Проектная деятельность на уроках математики в начальных классах Аброськина Ольга Александровна учитель начальных классов МБОУ «Александро-Невская СОШ» Александро-Невского района Рязанской области
Использование уроков-проектов, как показывает опыт и наблюдения, действительно является обоснованным и рациональным. На нетрадиционном уроке предлагаются различные формы коллективной и групповой работы, используется оригинальная подача материала, возможность проявить творческие способности, у детей присутствует повышенный интерес к данному предмету, высокая работоспособность. Учащимся предоставляется возможность делать что-то самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, свои знания и публично показать свой результат.
Остановлюсь на проектах по математике в УМК «Школа России». Присутствие проектной технологии в учебниках «Математика» обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного только на приобретение знаний, к образованию, ориентированному на формирование умений применять имеющиеся знания и умения «для себя». Одним из механизмов, позволяющих формировать у учащихся функциональную грамотность , в образовательной системе «Школа России» выступает регулярная проектная деятельность.
Наши проекты:
«Математика
вокруг
нас»
В конце I четверти второго класса был запущен информационный проект по математике «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», направленный на сбор информации, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории.
По продолжительности проект получился среднесрочный ;
по характеру контактов между участниками – внутриклассный .
Вид: информационный.
Тип : творческий, групповой.
Участники проекта: учащиеся 2 класса.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Проблема
Математика всюду! Математика вокруг нас! Где только не встретишь разные числа! Если быть внимательней и приглядеться, они повсюду: в магазине, на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин и даже дома на кухне. Сможет ли человек жить, не применяя математические знания, или нет?
Цель
Гипотеза
Познакомиться с использованием человеком в жизни математических знаний
Задачи
Предполагаем, что в результате работы узнаем, какую роль математика играет в жизни человека
Планируемые результаты
1. Узнать из разных источников, как математика помогает человеку.
Продукт проекта
2. Выяснить с помощью наблюдения, где используются математические знания в нашей практической жизни
Обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию, оперируя определениями «узор», «орнамент»; работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования
- презентации на выбранные темы,
- творческий отчет – стенгазеты «Математика вокруг нас»,
- презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Проблема
Математика всюду! Математика вокруг нас! Где только не встретишь разные числа! Если быть внимательней и приглядеться, они повсюду: в магазине, на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин и даже дома на кухне. Сможет ли человек жить, не применяя математические знания, или нет?
Работа над проектом велась по нескольким направлениям. Ученики класса по желанию разбились на группы: «Художники», «Журналисты», «Ученые», «Творческая группа». Группа «Художники». Ее участники заинтересовались не только связью математики и декоративного оформления узорами посуды, но решили самостоятельно смоделировать эскизы оформления ваз и декоративной тарелки на уроке изобразительного искусства. Так получились работы, выполненные в технике «аппликация пластилином» и «рисунок акварелью» . Группа «Журналисты». Ее члены выпустили информационные газеты, где отразили связь математики и нашей жизни. Всем собранным материалом поделились с учениками нашей школы – устроили выставку газет в коридоре. Группа «Ученые» рассмотрела темы «Математика и торговля», «Математика и медицина», совместно с учителем сделала презентации в электронном виде и защитила свою часть проекта «Математика вокруг нас» . Творческая группа представила в нашем проекте литературную страничку, где рассказала в шуточной форме о наших помощницах – цифрах .
Защита группы «Ученые»
Выставка газет «Математика вокруг нас».
Работа творческой группы
Математика в нашей жизни
Проект выполнил
ученик 2 «Б» класса МБОУ
«Ал-Невская СОШ»
Александро-Невского района
Рязанской области
Гришин Севастьян
Учитель: Аброськина О.А.
Проблема В свой повседневной жизни люди не могут обойтись без предметов быта, создающих комфорт их проживания, техники, которая верой и правдой служит людям в разных сферах жизнедеятельности. А всё это невозможно без чётких математических расчётов. Математикой человек начинает заниматься с раннего возраста. А потом она прочно входит в его жизнь, и без математики уже мир существовать не может. Но некоторые ребята думают, что без этой точной науки можно прожить. Так ли это? Я хочу провести собственное исследование и доказать, что математика и наша жизнь взаимосвязаны. Цель Изучить, как математика может пригодиться при покупку товаров в магазине. Гипотеза Ученику начальной школы обязательно понадобятся навыки сложения и вычитания, приобретённые на уроках математики, при совершении покупок в магазине. Задачи: В результате работы найти ответ на вопрос «Зачем нужна математика?» Доказать, что математика нужна не только учёным и изобретателям, а и нам, обычным людям.
Вместе с мамой мы пришли в магазин «Пятёрочка». Уже на входе я увидел камеры хранения. Покупатели оставляют свои вещи в определённом ящичке, закрывают его на ключ. Номер на брелоке ключа и ящике камеры хранения совпадают. Так покупатель может не ошибиться и взять свои вещи обратно. А без математики это было бы невозможно.
Сейчас идет осень. На улице дует сильный ветер, поэтому очень часто обветривают губы. Чтобы это не произошло, мы первым делом покупаем бальзам .
В отделе «Молочные продукты» был выбран питьевой йогурт «Агуша». Он очень полезен и просто необходим растущему организму.
43. 30
Руки нужно содержать в чистоте. Это знает каждый ребёнок. Но не всегда есть возможность помыть руки водой. В магазине для этой цели можно купить антибактериальные влажные салфетки и освежить руки.
Ещё мы решили купить семечки. Выбор большой, но наша семья предпочитает сорт «Бабкины».
Мой самый любимый отдел в любом магазине – кондитерский. Сегодня мама разрешила купить шоколадки на моё усмотрение. Ура!!!!!
Есть ещё одно очень интересное место в магазине – касса. Она оснащена очень умной машиной, которая считывает штрих коды товара и помогает безошибочно покупателю определить стоимость своей покупки.
Наши приобретения :
Бальзам для губ - 89рублей 5 копеек.
Питьевой йогурт «Агуша» - 43рубля 30копеек ( мы купили 6 бутылочек, значит, вся покупка йогурта -259 рублей 80 копеек).
Салфетки «Ледниковый период»- 22рубля 95копеек.
Семечки -79рублей 95 копеек .
KINDER CHOCOLATE – 76рублей 95копеек.
KINDER JOY- 74рубля 95копеек.
Чай – 165рублей.
Итак, стоимость нашей покупки: 89р. 5 к.+259 р. 80 к.+22р. 95к.+79р. 95 к.+76р. 95к.+74р. 95к.+ 165р.= =769рублей 10копеек
Вывод На примере похода за покупками нашей семьи я убедился, что даже в магазине математика играет огромную роль: ценники на товаре, стоимость покупки, правильно отсчитанная сдача на кассе. Во время совершения покупок, я видел, как работники зала принимали прибывший новый товар и раскладывали его по полкам. Без умения хорошо считать они не смогли бы сосчитать прибывший товар, отметить в накладных количество пересчитанного товара. Получается, что мамы, папы, бабушки, дедушки, мы, школьники, да и все люди без знания математики чувствовали бы себя в такой житейской ситуации совершенно беспомощными. Я убедился в важности такой науки как математика. Об этом я расскажу своим одноклассникам.
Математика и медицина Проект подготовил ученик 2 «Б» класса МБОУ «Ал-Невская СОШ» Александро-Невского района Рязанской области Жильцов Андрей. Учитель: Аброськина О.А .
Проблема Жизнь – это самое ценное, что есть у человека. Но иногда случается так, что приходится её спасать. Во всём мире есть люди, которые помогают нам в случае экстренных ситуаций: поиск способов борьбы с неизлечимыми болезнями, аппендицит, сердечный приступ, переломы, боли разного происхождения , рождение малыша. Это , конечно же, врачи. Что же помогает им так своевременно, а главное, КАЧЕСТВЕННО оказывать нам помощь? Когда я был маленький, то однажды заболел и мама мерила мне температуру. В этом году на уроке окружающего мира мы познакомились с термометрами ближе. Каких их только нет! Но меня поразило то, что у термометра и линейки для урока математики есть общее – ШКАЛА с делениями для измерения. Я задумался над тем, а может ли математика помогать медицине как-нибудь ещё, кроме измерения температуры? Цель Изучить, как математика и медицина связаны. Гипотеза Работники медицины используют знания, полученные на уроках математики в школьной и студенческой жизни. Задачи В результате работы найти ответ на вопрос «Как математика и медицина связаны?» Доказать, что применение математики нужно для высокопрофессиональной работы врача.
Я думаю, что математика начинает входить в нашу жизнь с самого рождения. Малыш только появился на свет, а вместе с ним появилась дата его рождения: час, число, месяц и год рождения. Маме сообщили рост и вес малыша. Например, я родился 19июля 2008 года. Это произошло в 15 часов 10 минут. Мой рост- 56 сантиметров. Мой вес - 3 кг 570 г.
Экскурсию по больнице помог провести мне мой папа, Жильцов Николай Геннадьевич, врач- анестезиолог I квалификационной категории. Больше 20 лет он работает в Государственном бюджетном учреждении Рязанской области «Александро-Невская ЦРБ».
Я люблю приходить к папе на работу. Он сейчас работает в новом здании, где с первого этажа на второй или третий можно подняться на лифте. Он помогает тяжело больным быстро оказаться на своем этаже. А создать такое интересное приспособление, как лифт, конструкторы не смогли бы без математики.
Ещё одно интересное место в больнице – кабинет, где хранятся различные препараты, помогающие больным в борьбе с болезнью. В холодильниках находятся лекарства, сохраняющие свою эффективность только при температуре +4 или +6 градусов.
Здесь же хранятся шприцы, используемые для введения инъекций. Лекарство в них измеряют «кубиками», и в этом опять помогает шкала с делениями.
В терапевтическом отделении пациентам бесплатно дают таблетки. На каждой упаковке написана дозировка препарата. Это помогает врачам правильно сделать назначение для лечения .
Прибор для измерения давления называется тонометр. Его приобретение для людей, имеющих гипертонию, – это первостепенная задача жизненной важности. Замеры артериального давления должны стать привычкой, а такой прибор выбирается не только по надежности и точности, но и по
удобству.
Являясь незаменимым элементом оснащения реанимационных отделений, прикроватные мониторы обеспечивают постоянное наблюдение за жизненно важными показателями состояния пациентов. Они предоставляют медицинским работникам достоверные данные о состоянии больного - показатели пульса, давления, частоту дыхания, насыщенность крови кислородом. Точные и надежные, медицинские мониторы облегчают задачу медперсонала для снижения риска критических состояний, а также помогают отследить результативность мероприятий по реанимации, и далее произвести своевременную коррекцию применяемой терапии.
В хирургическом отделении нашей больницы хирурги делают уникальные операции: стали обычными удаление желчного пузыря методом лапароскопии с помощью очень высокоточного аппарата, позволяющего вести операцию, глядя на монитор. Но любой операции предшествует правильная доза наркоза, какую рассчитывают в зависимости от веса пациента. И тут помогают точные электронные весы, показывающие не только килограммы, но и граммы. Мой вес – 29к г450г.
лапароскопический аппарат
С помощью данных приборов проводятся следующие виды лечения:
- электрофорез
- диадинамические токи
- ультразвуковая терапия
- УФ-облучение
- интерференционные токи
- магнитотерапия
- УВЧ – терапия
- дарсонвализация
- амплипульс-терапия
Вывод В ходе своей работы я выяснил, что математика и медицина неразделимы друг от друга. Спасать жизни людей врачам помогает высокоточная аппаратура, создать которую без математики было бы просто невозможно. А работать на такой аппаратуре могут только специально обученные люди с глубокими знаниями в области математики. Я узнал названия очень интересных приборов: тонометр, прикроватные мониторы гигрометр психрометрический ВИТ-1, лапароскопический аппарат, наркозно-дыхательный аппарат, дефибриллятор. метр. Для того, чтобы лекарство было эффективным, нужно правильно рассчитать дозировку и частоту приёма препарата. Тот, кто в будущем мечтает стать врачом, уже в школе серьёзно должен заниматься математикой .
При подведении итогов работы над проектами каждая группа отметила плюсы своей работы, учла замечания со стороны одноклассников (членов группы) и учителя. А самое главное то, что дети проследили тесную связь математики и обычной нашей жизни и выяснили, что человеку без математики жить очень тяжело, а значит, уже в начальной школе этому предмету необходимо уделять большое внимание.
Подводя итог под вышесказанным, делаю вывод, что только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умение работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то во взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.