СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» (УМК «Школа России»)



Результаты освоения курса


Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.




Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Контр.-измер матер

Проекты

1

Введение

1



2

Самое великое чудо на свете

4

тест


3

Устное народное творчество

14


проект

4

Поэтическая тетрадь 1

11

тест

проект

5

Великие русские писатели

24



6

Поэтическая тетрадь 2

6



7

Литературные сказки

8



8

Были-небылицы

10

тест


9

Поэтическая тетрадь 1

6



10

Люби живое

16

тест


11

Поэтическая тетрадь 2

8

тест

проект

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12



13

По страницам детских журналов

8

тест


14

Зарубежная литература

8




Итого:

136 часов

6

3




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,

«Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

1. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь мря, спать беспро­будно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».


Великие русские писатели (24 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мар­тышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди­ком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отры­вок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».


Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».


Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказ­ка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Корот­кий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».


Были и небылицы (10 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустов­ский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».


Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».





Люби живое (16 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провини­лась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Ми­халков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».


Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузо­вок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешествен­ники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».


По страницам детских журналов (8 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».


Зарубежная литература (8 ч)

Мифы Древней Греции

Г. X, Андерсен. «Гадкий утенок».



Планируемые результаты.


К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

  • бегло, выразительно читать текст;

  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения менее 70-75 слов в минуту);

  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

  • описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематик

  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол.

час.

Виды

самос.

работы

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

Дата факт

1

Введение. Знакомство с учебником

ИНМ

1


Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.



Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Рукописные книги Древней Руси

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим ка­талогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники ин­формации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



3

Первопечатник Иван Федоров

ИНМ

1




4

Урок - путешествие в прошлое

УЗ

1




5

Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений

КЗ

1

тест



Устное народное творчество ( 14 ч )

6

Русские народные песни

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особен­ности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно­го искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



7

Шуточные народные песни

ИНМ

1




8

Докучные сказки

ИНМ

1




9

Произведения прикладного искусства

ИНМ

1




10- 11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

ИНМ

2




12-14

Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк»

ИНМ

3




15- 16

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

ИНМ

2




17

Художники – иллюстраторы В.

Васнецов и и Билибин

ИНМ

1




18

Обобщение по теме «Устное народное творчество».

КЗ

1




19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений


1

проект



Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского



проект

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи. Передавая настроение автора.

Находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения




21

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

ИНМ

1




22

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение- миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

ИНМ

1




23

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ...»,

ИНМ

1




24

А.А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...»

ИНМ

1




25

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

ИНМ

1




26

И.С. Никитин «Встреча зимы»

ИНМ

1




27

И.З. Суриков «Детство»

ИНМ

1




28

И.З. Суриков «Зима»

ИНМ

1




29

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1»

УЗ

1




30

Оценка достижений

КЗ

1

тест



Великие русские писатели (24 ч)

31

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы»

ИНМ

1





32

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»

ИНМ

1




Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстax (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скры­тый смысл




33

А.С. Пушкин. «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета»

ИНМ

1




34

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

ИНМ

1




35

А.С. Пушкин. «Зимний вечер».

ИНМ

1




36-39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

ИНМ

4




40

И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове .

ИНМ

1




41

И.А. Крылов «Мартышка

и очки»

ИНМ

1




42

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

ИНМ

1




43

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

ИНМ

1




44

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

ИНМ

1




45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...»

ИНМ

1




46

М.Ю. Лермонтов «Утес»

ИНМ

1




47

М.Ю. Лермонтов «Осень»

ИНМ

1




48

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

ИНМ

1




49

Л.Н. Толстой «Акула»

ИНМ

1




50

Л.Н. Толстой «Акула»

ЗПЗ

1




51

Л.Н .Толстой «Прыжок»

ИНМ

1




52

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

ИНМ

1




53

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

ИНМ

1




54

Обобщение по теме «Великие русские писатели». Оценка достижений

КЗ

1




Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

Н.А. Некрасов «Славная осень!..»

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведе­нии.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотво­рении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения





56

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»

ИНМ

1




57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

ИНМ

1




58

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

ИНМ

1




59

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги...»

ИНМ

1




60

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2».


1




Литературные сказки (8 ч)

61

Знакомство с литературными сказками.

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове

диагностической работы, представленной в учебнике



62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к "Аленушкиным сказкам"»

ИНМ

1




63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

ИНМ

1




64-65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

ИНМ

2




66-67

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

ИНМ

2




68

Обобщение по теме «Литературные сказки». Оценка достижений


1




Были – небылицы ( 10 ч )

69-70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

ИНМ

2


Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям



71-73

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

ИНМ

3




74-77

А.И. Куприн «Слон»

ИНМ

4




78

Обобщение по теме «Были – небылицы»

КЗ

1

тест



Поэтическая тетрадь 1 ( 6 ч)

79

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон»

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.



80

Саша Черный «Воробей», «Слон»

ИНМ

1




81

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

ИНМ

1




82

А.А. Блок «Сны», «Ворона»

ИНМ

1




83

С.А. Есенин «Черемуха»

ИНМ

1




84

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений


1




Люби живое ( 16 ч )

85

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

ИНМ

1


Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,

характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно

оценивать свои достижения



86-87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

ИНМ

2




88

В.И. Белов «Малька провинилась»

ИНМ

1




89

В.И. Белов «Ещё про Мальку»

ИНМ

1




90-92

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

ИНМ

3




93-96

Б.С. Житков «Про обезьянку»

ИНМ

4




97

В.Л. Дуров «Наша Жучка»

ИНМ

1




98

З.П. Астафьев «Капалуха»

ИНМ

1




99

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

ИНМ

1




100

Обобщение по теме «Люби живое». Оценка достижений

КЗ

1

тест



Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

101

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения




102

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»

ИНМ

1




103

А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

ИНМ

1




104

А.Л. Барто «В театре»

ИНМ

1




105

С.В. Михалков «Если»

ИНМ

1




106

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

ИНМ

1




107

Проект «Праздник поэзии»


1

проект



108

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений

КЗ

1

тест



Собирай по ягодке - наберешь кузовок ( 12 ч )

109

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



110-111

А.П. Платонов «Цветок на земле»

ИНМ

2




112-113

А.П. Платонов «Еще мама»

ИНМ

2




114

М.М. Зощенко «Золотые слова»

ИНМ

1




115-116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

ИНМ

2




117

Н.Н. Носов «Федина задача»

ИНМ

1




118

Н.Н. Носов «Телефон»

ИНМ

1




119

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

ИНМ

1




120


Обобщение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений

КЗ

1




По страницам детских журналов ( 8 ч)

121

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

ИНМ

1


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

ИНМ

1




123

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

ИНМ

1




124

Г.Б. Остер «Вредные советы»

ИНМ

1




125

Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

ИНМ

1




126

Р.С. Сеф «Веселые стихи»

ИНМ

1




127

Создание сборника добрых советов

ЗПЗ

1




128

Обобщение по теме «По страницам детских журналов». Оценка достижений

КЗ

1

тест



Зарубежная литература ( 8 ч )

129-130

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»

ИНМ

2


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с

помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



131-133

ГХ. Андерсен «Гадкий утенок»

ИНМ

3




134-

135

Обобщение по теме «Зарубежная литература».

КЗ

2




136


Итоговое тестирование


1







ИНМ – изучение нового материала

ЗПЗ – закрепление первичных знаний

УЗ - урок закрепление

КЗ - контроль знаний









Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска



Перечень наглядных и дидактических материалов



  1. Портреты поэтов и писателей.

  2. Электронное приложение к учебнику Литературное чтение . Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий . 3 класс





















Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература



  1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная учебно-методическая литература

Нормативные документы

1.​ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. .​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).



1 .Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. –М. ВАКО,2013

  1. Контрольно-измерттельные материалы. Литературное чтение: 3 класс./ Сост. С.В. Кутявина - М.: ВАКО, 2011

  2. Сабельникова С.И.. Сборник текстов для проверки навыков чтения : 3 класс. - М.: ВАКО, 2012



Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru