МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЬ – ЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы
школы Е. А. Андреева ______Н. А. Фарукшина
Протокол № 4 приказ № 207-о
от «27 » августа 2021г. от «27» августа 2021г. от«27 »августа 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дорогами добра»
(духовно-нравственное направление развития личности школьника)
7 класс
Составитель:
Ревина И.В.
(ФИО учителя)
П. Юганская Обь
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ».
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ»;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
Актуальность темы внеурочной деятельности «Дорогами добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Формы и режим занятий:
Внеурочная программа «Дорогами добра» рассчитана на 34 часа в 6 классе: 1 час занятий в неделю. Общее количество часов — 34 ч.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные
Ученик научится
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Ученик сможет научиться
- навыкам работы с информацией, умению систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
- умению передавать информацию в письменной форме и в форме гипермедиа (текст, изображение, звук, ссылки между разными информационными компонентами);
- умению строить поисковые запросы в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, в Интернете, различных базах данных.
Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Раздел «Я – гражданин России» - (9 часов)
направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. В 7 классе учащиеся получают общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России. Они принимают активное участие в делах класса, школы, семьи, города. Происходит понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок. Ребята знают национальных героев и важнейшие события отечественной истории.
День учителя: выпуск газеты с поздравлениями.
Поздравления ветеранов с Днём пожилых людей
Акция: «Помоги пожилому человеку!
"Горжусь тобой, моя Россия", классный час
Встреча с представителями правоохранительных органов «Изучаем право» «Детский адвокат»
«Глобальный экологический кризис».
Проект День вежливости
Ролевая игра «Об ответственности за себя и за других»
«Закон, по которому мы живём», классный час с презентацией
День памяти воинской Славы. Классный час
Игра "Счастливый случай", классный час, посвященный 23 февраля
Подготовка эссе «Мои права были нарушены не раз…»
Акция: « Подари доброе слово!»
Акция «Георгиевская лента»
Раздел «Путь к успеху» - (15 часов)
направлен на воспитание социальной ответственности и компетентности, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовку к сознательному выбору профессии. Мои воспитанники приобретают опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Они начинают бережно относиться к результатам своего труда, труду других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, поддерживают чистоту и порядок в классе и школе, готовы содействовать в благоустройстве школы и микрорайона. У них формируется позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам.
«Как научиться управлять собой»
"Как стать интересным собеседником"
«Я и – природа» беседа
«Всему начало - отчий дом»
Акция: «Помогу маме!»
"Сам себя я воспитать должен”.
«Об ответственности за себя и за других»
"Что такое интеллигентность?”.
«Гость в доме – хозяину радость»
Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год!», «Мастерская Деда Мороза»
Беседы о профессиях. Строительные специальности.
«Русская басня», (познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации)
«Птица счастья»
"Я в мире профессий"
Эссе «Мои права были нарушены не раз…»
Акция: « Подари доброе слово!»
Конкурс рассказов «Добрые руки человеческой помощи»
"Труд в нашей жизни” беседа
«Ценности. Что человек должен ценить»
Раздел «Школа этикета» - (5 часов)
направлен на воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Формируется умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков. Вырабатывается отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. Благодаря виртуальным экскурсиям, формируется ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира.
«Этикет в моей жизни - это…»
«Этикет в интернете»
«Современный этикет»
«Этот удивительный этикет»
Проект «Учимся быть культурными»
«Умеем ли мы общаться?»
Раздел «Растем здоровыми и сильными» - (5 часов)
направлен на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Работая в этом направлении, формирую у обучающихся убеждение в необходимости полноценного правильного питания, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников, отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Проект «Обезопась себя»
«Как уберечься от гриппа?»
«Человек и наркотики»
«Биологические добавки»
«Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика»
«Вредные привычки и здоровье»
Формы проведения занятий
беседы
классные часы
экскурсии
просмотр и обсуждение кинофильмов
путешествия по историческим и памятным местам
тематические игры
сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
творческие конкурсы
фестивали
праздники
экскурсии
игры-путешествия
участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
встречи с представителями общественных организаций
участия в социальных проектах
акции
ролевые игры
дискуссий
тренинги
ярмарки
Тематический план
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/формы контроля |
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
1 | «Как научиться управлять собой», классный час | 1 | воспитание ответственности и компетентности Беседа 1 | | | | |
2 | Дискуссия «Этикет в моей жизни - это…» | 1 | воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Дискуссия | | | |
3 | "Как стать интересным собеседником" классный час | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Беседа 1 ч | Беседа | | | |
4 | День пожилых людей. Акция: «Помоги пожилому человеку! | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. | участие в делах класса, школы Акция: «Помоги пожилому человеку! 1 ч | | | Открытка-поздравление |
5 | День учителя: выпуск газеты с поздравлениями. | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. | Выпуск газеты 1 ч | | | Плакат, номер художественной самодеятельности |
6 | Встреча с представителями правоохранительных органов «Изучаем право» «Детский адвокат» | 1 | общее представление о институтах государства, их роли в жизни общества 0,5 Обсуждение | Выпуск листовки 1,5ч | | | листовка |
7 | «Глобальный экологический кризис». Классный час с презентацией | 1 | общее представление о социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России. 1 ч | . обсуждение | | | |
8 | "Горжусь тобой, моя Россия", классный час | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. Беседа 1 ч | беседа | | | |
9 | «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника | 1 | воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни Обсуждение | Встреча с медработником 1 ч | | | рекомендации |
10 | Диспут «Этикет в интернете» | 1 | Формирование основ эстетической культуры 0, 5 ч | Акция: « Подари доброе слово!» 0,5 ч | | | Участие в акции скриншоты |
11 | Ролевая игра «Современный этикет» | 1 | отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка | Проект День вежливости 1 ч | | | проект |
12 | «Всему начало - отчий дом», классный час. День матери: акция: «Помогу маме!» | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. Беседа 0, 5 | акция: «Помогу маме!» 1 | | | отзывы |
13 | «Закон, по которому мы живём», классный час с презентацией | 1 | общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, Беседа 0,5 ч | Эссе «Мои права были нарушены не раз…» 0,5 ч | | | эссе |
14 | «Биологические добавки», классный час с презентацией | 1 | убеждение в необходимости полноценного правильного питания Технологический (творческий) проект | Подготовка выпуска газеты 1 ч | | | газета |
15 | Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией | 1 | воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовку к сознательному выбору профессии. Беседа 1 ч | Подготовка презентаций | | | презентации |
16 | Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год!», «Оформление кабинета» | 1 | общее представление о о ключевых ценностях современного общества России. | «Оформление кабинета» 1 ч | | | Оформление кабинета |
17 | «Птица счастья» классный час | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Беседа 1 ч | беседа | | | |
18 | «Я и – природа» беседа | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. Беседа. 1ч | обсуждение | | | |
19 | «Человек и наркотики», классный час с презентацией | 1 | ценностное отношение к своему здоровью, Беседа. 0,5 ч. | Проект «Обезопась себя 0, 5 ч | | | проект |
20 | "Сам себя я воспитать должен”. Уроки нравственности | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Беседа. 0,5 ч | Проект 0,5 ч | | | проект |
21 | Игра "Счастливый случай", классный час, посвященный 23 февраля | 1 | общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении Ребята знают события отечественной истории. | Игра 1 ч | | | игра |
22 | "Что такое интеллигентность?”. Уроки нравственности | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Дискуссия, беседа. 1 ч | Дискуссия | 16.02 | | |
23 | «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. | ролевая игра 1 ч | | | игра |
24 | «Русская басня», (познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации) | 1 | общее представление о социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России. | Театрализация 1 ч | | | театрализация |
25 | Ролевая игра «Об ответственности за себя и за других» | 1 | общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества Беседа. | Ролевая игра 1 ч | | | игра |
26 | Конкурс рассказов «Добрые руки человеческой помощи» | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. | Творческая работа -написание рассказов 1 ч | | | рассказ |
27 | "Труд в нашей жизни” беседа | 1 | воспитание трудолюбия, Беседа 1 ч | Обсуждение | | | |
28 | Брейн-ринг «Этот удивительный этикет» | | воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Брейн-ринг 1 ч | | | Брейн-ринг |
29 | День памяти. Классный час | 1 | Знание национальных героев и важнейшие события отечественной истории. Беседа с презентацией 0,5 ч | Акция «Георгиевская лента» 0,5 ч | | | акция |
30 | "Я в мире профессий" классный час | 1 | подготовка к сознательному выбору профессии. Беседа, обсуждение 1 ч | | | | |
31 | Ролевая игра «Умеем ли мы общаться?» | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. | Игра 1 ч | | | |
32 | Проект «Учимся быть культурными» | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. | Проект 1 ч | | | |
33 | «Совершенствуй себя», классный час | 1 | опыт взаимодействия с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем. Беседа 1 ч | Показ фильма» Добровольный помощник» Встреча с юнармейцами. | | | |
34 | Классный час «Ценности. Что человек должен ценить» | 1 | общее представление о ключевых ценностях современного общества России. Беседа, чаепитие | Чаепитие 1 ч | | | Чаепитие |
Всего | 15 ч | 19 ч | | | |
27