ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУПЫ РИСКА
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Цель: повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания социально-психологической и педагогической помощи.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
Семейный кодекс РФ;
Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
Основные усилия педагога-психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях:
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Основные направления деятельности психолога:
диагностическое
коррекционное
профилактическое
просветительское
Важной задачей в работе выступает оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой; - использование таких методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).
Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
прощение; проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
предупреждение;
проявление возмущения.
Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является: наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.
Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
Основные направления работы психолога с детьми, находящимися в зоне риска
Диагностика |
Специально- психологическое | Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска |
Консультирование детей, родителей, педагогов |
Специально- психологическое | Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания |
Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы с ребенком |
Специально- психологическое | Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска Тренинги для детей определенных групп риска Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов Тренинги взаимодействия родителей с детьми Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку. |
Программа коррекционной работы | На основе комплексной психокоррекционной программы профилактики «Агрессия и насилие в подростковой среде» К.А.Воробьева |
Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности |
Специально- психологическое | Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Резюмируя все вышеописанное, можно сделать следующие выводы:
Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.
Категории детей, нуждающихся в помощи (входящие в группы риска):
1. Дети, имеющие проблемы адаптации:
а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении
2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):
а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) злостные нарушители дисциплины
3. Социально незащищённые дети:
а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений
ЗАДАЧИ:
I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)
II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:
2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению
III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:
3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Диагностика:
1.1. наблюдение;
1.2. тестирование;
1.3. беседы с детьми;
1.4. беседы с педагогами и родителями;
1.5. анкетирование
2. Профилактика:
2.1. лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
2.2. организация встреч с интересными людьми;
2.3. организация тренинговых занятий;
2.4. организация досуговых форм;
2.5. смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
2.6. проведение медицинских мероприятий по оздоровлению
3. Коррекция:
3.1. организация досуговых мероприятий, экскурсий;
3.2. организация кружков, студий и секций;
3.3. кураторство семьи;
3.4. организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
3.5. организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
3.6. организация социально-психологических тренингов;
3.7. аутотренинг;
3.8. мероприятия по типу КТД.
Методологическая основа проекта:
1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.
Методологическое оснащение программы:
Новизна программы состоит в том, что она:
состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.
Принципы программы:
Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
Соблюдение прав детей.
Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
Соблюдение педагогической и психологической этики.
Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:
расширение круга общения детей;
повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
повышение социального статуса детей;
расширение вариативности социального поведения;
снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
уменьшение количества конфликтных ситуаций;
уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
повышение успеваемости;
повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.
Данная программа рекомендована педагогам для работы с детьми в возрасте от 7-ти до 18-ти лет, что соответствует ступени обучения с 1-11 класс.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.
Приложение 1
ПЛАН РАБОТЫ:
№ | МЕРОПРИЯТИЕ |
| С Е Н Т Я Б Р Ь |
1. | Тренинг «Кто я? Какой я?» |
2. | Диагностика межличностных отношений В группе |
3. | Диагностика эмоциональных процессов |
4. | Тренинг «Общение в жизни человека» |
5. | Диагностика познавательных процессов |
| |
| О К Т Я Б Р Ь |
1. | Тренинг «Личность» |
2. | Тренинг «Мой круг общения» |
3. | Тренинг «Зачем нужно знать себя?» |
4. | Диагностика психологической атмосферы в группе (классе) |
| |
| Н О Я Б Р Ь |
1. | Психология общения «Я уникальная и неповторимая личность» |
2. | Психология общения «Письмо. Самооценка» |
3. | Психология общения «Эмоции и чувства» |
4. | Тренинг «Я глазами других» |
| |
| Д Е К А Б Р Ь |
1. | Диагностика агрессии у подростков |
2. | Тренинг «Предотвращение конфликтов» |
3. | Тренинг «Барьеры общения» |
4. | Тренинг «Почему люди ссорятся» |
| Я Н В А Р Ь |
1. | Тренинг «Ярмарка достоинств» |
2. | Тренинг «Характер. Темперамент» |
3. | Тренинг «Пойми меня» |
4. | Тренинг «Груз привычек» |
| |
| Ф Е В Р А Л Ь |
1. | Тренинг «Обиды» |
2. | Тренинг «Позитивное отношение к окружающим» |
3. | Диагностика самооценки и самопознания |
4. | Диагностика познавательных процессов |
| |
| М А Р Т |
1. | Тренинг «Поощрения и наказания в семье» |
2. | Диагностика способностей |
3. | Тренинг «Индивидуальность» |
| |
| А П Р Е Л Ь |
1. | Тренинг «Жизненные цели» |
2. | Психология общения «Поговорим о дружбе» |
3. | Тренинг «Тревожность» |
4. | Диагностика «Профессиональное самоопределение подростков» |
| М А Й |
1. | Итоговая диагностика познавательных и эмоциональных процессов |
2. | Диагностика подготовки к будущим экзаменам |
| |
| |
Так же специалисты службы психологической помощи и поддержки образовательного учреждения обязаны посещать уроки в тех классах, где присутствуют обучающиеся группы риска.
Приложение 2
Карта
наблюдения за учащимися
_____класса
Предмет_________________день недели ________________урок по счету _______
Тема урока __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Учитель __________________дата ___________
Цель наблюдения __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. наблюдателя ________________ должность_______________
Схема рассадки детей в классе
Параметры | Класс в целом | Отдельные учащиеся | дополнения |
Степень готовности к уроку (учебные принадлежности, настрой на работу на уроке) | | | |
Учебная (познавательная) активность высокая, средняя, низкая | | | |
Степень включенности учащихся в учебную деятельность | | | |
Стремление к улучшению результата выражено отсутствует | | | |
Работоспособность высокая, средняя, низкая | | | |
Темп деятельности высокий, средний, низкий | | | |
Саморегуляция высокая, средняя, низкая | | | |
Степень самостоятельности (при выполнении заданий) высокая, средняя, низкая | | | |
Потребность в одобрении (при выполнении заданий) высокая, средняя, низкая | | | |
Уровень отвлекаемости (проявление речевой, двигательной активности, навязчивые движения, разговоры «не по теме») высокий, средний, низкий | | | |
Наличие агрессивных проявлений (по отношению к сверстникам, взрослым) присутствует отсутствует | | | |
Преобладание эмоционального фона пониженный фон настроения эмоциональная нестабильность | | | |
| | |
| | |
Приемы, используемые педагогом эффективно влияющие на усвоение учебного материала
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Дополнительные наблюдения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись наблюдателя_____________________________________
Приложение
к карте наблюдения за учащимися (на уроке)
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Учебная активность | класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно | наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная | выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью |
Степень включенности учащихся в учебную деятельность | класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности | многим учащимся класса необходима дополнительная мотивация | У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности |
Работоспособность | учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления | для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление | наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью |
Темп деятельности | выражен равномерный, устойчивый темп деятельности | резкое снижение темпа колебания темпа ситуативное снижение темпа | темп деятельности неравномерный, неустойчивый |
Саморегуляция | учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении | учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого | учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности |
Степень самостоятельности | учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью) | Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого | учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого |
Потребность в одобрении | постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий | регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого | потребность в одобрении явно не выражена |
Уровень отвлекаемости | учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с учителем. Замечаниями корригируются слабо | учащиеся класса отвлекаются периодически, корригируются замечаниями | учащиеся класса практически не отвлекаются |
| | | |
| | | |
| | | |
Литература для педагогов:
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Литература для обучащихся:
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.
Литература для родителей:
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21.
Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей.