СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 1 класса "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися  основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение учащихся  в мир музыки через интонации.

Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих

духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение

одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения учащихся с музыкой.

В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;

освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, учащиеся  проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у учащихся универсальные учебные действия.

Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство учащихся с музыкой в широком жизненном контексте. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 1 класса "Школа России"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО приказом МБОУ

учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»

протокол №1 от .08.2016 .09.2016 №

.






Рабочая программа

по учебному предмету

«Музыка»

для 1 класса




Составитель

Фролова Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов


























д. 2-Пристань, 2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.

Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.

Задачи:

воспитать интерес, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, художественный вкус, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитать чувство музыки как основы музыкальной грамотности;

развивать образно-ассоциативное мышление учащихся, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

способствовать накоплению первоначальных знаний о музыке, формированию опыта хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение учащихся в мир музыки через интонации.

Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих

духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение

одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения учащихся с музыкой.

В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;

освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у учащихся универсальные учебные действия.

Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство учащихся с музыкой в широком жизненном контексте.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета в 1 классе отводится 1 ч в  неделю, всего- 33 ч в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия учащихся через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства учащиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию учащегося. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у учащихся современную картину мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения предмета «Музыка» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской

православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в

культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении

различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у учащихся умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

При изучении учебного предмета «Музыка» достигаются следующие предметные результаты:

-выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);

-различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении);

-различать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

-участвовать в коллективном пении;

-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).

Содержание учебного предмета.

Основное содержание учебного предмета представлено следующими содержательными линиями:

« Музыка вокруг нас», «Музыка и ты».

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. смешанная. Музыкальные инструменты.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Наименование разделов и тем.

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности


Музыка вокруг нас.

16


1.

И муза вечная со мной

(Урок-путешествие)

1

Слушание музыки. Хоровое пение. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

2.

Хоровод муз

(Урок-экскурсия)

1

Слушание музыки, хоровое пение. Му­зыкально-ритмичес­кие движения

3.

Повсюду музыка слышна.(урок-игра)

1

Ролевая игра «Игра­ем в композитора» Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

4.

Душа музыки - мелодия

(Урок- путешествие)

1

Слушание музыки. Пластические им­провизации. Хоровое пение.

5.

Музыка осени

(урок-экскурсия)

1

Слушание музыки. Чтение стихов. Ра­зучивание песен.

6.

Сочини мелодию

(урок-игра)

1

Ролевая игра «Игра­ем в композитора».

7.

Азбука, азбука каждому нужна

(урок-игра)

1

Разучивание новых и повторение ранее изученных песен

Осуществлять первые опыты сочинения.

8.

Музыкальная азбука

(урок-путешествие)

1

Хоровое пение. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

9.

Обобщающий урок

1

Различать песенность, танцевальность, и маршевость в музыке.

10.

Музыкальные инструменты. Урок-путешествие.

1

Слушание музыки. Хоровое пение. Ролевая игра «Играем в композитора» Исполнение различных по характеру музыкальных произведений.

11.

«Садко». Из русского былинного сказа.

1

Слушание музыки. Хоровое пение.


12.

Музыкальные инструменты.

1

Слушание музыки. Хоровое пение Различать песенность, танцевальность, и маршевость в музыке.

13.

Звучащие картины.

1

Определение «зву­чания» в картинах народной или про­фессиональной му­зыки.

14.

Разыграй песню

1

Определение «зву­чания» в картинах народной или про­фессиональной му­зыки.

15.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

1

Выразительное ис­полнение рождест­венских песен.

16.

Обобщающий урок

2 четверти.

Добрый праздник среди зимы.

1

Слушание музыки. Музицирование. Пластическое инто­нирование музыки. Интонационно-образ­ный анализ.


Музыка и ты.

17


17.

Край, в котором ты живешь.

1

Слушание музыки. Исполнение песен о Родине.

18.

Художник, поэт, композитор.

1

Образный анализ картины. Интонаци­онно-образный ана­лиз музыки. Пласти­ческий этюд стихо­творения. Хоровое пение.

19.

Музыка утра.

1

Слушание и интона­ционно-образный анализ музыки. Пла­стическое интони­рование музыки. Хоровое пение.

20.

Музыка вечера.


1

Слушание и интона­ционно-образный анализ музыки. Пла­стическое интони­рование музыки. Хоровое пение.

21.

Музы не молчали .


1

Слушание и анализ.

Выразительное исполнение песен. Музыкально-ритмические движения.

22.

Музыкальные портреты.


1

Слушание и интона­ционно-образный анализ музыки. Пла­стическое интони­рование музыки. Хоровое пение.

23.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

Разыграй сказку»: на­родная игра «Баба-Яга».

24.

Мамин праздник.


1

Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование.

Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен

25.

Обобщающий урок

3 четверти.

1

Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование.

Выразительное исполнение песен.

26.

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный инструмент

1

Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование.

Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен.

27.

Музыкальные инструменты.

1

Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование.

Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен.

28.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

1

Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование.

Импровизация на музыкальных инструментах. Выразительное исполнение песен.

29.

Музыка в цирке.

1

Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование.

30.

Дом, который звучит

1

Музыкальная «Уга­дай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение

31.

Опера – сказка

1

Слушание и анализ музыки. Хоровое пение.

32.

«Ничего на свете лучше нету»

1

Составле­ние и кра­сочное оформление программы.

33.

Обобщающий урок. (Урок-концерт)

1

Слушание и вырази­тельное исполнение музыки, хоровых произведений, боль­ше всего понравив­шихся учащимся.
























Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2012 год.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 1класс. Учебник. Москва, «Просвещение»,2012 год.

Музыкальные произведения (мировая классическая музыка, русская классическая музыка, современные мелодии и т. д.).

Учебно-методические комплекты к программе по музыке Е.Д.Критской,
Сергеевой Г.П.: учебник-тетрадь «Музыка 1 класс». Москва, «Просвещение»,2012 год.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. Москва, «Просвещение»,2010 год.

Портреты композиторов.

Предметные картинки «Музыкальные инструменты»

Сборники песен и хоров.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор.

Аудиоцентр.

Мультимедийный проектор.

Слайды, соответствующие тематике программы по музыке.

































Приложение №1

Календарно-тематическое планирование по музыке

п/п

Наименование разделов и тем.

Дата


Музыка вокруг нас.


1.

И муза вечная со мной(Урок-путешествие)


2.

Хоровод муз(Урок-экскурсия)


3.

Повсюду музыка слышна.(урок-игра)


4.

Душа музыки - мелодия(Урок- путешествие)


5.

Музыка осени(урок-экскурсия)


6.

Сочини мелодию(урок-игра)


7.

Азбука, азбука каждому нужна(урок-игра)


8.

Музыкальная азбука(урок-путешествие)


9.

Обобщающий урок


10.

Музыкальные инструменты. Урок-путешествие.


11.

«Садко». Из русского былинного сказа.


12.

Музыкальные инструменты.


13.

Звучащие картины.


14.

Разыграй песню


15.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.


16.

Обобщающий урок2 четверти. Добрый праздник среди зимы.



Музыка и ты.


17.

Край, в котором ты живешь.


18.

Художник, поэт, композитор.


19.

Музыка утра.


20.

Музыка вечера.


21.

Музы не молчали .


22.

Музыкальные портреты.


23.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.


24.

Мамин праздник.


25.

Обобщающий урок

3 четверти.


26.

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный инструмент


27.

Музыкальные инструменты.


28.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.


29.

Музыка в цирке .


30.

Дом, который звучит


31.

Опера – сказка


32.

«Ничего на свете лучше нету»


33.

Обобщающий урок. (Урок-концерт)