Кабардино-Балкарская Республика
Прохладненский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2с. Карагач»
Утверждено
Приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
от « » 20___г. № ______
Директор МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
_____________(Заптиева Т.Х.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(по направлению этнокультурное воспитание)
«Природа родного края».
3класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Составитель: классный руководитель Люева М.М.
2019 - 2020 учебный год
«Природа родного края».
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и, особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии. Поэтому стало необходимостью создание системы школьного образования с этнокультурным компонентом с целью возрождения национальной культуры воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста, и направлена на национально-самобытные традиции воспитания и учёт естественного развития ребёнка.
Адыгская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Так как наше село кабардинское, ребята встречаются в повседневной жизни с народными традициями и обычаями, кабардинской кухней.
Привлекателен и языковой аспект. Изучение адыгской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике (деятельностный подход в воспитании). Роль учителя является тьюторской. Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на занятиях ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Для 3-го класса представленная программа курса «Природа родного края»,которая рассчитана на применение в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий.
Цель
Сохранение родного языка, воспитание в детях уважения к своим корням, природе своего края; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности.
Задачи:
Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Ознакомление учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим нашу республику.
Формы проведения внеурочных занятий: проекты, исследовательская работа, экскурсии, выставки, викторины, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная (результат работы ученика и родителя).
Место в учебном плане
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 34 часа.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Ученик научится:
название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
символику страны, края, села, школы;
традиции адыгского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ на занятиях.
Ученик получит возможность научиться:
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
-способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
-воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре своего народа и народов проживающих на территории своей республики;
-формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
-воспитание чувств гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;
-способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения красоте окружающего мира;
--формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
–– самооценки на основе заданных критериев успешности внеучебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Принимать и сохранять задачу занятия;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
Ожидаемые результаты:
- возникновение большого интереса у ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, имеющих общечеловеческую значимость;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Природа моего края. Места, имеющие красивый вид.
Тема 2. Кабардинские лошади. Краткая эволюция происхождения кабардинской породы лошадей. Англо-кабардинская породная группа лошадей. Арабская чистокровная порода лошадей. Английская чистокровная верховая порода.
Тема 3. Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия.
Тема 4. Богатство природы. Животные, птицы, рыбы. Традиции охоты. Охрана природы.
Тема 5. Растительность нашего края – Кабардино-Балкарии. Деревья, травы, цветы. Съедобные и лекарственные растения. Народная медицина, целители.
Тема 6. Животный мир нашего края Кабардино-Балкарии. Мелкие и крупные животные.
Тема 7. Растения и животные Красной книги КБР. Особенности флоры и фауна Кавказа. Растения, нуждающиеся в охране государства.
Тема 8. Реки и озера нашего края.
Тема 9. Адыгская астрономия. Прогнозирование погоды. Приметы природы.
Тема 10. Природа – мать человека. (Итоговое занятие).
Примерный тематический план
Тема : «Природа родного края» (34 часа)
№ п/п | Название темы | К-во часов | По плану | Фактич. провед. |
1. | Природа моего края. (Экскурсия). | 1 | | |
2. | Кабардинские лошади. (Проектная деятельность). | 5 | | |
3. | Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия. (Исследовательская работа). | 3 | | |
4. | Богатство природы. (Исследовательская работа). | 3 | | |
5. | Растительность нашего края Кабардино-Балкарии. Лекарственные травы КБР. (Исследовательская работа). | 3 | | |
6. | Животный мир нашего края Кабардино-Балкарии. (Исследовательская работа). | 3 | | |
7. | Растения и животные Красной книги КБР (Проектная деятельность). | 5 | | |
8. | Реки и озера нашего края. (Исследовательская работа). | 3 | | |
9. | Адыгская астрономия. КТД. | 2 | | |
10. | Природа-мать человека (итоговые занятия) | 3 | | |
Защита проектов | 3 | | |
Итого: | 34 | | |
ЛИТЕРАТУРА
Хан-Гирей. Черкесские предания. – Нальчик. 1989.
Мамбетовг.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик. 1999.
Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) балкарцев. – Нальчик, 2003.
Думанов Х.М. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардинцев в XIX – начале ХХ вв. – Нальчик, 1977.
Ашибоков Л.А. Кабардинские агромаки и современное коневодство.
Аталиков В.М. Страницы истории. – Нальчик, 1987.
Балакшин О.А. Арабская лошадь в СССР. – М., 1978.
Буденный С.М. Книга о лошади. Т.1,2,3. – М., 1955.
Красинков А.С. Характеристика лошадей кабардинской породы. – М., 1964.
Парфенов В.А. Кабардинская лошадь. – М., 1978.
Бураев Р.А., Емузова Л.З. География Кабардино-Балкарской Республики. – Нальчик, 1998.
Бейтуганов С.Ф. Лекарственные растения КБР. – Нальчик, 1999.
Черкесов А.И., Хакунов М.Н. Черкесы и черкесский этикет- Майкоп 2009г