МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.МИЗИНО-ЛАПШИНОВКА»
ТАТИШЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ______________Н.Ю.Панченко «___» ____________ 2020 г | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ с.Мизино-Лапшиновка» _________________ Е.В.Евсеева Приказ от ____2020 г № ____ |
Программа внеурочной деятельности
Секция «Баскетбол»
на 2020-2021 учебный год
Уровень образования: 8 -11 классы
Количество часов за год: 34 часа в год;
Количество часов в неделю: 1 часа;
Руководитель кружка: Нечкина Светлана Рудольфовна
Программа разработана на основе «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы.» Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2010год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Программа по баскетболу для учащихся 5 -7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
Вид программы - модифицированная
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
воспитательные
содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости
развивать координационные способности и силу воли.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-13 лет.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Особенности набора детей – свободный набор
Режим занятий: 34 часа , 1 раз в неделю
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Результатом работы спортивного кружка является участие спортсменов в школьных и районных спортивных соревнованиях.
Список литературы:
Настольная книга учителя физической культуры ( под. ред. Коффмана).
Баскетбол: игра для всех- М: ФиС, 1984- 96с.
Спортивные игры. (под ред. Г. Н. Николаева) 1998- 46с.
Правила игры в баскетбол. (под ред. М. В. Петровой)М.,1999- 30с
Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2010год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата По плану | Фактически |
1 | Вводное занятие: - значение игры для совершенствования физической подготовленности, - права и обязанности игроков, - наказания при нарушении правил | | |
2 | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. | | |
3 | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. | | |
4 | Повороты на месте вперёд и назад. Ловля и передача одной рукой от плеча после остановки и после | | |
5 | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. | | |
6 | Повороты на месте вперёд и назад. Ловля и передача одной рукой от плеча после остановки и после | | |
7 | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. | | |
8 | Повороты на месте вперёд и назад. Ловля и передача одной рукой от плеча после остановки и после | | |
9 | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. | | |
10 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
11 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
12 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
13 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
14 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
15 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
16 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
17 | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении . Учебная игра. | | |
18 | Правила соревнований по баскетболу. Понятие о групповых тактических действиях: заслон. Передвижение различными способами в нападении и защите. | | |
19 | Участие в соревнованиях | | |
20 | Правила соревнований по баскетболу. | | |
21 | Понятие о групповых тактических действиях: заслон. Передвижение различными способами в нападении и защите. | | |
22 | Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); взаимодействия игроков при пересечении и подстраховке к защите | | |
23 | Участие в соревнованиях | | |
24 | Участие в соревнованиях | | |
25 | Участие в соревнованиях | | |
26 | Понятие о групповых тактических действиях: заслон. Передвижение различными способами в нападении и защите. | | |
27 | Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); взаимодействия игроков при пересечении и подстраховке к защите | | |
28 | Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); взаимодействия игроков при пересечении и подстраховке к защите | | |
29 | Передвижение различными способами в нападении и защите. Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); | | |
30 | Передвижение различными способами в нападении и защите. Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); | | |
31 | Участие в соревнованиях | | |
32 | Участие в соревнованиях | | |
33 | Участие в соревнованиях | | |
34 | Участие в соревнованиях | | |
Тематическое планирование
Количество часов | Тема | Навыки и умения | Материал для развития двигательных качеств | Требования к учащимся | Месяц |
1ч 0,5ч.т 0,5ч.пр | Вводное занятие: - значение игры для совершенствования физической подготовленности, - права и обязанности игроков, - наказания при нарушении правил | | | | сентябрь |
9 ч 1ч.т 8 ч.пр | Ведение мяча | Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. Повороты на месте вперёд и назад. Ловля и передача одной рукой от плеча после остановки и после ведения. Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой с места. Бросок мяча в корзину с 2-х шагов. Штрафной бросок и правила его выполнения. | Упражнения для развития скоростно – силовых качеств, прыжковой выносливости, быстроты и точности движений. | 1.Выполнять ведение мята правой и левой рукой – остановку шагом – бросок мяча в корзину одной рукой с близкого расстояния. 2.Играть в мини-баскетбол с соблюдением правил | сентябрь октябрь |
16 ч 1 ч. т 15 ч. пр | Учебная игра | Ведение мяча. Игра в защите в парах, тройках. Тактические действия в нападении. | Упражнения для развития скоростно – силовых качеств, прыжковой выносливости, быстроты и точности движений. | 1.Технически правильно выполнять передачу мяча партнёру в движении, бросать в корзину одной рукой. 2.Применять в игре индивидуальные тактические действия на выбор свободного места для получения мяча от партнёра. | ноябрь декабрь |
8ч. 1 ч. т 7 ч. пр | Двухсторонняя игра | Правила соревнований по баскетболу. Понятие о групповых тактических действиях: заслон. Передвижение различными способами в нападении и защите. Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места); взаимодействия игроков при пересечении и подстраховке к защите | Упражнения для развития скоростно – силовых качеств, прыжковой выносливости, быстроты и точности движений. | 1.Технически правильно вести мяч правой и левой рукой, изменяя направление. 2.Ловить и передавать мяч в движении в парах и тройках. 3.Бросать мяч в корзину одной рукой со среднего расстояния и ловить его при отскоке от щита. 4.Применять в игре взаимодействия с партнёром. | январь-май |
Итого : 34 ч. | Участие в соревнованиях | | | | |