СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Умелые руки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Умелые руки"»








Пояснительная записка


Декоративно-прикладное искусство - это область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и повседневном быту и художественную обработку улитарных предметов. 

В декоративно-прикладном искусстве куклы - это произведение искусства, которые интересны всем и всегда. Они сближают детей всех возрастов. Раньше кукол было не так много как сейчас. Дети сами делали игрушки для своих игр или просили об этом своих родителей. Первые куклы появились вместе с человеком. Представляли собой уменьшенные копии, предметов, инструментов и т.д. Делали их из веток, сучков, хлебного мякиша и т. д. Со временем кукла превратилась в любимую детскую игрушку.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, куклы вызывают желание у детей узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие. Через них

передается представление народа о красоте, добре и зле, предназначении человека. 
Актуальность этой программы в том, что она помогает сформировать творческие способности у обучающихся. Воспитанники ставят перед собой задачу и решают ее самостоятельно. Именно эта самостоятельность и помогает развить творческий характер. Педагог лишь контролирует процесс творчества. Кукла, выполненная в различных техникахи из различных материалов, помогает детям развивать диалектическое мышление, способность соединять то, что кажется не соединимым. Дети не боятся придумывать новое и брать ответственность за свое решение. Кукла помогает ребенку развить воображение, фантазию и талант. 
В результате, кукла, сделанная своими руками, ценностная и значима для детей и взрослых. Такой подарок неизменно возрастает в глазах детей. Многие хотели бы владеть умением и технологией изготовления куклы, которыми можно овладеть на кружковых занятиях. 

В объединение принимаются дети без ограничения и отбора, имеющие влечение к творчеству. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей (одновозрастные, разновозрастные).
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 10 до 13 лет. Продолжительность занятий 90 минут 2 раз в неделю.  


Актуальность программы

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа является адаптированной к условиям объединения.

Практическая значимость

Основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных кропотливой работе, у детей воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

Курс предназначен для учащихся 5-6 классов. Срок реализации 1 год (по 4 часа в неделю), всего 136 часов.

В проведении занятий могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители. Занятия могут проводиться в учебных мастерских, в музеях, на выставках и т.д.

По целевой направленности программа развивающая и корригирующая.



Цель: 

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций,практических умений и навыков в изготовлении кукол из различных материалов.

Задачи:
Образовательные:

  • Обогатить представления детей о различных видах кукол

  • Овладение образным языком художественного искусства, формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков.

  • Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами.

  • Разработка и самостоятельное изготовление художественных изделий.

  • Усвоение знаний о правилах техники безопасности при работе в объединении.

  • Изучение различных природных материалов и подручных средств.

  • Освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.

  • Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса обучающихся к изобразительному творчеству и конструированию

  • Воспитание у обучающихся таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях.

  • Воспитание эстетического восприятия действительности.

  • Выработка настойчивости в достижении цели.

  • Воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.

  • Воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.

  • Воспитание умения довести начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Развитие у обучающихся навыков работы с различными материалами.

  • Формирование умения оценивать художественные достоинства произведений искусства.

  • Активизация творческого потенциала обучающихся.

  • Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).

  • Развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.

  • Развитие произвольной ручной моторики.

  • Развитие креативного мышления.

  • Развитие самостоятельности мышления.

Формы и методы обучения и воспитания

Форма общения - рассказ, диалог, беседа.

Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории различных видов рукоделия.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение поделки. Техника выполнения таких изделий должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление - минимальным, чтобы учащиеся могли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса к предмету, побуждает стремление к самостоятельности. Это изделие должно найти практическое применение в быту, оформление интерьера и т.д.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития).
также предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.
Должны знать:

  • Народные художественные промыслы России и родного края.

  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  • Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

  • Инструменты и приспособления.

  • Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

  • Основные приемы и элементы различных видов рукоделия.

  • Иметь представление о традициях разных стран.

  • Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.

  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

  • Работать с электронагревательными приборами.

  • Выполнять правила техники безопасности.

  • Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

  • Соблюдать последовательность работ при выполнении изделия.

  • Выполнять самостоятельно изученные изделия в различных техниках.

  • Работать по шаблону.

  • Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.

  • Изготавливать разные игрушки и сувениры. 

  • Приобрести навыки работы с лоскутками.

  • Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • Учащиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение с

  • сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Содержание


Вводное занятие

Знакомство с кружком. Просмотр презентации о работе кружка.
Организационные вопросы. Порядок и план работы. Общая инструкция по технике

безопасности. 


Техника безопасности при работе с инструментами
Теория: Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении кукол.

История появления кукол.


Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»
Теория: Знакомство с куклами закрутками. Этапы последовательности изготовления кукол.
Практика: Изготовление кукол закруток. Поэтапное выполнение кукол закруток.


Кукла «Мартиничка»
Теория: Знакомство с куклой «Мартиничкой». Этапы последовательности в выполнении куклы.
Практика: Поэтапное моделированиеи сборки куклы.


Куклы помпоны
Теория: Знакомство с куклами - помпонами. Этапы последовательности выполнения куклы.
Практика:Поэтапное моделирование и сборка куклы.


Подготовка эскиза куклы из бумаги
Теория: Знакомство с технологией объемного конструирования изделия из бумаги.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Конструирование изделия из бумаги по эскизу.


Забавная игрушка из бросового материала
Теория: Беседа о загрязнение окружающей среды человеком и об использовании вторичного сырья. Поэтапное последовательность выполнения куклы.
Практика: Конструирование игрушки из бросового материала.


Кукла из опилок
Теория: Повторение пройденного материала. Лепка куклы из опилок.
Практика: Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы. 


Керамическая кукла

Теория: Знакомство с керамикой. Виды, свойства, состав керамики. Виды лепки. Виды

кукол. Виды росписи.

 
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы.


Кукла «Русская народная красавица» (декоративная кукла)
Теория: Беседа об искусстве создания русского народного костюма. Знакомство с образцами традиционного русского костюма.

Технология поэтапной последовательности выполнения куклы. Декорирование одежды.


Кукла «Барыня-Сударыня»
Теория:Беседа об искусстве создания народного костюма. Закрепление знаний о традиционном русском костюме. Технология поэтапной последовательности выполнения куклы.
Практика: Конструирование куклы из пластиковой бутылки. Декорирование одежды.


Кукла «Веселый Петрушка»

Теория: История создания и последовательность выполнения куклы.
Практика: Объемное моделирование куклы из ткани. Оформление куклы.


Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»

Теория: Беседа о домашних духах, обрядовых куклах. Поэтапная последовательность выполнения куклы. 
Практика:Создание куклы «Домовой и Домовиха» из мешковины.


Кукла из перчаток и носочек

Теория: Беседа о второй жизни ненужных вещей (перчатки и носки). Поэтапное последовательность выполнениякуклы.
Практика: Конструирование игрушки из бросового материала
Теория: Знакомство с секретами создания перчаточной куклы. Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная последовательность выполнения куклы. Сборка куклы


Куклы из колготок

Практика: Моделирование куклы из колготок. Виды швов. Схемы (детали) кукол. 


Кукла – панно


Теория: Беседа о видах панно, способах компоновки, закреплении всех деталей.

Поэтапное выполнение панно.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы – панно по эскизу. Сборка деталей. 


Игрушки-подушки
Теория:Беседа о разновидностях конструкции из ткани, о средствах выразительности: форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Игрушки – подушки»
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Выполнение игрушки-подушки по эскизу.


Кукла-Тильда

Теория: Знакомство с технологией изготовления куклы. Практика: Моделирование и конструирование куклы Сборка куклы. Изготовление одежды для куклы

Кукла из папье-маше

Теория: Знакомство с техникой папье-маше, материалами и инструментами. Технология выполнения.
Практика: Создание рисунка (эскиза).Моделирование и конструирование куклы из папье-маше. Изготовление каркаса. Сборка деталей. Покрой одежды.


Промежуточная аттестация (творческая работа учащихся)
Обучающиесявыполняют творческую работу по разработанному эскизу.


Итоговое занятие

Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Воспитательная работа
Подготовка и участие в мероприятиях. Походы в краеведческий музей и на выставки.


Планируемые результаты

Должны знать:
• Историю возникновения и развития кукол;
• специфику художественного оформления кукол;
• виды материалов (природные, бумага, картон, ткань, клей и т. д.);

• последовательность изготовления кукол: сборка, отделка;
• основные этапы оформления кукол;
• название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон), правила работы с ними;
• технологические операции и их последовательности; 
• название и свойства материалов, которые обучающиеся используют в работе;


Должны уметь:


• различать материалы и инструменты по их назначению;
• качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению кукол;
•выполнять основные технологические операции по обработке материала;
• эстетично оформлять изделия;
• соблюдать технологию при выполнении различных видов кукол.






Учебный план

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы промежуточной (итоговой ) аттестации

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами

1

1

-


2

Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»

2

1

1

Мини-выставка

3

Кукла«Мартиничка»

2

1

1

Мини-выставка

4

Куклы помпоны

4

1

3

Мини-выставка

5

Подготовка эскиза куклы из бумаги


4

1

3

Мини-выставка

6

Забавная игрушка из бросового материала

4

1

3

Мини-выставка

7

Кукла из опилок

4

1

3

Мини-выставка

8

Керамическая кукла

6

1

5

Мини-выставка

9

Кукла «Русская народная красавица»

6

1

5

Мини-выставка

10

Кукла «Веселый Петрушка»

6

1

5

Мини-выставка

11

Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»

4

1

3

Мини-выставка

12

Кукла из перчаток и носочек

4

1

3

Мини-выставка

13

Куклы из колготок

6

1

5

Мини-выставка

14

Кукла – панно

4

1

3

Мини-выставка

15

Игрушки-подушки

6

1

5

Мини-выставка

16

Кукла-Тильда

6

1

5

Мини-выставка

17

Кукла из папье-маше

6

1

5

Мини-выставка

18

Промежуточная аттестация

3


3

Самостоятельная творческая работа

19

Итоговое занятие

1

1


Выставка



79

18

61













Календарный учебный график


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами

1









Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»

2









Кукла«Мартиничка»

2









Куклы помпоны

4









Подготовка эскиза куклы из бумаги


4








Забавная игрушка из бросового материала


4








Кукла из опилок



4







Керамическая кукла



5

1






Кукла «Русская народная красавица»




6






Кукла «Веселый Петрушка»




1

5





Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»





4





Кукла из перчаток и носочек






4




Куклы из колготок






4

2



Кукла – панно







4



Игрушки-подушки







3

3


Кукла-Тильда








6


Кукла из папье-маше









6

Промежуточная аттестация









3

Итоговое занятие









1



Методическое обеспечение


Основной формой работы с детьми являются учебные занятия. При организации учебно-воспитательного процесса используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.


Для стимулирования интереса к обучению используются нетрадиционные формы проведения занятий: открытые уроки, внеурочные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, педагогическая дискуссия, ролевая игра, мини - выставки, участие в городских и областных выставках, конкурсах.


Настоящая программа использует основные методы обучения:


• вербальные (рассказ, беседа);

• наглядные (демонстрация; посещение различных выставок, методические карты, шаблоны, образцы изделий, фотоархив); 
• практические (осознанное выполнение кукол; навыки компоновки композиций; создание эскизов);
• репродуктивный (закрепление; повторение раннее изученного материала);
• иллюстративный (таблицы, схемы, иллюстрации книг, рисунки, карточки, открытки, фотоархивы).
Интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность обеспечивают педагогические технологии, которые используются на занятиях: личностно – ориентированные, игровые, тестовые.
Программа обеспечена дидактическим материалом: программа Microsoft Office Power Point (презентации о куклах).



Материалы и оборудование
Материалы:

• ткань: хлопчатобумажная, шерстяная, лубяная, шелковая, натуральный и искусственный мех и т.д.;
• нитки: № 30, № 40 – для шитья, мулине – для вышивки, шерстяная пряжа – для изготовления волос, травяной шпагат;
• отделочные материалы: тесьма, ленты, кружево, пуговицы, бисер, бусинки, синтетическая пленка, искусственная кожа;
• готовая фурнитура: глазки, носики животных;
• набивочный материал: серая техническая или белая медицинская вата, синтепон, ватин, отходы кроя (обрезки ткани и меха);
• бумага: картон - для изготовления лекал, калька – для перевода орнаментов;
• проволока для изготовления каркаса (алюминиевая или медная);
• флизелин двусторонний для склеивания деталей кроя;
• клей ПВА, карандашный, «Момент» - для склеивания мелких деталей из ткани.


Инструменты:

• ножницы, длина лезвий 110-170 мм;
• иголки;
• сантиметровая лента;
• портняжный мелок для обводки выкройки;
• булавки для скрепления деталей
• циркуль для изображения окружности;
• кусачки для откусывания металлической проволоки,;
• утюг.




Список литературы для педагога


1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В., « Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества», учебно методическое пособие Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
2. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология изготовления. М. Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М. Профиздат, 2000. 
3.Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок»,М. Профиздат, 2007.
4. Воробьева О. Я., «Декоративно прикладное творчество. 5 – 9 классы: традиционно народные куклы». Керамика. Волгоград: Учитель, 2009.
5. Вакуленко Е.Г., « Народное декоративно- прикладное творчество: Теория, история, практика» Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
6. Горяева Н. А., Островская О. В. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебное пособие для 5 класса Общеобразовательных учреждений.
7. Зайцева О. « Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол М.: АСТ; СП: Астрель, 2010
8. Островская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003. 
9.И. Страдитти «Делаем куклы». Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006.
10. Силецкая И.Б., « Мягкая игрушка: Герои любимых сказок своими руками», М.: Эксмо, 2009.
11. История кукол


Список литературы для обучающих


1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО Издательство «ДОМ. XXI века», 2007.
2. Бондаренко Т.В., « Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления», М.: Полиграфиздат, 2009. 
3.В. Войдинова «Куклы в доме» М.: Профиздат, 2000. 
4. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок», М.: Профиздат, 2007.
5 Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуар для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010























Календарный учебно-тематический план

дата

тема занятия

объём часов

форма занятия

форма контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами


1

беседа,опрос




Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»


2



2


Знакомство с куклами закрутками. Этапы последовательности изготовления кукол.

1

беседа,опрос


3


Изготовление кукол закруток. Поэтапное выполнение кукол закруток.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла «Мартиничка»

2



4


Знакомство с куклой «Мартиничкой». Этапы последовательности в выполнении куклы.

1

беседа,опрос


5


Поэтапное моделирование и сборки куклы.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Куклы помпоны

4



6


Знакомство с куклами - помпонами. Этапы последовательности выполнения куклы..



1

беседа,опрос


7


Поэтапное моделирование и сборка куклы.


1

практическое занятие


8


Моделирование и сборка куклы.


1

практическое занятие


9


Сборка куклы.


1

практическое занятие

Мини-выставка



Подготовка эскиза куклы из бумаги


4



10


Знакомство с технологией объемного конструирования изделия из бумаги.


1

беседа,опрос


11


Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).


1

практическое занятие


12


Конструирование изделия из бумаги по эскизу.

1

практическое занятие


13


Конструирование изделия из бумаги по эскизу.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Забавная игрушка из бросового материала


4



14


Беседа о загрязнение окружающей среды человеком и об использовании вторичного сырья.

1

беседа,опрос


15


Этапы и последовательность выполнения куклы.


1

практическое занятие


16


Конструирование игрушки из бросового материала

1

практическое занятие


17


Конструирование игрушки из бросового материала

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла из опилок


4



18


Повторение пройденного материала. Лепка куклы из опилок.

1

Беседа,опрос


19


Поэтапная лепка куклы.

1

практическое занятие


20


Сборка куклы

1

практическое занятие


21


Роспись и декорирование куклы. 

1

практическое занятие

Мини-выставка



Керамическая кукла


6



22


Знакомство с керамикой. Виды, свойства, состав керамики. Виды лепки.

Виды кукол.

1

беседа,опрос


23


Виды росписи.

1

практическое занятие


24


Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).

1

практическое занятие


25


Поэтапная лепка куклы.

1

практическое занятие


26


Сборка куклы.

1

практическое занятие


27


Роспись и декорирование куклы.


1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла «Русская народная красавица»


6



28


Беседа об искусстве создания русского народного костюма.

1

беседа,опрос


29


Знакомство с образцами традиционного русского костюма.

1

Беседа,опрос


30


Технология поэтапной последовательности выполнения куклы

1

практическое занятие


31


Технология поэтапной последовательности выполнения куклы

1

практическое занятие


32


Декорирование одежды.

1

практическое занятие


33


Декорирование одежды.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла «Веселый Петрушка»


6



34


История создания и последовательность выполнения куклы.

1

беседа,опрос


35


Объемное моделирование куклы из ткани

1

практическое занятие


35


Объемное моделирование куклы из ткани

1

практическое занятие


37


Объемное моделирование куклы из ткани

1

практическое занятие


38


Оформление куклы.

1

практическое занятие


39


Оформление куклы.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»


4



40


Беседа о домашних духах, обрядовых куклах.

1

беседа,опрос


41


Поэтапная последовательность выполнения куклы. 

1

практическое занятие


42


Создание куклы «Домовой и Домовиха» из мешковины

1

практическое занятие


43


Создание куклы «Домовой и Домовиха» из мешковины

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла из перчаток и носочек

4



44


Беседа о второй жизни ненужных вещей (перчатки и носки).

Знакомство с секретами создания перчаточной куклы. Поэтапная последовательность выполнения куклы.

1

беседа,опрос


45


Конструирование игрушки из бросового материала Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).

1

практическое занятие


46


Поэтапная последовательность выполнения куклы

1

практическое занятие


47


Сборка куклы

1

практическое занятие

Мини-выставка



Куклы из колготок

6



48


Моделирование куклы из колготок.

Виды швов.

1

практическое занятие


49


Схемы (детали) кукол.

 Изготовление головы куклы


1

практическое занятие


50


Изготовление деталей куклы

1

практическое занятие


51


Сборка куклы

1

практическое занятие


52


Изготовление одежды для куклы

1

практическое занятие


53


Изготовление одежды для куклы

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла – панно

4



54


Беседа о видах панно, способах компоновки, закреплении всех деталей.

Поэтапное выполнение панно.

1

беседа,опрос


55


Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).

1

практическое занятие


56


Моделирование куклы – панно по эскизу.

1

практическое занятие


57


Сборка деталей. 

1

практическое занятие

Мини-выставка



Игрушки-подушки

6



58


Беседа о разновидностях конструкции из ткани, о средствах выразительности: форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Игрушки – подушки»

1

Беседа, опрос


59


Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).

1

практическое занятие


60


Выполнение игрушки-подушки по эскизу.

1

практическое занятие


61


Выполнение игрушки-подушки по эскизу.

1

практическое занятие


62


Выполнение игрушки-подушки по эскизу.

1

практическое занятие


63


Выполнение игрушки-подушки по эскизу.

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла-Тильда

6



64


Знакомство с технологией изготовления куклы.

1

Беседа,опрос


65


Моделирование и конструирование куклы

1

практическое занятие


66


Сборка куклы.

1

практическое занятие


67


Изготовление одежды для куклы

1

практическое занятие


68


Изготовление одежды для куклы

1

практическое занятие


69


Изготовление одежды для куклы

1

практическое занятие

Мини-выставка



Кукла из папье-маше

6



70


Знакомство с техникой папье-маше, материалами и инструментами. Технология выполнения.



1

беседа,опрос


71


Создание рисунка (эскиза).

1

практическое занятие


72


Моделирование и конструирование куклы из папье-маше.

1

практическое занятие


73


Изготовление каркаса.

1

практическое занятие


74


Сборка деталей

1

практическое занятие


75


Покрой и пошив одежды.


1

практическое занятие

Мини-выставка



Промежуточная аттестация

3



76


Обучающиеся выполняют творческую работу по разработанному эскизу.

1

практическое занятие


77


Работа над проектом

1

практическое занятие


78


Работа над проектом

1

практическое занятие

Выставка работ учащихся



Итоговое занятие

1



79


Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Посещение выставочного зала города Тулуна

1

беседа, опрос, экскурсия





79