Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9, М. «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учебник: – Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» , под редакцией Б.М. Неменского . – М.: Просвещение, не ранее 2010г.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
№ | Этап проектной или исследовательской деятельности | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Д\З |
6а | 6б |
1 четверть | |
Виды изобразительного искусства (8 часов) | |
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 | Урок формирования новых знаний | Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | Деление пластических (пространственных) искусств на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные | Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения) | | |
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок | | | |
3. | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры | Анализ результатов собственной художественной деятельности | - | Подготовить материал для монотипии | | |
4. Р.К. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен Монотипия Р.К. Мир в произведениях Дальневосточных художников | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | Просмотр и анализ работ | | Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Просмотр и анализ работ | | Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности) | | |
6-7 | Цвет в произведениях живописи Твои любимые осенние цветы | 2 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий. | Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | | Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных | | |
8 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Урок формирования новых знаний, | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. | Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. | Экспресс-опрос. | | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти | | |
9 | Основы языка изображения | 1 | Повторитель- но-обобщающий Конкурсные задания | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | Балльная оценка конкурсных заданий | | | | |
| Р.К. - 1 | 9 | | |
2 четверть | |
Мир наших вещей. Натюрморт (7часов) | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | | Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколения?» | | Подобрать произведения изобразительного искусства контрастные между собой по языку изображения | | |
10 | Изображение предметного мира: натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | Просмотр и анализ работ | | Подобрать репродукции натюрмортного жанра | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Комбинированный Конструирование из бумаги | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Иметь представление о многообразии и выразительности форм | | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности | Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком | | |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | Урок формирования новых знаний, умений. Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Просмотр и анализ работ | Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Понятие ракурса | | | |
13. | Освещение. Свет и тень | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине | Знать основы изобразительной грамоты. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Самоанализ работ учащимися | | Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра» (П. Сезан, В.Ван-Гог, И.Машков и др.) | | |
14 Р.К. | Натюрморт в графике. Р.К. Художники-графики Дальнего Востока | 1 | Комбинированный Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Просмотр и анализ работ | Гравюра и ее виды (офорт, ксилография, линогравюра). Выразительные возможности гравюры | | | |
15. | Цвет в натюрморте | 1 | Комбинированный. Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | | | | |
| Р.К. - 1 | 7 | | | | | | | | |
3 четверть | |
| Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) | | |
16 Р.К. | Образ человека - главная тема искусства. Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве. Р.К. Художники– портретисты Дальнего Востока | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | - | Типология портрета | Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке Принести зеркало | | |
17-18-19 | Конструкция головы человека и её пропорции Пропорции лица человека Величина и форма глаз Величина и форма носа, расположение и форма рта | 3 | Урок формирования новых знаний, умений Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Просмотр и анализ работ | - | Принести зеркало | | |
20-21 | Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете | 2 | Комбинированный Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении | Изменение образа человека при различном освещении | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Просмотр и анализ работ | Постоянство фор мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения | | | |
22 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Автопортрет | 1 | Комбинированный Выполнение автопортрета с натуры. | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала | Просмотр и анализ работ | Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты A. Дюрера, Леонардо да Винчи, B. Серова | | | |
23 | Графический портретный рисунок | 1 | Комбинированный Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага | Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Силуэт. | Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Просмотр, анализ и оценка работ | Портретный рисунок в истории изобразительно го искусства. Силуэт: история возникновения и развития. Силуэт в русском изобразительном искусстве | Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению | | |
24 | Сатирические образы человека Карикатура, дружеский шарж | 1 | Комбинированный Изображение сатирических образов литературных героев | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Тест. Просмотр и анализ работ | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского | Сбор материала на тему «Художники портретисты и их произведения» | | |
25. | Великие портретисты прошлого. | 1 | Повторитель- но-обобщающий | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. | | | |
26 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Комбинированный | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметами изображения, сюжетом и содержанием изображения | Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника | | |
| Р.К. - 1 | 10 | | | | | | | | |
4 четверть | |
| | Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов) | |
27 | Изображение пространства | 1 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над живописной композицией | Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы. | Знать понятие точки зрения. Иметь представление о перспективе как изобразительной грамоте. Уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | | Сбор материала на тему «Городской и архитектурный пейзаж» | | |
28 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над живописной композицией | Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Прямая и угловая перспектива. Правила воздушной перспективы | Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | | | | |
29-30-31 | 1. Пейзаж – большой мир. 2. Организация изображаемого пространства. Живописная композиция «Дорога в большой мир» | 3 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над живописной композицией «Дорога в большой мир» | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. | Знать основы изобразительной грамоты, организацию перспективного пространства в картине и уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | | | | |
32-33 Р.К. | 1. Городской пейзаж 2. Архитектурный пейзаж. Р.К. Мир в произведениях дальневосточных художников | 2 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над графической композицией «Мой город» | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | - | Сбор материала на тему «Пейзажи Китая и Европы» | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Повторитель- но-обобщающий | Обобщение материала учебного года | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание. | Оценка конкурсных заданий | | | | |
| Р.К. - 1 | 8 | | | | | | | | |
| Р.К. - 4 | 34 | | | | | | | | |