Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Колодинка
муниципального района Красноярский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ | | СОГЛАСОВАНО | | РАССМОТРЕНО |
Директор ГБОУ ООШ с. Колодинка | | Зам. директора по УВР | | на ШМО |
_________ Пуршев А.В. | | _________ Е.А. Прохорова | | _________/Миронова Р.Л./ |
«___» ___________ 2018г. | | «___» ___________ 2018г. | | №___ от «___»______ 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школьная газета»
социального направления
Возраст обучающихся:11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель Белоусова Е.А.
с. Колодинка
2018-2019уч. Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш общий дом» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: Методический конструктор: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г., Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации учащихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программа адаптирована к условиям малокомплектной школы.
Актуальность программы.
В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей. Внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия.
Новизна программы состоит в том, что она создаѐт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению.
Назначение программы.
Программа предназначена для учащихся основной школы и реализует межпредметные связи русским языком, литературой, обществознанием, историей, географией, информатикой...
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к журналистике, дать первичные сведения об издательском деле, научить творчески относиться к любой работе. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов.
Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение;гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство; здоровый и безопасный образ жизни; культура; гражданская ответственность, традиции многонационального народа России.
Основные направления деятельности:
Социальная. «Школьная газета»- способ познания социального,политического устройства общества.
Информационная. «Школьная газета» –форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся позволяет с пользой занять их свободное время.
Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы. • Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать печатным словом.
Возрастная группа учащихся, на которую ориентированы занятия.
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов (11-16 лет) и рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в год: 34 часов в год (1 часа в неделю)
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Цель программы: создание школьной газеты, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
-Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
-Дать представление о сущности журналистской профессии.
-Познакомить со способами сбора информации.
-Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах информации.
-Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.
-Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
-Учить давать самооценку результатам своего труда.
- Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность
- Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации. -Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.
Личностные результаты предусматривают умения:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков
Метапредметными результатами являются умения:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданием редакции индивидуально, научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы и методы работы.
Основными принципами работы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой социально-ориентированной практической деятельности.
Формы работы:
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, игры на внимание, викторины,массовые мероприятия,исследовательская работа в библиотеке, Интернете; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты,оформление информационного уголка класса.
-экскурсии
-целевые прогулки
- практическая деятельность
- викторины
- заочное путешествие
- праздники
-беседа
-иллюстрирование,информирование
-посещение библиотеки
Календарно-тематическое планирование.
№,п/п. | Тема занятия. | Количество часов. | Дата. |
Теория. | Практика. |
1 | Вводное занятие. ТБ. Понятие о школьной газете. Утверждение плана работы. | 0.5 | 0.5 | |
2 | Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты. | 0.5 | 0.5 | |
3 | Печатные издания и их роль. Анализ рубрик печатных изданий. | 0.5 | 0.5 | |
4 | Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций. | 0.5 | 0.5 | |
5 | Школьная редакция. Роль школьной газеты. | 0.5 | 0.5 | |
6 | Этапы создания газеты. Эскиз газеты. | 0.5 | 0.5 | |
7 | Газетная статья - основа газеты. Создание газетных статей. | 0.5 | 0.5 | |
8 | Информационная составляющая газеты. | 1 | 0 | |
9 | Сбор первичной информации. | 0.5 | 0.5 | |
10 | Сбор и оформление информации. Структура новостной ленты. | 0.5 | 0.5 | |
11 | Практическое занятие. Заметка в газету. | 0 | 1 | |
12 | Этика и психология журналистского общения. | 0.5 | 0.5 | |
13 | Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов. | 0.5 | 0.5 | |
14 | Иллюстрации , рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. | 0.5 | 0.5 | |
15 | Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы. | 0.5 | 0.5 | |
16 | Реклама на страницах газеты. Рубрика с объявлениями. | 0.5 | 0.5 | |
17 | Что такое заметка. Разновидности заметок. | 0.5 | 0.5 | |
18 | Работа с текстом. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей. | 0.5 | 0.5 | |
19 | Репортаж. Особенности жанра. Композиционные особенности репортажа. | 0.5 | 0.5 | |
20 | Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий. | 0.5 | 0.5 | |
21 | Очерк. Особенности жанра. | 0.5 | 0.5 | |
22 | Проблемный очерк. | 0.5 | 0.5 | |
23 | Портретный очерк | 0.5 | 0.5 | |
24 | Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью. | 0.5 | 0.5 | |
25 | Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление информации. | 0 | 1 | |
26 | Практикум . Берем интервью. | 0 | 1 | |
27 | Сатирические жанры. Фельетон. Особенности жанра. | 0.5 | 0.5 | |
28 | Развлекательные страницы. | 0 | 1 | |
29 | Интеллектуальные, логические задачи. | 0.5 | 0.5 | |
30 | Принципы верстки.. | 0.5 | 0.5 | |
31 | Функции редактора: от теории к практике | 0.5 | 0.5 | |
32 | Творческая мастерская | 0 | 1 | |
33 | Портфель достижений. | 0.5 | 0.5 | |
34 | Творческий отчет. Анализ итогов работы. | 0.5 | 0.5 | |
Всего | 15 часов. | 19 часов. | |
34 часа. |
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Школьная газета» должны быть достигнуты определенные результаты.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения . Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого ребёнка, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты (1 раз в четверть)
· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
·Заинтересовать учащихся творческим процессом;
·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
·Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
· Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты.
Реализация программы кружка « Школьная газета» позволит:
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
Формы оценки результатов.
Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся может быть в виде грамот и похвальных листов за исследовательскую,проектную и творческую активность,за участие и победы в конкурсах,практикумах,викторинах. Информационно-методическое обеспечение. Техническое обеспечение.
1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
3. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
6. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
8. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26
Ноутбук. Интерактивная доска, принтер, фотокамера, бумага А4.
Ресурсы Интернета.
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
Портфолио достижений учащихся.
Раздел включает грамоты, дипломы, сертификаты, справки школьного уровня,похвальные листы,благодарности за активную деятельность, фотографии учащегося и его проектных, исследовательских, оформительских, информационных, творческих работ, блокнот зарисовок и заметок — результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика, участие в конкурсах и викторинах, интеллектуальных играх.., а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.