Программа кружка
«Духовное краеведение»
8 класс
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Духовное краеведение» обеспечивает духовно - нравственное становление подрастающего поколения, имеет краеведческую направленность. Краеведческая деятельность - одна из форм общения, воспитания и оздоровление подростков. Краеведение прививает любовь к Родине, возбуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам, к родному Тамбовскому краю. Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для детей особенно ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической туристско- краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического). Программа разработана с опорой на общие принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности и массовости, конкретности (учет особенности учреждения, возраста, детей их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе). Программа предусматривает знакомство с историей родного края и города, делами знаменитых земляков, традициями и обычаями предков. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю. Курс предполагает заочное знакомство с музеями, памятными местами Тамбовщины.
Актуальность программы: Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. Программа является актуальной и потому, что вопросы интеграции и сотрудничества с различными организациями по-прежнему остаются одними из главных. Программа направлена, прежде всего на популяризацию краеведческих знаний и является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, что позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования.
Новизна программы заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью экскурсий по краю, в музеи, что расширяет кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования. Данный подход создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности. В реализации данной программы участвуют дети в возрасте от 7 до 17 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Основные задачи программы:
обучающие:
дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;
научить ряду практических умений и навыков;
воспитательные:
прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;
сохранение материальной и духовной культуры Тамбовского края;
развивающие:
развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 2 года. Рекомендуемый минимальный состав группы7-12 человек.
Формы проведения занятий: лекции, экскурсии, беседы, деловые игры, практические занятия. Используются современные интернет-технологии, метод проектной деятельности. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом возрастных особенностей детей и уровня знаний по той или иной теме, полученного в основной системе образования.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, поисковый, инструктирование, распоряжение, метод непосредственной наглядности.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 34 часа в год с сентября по май включительно.
2. Принципы программы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
Индивидуальные.
Групповые.
Методы работы:
Словесные: объяснение, беседа.
Наглядные:экскурсия, наблюдение; работа с архивом,
документами.
Практические: обобщение и систематизация материала.
Формы проведения занятий:
Богословского храма г.Рассказово.
благотворительности, милосердия, в оказании помощи
нуждающимся).
Содержание изучаемого курса № 4.
Введение (1 ч).
Что изучает предмет «Духовное краеведение». История Рассказовского района.
Красота в нашем мире. Красота нашего Тамбовского края и города Рассказово (6 ч).
Понятие о Боге как Творце мира.Как Бог сотворил мир и природу.Как мы должны заботиться о природном мире. Нерукотворная красота природы. Красота нашего Тамбовского края (природа, ландшафт, климат). Природные достопримечательности Тамбовщины и г. Рассказово.Как человек создает культуру. Рукотворная культура Тамбовского края и г. Рассказово.Памятники духовной культуры Тамбовского края и Рассказово(храмы, монастыри, погосты). Экскурсия по г. Рассказово
Хранилища культуры (5 ч).
Музеи как хранилища предметов культуры. Какие бывают музеи. Музеи Тамбовской области и Рассказово. Образы Родины в произведениях изобразительного искусства. Картинные галереи (Третьяковская,Тамбовская).Экскурсия в краеведческий музей города Рассказово. Иконопись – хранилище духовной культуры Руси.Что такое- православная икона. Какие бывают иконы.Библиотеки – хранилища письменной культуры.
Библиотеки нашего города.Духовная библиотека в храмах и воскресной школе. Экскурсия в Иоанно-Богословский храм, воскресную школу и приходскую библиотеку.
Живое слово (6 ч).
Евангелие – главная книга человечества. О чем говорит нам Евангелие.Роли Евангелие в отечественной культуре. Евангелисты.Кто такой Иисус Христос.Вехи жизни Христа от Рождества до Вознесения.О чем проповедовал Спаситель.Что такое молитва.Что есть послушание.Как правильно жить по заповедям Христа. Что есть «несение креста».Что такое исповедь и причастие.Храмы Рассказово. Общее понятие о храме. Представление о православном богослужении.Экскурсия и благотворительный субботник в Екатерининском храме г. Рассказово.
Наша Родина (4 ч).
Россия – родина моя.Православие – основа культуры русского народа.Древнейшие города России.История нашей малой родины – Рассказово.Представление о православии.Традиции жизни русских православных людей.Влияние православной веры на культуру и общество.Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных христиан. Любить свою родину- значит знать ее историю, быть верным Христу и защищать честь родины на словах и на деле.Национальные герои России.Герои Рассказовской земли.Экскурсия по Рассказово: к мемориалу Победы в войне 1941-1945 гг., памятнику всем погибшим в годы Гражданской войны, памятнику воинам - интернационалистам.
Спаситель (5 ч).
Бог. Пресвятая Троица.Иисус Христос - Сын Бога.Иисус Христос - Богочеловек.Христос – Искупитель всего человечества.Христос - Спаситель мира.Жизнь Пресвятой Богородицы. Понятие о рае, аде, о вечной жизни. Как мы должны себя вести, чтобы наследовать жизнь вечную со Христом в раю.
Святые земли Русской. Экскурсия в Кирилловский храм г. Рассказово и Покровскую церковь села Нижнеспасское.
Семья (4 ч).
Представление о семейных православных традициях в русской культуре.Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира (на примерах святых).Что такое – христианская любовь в семье.Рассказ об иконах Божией матери: Владимирской, Казанской, Всех скорбящих Радосте, иконах Исцеление глухих, и т. д. молитвах перед ними в семейных нуждах.Паломническая поездка в Трегуляевский монастырь.
Заключительное занятие (1 ч).
Что мы узнали о родном крае, православии, храмах, Евангелии, о жизни вечной.
Отчетное мероприятие кружка (2 ч).
Подготовка и проведение православного утренника «Душа родного края» к празднику Вознесение Господне.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса.
Личностные:
•формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой край, за свою Родину;
•формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
•развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, уважение к историческому прошлому края, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание);
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений находить выходы из спорных ситуаций;
воспитание толерантности.
Метапредметные:
готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
•развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
•формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке.
Предметные:
жизни.
5. Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта;
приобретение знаний о духовных традициях русского народа;
приобретение элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, архивах.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений обучающегося к родному краю, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) развивается активная деятельная позиция:
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
использование материалов Интернет ресурсов;
обрабатывание данных, полученных в ходе работы с архивными документами.
При успешной реализации данной программы среди обучающихся:
формируется духовно - нравственный микроклимат,
увеличивается интерес к истории и памятникам края,
устанавливаются доверительные отношения между детьми и учителями, священником.
Итог работы по программе - это формирование личности:
любящей свой народ, свой край и свою Родину;
уважающей и принимающей ценности семьи и общества;
любознательной, активно и заинтересованно познающей мир;
владеющей основами умения учиться, способной к организации собственной деятельности;
готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.