СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по этнокультурному воспитанию для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа поможет учителю в планировании и проведении занятий по этнокультурному воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Программа по этнокультурному воспитанию для 3 класса»

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с. Карагач»






Утверждено

                               Приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»

от  « » 20___г. № ______

Директор МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»

_____________(Заптиева Т.Х.)





РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(по направлению этнокультурное воспитание)

«Природа родного края».



3класс - 34 ч (1 занятие в неделю)














Составитель: классный руководитель Люева М.М.









2019 - 2020 учебный год



«Природа родного края».

Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы.

Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и, особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии. Поэтому стало необходимостью создание системы школьного образования с этнокультурным компонентом с целью возрождения национальной культуры воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.

Предлагаемая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста, и направлена на национально-самобытные традиции воспитания и учёт естественного развития ребёнка.

Адыгская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Так как наше село кабардинское, ребята встречаются в повседневной жизни с народными традициями и обычаями, кабардинской кухней.

Привлекателен и языковой аспект. Изучение адыгской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике (деятельностный подход в воспитании). Роль учителя является тьюторской. Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на занятиях ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Для 3-го класса представленная программа курса «Природа родного края»,которая рассчитана на применение в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий.

Цель

Сохранение родного языка, воспитание в детях уважения к своим корням, природе своего края; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности.

Задачи:

  1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.

  2. Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

  3. Ознакомление учащихся с представителями флоры и фауны родного края.

  4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.

  5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим нашу республику.


Формы проведения внеурочных занятий: проекты, исследовательская работа, экскурсии, выставки, викторины, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).


Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная (результат работы ученика и родителя).


Место в учебном плане

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 34 часа.


Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Ученик научится:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного села;

  • символику страны, края, села, школы;

  • традиции адыгского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ на занятиях.



Ученик получит возможность научиться:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.


Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

-способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

-воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре своего народа и народов проживающих на территории своей республики;

-формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

-воспитание чувств гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

-способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения красоте окружающего мира;

--формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни;


Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

–– самооценки на основе заданных критериев успешности внеучебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.



Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Ученик научится:



Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Принимать и сохранять задачу занятия;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.



Познавательные универсальные учебные действия:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Ученик получит возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



Ожидаемые результаты:

- возникновение большого интереса у ребят к своим истокам, к родному языку;

- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;

- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;

- повышение уровня материально-технического оснащения школы;

- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, имеющих общечеловеческую значимость;

- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте;

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Природа моего края. Места, имеющие красивый вид.

Тема 2. Кабардинские лошади. Краткая эволюция происхождения кабардинской породы лошадей. Англо-кабардинская породная группа лошадей. Арабская чистокровная порода лошадей. Английская чистокровная верховая порода.

Тема 3. Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия.

Тема 4. Богатство природы. Животные, птицы, рыбы. Традиции охоты. Охрана природы.

Тема 5. Растительность нашего края – Кабардино-Балкарии. Деревья, травы, цветы. Съедобные и лекарственные растения. Народная медицина, целители.

Тема 6. Животный мир нашего края Кабардино-Балкарии. Мелкие и крупные животные.

Тема 7. Растения и животные Красной книги КБР. Особенности флоры и фауна Кавказа. Растения, нуждающиеся в охране государства.

Тема 8. Реки и озера нашего края.

Тема 9. Адыгская астрономия. Прогнозирование погоды. Приметы природы.

Тема 10. Природа – мать человека. (Итоговое занятие).


Примерный тематический план

Тема : «Природа родного края» (34 часа)

п/п

Название темы

К-во

часов

По плану

Фактич. провед.

1.

Природа моего края. (Экскурсия).

1



2.

Кабардинские лошади. (Проектная деятельность).

5



3.

Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия. (Исследовательская работа).

3



4.

Богатство природы. (Исследовательская работа).

3



5.

Растительность нашего края Кабардино-Балкарии. Лекарственные травы КБР. (Исследовательская работа).

3



6.

Животный мир нашего края Кабардино-Балкарии. (Исследовательская работа).

3



7.

Растения и животные Красной книги КБР (Проектная деятельность).

5



8.

Реки и озера нашего края. (Исследовательская работа).

3



9.

Адыгская астрономия. КТД.

2



10.

Природа-мать человека (итоговые занятия)

3



Защита проектов

3



Итого:

34





ЛИТЕРАТУРА
  1. Хан-Гирей. Черкесские предания. – Нальчик. 1989.

  2. Мамбетовг.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик. 1999.

  3. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) балкарцев. – Нальчик, 2003.

  4. Думанов Х.М. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардинцев в XIX – начале ХХ вв. – Нальчик, 1977.

  5. Ашибоков Л.А. Кабардинские агромаки и современное коневодство.

  6. Аталиков В.М. Страницы истории. – Нальчик, 1987.

  7. Балакшин О.А. Арабская лошадь в СССР. – М., 1978.

  8. Буденный С.М. Книга о лошади. Т.1,2,3. – М., 1955.

  9. Красинков А.С. Характеристика лошадей кабардинской породы. – М., 1964.

  10. Парфенов В.А. Кабардинская лошадь. – М., 1978.

  11. Бураев Р.А., Емузова Л.З. География Кабардино-Балкарской Республики. – Нальчик, 1998.

  12. Бейтуганов С.Ф. Лекарственные растения КБР. – Нальчик, 1999.

  13. Черкесов А.И., Хакунов М.Н. Черкесы и черкесский этикет- Майкоп 2009г