Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.
№ 1089),
Примерной программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы (базовый уровень),
Авторской программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы (базовый уровень)./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно - нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное
восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Требования к уровню подготовки выпускников .
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей - классиков 19-20 века;
основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведениями.
Учебно-тематический план по литературе 9 класс (102 часа)
№ | Наименование раздела. | Кол- во часов | Контроль |
Тест | Сочинение |
1 | Введение Введение. Периодизация литературного процесса. | 1 | | |
2 | Древнерусская литература. | 5 | 1 | 1 |
4 | Русская литература ХУШ в. | 10 | 1 | |
5 | Литература первой половины 19 века | 52 | | |
6 | А.СГрибоедов | 7 | 1 | 1 |
7 | А.С.Пушкин | \тГ | 1 | 1 |
8 | М.Ю. Лермонтов | 13 | | 2 |
9 | Н.В. Гоголь | 11 | 1 | 1 |
10 | Литература второй половины 19 века | 6 | | |
11 | Литература 20 века | 10 | 1 | |
12 | Зарубежная литература | 6 | | |
13 | Итоговый | 1 | | |
ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ РАБОТ -7 КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 3
ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 3 ВН. ЧТ.-4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1)
Цели и задачи изучения историко- литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики ( с обобщением изученного в основной школе).Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (10ч)
Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии ( А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трёх штилей», классицизм и сентиментализм как литературное направление.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады, рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА(52ч)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. Внутрипредметные связи: романтизм в русском и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С.ГРИБОЕДОВ (7ч)
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С.Грибоедова , сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С.ПУШКИН (21ч)
Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): « К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К...», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина - художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральные лейтмотивы пушкинской поэтики, критерии оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментирования, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С.Пушкина и поэта Дж.Г.Байрона; образы В.А.Жуковского в пушкинской лирике; литературные
реминисценции в «Евгении Онегине»
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С.Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ((13ч)
Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики ( назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон», «Я жить хочу..», «Смерть поэта», «Поэт», «И скучно, и грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе .В.Г.Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В.ГОГОЛЬ(11ч)
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвы души» как вершина произведения художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»), Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин: история сюжета «Мёртвых душ»; образ скупца в поэме Н.В.Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А.Агнин, П.Боклевский, Кукрыниксы).
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (6ч) (Обзор с обобщением изученного).
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 -х годов. Расцвет социально-психологической прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»)
Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).
Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (10ч) (Обзор с обобщением изученного).
Своеобразие русской прозы рубежа веков ( М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»). Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,
В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова).
Литературный процесс 50-80 -х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова,
Б.Окуджавы, В.Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов 9произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевский,
В.Пелевина и др., лирики И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство. Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч)
У. ШЕКСПИР (2ч)
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.
Теория литературы: трагедия.
Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия.
Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.
Ж.Б. МОЛЬЕР(2ч)
Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия». Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.
И.В. ГЁТЕ(2ч)
Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте -выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.
Теория литературы: литература эпохи Просвещения.
Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся
Ботвинник М., Коган Б.М. Мифологический словарь. – М.: Просвещение, 85
Учебник-хрестоматия. Литература: 9 класс. - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. 9 класс – М.: 2006
Для учителя
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М,: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.
Информационные ресурсы в Интернете
www.wikippedia.ru
www.krugosvet.ru
www.rubricon.ru
www.slovari.ru
www.gramota.ru
www.feb-web.ru
www.myfhology.ru