муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ
учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»
протокол №1 от .08.2016 .09.2016 №
.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
для 1 класса
Составитель
Фролова Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
д. 2-Пристань, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.
Задачи:
воспитать интерес, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, художественный вкус, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитать чувство музыки как основы музыкальной грамотности;
развивать образно-ассоциативное мышление учащихся, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
способствовать накоплению первоначальных знаний о музыке, формированию опыта хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение учащихся в мир музыки через интонации.
Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих
духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение
одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения учащихся с музыкой.
В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у учащихся универсальные учебные действия.
Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство учащихся с музыкой в широком жизненном контексте.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего- 33 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия учащихся через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства учащиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию учащегося. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у учащихся современную картину мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения предмета «Музыка» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у учащихся умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
При изучении учебного предмета «Музыка» достигаются следующие предметные результаты:
-выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);
-различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении);
-различать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
-участвовать в коллективном пении;
-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).
Содержание учебного предмета.
Основное содержание учебного предмета представлено следующими содержательными линиями:
« Музыка вокруг нас», «Музыка и ты».
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. смешанная. Музыкальные инструменты.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности |
| Музыка вокруг нас. | 16 | |
1. | И муза вечная со мной (Урок-путешествие) | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. |
2. | Хоровод муз (Урок-экскурсия) | 1 | Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения |
3. | Повсюду музыка слышна.(урок-игра) | 1 | Ролевая игра «Играем в композитора» Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. |
4. | Душа музыки - мелодия (Урок- путешествие) | 1 | Слушание музыки. Пластические импровизации. Хоровое пение. |
5. | Музыка осени (урок-экскурсия) | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов. Разучивание песен. |
6. | Сочини мелодию (урок-игра) | 1 | Ролевая игра «Играем в композитора». |
7. | Азбука, азбука каждому нужна (урок-игра) | 1 | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен Осуществлять первые опыты сочинения. |
8. | Музыкальная азбука (урок-путешествие) | 1 | Хоровое пение. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. |
9. | Обобщающий урок | 1 | Различать песенность, танцевальность, и маршевость в музыке. |
10. | Музыкальные инструменты. Урок-путешествие. | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. Ролевая игра «Играем в композитора» Исполнение различных по характеру музыкальных произведений. |
11. | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. |
12. | Музыкальные инструменты. | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение Различать песенность, танцевальность, и маршевость в музыке. |
13. | Звучащие картины. | 1 | Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. |
14. | Разыграй песню | 1 | Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. |
15. | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 | Выразительное исполнение рождественских песен. |
16. | Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы. | 1 | Слушание музыки. Музицирование. Пластическое интонирование музыки. Интонационно-образный анализ. |
| Музыка и ты. | 17 | |
17. | Край, в котором ты живешь. | 1 | Слушание музыки. Исполнение песен о Родине. |
18. | Художник, поэт, композитор. | 1 | Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение. |
19. | Музыка утра. | 1 | Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение. |
20. | Музыка вечера. | 1 | Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение. |
21. | Музы не молчали . | 1 | Слушание и анализ. Выразительное исполнение песен. Музыкально-ритмические движения. |
22. | Музыкальные портреты. | 1 | Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение. |
23. | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | Разыграй сказку»: народная игра «Баба-Яга». |
24. | Мамин праздник. | 1 | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен |
25. | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Выразительное исполнение песен. |
26. | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен. |
27. | Музыкальные инструменты. | 1 | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен. |
28. | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен. |
29. | Музыка в цирке. | 1 | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование. |
30. | Дом, который звучит | 1 | Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение |
31. | Опера – сказка | 1 | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. |
32. | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | Составление и красочное оформление программы. |
33. | Обобщающий урок. (Урок-концерт) | 1 | Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2012 год.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 1класс. Учебник. Москва, «Просвещение»,2012 год.
Музыкальные произведения (мировая классическая музыка, русская классическая музыка, современные мелодии и т. д.).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке Е.Д.Критской,
Сергеевой Г.П.: учебник-тетрадь «Музыка 1 класс». Москва, «Просвещение»,2012 год.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. Москва, «Просвещение»,2010 год.
Портреты композиторов.
Предметные картинки «Музыкальные инструменты»
Сборники песен и хоров.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Телевизор.
Аудиоцентр.
Мультимедийный проектор.
Слайды, соответствующие тематике программы по музыке.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по музыке
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Дата |
| Музыка вокруг нас. | |
1. | И муза вечная со мной(Урок-путешествие) | |
2. | Хоровод муз(Урок-экскурсия) | |
3. | Повсюду музыка слышна.(урок-игра) | |
4. | Душа музыки - мелодия(Урок- путешествие) | |
5. | Музыка осени(урок-экскурсия) | |
6. | Сочини мелодию(урок-игра) | |
7. | Азбука, азбука каждому нужна(урок-игра) | |
8. | Музыкальная азбука(урок-путешествие) | |
9. | Обобщающий урок | |
10. | Музыкальные инструменты. Урок-путешествие. | |
11. | «Садко». Из русского былинного сказа. | |
12. | Музыкальные инструменты. | |
13. | Звучащие картины. | |
14. | Разыграй песню | |
15. | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | |
16. | Обобщающий урок2 четверти. Добрый праздник среди зимы. | |
| Музыка и ты. | |
17. | Край, в котором ты живешь. | |
18. | Художник, поэт, композитор. | |
19. | Музыка утра. | |
20. | Музыка вечера. | |
21. | Музы не молчали . | |
22. | Музыкальные портреты. | |
23. | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | |
24. | Мамин праздник. | |
25. | Обобщающий урок 3 четверти. | |
26. | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | |
27. | Музыкальные инструменты. | |
28. | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | |
29. | Музыка в цирке . | |
30. | Дом, который звучит | |
31. | Опера – сказка | |
32. | «Ничего на свете лучше нету» | |
33. | Обобщающий урок. (Урок-концерт) | |