СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа включает следующие разделы:
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области
«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор __________ С.И. Крютченко
Приказ от 29.08.2017 № 184
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
_________по Литературе_________
среднее общее образование 11 класс______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 3 часа в неделю, 100 часов в год________________
(в неделю и за год)
Учитель: Масикова Галина Васильевна____________________
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования II поколения, на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2014 г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 классе ДККК (базовый уровень), составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, № 1089)
Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2014г.
Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 N 822 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год"
Учебного плана ДККК на 2015/2016 учебный год.
Учебника «Русская литература XX века. 11 класс» в 2-х частях для общеобразовательных учреждений (автор – В.П.Журавлёв, М. «Просвещение», 2014 г.),
Базисного учебного плана на 2017 - 2018 учебный год.
Учтены изменения к требованиям содержания учебного курса на основании «Примерных программ по литературе» 2004 года (Стандарты второго поколения).
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
По типовой программе на изучение литературы в 10 - 11 классах отводится 207 часов (в том числе в 11 классе – 102 часа).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все выпускники.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний воспитанников: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, кадеты знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.
Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровне, выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и кадетам свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство их с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения обучающихся, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления кадет о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у воспитанников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности. Данные уроки позволяют осваивать и закреплять наиболее важные читательские умения и навыки:
выразительное чтение, как способ интерпретации художественного текста;
филологический анализ литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
построение самостоятельных устных и письменных высказываний;
работы со справочной и критической литературой;
применение полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.
Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.
Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Коровина В.Я.)
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение воспитанников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Основная цель предлагаемого курса литературы - постижение воспитанниками вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям кадет и задачам Донского Казачьего кадетского корпуса.
На каждом этапе программного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи воспитанников, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение кадетами современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старших кадет, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений воспитанников. Особо важной задачей изучения литературы считаю формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивацию не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений, но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание воспитанниками осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
Общая характеристика предмета «Литература»
Курс на историко-литературной основе.
Содержание курса на историко-литературной основе предусматривает, прежде всего, чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса.
Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на обучающихся.
Курс литературы 11 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить обучающихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.
Курс 11 класса включает обзоры литературы отдельных периодов.
В программе обновлены списки произведений литературы ХХ века, в том числе произведений для самостоятельного чтения.
Место учебного предмета «Литература»
в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Литература» в 11 классе. Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2017-2018 учебный год рабочая программа по литературе предусматривает в 11 классе обучение в объёме 3 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 100 часов (3 часа в неделю), так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 11 классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают – 08.03.2018 (1 урок) и 09.05 2018 (1 урок).
Содержание
учебного предмета «Литература»
Введение.
Россия рубежа Х1Х - ХХ веков. Историко-культурная ситуация. Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе этических, эстетических и нравственных ценностей современного человека.
Характеристика литературного процесса начала Х1Х века.
Проза конца Х1Х – начала ХХ века.
И.А.Бунин.
Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи». Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования.
А.И.Куприн
«Олеся»: поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героини, трагическая судьба Олеси.
М.Горький
Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль». Горький – драматург.
«На дне». Социально-философская драма. Спор о назначении человека «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин). Наташа как жертва грязного мира. Авторская позиция и способы её выражения. Новаторство Горького-драматурга.
А.Блок
Романтический мир раннего Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Любовь, искусство. Глубокое, проникновенное чувство Родины.
С.Есенин
Стихотворения. Поэмы. Жизнь, творчество, личность поэта. Трагическая судьба после революции.
Глубокое чувство родной природы и Родины. Искренность, любовь и сострадание « ко всему живому». Высокая требовательность к себе.
Народно-песенная основа лирики поэта. «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
В.Маяковский
Стихотворения, поэмы. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьская лирика и поэмы. Сатира и дореволюционное творчество.
Любовная лирика. Художественный мир поэм Маяковского, их тематика. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского.
Революция и Гражданская война в литературе 20-х годов.
Литература 30-х годов.
М.Булгаков
«Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя.
«Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального и морального явления. Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика Булгакова-сатирика.
«Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа.
А.Платонов
Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Своеобразие стилистики произведений Платонова. Трудная судьба писателя.
А.Ахматова
Стихотворения. Поэма «Реквием». Лирика Ахматовой. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии. Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики Ахматовой.
М.Цветаева
М.Шолохов
Жизнь, творчество, личность. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение Гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Женские судьбы. Полемика вокруг творчества.
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов.
Война и духовная жизнь общества. Человек на войне, правда о нём. Реалии и романтика в описании войны.
Литература 50 - 90-ых годов.
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи образы в поэзии периода «оттепели».
А.Твардовский
Стихотворения. Поэма «Василий Тёркин». Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь русского народа.
Б.Пастернак
Стихотворения. Роман «Доктор Живаго». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Взаимоотношения человека и природы. Тема интеллигенции и революции, и её решение. Женские образы в романе.
В.Астафьев
«Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе.
В.Распутин
«Последний срок», «Прощание с Матёрой». Тема «отцов и детей». Народ, его история, его земля.
Авторская песня
Место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности).
Тематическое планирование по литературе в 11 классе
№ | Тема | Кол. часов | Виды учебной деятельности |
1 | Россия рубежа Х1Х - ХХ веков. Историко-культурная ситуация. | 1 | Конспект лекции; подготовка индивидуальных сообщений о театре, живописи, музыке, архитектуре рубежа веков. |
2 | Жизнь и творчество И.А.Бунина. | 6 | Выборочная проверка домашнего задания, индивидуальные сообщения кадет о жизни и творчестве И.Бунина, анализ рассказа «Антоновские яблоки». Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, аналитическое чтение. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев. Аналитическая беседа, выразительное чтение, анализ текстов. Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента Подготовка и написание сочинений на основе литературных произведений. |
3 | Этапы жизни и творчества А.И.Куприна. | 4 | Индивидуальные сообщения кадет о жизни и творчестве А.Куприна, анализ рассказа «Гранатовый браслет». Комментированное чтение и анализ повести «Олеся», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. Написание сочинений на основе литературных произведений. |
4 | Жизнь и творчество А.М.Горького. | 7 | Сообщения кадет на тему жизни и творчества М.Горького, составление хронологической таблицы, выборочное чтение ранних романтических рассказов. Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Анализ пьесы «На дне», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Дискуссия, аналитическая беседа, работа с текстом пьесы «На дне», выборочное чтение. Подготовка и написание сочинений на основе литературных произведений. |
5 | Серебряный век русской поэзии. | 10 | Конспект лекции учителя, работа с учебником, анализ стихотворений. Выборочная проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения кадет, работа в тетрадях, разбор стихотворений. Комментированное чтение, анализ стихотворений. Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. Подготовка и на писание сочинений на основе литературных произведений. |
6 | А.Блок. Судьба и творчество. | 5 | Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества А.Блока, выразительное чтение стихов, их разбор. Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Работа с поэмой «Двенадцать», выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Творческая работа - анализ лирического произведения. |
7 | С.Есенин. Судьба и творчество. | 5 | Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества С.Есенина, выразительное чтение стихов, их разбор. Работа с лирическими текстами, аналитическое чтение. Работа с поэмой «Анна Снегина», аналитическое чтение, заучивание наизусть. Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента, подготовка докладов, презентаций. Творческая работа - анализ лирического произведения. |
8 | В.Маяковский. Жизнь и творчество. | 7 | Доклад кадета о жизни и творчестве В.Маяковского, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение. Аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, их анализ. Выборочная проверка домашнего задания, аналитическое чтение поэмы «Облако в штанах».. Аналитическая беседа, выразительное чтение поэмы «Клоп». Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента Подготовка и написание сочинения на основе литературных произведений. |
9 | Литература 20-ых - 30-ых годов. | 3 | Доклад кадета, заполнение хронологической таблицы, беседа по вопросам. Выборочная проверка домашнего задания, аналитическая бесед по роману «Разгром». Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. Аналитическая беседа по тексту повести «Котлован». |
10 | Жизнь и творчество М.Булгакова. | 7 | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. Анализ повести «Собачье сердце», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Различные виды работы с текстом «Мастер и Маргарита»: индивидуальный, групповой, коллективный. Работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа. Элементы беседы, тест. Написание сочинений на основе литературных произведений. |
11 | А.Толстой. | 2 | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение романа «Пётр Первый» с элементами беседы. Проверка домашнего задания, выборочный пересказ, анализ романа «Пётр Первый». |
12 | Жизнь и творчество Б.Пастернака. | 2 | Подготовка докладов и презентаций о жизни и творчестве Б.Пастернака, выразительное чтение и анализ стихотворений. Проверка домашнего задания, выборочное чтение романа «Доктор Живаго», анализ эпизодов. |
13 | Жизнь и творчество А.Ахматовой. | 3 | Индивидуальные сообщения кадет, выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой. Участие в исследовании, анализ стихотворений. Работа над поэмой «Реквием», выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. |
14 | Жизнь и творчество М.Цветаевой. | 4 | Подготовка докладов и презентаций по творчеству М.Цветаевой, выразительное чтение стихотворений М.Цветаевой, их анализ. Выразительное чтение стихотворения «Тоска по родине!..», анализ данного стихотворения, участие в исследовании. Написание сочинений на основе литературных произведений. |
15 | Жизнь и творчество М.Шолохова. | 9 | Подготовка докладов и презентаций по творчеству М.Шолохова. аналитическая беседа. Доклад-сообщение об истории казачества, сопоставительный анализ изображения казачества у Н.В.Гоголя, с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ эпизодов романа «Тихий Дон», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. Корректировка составленного плана, беседа по плану. Различные виды работы с текстом, выявление авторской позиции. Участие в семинаре, работа по группам, работа с текстом произведения. Написание сочинений на основе литературных произведений |
16 | Литература периода Великой Отечественной войны. | 3 | Подготовка докладов и презентаций по теме «Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей». Работа с лирическими текстами, выразительное чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов. Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента, подготовка докладов, презентаций. |
17 | Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. | 5 | Подготовка докладов и презентаций, постановка вопросов, анализ поэмы «По праву памяти», выразительное чтение отрывков из поэмы. Участие в исследовании, обсуждение прочитанного, анализ эпизодов, выразительное чтение и чтение наизусть наиболее понравившихся эпизодов поэмы «Василий Тёркин».. Написание сочинений на основе литературных произведений. |
18 | «Оттепель». А.И.Солженицын. Судьба и творчество. | 4 | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа, конспект в тетрадях. Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.Солженицына. Комментированное чтение. Аналитическая беседа, комментированное чтение рассказа, анализ наиболее запоминающихся эпизодов. Написание сочинений на основе литературных произведений. |
19 | Русская проза в 50-90-е годы. | 9 | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа. Выборочное чтение повести «Прощание с Матёрой», анализ эпизодов. Написание сочинений на основе литературных произведений. Анализ повести Ю.Трифонова «Обмен», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Прослушивание песен на стихи Н.Рубцова, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений «Звезда полей», «Вечерний звон». Анализ эпизодов пьесы А.Вампилова «Старший сын». Сообщение воспитанника на тему «Авторская песня», комментированное чтение стихов и прослушивание песен и комментарии к ним. Сообщение воспитанника на тему «Поэзия И.Бродского», выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
20 | Повторение и обобщение изученного материала. | 4 | Чтение текстов, написание сочинений, анализ письменных работ. Написание сочинений на основе литературных произведений. Анализ сочинений выпускников. |
| Всего уроков: | 100 |
|
Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе
Учебник «Русская литература XX века. 11 класс» в 2-х частях для общеобразовательных учреждений
автор – В.П.Журавлёв, М. «Просвещение», 2014 г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Цели и задачи темы | Виды учебной деятельности | Формы урока | Виды контроля | ||||
| 1 полугодие (48 часов) 1 четверть (8 недель 2 дня – 24 часа) | ||||||||||
1 | Россия рубежа Х1Х - ХХ веков. Историко-культурная ситуация. | 1 | 04.09 | Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца Х1Х – начала ХХ веков с историческими процессами в стране и мире. | Конспект лекции, подготовка сообщений о театре, живописи, музыке, архитектуре рубежа веков. | Урок-лекция | Организация совместной учебной деятельности | ||||
| Жизнь и творчество И.А.Бунина: | 6: |
| ||||||||
2 | Жизнь и творчество И.А.Бунина. Рассказ «Антоновские яблоки». | 1 | 06.09 | Дать обзор жизненного и творческого пути И.Бунина; показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки». Показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему о России; разобраться с авторской позицией. Познакомиться с рассказом «Господин из Сан-Франциско»; раскрыть философское содержание данного рассказа; найти образы, имеющие символическое значение, проанализировать данный текст. Показать своеобразие рассказов о любви, новизну в изображении психологического состояния человека; вызвать желание обсудить прочитанное. Выявить общее в творчестве И.Бунина и А.Чехова. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Выборочная проверка домашнего задания, сообщения кадет, анализ рассказа «Антоновские яблоки». | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
3 | Лирическое мастерство, красота и гибкость поэзии Бунина. Размышления о России в повести И.А.Бунина «Деревня». | 1 | 07.09 | Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, аналитическое чтение. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
4 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». | 1 | 11.09 | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев. Аналитическое чтение. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
5 | Рассказы И.А.Бунина о любви. | 1 | 13.09 | Аналитическая беседа, выразительное чтение, анализ текстов. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
6 | К.к. Чеховское в Бунине. | 1 | 14.09 | Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента | Урок-семинар | Тематический: групповой, коллективный, индивидуальный | |||||
7 | Письменная работа по творчеству И.А.Бунина. | 1 | 18.09 | Подготовка и написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Этапы жизни и творчества А.И.Куприна: | 4: |
| ||||||||
8 | Этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». | 1 | 20.09 | Дать обзор творческого пути А.Куприна в сопоставлении с творчеством И.Бунина; показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе «Гранатовый браслет». Раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Индивидуальные сообщения кадет, анализ рассказа «Гранатовый браслет». | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
9 | Традиции русской психологической прозы в повести А.И.Куприна «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. | 1 | 21.09 | Анализ повести, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
10 | А.И. Куприн и казаки. Казачий компонент. | 1 | 25.09 | Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента | Урок-семинар | Тематический: групповой, коллективный, индивидуальный | |||||
11 | Письменная работа по творчеству А.И.Куприна. | 1 | 27.09 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Жизнь и творчество А.М.Горького: | 7: |
| ||||||||
12 | М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. | 1 | 28.09 | Познакомить с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Познакомить с ранними романтическими рассказами М.Горького; проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. Показать новаторство М.Горького в изображении человека; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Создать проблемную ситуацию и побудить воспитанников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию. Выявить позиции героев пьесы «На дне» и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Сообщения кадет, составление хронологической таблицы, выборочное чтение. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
13 | Герои ранних романтических рассказов М.Горького. Композиция. | 1 | 02.10 | Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
14 | Социально-философская драма М.Горького «На дне». Особенности жанра и конфликта в пьесе. | 1 | 04.10 | Анализ пьесы «На дне», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
15 | «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». | 1 | 05.10 | Дискуссия, аналитическая беседа, работа с текстом, выборочное чтение. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
16 | «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | 09.10 | Аналитическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
17-18 | Сочинение по творчеству М.Горького. | 2 | 11.10; 12.10 | Подготовка и написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Творческая работа. | |||||
| Серебряный век русской поэзии: | 10: |
| ||||||||
19 | Серебряный век русской поэзии. Символизм. «Старшие символисты». | 1 | 16.10 | Дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма. Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Показать яркую индивидуальность К.Бальмонта; разобраться в его «творческой лаборатории». Дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов. Дать представление о личности и поэзии Н.Гумилёва. Дать понятие о личности А.Ахматовой как поэта; о мотивах и настроениях ранней лирики. | Конспект лекции учителя, работа с учебником, анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
20 | Поэзия «младосимволистов». | 1 | 18.10 | Выборочная проверка домашнего задания, работа с учебником, анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
21 | Брюсов как основоположник символизма. | 1 | 19.10 | Индивидуальные сообщения кадет, работа в тетрадях, разбор стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
22 | «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. | 1 | 23.10 | Индивидуальные сообщения кадет, работа в тетрадях, разбор стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
23 | Акмеизм как литературное направление. Мир образов Николая Гумилёва. | 1 | 25.10 | Индивидуальные сообщения кадет, работа в тетрадях, комментированное чтение, анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
24 | Ранняя лирика А.Ахматовой. | 1 | 26.10 | Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Комбинированный урок | Тематический: групповой, коллективный, индивидуальный | |||||
2 четверть (8 недель – 24 часа)
| |||||||||||
25 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | 1 | 06.11 | Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов. Расширить читательский кругозор воспитанников, познакомив с поэзией Дона и о Доне на стыке Х1Х – ХХ веков. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Индивидуальные сообщения кадет, комментированное чтение, анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
26 | К.к. Поэзия Дона и о Доне на стыке Х1Х – ХХ веков. | 1 | 13.11
| Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента | Урок-семинар | Организация совместной учебной деятельности | |||||
27-28 | Контрольное сочинение «Мой любимый поэт Серебряного века». | 2 | 08.11; 09.11 | Подготовка и на писание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| А.Блок. Судьба и творчество: | 5: |
| ||||||||
29 | А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. | 1 | 15.11 | Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме». Показать, как меняется настроение и тональность лирики поэта; дать анализ стихотворения «Незнакомка». Показать значение образа России в творчестве А.Блока. Прочитать поэму «Двенадцать»; проследить за отражением в ней эпохи революции; попытаться понять отношение Блока к тому, что произошло; показать полемический характер поэмы «Двенадцать», её художественные особенности; соотнести «Двенадцать» с ранее изученными произведениями поэта. Учить анализировать лирическое произведение. | Заполнение хронологической таблицы, выразительное чтение стихов, их разбор. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
30 | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. Стихотворение «Незнакомка». | 1 | 16.11 | Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
31 | «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока. | 1 | 20.11 | Работа с лирическими текстами, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
32 | Поэт и революция. «Двенадцать»: проблематика и поэтика. | 1 | 22.11 | Работа с поэмой «Двенадцать», выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
33 | Урок-практикум. Обучение анализу лирического произведения. | 1 | 23.11 | Анализ лирического произведения. | Урок-практикум | Творческая работа. | |||||
| С.Есенин. Судьба и творчество: | 5: |
| ||||||||
34 | С.Есенин как национальный поэт.. | 1 | 27.11 | Познакомить воспитанников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина. Показать динамику развития любовной лирики С.Есенина. Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы. Продолжить работу над анализом поэмы – нахождение лирического и эпического в поэме С.Есенина «Анна Снегина». Учить анализировать лирическое произведение | Заполнение хронологической таблицы, выразительное чтение стихов, их разбор. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
35 | Любовная лирика С.Есенина. | 1 | 29.11 | Работа с лирическими текстами, аналитическое чтение. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
36 | Поэма С.Есенина «Анна Снегина». | 1 | 30.11 | Работа с поэмой «Анна Снегина», аналитическое чтение, заучивание наизусть. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
37 | Лирическое и эпическое в поэме С. Есенина «Анна Снегина». | 1 | 04.12 | Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента, подготовка докладов, презентаций. | Урок-исследование | Тематический: групповой, коллективный, индивидуальный | |||||
38 | Практическая работа. Анализ стихотворного текста. | 1 | 06.12 | Анализ лирического произведения. | Урок-практикум. | Творческая работа. | |||||
| В.В.Маяковский. Жизнь и творчество: | 7: |
| ||||||||
39 | В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.Маяковского. | 1 | 07.12 | Дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере. Показать творчество В.Маяковского советского периода как отражение революции. Показать логику развития идеи произведения «Облако в штанах». Разобраться, что является объектом сатиры в пьесе «Клоп». Расширить читательский кругозор воспитанников, познакомив с поэзией В.Маяковского, посвящённой донской земле. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Доклад кадета, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
40 | В.В.Маяковский и революция. Выражение авторской позиции в произведениях периода 1917-1921 г. | 1 | 11.12 | Аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, их анализ. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
41 | Поэма В.Маяковского «Облако в штанах». | 1 | 13.12 | Выборочная проверка домашнего задания, аналитическое чтение поэмы. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
42 | Сатирическая лирика и драматургия Маяковского. Настоящее и будущее в пьесе «Клоп». | 1 | 14.12 | Аналитическая беседа, выразительное чтение поэмы «Клоп». | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
43 | Р.к. В.В.Маяковский на земле Тихого Дона. | 1 | 18.12 | Участие в семинаре, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента | Развитие речи. | Семинар | |||||
44-45 | Сочинение по творчеству А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. | 2 | 20.12; 21.12 | Подготовка и написание сочинения на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Литература 20-ых- 30-ых годов: | 3: |
| ||||||||
46 | Революция и Гражданская война в литературе 20-х-30-х годов. Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. | 1 | 25.12 | Дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; познакомить с личностью А.Фадеева; определить особенности композиции и жанра романа «Разгром». Углубить представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа «Мы». Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова. | Доклад кадета, заполнение хронологической таблицы, беседа по вопросам. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
47 | Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы». | 1 | 27.12 | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
48 | Жизнь и творчество А.Платонова. Необычность языка и стиля. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». | 1 | 28.12 | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
2 полугодие (52 часа) 3 четверть (9 недель 5 дней– 29 часов) | |||||||||||
| Жизнь и творчество М.Булгакова: | 7: |
| ||||||||
49 | М.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | 1 | 15.01 | Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений. Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя. Рассказать о значении романа «Мастер и Маргарита», его судьбе; показать особенности жанра и композиции. Понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа «Мастер и Маргарита». Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
50 | Сатира М.Булгакова. Повесть «Собачье сердце». | 1 | 17.01 | Анализ повести «Собачье сердце», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
51 | Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. | 1 | 18.01 | Различные виды работы с текстом «Мастер и Маргарита»: индивидуальный, групповой, коллективный. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
52 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | 22.01 | Работа с текстом , анализ стилевых особенностей романа. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
53 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | 24.01 | Работа с текстом, элементы беседы, тест. | Комбинированный урок | Тематический: групповой, коллективный, индивидуальный | |||||
54-55 | Сочинение по творчеству М.Булгакова. | 2 | 25.01; 29.01 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Жизнь и творчество А.Толстого. | 2: |
| ||||||||
56 | Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. | 1 | 31.01 | Познакомить с биографией А.Толстого; раскрыть причины, побудившие А.Толстого написать роман о Петре 1. Выявить идейно-художественную задачу А.Толстого – показать Петра 1 как государственного деятеля. | Индивидуальные сообщения кадет, выборочное чтение с элементами беседы. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
57 | Образ Петра 1 в романе А.Толстого «Пётр Первый». | 1 | 01.02 | Проверка домашнего задания, выборочный пересказ, анализ романа «Пётр Первый». | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
| Жизнь и творчество Б.Пастернака: | 2: |
| ||||||||
58 | Б.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. | 1 | 05.02 | Познакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о раннем творчестве Б.Пастернака Рассказать о судьбе романа «Доктор Живаго», дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории, показать гуманизм и ценность этих взглядов. | Подготовка докладов и презентаций о жизни и творчестве Б.Пастернака, выразительное чтение и анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
59 | Человек, история и природа в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | 07.02 | Проверка домашнего задания, выборочное чтение романа «Доктор Живаго», анализ эпизодов. | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | |||||
| Жизнь и творчество А.Ахматовой: | 3: |
| ||||||||
60 | А.А.Ахматова – «голос своего поколения». | 1 | 08.02 | Продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма». Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. Показать, как исполнена поэмой «Реквием» гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве. | Индивидуальные сообщения кадет, выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
61 | Тема Родины в лирике Ахматовой. | 1 | 12.02 | Участие в исследовании, анализ стихотворений, выразительное чтение. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
62 | Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». | 1 | 14.02 | Работа над поэмой «Реквием», выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
| Жизнь и творчество М.Цветаевой: | 4: |
| ||||||||
63 | Поэтический мир Марины Цветаевой. | 1 | 15.02 | Рассказать об основных темах и мотивах лирики М.Цветаевой, особенности лирической героини стихотворений. Показать своеобразие поэзии М.Цветаевой; формировать навык анализа поэтического текста, показать трагичность мироощущения поэта; учить глубокому уважению к истории и культуре своей страны. | Подготовка докладов и презентаций по творчеству М.Цветаевой, выразительное чтение стихотворений М.Цветаевой, их анализ. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
64 | Анализ стихотворения М.Цветаевой «Тоска по родине!..» | 1 | 19.02 | Выразительное чтение стихотворения «Тоска по родине!..», анализ данного стихотворения, участие в исследовании. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
65-66 | Контрольная работа по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой. | 2 | 21.02 22.02 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Жизнь и творчество М Шолохова: | 9: |
| ||||||||
67 | Р.к. М А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | 1 | 26.02 | Дать представление о личности М.Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства. Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей. Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влиянии её на человека. Показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа. Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Показать, как утверждаются М.Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь. Проверить знания воспитанников, подготовиться к сочинению. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Подготовка докладов и презентаций по творчеству М.Шолохова. аналитическая беседа | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
68 | К.к. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | 1 | 28.02 | Доклад-сообщение об истории казачества, сопоставительный анализ изображения казачества у Н.В.Гоголя, с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
69 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова. | 1 | 01.03 | Анализ эпизодов романа «Тихий Дон», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
70 | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.Шолохова. | 1 | 05.03 | Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента, анализ эпизодов. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
71 | Судьба Григория Мелехова. | 1 | 07.03 | Корректировка составленного плана, беседа по плану. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
72 | К.к. Григорий и Аксинья. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». | 1 | 12.03 | Различные виды работы с текстом, анализ эпизодов, выявление авторской позиции. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
73 | Р.к. Урок-семинар по роману-эпопее «Тихий Дон». | 1 | 14.03 | Участие в семинаре, работа по группам, работа с текстом произведения. | Развитие речи. | Семинар | |||||
74-75 | Сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон». | 2 | 15.03; 19.03 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Литература периода Великой Отечественной войны : | 3: |
| ||||||||
76 | Поэзия и проза во время войны. Обзор. | 1 | 21.03 | Показать истоки изображения войны в литературе военных лет; дать обзор произведений разных жанров.
| Подготовка докладов и презентаций по теме «Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей». | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
77 | Военная поэзия. | 1 | 22.03 | Работа с лирическими текстами, выразительное чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов. | Развитие речи. | Беседа, проблемные задания | |||||
4 четверть (7 недель 5 дней – 23 часа) | |||||||||||
78 | Р.к. Человек на войне. Поэзия и проза Дона. (М.Шолохов «Судьба Человека»). | 1 | 02.04 |
Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; показать, что поэзия соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Познакомить с поэзией и прозой донских авторов, изображение ими человека на войне. | Участие в исследовании, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента, подготовка докладов, презентаций. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | ||||
| Жизнь и творчество А.Т.Твардовского: | 5: |
| ||||||||
79 | А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «По праву памяти». | 1 | 04.04 | Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти». Показать роль поэмы «Василий Тёркин» в годы войны, её место в русской литературе, народность и новаторство поэмы. Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Подготовка докладов и презентаций, постановка вопросов, анализ поэмы «По праву памяти», выразительное чтение отрывков из поэмы | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
80 | Народный характер поэмы «Василий Тёркин». | 1 | 05.04 | Участие в исследовании, обсуждение прочитанного, анализ эпизодов, выразительное чтение и чтение наизусть наиболее понравившихся эпизодов. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
81 | Лирика А.Т.Твардовского. | 1 | 09.04 | Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
82-83 | Сочинение по творчеству А.Твардовского. | 2 | 11.04 12.04 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| «Оттепель». А.И.Солженицын. Судьба и творчество: | 4: |
| ||||||||
84 | Литература «оттепели». | 1 | 16.04 | Дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества. Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений. Показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю; вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа, конспект в тетрадях. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
85 | А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. | 1 | 18.04 | Подготовка докладов и презентаций. Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.Солженицына. Комментированное чтение | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
86 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». | 1 | 19.04 | Аналитическая беседа, комментированное чтение рассказа, анализ наиболее запоминающихся эпизодов. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
87 | Сочинение по произведениям А.И.Солженицына. | 1 | 23.04 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
| Русская проза в 50-90-е годы: | 9: |
| ||||||||
88 | «Деревенская проза: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина. | 1 | 25.04 | Дать представление о «деревенской» прозе; познакомить с творчеством В.Шукшина. Дать краткий обзор творчества В.Распутина; Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу. Показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь-рыба». Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. Дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных её тем; анализ повести Трифонова «Обмен». Показать связь «тихой лирики» с литературной традицией,; дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова, осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века; совершенствовать умение анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова. Показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын». Показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Дать краткий обзор поэзии И.Бродского, познакомить с основами его поэтики. | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа, выборочное чтение. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | ||||
89 | Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». | 1 | 26.04 | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа, выборочное чтение повести «Прощание с Матёрой», анализ эпизодов | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
90 | Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П.Астафьева. Роман «Царь – рыба». | 1 | 30.04 | Подготовка докладов и презентаций, аналитическая беседа, выборочное чтение. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
91 | Сочинение по произведениям «деревенской прозы». | 1 | 02.05 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
92 | Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». | 1 | 03.05 | Анализ повести Ю.Трифонова «Обмен», выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
93 | «Тихая лирика» Николая Рубцова. | 1 | 07.05 | Прослушивание песен на стихи Н.Рубцова, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений «Звезда полей», «Вечерний звон». | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
94 | Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». | 1 | 10.05 | Подготовка докладов, презентаций. Аналитическая беседа, анализ эпизодов пьесы А.Вампилова «Старший сын». | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
95 | Авторская песня. Особенности звучания современной авторской песни. | 1 | 14.05 | Сообщение воспитанника на тему «Авторская песня», комментированное чтение стихов и прослушивание песен и комментарии к ним. | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | |||||
96 | Поэзия Иосифа Бродского. | 1 | 16.05 | Сообщение воспитанника на тему «Поэзия И.Бродского», выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Урок-исследование | Беседа, проблемные задания | |||||
| Повторение и обобщение изученного материала, подготовка к экзамену. | 4: |
| ||||||||
97 | К.к. Повторение и обобщение изученного материала, подготовка к экзамену. | 1 | 17.05 | Повторить и обобщить пройденный материал, дать общие рекомендации к написанию выпускного сочинения, рассказать о критериях его оценивания. | Чтение текстов, написание сочинений, анализ письменных работ. | Урок повторения и обобщения | Организация совместной учебной деятельности | ||||
98 | Контрольная работа № 12. Итоговое сочинение. | 1 | 21.05 | Написание сочинений на основе литературных произведений. | Развитие речи. | Сочинение | |||||
99 | Р.к. Литература Дона. Донские писатели xx века. | 1 | 23.05 | Анализ сочинений выпускников. Выборочное чтение. | Развитие речи. | Организация совместной учебной деятельности | |||||
100 | Итоговый урок. | 1 | 24.05 | Чтение текстов, анализ письменных работ выпускников. | Урок повторения и обобщения | Организация совместной учебной деятельности |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Программа общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2014г.
Программно-методические материалы. Литература. Составитель Т.А. Калганова. М. 2014 г.
Учебник «Русская литература ХХ века для 11 класса общеобразовательных учреждений», в 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлёва. М.,» Просвещение», 2014 г.
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва. 11 класс. В 2-х частях. М. ВАКО 2014 г.
М.А. Палкин. Вопросы теории литературы. Минск. Высшая школа.1979 г.
Сочинения на свободную тему. Русская литература. 9-11 классы. М. 2014 г. Под редакцией И.С. Артюховой.
Дополнительная литература
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2014 г.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Русский фольклор: Словарь-справочник. Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2012 г.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2014 г.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2012 г.
Литература. Подготовка к ЕГЭ. В помощь учителю. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2014 г.
Результаты освоения обучающимися учебного предмета «Литература» и система их оценки
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному тексту;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответовУстный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ воспитанника должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения.
При оценке ответа воспитанника надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев, роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Оценка сочинений
Оценка «5»
Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Содержание и речь:
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 86% – 100 %;
«4» - 60% - 85 %;
«3» - 36% - 59 %;
«2» - 0% - 35 %.