ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Умелые ручки»
вторая младшая группа
(дети четвертого года жизни)
Разработчик:
Шаймухаметова С.В.,
воспитатель
Ревда
2016 г.
Целевой раздел
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
Рабочая программа дополнительного образования имеет цель: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов; организация совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1.Сформировать у детей интерес к разным видам аппликаций.
2.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
3.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов.
4.Развивать мелкую моторику рук.
5.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии; проявлять усидчивость и терпение.
6.Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
7.Учить создавать коллективные работы.
8.Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Продолжительность реализации программы: 1 год, продолжительность занятия 15 мин. Один раз в неделю, во второй половине дня.
Участники: подгруппа детей 2 младшей группы состоящая из трех человек.
Материал: бумага, бумажные салфетки разных цветов, ножницы, клей, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Принципы построения программы «Умелые ручки»:
Доступности;
Наглядности;
Интегративности;
Свободы и самостоятельности;
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта;
Уважение личности каждого ребенка;
Ожидаемый результат:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду.
Содержательный раздел
Перспективный план работы кружка
Недели | Тема | № стр. |
Октябрь |
1 | Аппликация с элементами рисования «Шарики воздушные» | 22 |
2 | Аппликация «Яблоко с листочками» | 26 |
3 | Аппликация «Выросла репка- большая пребольшая» | 36 |
4 | Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка» | 40 |
Ноябрь |
1 | Аппликация «Листопад» | 44 |
2 | Аппликация с элементами рисования «Грибная полянка» | 48 |
3 | Аппликация с элементами рисования «Дождь, дождь!» | 52 |
4 | Аппликация «Полосатые полотенца для лесных зверушек» | 64 |
Декабрь |
1 | Аппликация «Новогодняя гирлянда» | 66 |
2 | Аппликация с элементами рисования «Волшебные снежинки» | 68 |
3 | Аппликация «Новогодние игрушки» | 70 |
4 | Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка» | 76 |
Январь |
2 | Аппликация «Бублики, баранки» | 80 |
3 | Аппликация с элементами рисования «Колобок на окошке» | 86 |
4 | Аппликация «Снеговик» | 90 |
Февраль |
1 | Аппликация с элементами рисования «За синими морями, за высокими горами» | 92 |
2 | Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» | 96 |
3 | Аппликация с элементами рисования «Робин- Красношейка» | 100 |
4 | Аппликация с элементами рисования «Мойдодыр» | 104 |
Март |
1 | Аппликация декоративная «Букет цветов для мамочки» | 106 |
2 | Рисование с элементами аппликации «Цветы для мамочки» | 108 |
3 | Рисование с элементами обрывной аппликации «Сосульки- плаксы» | 112 |
4 | Аппликация с элементами рисования «Неваляшка танцует» | 116 |
Апрель |
1 | Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко» | 118 |
2 | Аппликация с элементами рисования «Ручеек и кораблик» | 122 |
3 | Рисование и аппликация «Почки и листочки» | 126 |
4 | Рисование с элементами аппликации «Божья коровка» | 132 |
Май |
1 | Аппликация предметная с элементами рисования «Флажки такие разные» | 134 |
2 | Рисование с элементами аппликации «Цыплята и одуванчик» | 142 |
3 | Аппликация обрывная «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | 144 |
4 | Аппликация «Цветочки» | 143 |
Организационный раздел
Методическое обеспечение
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»): учебно- методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152 с., перераб. И доп.
Пальчиковая гимнастика
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто - куда.
«Утречко»
Утро настало, солнышко встало (руки поднять вверх с опорой на локти)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей
- Вставай, Большак. (разогнуть большие пальцы)
- Вставай, Указка,
- Вставай, Серёдка,
- Вставай, Сиротка,
- И Крошка-Митрошка. (разогнуть все пальцы по очереди)
- Привет ладошка.
Все потянулись (руки поднять вверх, пальцы выпрямить)
И проснулись (быстро пошевелить пальцами)
«Черепаха»
Черепаха вдруг ползёт-
Домик на спине везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези!
Широко расставить пальцы правой руки, опираясь всеми, кроме среднего, на стол, - это «ноги» черепахи и её головы. Ладошкой левой руки обхватить поверх правую руку - получится панцирь. Показать, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками.
«Два пингвина»
Два пингвина пошли гулять .(руки сжать в кулачки ,большие пальцы вытянуты и синхронно передвигаться по столу.)
Вторые догонять.(указательные пальцы начинают скакать)
Третьи пингвины –бегом.(поскакать средними)
Четвертые пешком.(по столу не спеша передвигать безымянные пальца)
Пятые поскакали.(кулачки раскрыть полностью, начинают скакать мизинцем)
И конце пути упали .(расслабленные ладони падают на стол)
«Ладошки»
Вот у нас игра какая
Хлоп ладошка, хлоп другая
Правой левую ладошку
Мы похлопаем немножко
А потом ладошкой левой
Ты хлопки по правой делай.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки- хлоп, хлоп, хлоп.
По коленкам -шлеп, шлеп шлеп.
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопнуть за спиной
Хлопаем перед собой!
Справа можем, слева можем!
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя
Вот какая красота!
«Шарик красный»
Воздух мягко набираем (ладошки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу. Вдох)
Шарик красный надуваем (расправить пальчики, соединить подушечки пальцев правой и левой руки так, чтобы получился «шарик».Выдох)
Шарик тужился, пыхтел (вдох)
Лопнул он и засвистел. (руки сжаты в кулачок, выдох)
«Кукла».
Кукла первая толста, (Дети крутят большой палец в кулаке.)
А внутри она пуста, (Кисти рук смыкаются в «замок»)
Разнимается она (Кисти разводятся в стороны)
На две половинки.
Половинку отвинти, (Ставится кулачок над кулачком и крутятся)
И на кукол посмотри. (Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)
Пальчиковая игра
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
(Поочередно соединять все пальцы до мизинца с большим).
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(Мизинец стучит по большому пальцу).
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
(Пальцы собрать в щепотку),
Друг без друга им нельзя.
«Снегири» |
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | 4 хлопка руками. 4 наклона головы.
Частые потряхивания руками.
2 поворота головы на каждую строку.
Размахивание руками.
|
«Мои пальчики».
Вот все пальчики мои,
(Поворот кистей рук)
Их как хочешь, поверни –
И вот так, и вот так –
(Хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)
Не обидятся никак!
(Руки перед грудью, пальцы в замок. Руки вперёд, ладони вперёд)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Круговые движения кистью, пальцы в замок)
Не сидится им опять.
(«Моторчик», вращающие движения рук)
Постучали,
(Пальцы друг о друга)
Повертели,
(Поворот кистей рук)
И работать захотели,
(Встряхнув, движения кистью)
Дали ручкам отдохнуть,
(Встряхнули руками)
А теперь обратно в путь.
(Положить руки на стол)
«Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое! (Пальцы правой руки по очереди «здороваются»
Здравствуй, небо голубое! с пальцами левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, вольный ветерок! друга кончиками).
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живем в одном краю — (Энергично сжимаются и разжимаются пальцы).
Всех я вас приветствую!
«Дом».
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана).
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (сжимаем, разжимаем руки)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками по столу, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (поглаживаем животики)
Выпили водицы полное корытце (разводим руки в сторону).
«Котик»

Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
«Алые цветки»
Наши алые цветки - распускают лепестки. ( Сжимаем, разжимаем кулачки)
Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши желтые цветки - закрывают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук).
«Маленькая кошка»
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. ( Пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки. (Сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит. ( Скребем по столу)
Цап-царап (сжимать разжимать кулачки)
«Солнышко»
Светит солнышко в окошко, ( «фонарики») Потанцуем немножко
Прыг-скок.. (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)
«Снег»
Снег руками собирали
Наши пальчики устали Энергично сжимать и разжимать пальцы
Мы их будем растирать
Мы их будем согревать Энергично потирать ладонь о ладонь
Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.
«Ёлочка»
На глазах у детворы
Елка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются.
Разминка для рук:
Как проснется наша киска, суп не станет, есть из миски.
А зарядку будет делать.
Сжали все мы кулачки, руки вверх подняли, кулачки разжали!
Ручки опустили, потрясли немного!
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап
Пальчиковая гимнастика:
Светит солнышко в окошко, ( «фонарики»)
Потанцуем немножко
Прыг-скок.. (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)
.