнообразные игрушки.

При склеивании цилиндра широкую полосу свёртываем, закладываем край на край, не перекашивая объёма, так, чтобы верхняя и нижняя плоскости цилиндра были параллельными.

Места склеивания для надёжности временно закрепим скрепками.

Конус.

Вырезанный объём, который склеивается из части круга, называется конусом. Конус может быть разной высоты и ширины.

При склеивании конуса совмещаем края полукруга, накладывая их друг на друга от центра к окружности так, чтобы основание полученного конуса представляло собой чёткую линию круга. Для того чтобы края прочно склеились, закрепим место склеивания до полного высыхания скрепками.

Используя мелкие детали, мы можем придумать большое разнообразие человечков, птиц, зверюшек.

Итоговое занятие “Фантазии с листом”.

Самостоятельная работа детей. Подготовка к итоговой выставке.


4. Прогнозируемые результаты первого года обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

- Организовать своё рабочее место.

- Знать и выполнять правила техники безопасности.

- Знать историю возникновения оригами.

- Знать базовые формы оригами.

- Знать историю бумагопластики.

- Симметричное вырезание.

- Полоски – что можно из них сделать.

- Цилиндр – фигуры из цилиндров.

- Конус – фигуры из конуса.


5. Дидактические цели:

- Приобретение знаний.

- Формирование умений и навыков.

- Применение знаний.

- Творческая деятельность.

- Закрепление изучаемых результатов на практике.

- Проверка результатов на практике (выставки, творческие вечера).




6. Учебно-тематический план. [Второй год обучения].

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

I. Оригами.




1. Повторение базовых форм.

6

9

15

2. Создание композиций из оригами.

6

9

15

3. Не классическое оригами.

6

9

15

II. Бумагопластика.




Основные приёмы работы с бумагой -




“Волшебные свойства бумаги”.

12

12

24

1. Изгибание.

3

6

9

2. Сминание.

3

6

9

3. Сгибание и гофрирование.

3

6

9

4. Разрезание и разрывание.

3

6

9

5. Украшение плоскости.

3

6

9

6. Цветы из бумаги.

6

12

18

7. Подвесные вращающиеся конструкции.

6

12

18

8. Вертушки.

6

12

18

9. Конус плюс цилиндр.

6

12

18

10. Конструирование.

6

12

18

III. Подготовка и проведение выставки детских работ.



12

Итого:

75

129

216







7. Содержание программы.

Неклассическое оригами.

Грач.

1. Складка “молния”. Сначала выполняем сгиб “долиной”, затем отгибаем назад “горой”.

2. Две складки “долина”. Это будут лапки грача.

3. Складка “гора”. Перегните назад. Поверните на столе так, чтобы грач стоял на лапках.

4. Вогните внутрь клюв.

5. Грач.

Изгибание.

Листу бумаги легко придать закруглённую или волнистую форму. Для этого лучше использовать плотную бумагу типа рисовальной. Закругление получают, крепко прижимая и протягивая бумагу о край стола. Этого же можно достигнуть с помощью линейки. В результате лист приобретает закруглённую цилиндрическую форму.

Сминание.

Смятая поверхность бумаги различных сортов даёт различный эффект отражения света. Мы сможем осмыслить скульптурные свойства бумаги, если возьмём лист и скомкаем его. Тем самым мы превратим его в объёмную конструкцию, состоящую из вогнутых и выпуклых поверхностей. Достигается эффект игры света и тени. Он напоминает нам нагромождение скал. Каждая ровная поверхность бумаги, ограниченная складками и изгибами, называется “гранью”. Грань – это существенный компонент скульптуры и архитектуры.

Сгибание и гофрирование.

Большие конструктивные возможности для создания разнообразных предметов из бумаги дают сгибание и гофрирование. Лучше всего применять плотную бумагу. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях, можно получить самые разнообразные простые объёмные предметы, например, звёзды.

При сгибании или гофрировании следует сначала разметить лист, для чего во внутренней линии сгиба нужно слегка провести шпателем или спинкой ножа. Чтобы получившиеся сгибы не распрямились и были острыми, по ним проводят плоскостью шпателя.

При гофрировании сначала нужно сгибать бумагу через равные промежутки только в одном направлении. Интервалы можно предварительно разметить.

Разрезание и разрывание.

Чтобы нарушить ровную поверхность листа, её можно прорезать, прорвать или проткнуть. Восприятие декоративного и формообразующего эффекта, достигаемого любым из этих способов, значительно изменяется в зависимости от источника света. Прорвите лист бумаги, не отрывая получившиеся лоскутики, а отгибая и накручивая их большим пальцем на карандаш. Это сразу же придаст поверхности иной вид: она станет разнообразнее, на ней будут отверстия с рваными краями, отогнутыми под разными углами, которые при освещении отбрасывают тени. Рваные формы дают неожиданный эффект. Если поместить источник света по одну сторону листа, то получатся блики причудливой формы.

Украшение плоскости.

Мозаика.

Необходимые материалы:

- жёсткая обложечная бумага для основы, цветная бумага, клей, ножницы.

Мозаика представляет собой картину, составленную из отдельных кусочков смальты, камней, керамической плитки различного цвета и формы. Известна мозаика из дерева, металла, кости, украшающая интерьер. Существует мозаика, сделанная из керамики и стекла. При изготовлении мозаики из бумаги пользуются такими же методами, как и при изготовлении других мозаик. Поскольку бумага является более гибким материалом, края её могут находить друг на друга и формы легко изменяться. Сначала узор изображается на бумаге в виде эскиза. Прежде чем начать склеивание, нарежьте кусочки и разместите их на бумаге, подбирая нужный рисунок. Делайте это на небольших участках и, выбрав понравившийся вариант, приклеивайте элементы набора.

Бумажные цветы.

Необходимые материалы:

- цветная бумага разной фактуры,

- ножницы,

- проволока в оболочке из пластика,

- кусачки, клей,

- линейка, картон.

Цветы из сжатой бумаги просты в изготовлении. Благодаря своей декоративности хорошо смотрятся. Из цветной бумаги можно получить бесконечное количество цветов различной формы и размера. Помощь в этой работе могут оказать каталоги, в которых представлены разнообразные цветы.

Выберите цвета бумаги и распределите, какие из них будут в середине, а какие наверху. Согните бумагу на складке шириной 2,5 см.. Получив бумагу в складках, перевяжите её в середине проволокой. Затем очень осторожно распушите один за другим все слои бумаги. Последний слой подравняйте, приведите в порядок неровные концы.

Лепестковые цветы изготавливаются из плотной, но тонкой цветной бумаги. Сделайте лекало 7,5*3,5 см. из твёрдого картона и вырежьте по нему 15 лепестков. Разделите лепестки на 3 группы по 5 лепестков. Лепестки всех 3-х групп надрежьте на расстоянии 2,5 см. с одного конца. С другого конца следует надрезать следующим образом: в первой группе – лепестки надрезаются на 1,2 см., во второй – на 1,8 см., в третьей – на 2,5 см.. Первые надрезы склеиваются внахлёст, другие надрезы, образующие лепестки, сгибаются. Возьмём сначала первую группу лепестков с надрезом 1,2 см. и склеим их вместе с небольшими надрезами на самом верху, для того, чтобы возможно было вставить внутрь цветка другие лепестки. Получившееся основание цветка поверните вверх дном, приклейте следующие пять лепестков в промежутках между лепестками первой группы. В заключение прикрепите лепестки с надрезами в 2,5 см. на обоих концах. Работу завершите изготовлением лепестка в середине.

Прост в изготовлении цветок с лепестками конусной формы. Сделать 50 маленьких конусов. Чтобы получить конус сверните бумажный квадрат вокруг указательного пальца и склейте по одной стороне. Цветок можно использовать в качестве подставки для карандашей и кисточек.


Подвесные вращающиеся конструкции.

Лёгкие вращающиеся конструкции (многогранники) подвешиваются и приводятся в движение воздушным потоком. Они должны быть достаточно лёгкими и иметь поверхности, которые служили бы крыльями, подобно лопастям ветряной мельницы.

Плоские конструкции.

Необходимые материалы:

- тонкий картон,

- плотная бумага,

- бумага с узором,

- нож-резак,

- клей,

- крепкие нитки.

Эти конструкции вырезают из бумаги с разными узорами с каждой стороны. Они могут быть раскрашены или сделаны из двух слоёв бумаги, склеенных вместе. Центральная часть вырезается из тонкого картона, чтобы она могла выдержать вес меньших конструкций из бумаги. Она представляет собой круг с вырезанными в нём неполными концентрическими кругами. Вырежьте маленькие конструкции из плотной узорчатой бумаги. В центре они имеют разрезы, которые отгибаются, образуя “стабилизаторы” для движения. Подвесьте основную конструкцию, для того чтобы определить точки прикрепления дополнительных деталей. Под влиянием их веса изменится форма круга, концентрические надрезы которого раскроются. Прикрепите меньшие конструкции и отрегулируйте длину подвеса.

Объёмные конструкции.

Необходимые материалы:

- лист плотной бумаги,

- краски,

- кисть для краски,

- карандаш,

- линейка,

- нож-резак,

- фломастеры,

- ножницы,

- клей.

Трёхмерные конструкции задуманы как головоломки. Идея их заключается в том, чтобы нанесённым на их поверхность цветным рисункам замаскировать действительную форму модели, придать им неопределённый внешний вид. Вычертите развёртку трёхмерной модели, раскрасьте её или нанесите на неё узор. Узор должен покрывать обрезаемые края, чтобы незакрашенные участки не были видны в местах склейки. Определите точку подвешивания и прикрепите нить. Можно использовать многогранники различных многоугольных форм: четырёхгранник, шестигранник, восьмигранник, двенадцатигранник.

Вертушки.

Необходимые материалы:

- два листа цветной бумаги,

- одна пластмассовая соломинка,

- одна палочка (стержень),

- одна булавка,

- ножницы, линейка,

- карандаш, клей,

- кисточка.

Для изготовления вертушки лучше использовать цветную бумагу двух контрастных цветов. Провести две диагонали и сделать надрезы по диагоналям от углов не доходя до центра. Затем загнуть углы к центру и прикрепить на палочку. Кусочек соломинки, помещённый между палочкой и вертушкой, служит прокладкой, обеспечивая свободное вращение, другой кусочек не даёт головке булавки пробить бумагу.

Конус плюс цилиндр.

Из цилиндра и конуса можно склеивать более сложные объёмы, надевая конус на цилиндр и цилиндр на конус. Склеивая цилиндры и конусы, дополняя основные объёмы мелкими деталями, придумаем забавных человечков и зверюшек. При склеивании двух объёмов друг с другом клей наносят на торцевые части, которые затем плотно прижимают к плоскости.

Конструирование.

Используя все известные технологические приёмы можно сделать игрушки из бумаги более сложными. При их склеивании потребуется терпение, время и, возможно, помощь педагога.

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Подготовка работ к отчётной выставке.














8. Прогнозируемые результаты на второй год обучения.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- Владеть всеми базовыми формами оригами как основой для фигур.

- Уметь создавать композиции из этих фигур.

- Уметь делать объёмные фигуры из бумаги разной фактуры и цвета (цветы, вращающиеся конструкции, вертушки).

- Конструировать из уже знакомых геометрических фигур.

- Владеть техническими приёмами работы с бумагой.

- Определяться в выборе рода деятельности.

- Развивать хороший художественный вкус, чувство цвета.

- Возрастать в познании.

- Самостоятельно выполнять задания.

- Возрастать в мастерстве.

- Подготовиться к другим видам творческой деятельности.



9. Конечный результат.

- Приобретение знаний.

- Формирование умений и навыков.

- Применение знаний.

- Творческая деятельность.

- Закрепление изучаемых результатов на практике.

- Проверка результатов на практике (выставки, творческие вечера).
















10. Учебно-тематический план. [Третий год обучения].

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

I. Оригами – повторение базовых форм




- Бумажный зоопарк

3

9

12

- Драконы и динозавры

3

9

12

- Волшебные шары Кусудамы

3

9

12

II. Играем с оригами.




- Бабочка

3

9

12

- Русская тройка

3

9

12

- Вертолет

3

9

12

III. Практическая оригаметрия.




- Мозаика

3

9

12

- Флексагоны

3

15

24

IV. Новые модели. Трюки и забавы.




- Моргалки

3

3

6

- Клубника

3

3

6

- Бумажный поцелуй

3

3

6

V. Декоративные оригами.




- Открытка – цветы

3

3

6

- Цветочные бутоны

3

3

6

- Звезда

3

3

6

VI. Коллекция идей.




- Исследовательская работа

18

18

36

- Универсальный модуль – защита проекта

18

18

36

Итого:

84

129

216


11. Содержание программы.


Программа третьего года обучения построена на умениях и навыках приобретенных детьми в предыдущие годы.

Повторение и закрепление некоторых базовых форм на интересных фигурках зверей. «Белый медведь» и «Пингвин» являются ступенью к сложному материалу в разделе «Драконы и динозавры». Этот материал рассчитан на знатоков. Развивая оригами как искусство очень важно чтобы помимо авторов-изобретателей появились бы талантливые складыватели, которых пока не так много.

Занятия проходят в виде игры «Охота на динозавров». Вместо того, чтобы продираться сквозь могучие заросли джунглей нам придется преодолевать сопротивление бумаги, заставляя ее принимать нужную форму. На оригамной охоте, как и настоящей, нам потребуется, верная рука и точный глаз. Если складка на бумаге лежит криво, в нужном месте угол не совпадает с углом и нужный прием не удастся выполнить точно и красиво – добыча ускользнула из наших рук. Однако, если все сделано точно, у нас в руках окажется замечательный трофей – изящная фигурка, сложенная без единого надреза из квадрата или прямоугольника.

Велоцираптолы – из книги стр. 23.

Дракон Нила – стр. 71.

1. «Кусудамы».

Говоря о кусудамах нужно отметить, что они одни из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветов, розеток или бумажных деталей другой формы. Такие отдельные детали часть называют модулями.

Кусудам в переводе с японского – «лекарство», тама» - шар. Слово кусудама можно перевести как «лекарственный шар». Изготовление Кусудам требует много время и старания. Ведь кусудама состоит из множества модулей. Такую работу быстрее проделать сообща. Классические кусудамы, обладают свойствами биоэнергетических локаторов или передатчиков. Многие наши соотечественники отличали благотворное влияние такой работы на процесс выздоровления. Также кусудамы могут послужить прекрасным украшением любого интерьера.

Кусудамы подвешивают на нитку, шнурок или тонкую цветную веревочку к потолку или лампе. Снизу для украшения можно прикрепить кисточку, которая делается следующим образом: возьмем цветные нитки (мулине, краше, ирис…) разрезать их на равные кусочки, собрать в пучок. Согнуть пополам, чуть ниже сгиба обмотать ниткой. Получится кисть.

Начинаем работу с простой кусудамы «Классическая кусудама» - это наиболее древняя и простая кусудама. Для работы потребуется шесть одинаковых, простых квадратов. Они могут быть одинаковыми, или с нанесенными на них цветными рисунками.

Кусудама «Колокольчики» - состоит из шести модулей. В результате внутри получившегося «фунтика» появляется одно ребро. Все модули для сборки должны быть одинаковыми. В процессе соединения они группируются по пять штук. Окраска таких соцветий может быть разной. При соединение, в места всех «пятерок», не забыть прикрепить шнурок для подвешивания и кисточку для красоты.

В арсенале многих оригамистов есть особые фигурки оригами.

Главное в них то, что эти модели позволяют играть с ними. Фигурки могут двигаться, летать, изменять форму, вертеться, изгибаться. В изготовлении «Бабочка» и «Вертолет» используются ножницы.

Практическая оригаметрия.

Искусство составления мозаики возникло на заре истории. Еще древние люди украшали свою древнюю утварь из глины и дерева, наносили на поверхность узоры, орнаменты. Из стилизованных листьев, фигур животных возникали необычайные мозаики, отличающиеся мастерством и фантазией. В древние времена были популярны мозаичные полы. Для их выполнения архитекторы использовали драгоценные камни, золото. Мозаики использовались как прекрасный декоративный элемент в строительстве и украшении зданий. В разные времена были популярны различные мозаики. И только принцип построения оставался одним. Мозаики представляли собой геометрические узоры, состоящие из повторяющихся элементов. Мозаики могут быть построены в полоску, в квадрат или даже развиваться по спирали: форма мозаики зависит от художественной задачи и той поверхности, на которой мозаики будут расположены. Особый интерес мозаики представляют для математиков. В оригами мозаики бывают самые разные. Для их выполнения используют различные фигурки. Эти фигурки не являются законченной формой, лишь позволяют получать двухцветные поверхности. Такие заготовки, используемые в больших количествах, позволяют получать самые разнообразные поверхности, напоминающие тканные лоскутные одеяла.

Оригамные мозаики хороши тем, что при очевидной простоте изготовления каждой детали разнообразие готовых мозаик огромно.

Флексагоны – это многоугольники, сложенные из полосок бумаги прямоугольной или более сложной, изогнутой формы. Флексагоны обладают удивительной способностью, при перегибании их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее спрятанные поверхности неожиданно выходят наружу.

В 1939 году Артур Стоун, изучающий математику в Тристоне (Англия) обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнуть их под привычный размер. Из отрезанных полосок он сложил очень интересную фигурку. Перегнув полоску в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры, а когда шестиугольник раскрывался, словно бутон цветка видимой становилась совсем другая поверхность – был открыт флексон с тремя поверхностями.

Модели были названы «флексагон» из-за их способностей складываться (от анг. To flex – складываться, сгибаться, гнуться). Обнаружили, что с увеличением цепочки треугольников, из которых состоят полоски бумаги, можно изготовить Флексагон с 9, 12, 15 и большим числом поверхностей. Флексагоны можно изготовить не только из прямой полоски бумаги, но и из полоски предварительно изогнутой самым причудливым образом.

Полная математическая теория флексагона была разработана в 1940 году. Теория указывает точный способ построения флексагонов с любым числом сторон. Удивительные свойства флексагонов не могли пройти мимо внимания оригамистов. Для выполнения нашей модели понадобятся три квадрата разного цвета.

Новые модели. Трюки и забавы.

«Моргалки» - забавная, действующая модель. Подобного рода механика довольно часто встречается в оригами, особенно в тех моделях, которые умеют «говорить», «жевать» и так далее. «Моргалки» лучше всего получается из квадратного листа тонкой глянцевой бумаги. В начале работы лист нужно положить вниз стороной того цвета, который должен стать преобладающим в готовой модели. Играя с листом как с листом гармони, можно заставить модель моргать «глазами» с любой частотой.

«Клубника» - это модель является великолепной вариацией на тему хорошо известной традиционной водяной бомбы. Поражает то, как изменяется форма модели в самом конце, когда мы ее сложенные, плоские до этого слои, причем весьма необычным способом. Наибольшего эффекта можно добиться, если взять для этого лист бумаги красный с одной стороны и зеленый с обратной. Вдохнув в отверстие, находящееся на вершине работы воздух, на глазах удивленных детей наша плоская модель расправится и примет форму ягоды. Вдувать воздух нужно осторожно, чтобы вместо клубники не получился помидор.

«Бумажный поцелуй» - это модель очень яркая. Вначале делается сложная предварительная слойка линий, после чего листу бумаги каждый раз возвращается форма квадрата. Затем бумага складывается по этим линиям новым способом, и в результате получается элегантная и смешная действующая модель оригами. Для этой модели нужен квадратный лист глянцевой бумаги. Желательно, чтобы одна из сторон листа была красного цвета. Положить в начале лист бумаги красной стороной вверх. Проявив изобретательность, можно расправить модель таким образом, чтобы губы слегка углубились внутрь, и тогда у вас получится забавная открытка-поцелуй.

Декоративное оригами.

Открытка-цветок. В этой модели прекрасный цветок раскрывается внутрь. Лучше всего сложить этот цветок из совсем небольшого квадрата бумаги, например длиной 7-8 см. Эффективнее всего будет выглядеть цветок, сделанный из узорчатой бумаги или бумаги с двойными разводами. Раскрывая открытку, вместе с ней раскрывается цветок. Прекрасный подарок готов.

Цветочные бутоны.

Простая и очень элегантная модель. Такое оригами можно сделать очень маленьким и прикрепить на пиджак или платье как необычное украшение. Кроме того, такой цветок может служить изящной закладкой для книги.

Для того, чтобы сделать эту модель, потребуется три квадрата тонкой глянцевой цветной бумаги – два одинаковых по размеру, и еще один, на треть меньший, чем первые два. Законченный цветочный бутон, чтобы прикрепить к одежде проденем бутон под свободными углами в нижней части модели так, чтобы каждая из блинчатых складок сошлась позади цветка, удерживая его на месте. Для того, чтобы получить закладку для книг или уголок для письма, просто не делайте одну из вторых блинчатых складок. Протяните модель до угла через прорези в задней части и лишь после этого согнем оставшийся блинчатый уголок прямо на странице, замкнув его так, как было показано ранее и модель будет надежно прикреплена.

Звезда – великолепная звезда. Особенно эффектными выглядят открытки к лицевой стороне которых прикреплена не одна такая звезда, а несколько звезд, наложенных друг на друга. Если звезды будут одного цвета, то это придаст композиции объем. Звезду лучше всего делать из квадратного листа золотистого цвета.

Универсальный модуль.

Оригами – это японское искусство складывать модели из бумаги. Оно получило свое название от японских слов «ори» - складывать и «гамии» - бумага. Оригами можно делать из листа любой формы – прямоугольного, треугольного. Квадрата и даже круглого. Все модели оригами создаются только за счет правильно сделанных складок на бумажном листе без склеек и прорезей.

Искусство создавать бумажные модели зародилось в Китае на рубеже I-II век нашей эры, а в VI в. достигло Японии. Это искусство оригами стало традиционной японской культурой. На свадебных пирах было принято украшать бокалы для соке, бумажными бабочками разными – в зависимости к кому подносят бокал – мужчине или женщине.

В 1945 г. в конце Второй Мировой войны, на японский город Херасим была сброшена американская атомная бомба, унесшая более 75000 людей. Те кто не сгорел заживо, умирали медленно и мучительно от лейкемии – заболевания крови, вызванной облучением. Среди них была девочка Садако Сасаки. Когда она лежала в госпитале, один из ее друзей свернул для девочки – бумажного журавлика. В Японии журавль считался священной птицей, живущей тысячу лет и исполняющей самые заветные желания. Правда, желание могло исполнится, только у человека, который своими руками сложит 1000 журавликов. Садако начала складывать журавликов из любого листа, который попадался ей под руку. Она собиралась попросить здоровья для себя, но затем передумала и стала просить священного журавлика мира для всех детей нашей планеты. Ко дню своей смерти она успела свернуть 644 журавлика. Позже ее друзья свернули оставшихся.

Спустя некоторое время японские дети организовали свой клуб и стали собирать деньги на памятник всем детям погибшим от атомной бомбы. В Хиросиме был разбит парк Мира, и в нем появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа покрывается гирляндами, состоящих из тысячи бумажных журавликов.

Япония была не единственной страной, где развивалось искусство создания бумажных моделей. Оно возникло также в Мавритании и перешло в Европу, Испанию, Англию. В 1990 г. относится созданная сэром Джоном Тенниелом коллекция в которой представлены все персонажи знаменитой сказки «Алиса в стране чудес».

Оригами – это не только искусство, но и наука, обучающая точности и терпению.




12. Прогнозируемые результаты на III год обучения.


К концу третьего года обучения учащиеся должны:

1. Самостоятельно выполнять задания.

2. Уметь работать со схемами оригами.

3. Владеть всеми базовыми формами.

4. Уметь конструировать из известных базовых форм фигурки и конструкции.

5. Заниматься творческой работой (создавать конструкции и модули).

6. Собирать наработанный материал с целью издания собственной книги по оригами.

7. Участвовать в мероприятиях всех уровней по защите проекта. Например «Шаг в будущее».


13. Конечный результат.


Конечным результатом в программе третьего года обучения сбор материала для книги «Оригами в нашем клубе». Участие в конкурсе «Шаг в будущее» - на уровне станции юных техников №1 (Научно-исследовательская работа).

Участие в итоговых занятиях, викторинах, соревнованиях. Участие в Городской и Республиканской выставках.



























14. Условия реализации программы.

Для реализации программы необходим учебный класс с наличием рабочих мест для одного звена, преподавателя и хранение материалов, готовых работ, экспонатов.

В кабинете должен находиться выставочный шкаф для готовых работ, доска для чертежей.

Для реализации учебного процесса необходимы: бумага, копирка, листы ватмана, скрепки, резинки, простые карандаши, линейки, ножницы, скотч, клей, краски, кисточки, нитки, проволока, достаточно наглядных пособий и выкроек.


15. Конечный результат.

Конечным результатом в программе “Бумажный мир” являются итоговые занятия, викторины, соревнования, участие в городских и республиканских выставках.


16. Просветительская и досуговая работа.



Содержание

Дата проведения

1

Участие в выставке “Очей очарованье”

Октябрь-Ноябрь

2

Участие в городских соревн. техн. творчества

В течение года

3

Участие в городских выст. техн. творчества

В течение года

4

Игровые занятия ко дню защиты детей

Конец мая

5

Посещение постоянной выст. на СЮТ-I

В течение года

6

Парк культуры и отдыха им. К. Хетагурова

В течение года

7

Выставочный зал Союза худ. РСО-Алании

В течение года


Провести беседы:

по книге Ирене Остаковска “А да, так не надо”. Москва 1993 г.

- Хорошие манеры.

- Между ровесниками.

- Сами о себе и о взрослых.

- Магия привлекательности и грации.

- Разговариваем на тему.







17. Этапы педагогического контроля.


Сроки.

Форма подведения итогов.

1. Начало учебного года.

Собеседование.

2. На каждом занятии.

Выполнение заданий.

3. В конце каждой четверти.

Викторины, конкурсы, выставки.




18. Организационно-методическое обеспечение программы.

Организовать рецензирование программы специалистами. Привлекать к работе родителей, учителей школ, педагогов других объединений.


19. Методическая работа.

- Разработать наглядные методические пособия.

- Принимать участие в семинарах.

- Разработать планы занятий по темам.

- Привлекать трудновоспитуемых детей.

- Обмен опытом с педагогами других объединений.

- В течение года продолжать сбор методической литературы.


20. Общественно-полезная работа.

- Оборудование помещения объединения.

- Проведение родительских собраний.

- Оформление выставок.















Список литературы.

21. Список литературы, используемой педагогом.


1. Афонькин С. Афонькина Е. Оригами «Бумажный зоопарк». Изд. Дом «Литера» С. Петербург 2002.

2. Афонькин С. Афонькина Е. «Драконы и динозавры» - оригами для знатоков. Изд. «Кристалл» 2001.

3. Афонькин С. Афонькина Е. «Волшебные шары Кусудамы». Изд. «Кристалл» 2001.

4. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. С. Петербург. Динамит. Валерии СПб. 1997.

5. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Москва. Просвещение. 1979.

6. Корнева Г. Поделки из бумаги. С. Петербург. Изд. «Кристалл» 2001.

7. «Оригами» - большая иллюстрированная энциклопедия. Изд. Эксмо 2003. Первод с английского К. Знаменского.



22. Список литературы, рекомендуемой учащимся и родителям.


1. Арнарский С.Г. Сто удивительных поделок. Москва. Детская литература. 1983.

2. Бирта Ч. Двести моделей для умелых рук. С. Петербург. Изд. Дом Сфинкс. 1997.

3. Додонова Е. Серия Самоделки. Изд. Малыш. 1991.

4. Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона. С. Петербург. Изд. Дом Кристалл. 2000.

5. Перевертень Г. Самоделки из бумаги. Москва. Просвещение. 1983.