СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность выпускников к ГИА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для работы психолога.Взята из электронного журнала.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность выпускников к ГИА»

Электронный журнал







Развиваем компетенции / Накануне экзамена

Психологическая готовность выпускников к ГИА

Ирина Москаленко
педагог-психолог Центральной психолого- педагогической комиссии г. Москвы

Важное в статье
  1. Проблемы во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и их родителей негативно сказываются на качестве подготовки к экзаменам.

  2. Интеллектуальная и психологическая нагрузка снижает стрессоустойчивость подростка.

  3. Поддерживайте уверенность в силах ребенка, проводите тренинги по профилактике стресса.





«Экзамен» – само это слово тревожит взрослых, что говорить о подростках. Выпускники спрашивают себя – «А сдам ли я ГИА?». У родителей на первом месте другой вопрос: «Что сделать, чтобы ребенок сдал экзамен?».

Государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) проходит каждый школьник. Во время подготовки к ГИА он испытывает колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, что не может не сказаться на его стрессоустойчивости.

Важно

Жизнь детей в экзаменационный период эмоционально напряжена. Нужно уменьшить число стрессовых ситуаций и снизить уровень тревожности


Завышенные требования родителей, подкрепленные «поддержкой» педагогов, ломают и расшатывают уровень эмоциональной устойчивости ученика, что способствует нервным срывам.

Рассмотрим слабые стороны взаимоотношений участников образовательной деятельности.

Родители недостаточно осведомлены о ГИА и не умеют поддержать ребенка в сложной ситуации.

Пример. «В наше время не было никаких тестов». «Сам не знаю, что делать», «В свое время мне никто не помогал», «Все через это проходят».


Используют неконструктивные формы общения.

Пример. «А я тебе говорил, что гулять надо меньше», «У меня у самого дел по горло, еще ты тут со своими экзаменами», «Не сдашь – пойдешь дворником работать».


Педагоги несвоевременно выявляют обучающихся со слабой подготовкой, низким уровнем стрессоустойчивости и применяют неконструктивные способы общения (запугивание, угрозы, нравоучения). Часто они недостаточно осведомлены о специальных условиях сдачи ГИА детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускники испытывают страх перед экзаменом. Уровень психологической защиты снижается, когда со стороны родителей и педагогов нет нужной поддержки, не соблюдается режим дня и питания, отсутствуют навыки саморегуляции. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли), обострению хронических заболеваний на фоне стресса.

Внимание

От правильно организованного режима труда и отдыха зависит успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья. При напряженном умственном труде особенно необходима физическая нагрузка


Сделайте слабые стороны сильными, и подготовка к экзаменам даст положительный результат. Навыки конструктивного общения пригодятся всем. Проводить работу только с обучающимися и их родителями недостаточно. Начать следует с себя, т. к. большинство сложных ситуаций возникает по вине самих педагогов. Следите за стилем общения, чтобы не стать причиной волнения выпускников. Он должен быть вариативным и опираться на сильные и слабые стороны каждого ученика.

Детям часто мешает то, что они сосредоточены на последствиях, а не на конкретной деятельности. Формулируйте цели правильно.

Пример. Неверно: «Ты должен получить отличную оценку, ответь во что бы то ни стало».

Верно: «Докажи теорему и реши задачу».


Фразы, искажающие восприятие и снижающие психологическую защиту

Возможность провала на экзамене часто становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности. При таком восприятии ГИА не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и значимости в глазах окружающих.

Чтобы этого избежать, нужно проводить тренинги по снятию стресса и поддерживать уверенность в силах ребенка. В это время ему особенно важно ощущать за спиной надежный тыл и заботу.

Подростки редко бывают абсолютно уверенны в родительской любви. Объясняется это просто: взрослые из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, полагая, что ребенок поймет, с какой целью это делается. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, они начинают сомневаться в отношении к ним. Неуверенность влечет за собой снижение самооценки, мотивации, веры в свои силы.

Прямо говорите ребенку о том, что он любим. Рассказывайте о своих чувствах и беспокойствах – они более понятны, чем нравоучения.

Для справки Компоненты психологической готовности к экзамену

Составляющие психологической готовности выпускника к ГИА:

  • поведенческий компонент – знание, что делать на экзамене, как готовиться;

  • эмоциональный компонент – индивидуально-личностные особенности, отношение к ГИА;

  • когнитивный компонент – объем знаний выпускника, с которыми он подходит к экзамену;

  • способность к саморегуляции – умения и навыки по саморегуляции в период подготовки к ГИА.