СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочие программы по ОБЖ и физкультуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 3 часа.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Основы безопасности жизнедеятельности : 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности : тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.
Дополнительная литература
1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 11 класс : к учебнику
М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятель-
ности. 11 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева / Ю. П. Подолян. - М. : ACT : Астрель, 2008.
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. [ В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.
Ваши шансы избежать беды : учебное пособие : сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб. : КАРО, 2002.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. Основы военной службы (25 ч) | ||||||||||
Воинская обязанность (10 ч) | ||||||||||
1 | Войны в истории человечества и России | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Война как форма взаимоотношений народов и государств. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. Россия в мировом сообществе. Военные угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности страны | Иметь представление: о роли войны в жизни общества, о роли ВС РФ в обеспечении национальной безопасности страны. Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году | §11 |
|
|
2 | Военная служба -особый вид государственной службы | 1 | Комбинированный | Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Военные аспекты международного военного права | Знать: основные законодательные акты Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
| §1.2 |
|
|
3 | Исполнение обязанностей военной службы | 1 | Комбинированный | Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» об исполнении обязанностей военной службы. Принципы военной службы. Отличие военной службы от других видов государственной службы | Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об исполнении обязанностей военной службы. | Индивидуальный опрос |
| § 1-3 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
|
|
|
|
| Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
|
|
|
|
|
4 | Организация обороны Российской Федерации | 1 | Комбинированный | Организация обороны Российской Федерации. Федеральный закон «Об обороне». Права и обязанности граждан РФ в области обороны | Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства. Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
| § 1.4 |
|
|
5 | Основные сведения о воинской обязанности | 1 | Комбинированный | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе | Знать: об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Работа по карточкам |
| §2.1 |
|
|
6 | Организация воинского учета и его предназначение | 1 | Комбинированный | Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету | Знать: об организации воинского учета, о первоначальной постановке граждан на воинский учет, об обязанностях граждан по воинскому учету. Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Работа по карточкам |
| §2.2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
7 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | Знать: о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
| §2.3 |
|
|
8 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования | Знать: об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Тест (20 мин) |
| §2.4 |
|
|
9 | Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет. | 1 | Комбинированный | Организация и предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей | Знать: об организации медицинского освидетельствования и профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет, о категориях годности к военной службе. Использовать: приобретенные знания при первоначальной постановке на воинский учет и для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
|
|
|
|
|
1 | ' 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||||||||
| Психологическая квалификация воинских должностей |
|
|
|
| Работа по карточкам |
| §2.5-2.6 |
|
| ||||||||||
10 | Организация призыва на военную службу. Прохождение военной службы по призыву | 1 | Комбинированный | Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву. Общие, должностные и специальные обязанности военнэслужащих | Знать: о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек, о порядке прохождения военной службы по призыву, об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Использовать: полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Работа по карточкам | Ответственность граждан по вопросам призыва | §2.7-2.9 |
|
| ||||||||||
Особенности военной службы (8 ч) | ||||||||||||||||||||
11 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил -закон воинской жизни | 1 | Комбинированный | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения | Знать: о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Использовать: приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Проверочная работа по разделу «Воинская обязанность» (20 мин) |
| §3.1 |
|
| ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||||||||
12 | Военная присяга -клятва воина на верность Родине - России | 1 | Комбинированный | Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга | Знать: о традициях Вооруженных Сил Российской Федерации. Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
| §3.2 |
| г | ||||||||||
13 | Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок | 1 | Комбинированный | Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас | Знать: о повседневном порядке жизни воинской части. Использовать: приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
| §3.3 |
|
| ||||||||||
14 | Воинские | 1 | Комби- | Воинские звания военнослужащих Воо- | Знать: воинские звания во- | Индивиду- | История | § 3.4- |
|
| ||||||||||
| звания во- |
| ниро- | руженных Сил Российской Федерации. | еннослужащих Вооруженных | альный | возникно- | 3.5 |
|
| ||||||||||
| еннослужа- |
| ванный | Военная форма одежды | Сил Российской Федерации, | опрос | вения во- |
|
|
| ||||||||||
| щих Воору- |
|
|
| виды военной формы. |
| инских |
|
|
| ||||||||||
| женных Сил |
|
|
| Владеть навыками: осуще- |
| званий. |
|
|
| ||||||||||
| Российской |
|
|
| ствления осознанного само- |
| История |
|
|
| ||||||||||
| Федерации. |
|
|
| определения по отношению |
| появления |
|
|
| ||||||||||
| Военная |
|
|
| к военной службе |
| военной |
|
|
| ||||||||||
| форма оде- |
|
|
|
|
| формы |
|
|
| ||||||||||
| жды |
|
|
|
|
| одежды |
|
|
| ||||||||||
15 | Статус во- | 1 | Комби- | Статус военнослужащего, права и сво- | Иметь представление: | Тест |
| §4.1- |
|
| ||||||||||
| еннослужа- |
| ниро- | боды военнослужащего. Льготы, пре- | о статусе военнослужащего; | (15 мин) |
| 4.2 |
|
| ||||||||||
| щего. Соци- |
| ванный | доставляемые военнослужащим, прохо- | его правах и свободах; льго- |
|
|
|
|
| ||||||||||
| альная |
|
| дящим военную службу по призыву | тах, предоставляемых воен- |
|
|
|
|
| ||||||||||
| и правовая |
|
|
| нослужащим. |
|
|
|
|
|
1 | ' 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
| защита военнослужащего |
|
|
| Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
|
|
|
|
|
16 | Прохождение военной службы по контракту | 1 | Комбинированный | Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную ~ службу по контракту | Знать: основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть: навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней | Работа по карточкам | Прохождение службы военно-служащи-ми-жен-щинами | §4.3-4.4 |
|
|
17 | Альтернативная гражданская служба | 1 | Комбинированный | Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. | Знать: особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Тест (15 мин) |
| С. 284-293 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
|
|
|
| Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой |
|
|
|
|
|
|
18 | Права и ответственность военнослужащих | 1 | Комбинированный | Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы | Знать: общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
| §4.5 |
|
|
19 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Комбинированный | Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | Знать: об основах военной службы. Иметь представление: об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Работа по карточкам |
| §4.6 , |
|
|
1 | 2 |
| 4 | 5 | 6 | 7 |
| 9 | .0 |
|
Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (7 ч) | ||||||||||
20 | Военнослужащий -патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | 1 | Комбинированный | Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества | Иметь представление: об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Проверочная работа по разделу «Особенности военной службы» (20 мин) |
| §5.1 |
|
|
21 | Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 | Комбинированный | Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным профессиональным действиям в условиях современного боя | Знать: об основных качествах военнослужащего. Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
| §5.2 |
|
|
22 | Требования воинской деятельности, предъявляемые | 1 | Комбинированный | Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и ро- | Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах войск; | Индивидуальный опрос |
| §5.3 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| к морально-этическим, индивиду-ально-пси-хологиче-ским и профессиональным качествам гражданина |
|
| дах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета) | о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
|
|
|
|
|
23 | Воинская дисциплина. Ее суть и значение | 1 | Комбинированный | Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | Знать: о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Работа по карточкам |
| § 5.4-5.5 |
|
|
24 | Офицер Российской армии. Подготовка офицерских кадров | 1 | Комбинированный | Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования | Знать: об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ, об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правилах приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
| §5.6-5.7 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | и |
25 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | Комбинированный | Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента | Знать: о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Работа по карточкам |
| §5.8 |
|
|
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) | ||||||||||
Основы здорового образа жизни (6 ч) | ||||||||||
26 | Правила личной гигиены и здоровье | 1 | Комбинированный | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма | Знать: об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Проверочная работа по разделу «Военнослужащий -защитник своего Отечества» (20 мин) |
| §6.1 |
|
|
27 | Нравственность и здоровье. Правильное взаимоотношение полов | 1 | Комбинированный | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный и материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи | Знать: о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни. Использовать: приобретенные знания для воспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Индивидуальный опрос |
| §6.2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
28 | Заболевания, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 | Комбинированный | Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью | Знать: об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение ИППП. Использовать: приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | Работа по карточкам |
| §6.3 |
|
|
29 | СПИД. Профилактика СПИД | 1 | Комбинированный | ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД -это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИД. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией | Знать: о путях заражения ВИЧ-инфекцией; о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Использовать: приобретенные знаний для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | Просмотр фильма «ВИЧ. Знать, чтобы жить» | Повторить §6.3 |
|
|
30 | Психологическое состояние человека и причины самоубийств | 1 | Комбинированный | Факторы риска, способные привести к суициду. Психологическая устойчивость - основа предупреждения суицида | Знать: факторы риска, способные привести к суициду. Иметь представление: о способах профилактики самоубийств | Индивидуальный опрос |
| §6.4 |
|
|
31 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей | Знать: об основах законодательства РФ о семье. Использовать: приобретенные знания для воспитания в себе качеств, необходимых для создания прочной семьи | Семинар |
| §6.5 |
|
|
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 ч) | ||||||||||
32 | Первая медицинская помощь | 1 | Урок комплексного применения | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины возникновения. | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. | Практическая работа. Оказание первой |
| §7.1 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
| при острой сердечной недостаточности и инсульте |
| ЗУН учащимися | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Владеть навыками: оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте | медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте (15 мин) |
|
|
|
|
33 | Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью | Знать: виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками: оказания первой медицинской помощи при кровотечениях | Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях (15 мин) |
| §7.2 |
|
|
34 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками: оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах (15 мин) |
| § 7.3-7.4 |
|
|
35 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно'-легочной реанимации | Знать: о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками: проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца | Проверочная работа по разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин) | Оказание помощи тонущему |
|
|
|
77
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 4 часа.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Основы безопасности жизнедеятельности : 7 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для учащихся 7 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.
Дополнительная литература
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 7 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2008.
Евпахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2006.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде контрольных работ и тестирования.
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее | Дата проведения | |
задание | план. | факт. | ||||||||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека (27 ч) | ||||||||||
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий (23 ч) | ||||||||||
1 | Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 | Ком-бини-рован-ный | Опасные ситуации природного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях | Знать: об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Владеть навыками: поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!» 1 | Практическая работа. Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!» (15 мин) | Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году | §1 |
|
|
2 | Наводнения. Классификация наводнений | 1 | Ком-бини-рован-ный | Понятие о наводнении. Классификация наводнений по причинам возникновения. Классификация наводнений по масштабу. Поражающие факторы наводнений | Иметь представление: о наводнениях и их поражающих факторах. Классификация наводнений. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §2.1-2.4 |
|
|
3 | Действия населения при угрозе и во время наводнений | 1 | Ком-бини-рован-ный | Мероприятия по защите от наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений | Знать: правила безопасного поведения при наводнении. Уметь: предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении | Решение ситуационных задач |
| §2.5-2.6 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |||
4 | Обобщение по теме «Наводнения» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 1 (40 мин) |
|
|
| ||||||
5 | Ураганы, бури,смерчи: причины возникновения, классификация | 1 | Ком-бини-рован-ный | Ураганы, бури, смерчи. Основные понятия и классификация. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей | Иметь представление: о причинах возникновения ураганов, бурь, смерчей. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §3.1-3.2 |
|
| |||
6 | Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы | 1 | Ком-бини-рован-ный | Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей | Иметь представление: о поражающих факторах ураганов, бурь, смерчей. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Работа по карточкам | - | §3.3-3.4 |
|
| |||
7 | Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей | 1 | Ком-бини-рован-ный | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча | Знать: правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Решение ситуационных задач |
| §3.5 |
|
| |||
8 | Обобщение по теме «Ураганы, бури,смерчи» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 2 (40 мин) |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
9 | Землетря- | 1 | Ком- | Землетрясения: причины возникнове- | Знать: причины возникнове- | Индиви- | Основные | §4.1- |
|
|
| сения и их |
| бини- | ния, классификация. Основные харак- | ния, классификацию земле- | дуальный | районы на | 4.4 |
|
|
| поражающие факторы |
| рован-ный | теристики землетрясений. Поражающие факторы землетрясений. Последствия землетрясений | трясений, основные характеристики и поражающие факторы землетрясений. Использовать: полученные | опрос | территории России, где вероятность зем- |
|
|
|
|
|
|
|
| знания и умения в повседневной жизни для обеспечения |
| летрясений велика |
|
|
|
|
|
|
|
| личной безопасности |
|
|
|
| |
10 | Правила | 1 | Ком- | Меры по снижению потерь и ущерба | Знать: правила безопасного | Работа |
| §4.5- |
|
|
| безопасно- |
| бини- | от землетрясения. Общие меры безо- | поведения при землетрясе- | по кар- |
| 4.6 |
|
|
| го поведе- |
| рован- | пасности для населения, проживающего | нии. | точкам |
|
|
|
|
| ния во вре- |
| ный | в сейсмоопасных районах. Правила | Уметь: предвидеть потенци- |
|
|
|
|
|
| мя земле- |
|
| безопасного поведения при заблаговре- | альные опасности и правиль- |
|
|
|
|
|
| трясения |
|
| менном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений | но действовать в случае их наступления |
|
|
|
|
|
11 | Извержение | 1 | Ком- | Вулканы, извержение вулканов. Распо- | Знать: причины возникнове- | Индиви- |
| Подго- |
|
|
| вулканов |
| бини- рован- ный | ложение вулканов на Земле. Причины извержения вулканов. Типы вулканов. Предвестники извержения вулканов | ния и поражающие факторы извержения вулканов. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | дуальный опрос |
| товить сообщение по одному из вопросов плана урока |
|
|
12 | Правила | 1 | Ком- | Вулканы и их поражающие факторы. | Знать: правила безопасного | Индиви- |
| Соста- |
|
|
| безопасно- |
| бини- | Последствия извержения вулканов. Ор- | поведения при извержении | дуальный |
| вить |
|
|
| го поведе- |
| рован- | ганизация защиты населения от послед- | вулканов. | опрос |
| памят- |
|
|
| ния при |
| ный | ствий извержения вулканов. Правила | Уметь: предвидеть потенци- |
|
| ку |
|
|
| извержении |
|
| безопасного поведения при извержении | альные опасности и правиль- |
|
| «Пра- |
|
|
| вулканов |
|
| вулканов | но действовать в случае их наступления |
|
| вила безо- |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||
|
|
|
|
|
|
|
| пасно-го поведения при извержении вулканов» |
|
| ||||
13 | Обобщение по теме «Землетрясения и извержение вулканов» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 3 (40 мин) |
|
|
| |||||||
14 | Цунами: основные характеристики и причины возникновения | 1 | Ком-бини-рован-ный | Цунами. Причины их возникновения. Основные характеристики цунами | Знать: основные характеристики цунами и причины их возникновения. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Работа по карточкам |
| §5.1-5.3 |
|
| ||||
15 | Действия населения при угрозе цунами | 1 | Ком-бини-рован-ный | Последствия возникновения цунами. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами | Знать: поражающие факторы цунами и правила безопасного поведения при цунами. Использовать: полученные навыки и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности | Решение ситуационных задач |
| §5.4-5.6 |
|
| ||||
16 | Обобщение по теме «Цунами» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 4 (40 мин) |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||
17 | Обвалы, оползни, сели, лавины | 1 | Ком-бини-рован-ный | Обвалы, оползни, сели. Основные понятия, параметры и причины возникновения | Знать: причины возникновения селя, оползня, обвала, лавины. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос | Лавины и причины их возникновения | §6.1 |
|
| ||||
18 | Поражающие факторы обвалов, оползней и селей, лавин | 1 | Ком-бини-рован-ный | Поражающие факторы обвалов, оползней и селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них | Знать: поражающие факторы обвалов, оползней и селей, лавин. Уметы предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Работа по карточкам | Лавины и их поражающие факторы | §6.2 |
|
| ||||
19 | Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей, лавин | 1 | Ком-бини-рован-ный | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия | Знать: правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Решение ситуационных задач | Правила безопасного поведения во время и после схода лавины | §6.3-6.4 |
|
| ||||
20 | Обобщение по теме «Обвалы, оползни,сели, лавины» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 5 (40 мин) |
|
|
| |||||||
21 | Природные пожары и их характеристика | 1 | Ком-бини-рован-ный | Лесные и торфяные пожары: понятие, классификация, причины возникновения и возможные последствия | Знать: причины возникновения и возможные последствия природных пожаров. | Индивидуальный опрос. |
| §7.1-7.3 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |||||
|
|
|
|
| Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
|
|
|
|
| |||||
22 | Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров | 1 | Ком-бини-рован-ный | Предупреждение лесных и торфяных пожаров и борьба с ними. Тушение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них | Знать: правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Решение ситуационных задач | Общие рекомендации по поведению при опасных явлениях природы | §7.4- 7.5, §8 |
|
| |||||
23 | Обобщение по теме «Природные пожары» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 6 (40 мин) |
|
|
| ||||||||
Социально-криминальные ситуации и безопасность человека (4 ч) | |||||||||||||||
24 | Основы безопасности поведения в толпе. Паника | 1 | Ком-бини-рован-ный | Основные закономерности поведения толпы. Минская катастрофа. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе | Знать: правила безопасного поведения в толпе. Владеть навыками: поведения в местах большого скопления людей | Решение ситуационных задач |
| §9.1-9.3 |
|
| |||||
25 | Терроризм и безопасность человека | 1 | Ком-бини-рован-ный | Терроризм. Виды террористических актов. Действия населения при угрозе теракта (на улице и дома). Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб | Знать: правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Использовать: приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Индивидуальный опрос |
| §9.4 |
|
| |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |||||
26 | Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия | 1 | Ком-бини-рован-ный | Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте | Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Владеть навыками: поведения в криминогенных ситуациях. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Работа по карточкам | Специальные рекомендации девушкам-подросткам | § 10.1-10.2 |
|
| |||||
27 | Обобщение по разделу «Социально-криминальные ситуации и безопасность человека» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 7 (40 мин) |
|
|
| ||||||||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов) | |||||||||||||||
Первая помощь при ранениях и травмах (4 ч) | |||||||||||||||
28 | Виды ран, первая помощь при ранениях | 1 | Ком-бини-рован-ный | Виды ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Способы остановки кровотечений | Знать: виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута. Владеть навыками', оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. | Практическая работа. Способы остановки кровотечений и наложения жгута (15 мин) | Просмотр фильма «Травматизм. Правила оказания первой помощи» | §П |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
|
|
|
|
| Использовать: приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
|
|
|
|
| ||||
29 | Правила наложения повязок | 1 | Ком-бини-рован-ный | Виды повязок и их назначение. Правила наложения стерильной и давящей повязки | Знать: виды и назначение повязок, правила наложения стерильной и давящей повязок. Владеть навыками: наложение стерильной повязки | Практическая работа. Наложение стерильной повязки (30 мин) |
| § 12 |
|
| ||||
30 | Первая помощь при переломах | 1 | Ком-бини-рован-ный | Виды переломов, признаки. Первая медицинская помощь при переломах. Способы иммобилизации. Средства иммобилизации. Правила и способы транспортировки пострадавших | Знать: способы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть: навыками оказания первой медицинской помощи при переломах. Использовать: приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при переломах (20 мин) |
| § 13 |
|
| ||||
31 | Обобщение по разделу «Первая помощь при ранениях и травмах» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контрольная работа 8 (40 мин) |
|
|
|
1 | 2 | з | 4 | 5 | 6 | 1 | 8 | 9 | 10 |
|
Основы здорового образа жизни (4 часа) | ||||||||||
32 | Вредные привычки и их негативное влияние на здо- | 1 | Ком-бини-рован-ный | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Нарко- | Знать: о вредных привычках и их негативном влиянии на здоровье. Использовать: полученные знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос |
| § 14 |
|
|
| ровье |
|
| мания, токсикомания и другие вредные | для ведения здорового образа |
|
|
|
|
|
|
|
| привычки | жизни |
|
|
|
|
| |
33 | Профилак- | 1 | Ком- | Социальные последствия пристрастия | Знать: о вредных привычках | Работа | Просмотр | Повто- |
|
|
| тика вред- |
| бини- | к наркотикам. Профилактика наркома- | и их профилактике. | по кар- | фильма | рить |
|
|
| ных привы- |
| рован- | нии | Использовать: полученные | точкам | «Право | § 14 |
|
|
| чек |
| ный |
| знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
| на жизнь. Профилактика наркомании в подростковой среде» |
|
|
|
34 | Особенности здорового образа жизни в период полового созре- | 1 | Ком-бини-рован-ный | Особенности физического развития человека в подростковом возрасте. Забота о собственном организме, формирование правильного отношения к особенностям своего пола. Режим дня и здоровье подростка. Профилактика пере- | Знать: об особенностях развития организма подростка и здорового образа жизни в период полового созревания. Использовать: полученные знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос |
| §15 |
|
|
| вания |
|
| утомления. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые | для ведения здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
| условия укрепления здоровья. Основы |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| репродуктивного здоровья подростков |
|
|
|
|
|
|
35 | Обобщение | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча- | Контрольная работа 9 (40 мин) |
|
|
|
| ||
| по разделу |
| щихся |
|
|
|
|
|
|
|
| «Основы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| здорового |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| образа жиз- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ни» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 4 часа.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Основы безопасности жизнедеятельности : 8 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.] ; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для учащихся 8 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.
Дополнительная литература
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 8 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2010г.
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2006.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде контрольных работ.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И |
Раздел 1. Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека (30 ч) | ||||||||||
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч) | ||||||||||
1 | Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения | Понимать: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация техногенного характера. Знать: классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос | Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году | §1-1 |
|
|
2 | Краткая характеристика аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Комбинированный | Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Потенциально опасные объекты экономики | Иметь представление: о видах промышленных аварий и катастроф, о потенциально опасных объектах. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций техногенного характера | § 1-2 |
|
|
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
3 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | 1 | Комбинированный | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | Знать: причины и стадии развития техногенных происшествий. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| § 1.3 |
|
| ||||
4 | Обобщение по теме «Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Проверочная работа 1 (40 мин) |
|
|
| |||||||
Пожары и взрывы (6 ч) | ||||||||||||||
5 | Пожары | 1 | Комбинированный | Пожары: основные понятия и определения. Условия возникновения горения. Пожароопасные объекты. Классификация пожаров | Знать: условия возникновения горения; классификацию пожаров. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Решение ситуационных задач |
| §2.1 |
|
| ||||
6 | Взрывы | 1 | Комбинированный | Взрывы, их характеристика, взрывоопасные объекты | Знать: об условиях возникновения взрывов, видах взрывов. | Индивидуальный опрос | Признаки наличия взрывных устройств | §2.2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
| Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности |
|
|
|
|
|
7 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | 1 | Комбинированный | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров | Знать: о причинах возникновения пожаров и взрывов. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Тест (15 мин) | Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях | §2.3 |
|
|
8 | Возможные последствия пожаров и взрывов | 1 | Комбинированный | Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Вторичные последствия пожаров и взрывов | Знать: о возможных последствиях пожаров и взрывов. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Индивидуальный опрос |
| §2.4 |
|
|
9 | Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | 1 | Комбинированный | Соблюдение мер пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.). Огнетушители, их типы, особенности их использования | Знать: правила безопасного поведения при пожарах и взрывах; правила пользования огнетушителями. Уметь: действовать при возникновении пожара в ОУ и эвакуироваться из горящего здания | Практическая работа. Отработка навыков поведения учащихся при пожаре (15 мин) | Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | §2.5 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 1 5 | 6 7 • | 8 | 9 | 10 | п | ||||||
10 | Обобщение по теме «Пожары и взрывы» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Проверочная работа 2 (40 мин) |
|
|
| ||||||
Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч) | |||||||||||||
11 | Опасные химические вещества и объекты | 1 | Комбинированный | Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства | Знать: о химически опасных объектах производства. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §3.1 |
|
| |||
12 | Характеристика аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их поражающих факторов | 1 | Комбинированный | АХОВ, их характеристика и поражающие факторы. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека | Знать: об аварийно химически опасных веществах и их поражающих факторах. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Работа по карточкам |
| §3.2 |
|
| |||
13 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах (ХОО) | 1 | Комбинированный | Причины аварий на ХОО. Последствия аварий с выбросом АХОВ. Основные параметры последствий аварии на ХОО | Знать: о причинах и последствиях аварий на ХОО. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §3.3 |
|
| |||
14 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | 1 | Комбинированный | Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно опасного химического вещества | Знать: правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ; о средствах индивидуальной защиты органов дыхания. | Практическая работа. Отработка навыков пользова- | Средства индивидуальной защиты органов дыхания | §3.4 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||
|
|
|
|
| Владеть навыками: пользо- | ния проти- | (противо- |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| вания средствами индивиду- | вогазом | газ ГП-7, |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| альной защиты (противога- | ГП-7 | детский |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| зом, респиратором, ватно- | (15 мин) | противогаз |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| марлевой повязкой) |
| ПДФ-Ш). Их использование |
|
|
| ||||
15 | Первая | 1 | Урок | Меры предосторожности при оказании | Знать: правила оказания | Практиче- | Урок ком- | §3.5 |
|
| ||||
| помощь |
| ком- | первой помощи. Первая помощь при | первой медицинской помо- | ская рабо- | плексного |
|
|
| ||||
| постра- |
| плексно- | химических ожогах. Первая медицин- | щи при отравлениях АХОВ | та. Оказа- | примене- |
|
|
| ||||
| давшим |
| го при- | ская помощь при отравлениях АХОВ | и химических ожогах. | ние первой | ния ЗУН |
|
|
| ||||
| от АХОВ |
| менения ЗУН учащимися | (хлором, аммиаком, ртутью и т. д.) | Владеть навыками: оказания первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ | медицинской помощи при отравлении АХОВ (15 мин) | учащимися |
|
|
| ||||
16 | Обобще- | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча- | Проверочная работа 3 (40 мин) |
|
|
|
| ||||||
| ние по те- |
| щихся |
|
| - |
|
|
|
| ||||
| ме «Ава- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| рии с вы- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| бросом |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| опасных |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| химиче- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ских ве- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ществ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч) | ||||||||||||||
17 | Радиоактивность и радиа-ционно | 1 | Комбинированный | Радиоактивность. Ионизирующее излучение. Радиационно опасные объекты. Радиационная авария. Классификация радиационных аварий | Знать: виды радиационно опасных объектов; классификацию радиационных аварий. | Индивидуальный опрос |
| §4.1 | • |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
| опасные объекты |
|
|
| Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности |
|
|
|
|
|
18 | Ионизирующее излучение | 1 | Комбинированный | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | Знать: основные характеристики и единицы измерения ионизирующих излучений. Использовать: полученные знания и для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §4.2 |
|
|
19 | Естественная радиоактивность. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Комбинированный | Естественная радиоактивность. Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Принципы защиты от ионизирующего излучения | Знать: характеристики очагов поражения при радиационных авариях; принципы защиты от ионизирующего излучения. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Индивидуальный опрос |
| §4.3-4.4 |
|
|
20 | Правила поведения и действия населения при радиоактивных авариях и радиоактивном | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Действия населения при радиоактивном загрязнении местности | Знать: правила безопасного поведения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Решение ситуационных задач |
| §4.5 |
|
|
1 | ' 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |||
| загрязнении местности |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
21 | Обобщение по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Проверочная работа 4 (40 мин) |
|
|
| ||||||
Гидродинамические аварии (5 ч) | |||||||||||||
22 | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | Комбинированный | Гидродинамическая авария. Гидродинамически опасные сооружения. Гидротехнические сооружения | Знать: гидродинамически опасные сооружения. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §5.1 |
|
| |||
23 | Причины, виды и последствия гидродинамических аварий | 1 | Комбинированный | Основные причины гидродинамических аварий. Факторы, способствующие возникновению гидродинамических аварий. Поражающие факторы гидродинамических аварий. Зоны катастрофического затопления. Последствия гидродинамических аварий | Знать: причины и последствия гидродинамических аварий. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать: полученные знания и для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос |
| §5.2 | 1 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
24 | Правила | 1 | Комби- | Меры по защите населения от послед- | Знать: правила безопасного | Решение |
| §5.3- |
|
| ||||
| поведения |
| ниро- | ствий гидродинамических аварий. Пра- | поведения при угрозе и в хо- | ситуаци- |
| 5.4 |
|
| ||||
| при угро- |
| ванный | вила безопасного поведения при угрозе | де наводнения при гидроди- | онных за- |
|
|
|
| ||||
| зе гидро- |
|
| и в ходе наводнения при гидродинами- | намической аварии. | дач |
|
|
|
| ||||
| динами- |
|
| ческой аварии | Уметь: предвидеть потен- |
|
|
|
|
| ||||
| ческих |
|
|
| циальные опасности и пра- |
|
|
|
|
| ||||
| аварий |
|
|
| вильно действовать в случае их наступления. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности |
|
| - |
|
| ||||
25 | Оповеще- | 1 | Комби- | Способы оповещения населения о чрез- | Знать: об организации за- | Практиче- |
| Повто- |
|
| ||||
| ние о чрез- |
| ниро- | вычайных ситуациях техногенного ха- | щиты населения от чрезвы- | ская рабо- |
| рить |
|
| ||||
| вычайных |
| ванный | рактера. Организация защиты населе- | чайных ситуаций; об обя- | та. Отра- |
| §5.1- |
|
| ||||
| ситуациях |
|
| ния при авариях на радиационно опас- | занностях и правилах пове- | ботка на- |
| 5.4 |
|
| ||||
| техноген- |
|
| ных и химически опасных объектах. | дения людей при эвакуации. | выков дей- |
|
|
|
| ||||
| ного харак |
|
| Эвакуация. Обязанности и правила по- | Владеть навыками: пове- | ствий обу- |
|
|
|
| ||||
| тера. Эва- |
|
| ведения людей при эвакуации | дения в чрезвычайных си- | чающихся |
|
|
|
| ||||
| куация на- |
|
|
| туациях по сигналу «Внима- | по сигналу |
|
|
|
| ||||
| селения |
|
|
| ние всем!». Использовать: полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | «Внимание всем!» (15 мин) |
|
|
|
| ||||
26 | Обобще- | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча- | Проверочная работа 5 (40 мин) |
|
|
|
| ||||||
| ние по те- |
| щихся |
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ме «Гид- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| родина- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| мические |
|
|
| * |
|
|
|
|
| ||||
| аварии» |
|
|
|
|
|
| V |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п |
Нарушение экологического равновесия (4 ч) | ||||||||||
27 | Экология и экологическая безопасность | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека | Знать: о влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека. Владеть навыками: поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах | Решение ситуационных задач |
| §6.1 |
|
|
28 | Биосфера | 1 | Комби- | Загрязнение окружающей природной | Знать: о влиянии деятель- | Индивиду- |
| §6.2- |
|
|
| и человек |
| нированный | среды. Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод | ности человека на окружающую среду. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | альный опрос |
| 6.5 |
|
|
29 | Понятие | 1 | Комби- | Понятие о предельно допустимых кон- | Знать: об экологической | Работа | Краткая | §6.6 |
|
|
| о предель- |
| ниро- | центрациях загрязняющих веществ. | обстановке в России, регио- | по карточ- | характе- |
|
|
|
| но допус- |
| ванный | Краткая характеристика экологической | не и месте проживания; пре- | кам | ристика |
|
|
|
| тимых |
|
| обстановки в России | дельно допустимая концен- |
| состояния |
|
|
|
| концен- |
|
|
| трация загрязняющих ве- |
| окружа- |
|
|
|
| трациях |
|
|
| ществ. |
| ющей сре- |
|
|
|
| загряз- |
|
|
| Владеть навыками: поведе- |
| ды в ре- |
|
|
|
| няющих |
|
|
| ния при проживании в эколо- |
| гионе |
|
|
|
| веществ. |
|
|
| гически неблагоприятных |
| и месте |
|
|
|
| Краткая |
|
|
| районах |
| прожива- |
|
|
|
| характери- |
|
|
|
|
| ния |
|
|
|
| стика эко- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| логиче- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ской об- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| становки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 1 5 | 6 7 8 | 9 | 10 | п | ||||||
30 | Обобщение по теме «Нарушение экологического равновесия» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Проверочная работа 6 (40 мин) |
|
|
| ||||||
Раздел 2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (5 ч) | |||||||||||||
31 | Правила для велосипедистов и роллин-гистов | 1 | Комбинированный | Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Правила для роллинга. Снаряжение. Правила безопасности при катании на роликовых коньках | Знать: правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на дорогах | Работа по карточкам |
| §7.1- 7.2- |
|
| |||
32 | Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних | 1 | Комбинированный | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним | Знать: об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения | Индивидуальный опрос |
| §7.3 |
|
| |||
33 | Как уберечь себя от преступлений | 1 | Комбинированный | Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты | Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Владеть навыками: поведения в криминогенных ситуациях. | Решение ситуационных задач | Самозащита в общественном транспорте, в замк- | §7.4 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |||
|
|
|
|
| Использовать: полученные знания в повседневной жиз- . ни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
| нутом пространстве. Особенности схватки на лестнице |
|
|
| |||
34 | Как защитить себя при угрозе террористического акта | 1 | Комбинированный | Терроризм. Виды террористических актов. Действия населения при угрозе теракта (на улице и дома). Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб | Знать: правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Использовать: приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта | Индивидуальный опрос |
| С.185-191 |
|
| |||
35 | Обобщение по теме: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Проверочная работа 7 (40 мин) |
|
|
|
38