СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по  ОБЖ и физкультуре

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

11 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным ком­понентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на прове­дение практических работ - 3 часа.

Учебно-методический комплект включает в себя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности : 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреж­дений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности : тетрадь с печатной основой для уча­щихся 11 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.

Дополнительная литература

1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 11 класс : к учебнику
М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятель-
ности. 11 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева / Ю. П. Подолян. - М. : ACT : Астрель, 2008.

  1. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. [ В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.

  2. Ваши шансы избежать беды : учебное пособие : сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капито­нова. - СПб. : КАРО, 2002.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «Об оборо­не», «О воинской обязанности и военной службе» и др.

Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности и со­хранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осу­ществляется в виде тестирования.












Тематическое планирование 11 класс



№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополни­тельного содержания

Домаш­нее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Основы военной службы (25 ч)

Воинская обязанность (10 ч)

1

Войны в ис­тории чело­вечества и России

1

Урок изучения и пер­вичного закреп­ления новых знаний

Война как форма взаимоотношений на­родов и государств. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. Россия в мировом сообществе. Военные угрозы национальной безопасности Рос­сии. Роль Вооруженных Сил в обеспе­чении национальной безопасности стра­ны

Иметь представление: о роли войны в жизни обще­ства, о роли ВС РФ в обеспе­чении национальной безо­пасности страны. Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределе­ния по отношению к военной службе

Индивиду­альный опрос

Цели и за­дачи курса ОБЖ в те­кущем году

§11



2

Военная служба -особый вид государст­венной службы

1

Комби­ниро­ванный

Военная служба - особый вид федераль­ной государственной службы. Конститу­ция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Военные аспек­ты международного военного права

Знать: основные законода­тельные акты Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы.

Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе

Индивиду­альный опрос


§1.2



3

Исполнение обязанно­стей воен­ной службы

1

Комби­ниро­ванный

Федеральный закон «О воинской обя­занности и военной службе» об испол­нении обязанностей военной службы. Принципы военной службы. Отличие военной службы от других видов госу­дарственной службы

Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об исполнении обязанностей военной служ­бы.

Индивиду­альный опрос


§ 1-3



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п






Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе






4

Организа­ция оборо­ны Россий­ской Феде­рации

1

Комби­ниро­ванный

Организация обороны Российской Фе­дерации. Федеральный закон «Об обо­роне». Права и обязанности граждан РФ в области обороны

Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об обороне госу­дарства.

Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе

Индивиду­альный опрос


§ 1.4



5

Основные сведения о воинской обязанно­сти

1

Комби­ниро­ванный

Воинская обязанность, определение во­инской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, при­зыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Знать: об обязанностях гра­ждан по защите государства; о воинской обязанности. Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе

Работа по карточ­кам


§2.1



6

Организа­ция воин­ского учета и его пред­назначение

1

Комби­ниро­ванный

Организация воинского учета. Первона­чальная постановка граждан на воин­ский учет. Обязанности граждан по во­инскому учету

Знать: об организации во­инского учета, о первона­чальной постановке граждан на воинский учет, об обязан­ностях граждан по воинско­му учету.

Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределе­ния по отношению к военной службе

Работа по карточ­кам


§2.2








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

7

Обязатель­ная подго­товка граж­дан к воен­ной службе

1

Комби­ниро­ванный

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

Знать: о содержании обяза­тельной подготовки граждан к военной службе. Использовать: приобретен­ные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивиду­альный опрос


§2.3



8

Доброволь­ная подго­товка граж­дан к воен­ной службе

1

Комби­ниро­ванный

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, име­ющим целью военную подготовку несо­вершеннолетних граждан в общеобразо­вательных учреждениях среднего (пол­ного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образова­тельных учреждениях высшего профес­сионального образования

Знать: об основных направ­лениях добровольной подго­товки граждан к военной службе.

Использовать: приобретен­ные знания для развития в се­бе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Тест (20 мин)


§2.4



9

Освиде­тельствова­ние граж­дан и про­фессио­нальный психологи­ческий от­бор при первона­чальной постановке на воин­ский учет.

1

Комби­ниро­ванный

Организация и предназначение меди­цинского освидетельствования и меди­цинского обследования при первона­чальной постановке граждан на воин­ский учет. Категории годности к воен­ной службе. Организация профессио­нально-психологического отбора граж­дан при первоначальной постановке их на воинский учет. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молоде­жи призывного возраста для комплекто­вания различных воинских должностей

Знать: об организации ме­дицинского освидетельство­вания и профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет, о категориях годности к военной службе. Использовать: приобретен­ные знания при первоначаль­ной постановке на воинский учет и для развития в себе ка­честв, необходимых для воен­ной службы








1

' 2

3

4

5

6

7

8

9

10

п


Психологи­ческая ква­лификация воинских должностей





Работа по карточ­кам


§2.5-2.6



10

Организа­ция призыва на военную службу. Прохожде­ние военной службы по призыву

1

Комби­ниро­ванный

Призыв на военную службу. Время при­зыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граж­дан от военной службы и предоставле­ние отсрочек. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение во­енной службы по призыву. Общие, должностные и специальные обязанно­сти военнэслужащих

Знать: о призыве на воен­ную службу, времени и орга­низации призыва, о порядке освобождения граждан от во­енной службы и предоставле­нии отсрочек, о порядке про­хождения военной службы по призыву, об общих, долж­ностных и специальных обя­занностях военнослужащих. Использовать: полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленно­сти к военной службе

Работа по карточ­кам

Ответст­венность граждан по вопро­сам при­зыва

§2.7-2.9



Особенности военной службы (8 ч)

11

Общевоин­ские уставы Вооружен­ных Сил -закон воин­ской жизни

1

Комби­ниро­ванный

Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарни­зонной и караульной службы Воору­женных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основ­ные положения

Знать: о нормативно-право­вых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоин­ских уставов Вооруженных Сил. Использовать: приобретен­ные знания для осуществле­ния осознанного самоопре­деления по отношению к во­енной службе, развития в се­бе качеств, необходимых для военной службы

Провероч­ная работа по разделу «Воинская обязан­ность» (20 мин)


§3.1



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

12

Военная присяга -клятва вои­на на вер­ность Ро­дине - Рос­сии

1

Комби­ниро­ванный

Военная присяга - основной и неруши­мый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приве­дения военнослужащих к военной при­сяге. Значение военной присяги для вы­полнения каждым военнослужащим во­инского долга

Знать: о традициях Воору­женных Сил Российской Фе­дерации.

Использовать: приобретен­ные знания для развития в себе духовных и физиче­ских качеств, необходимых для военной службы

Индивиду­альный опрос


§3.2


г

13

Размеще­ние военно­служащих, распреде­ление вре­мени и по­вседневный порядок

1

Комби­ниро­ванный

Размещение военнослужащих, распре­деление времени и повседневный поря­док жизни воинской части. Время воен­ной службы, организация проводов во­еннослужащих, уволенных в запас

Знать: о повседневном по­рядке жизни воинской части. Использовать: приобретен­ные знания для осуществле­ния осознанного самоопре­деления по отношению к во­енной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивиду­альный опрос


§3.3



14

Воинские

1

Комби-

Воинские звания военнослужащих Воо-

Знать: воинские звания во-

Индивиду-

История

§ 3.4-




звания во-


ниро-

руженных Сил Российской Федерации.

еннослужащих Вооруженных

альный

возникно-

3.5




еннослужа-


ванный

Военная форма одежды

Сил Российской Федерации,

опрос

вения во-





щих Воору-




виды военной формы.


инских





женных Сил




Владеть навыками: осуще-


званий.





Российской




ствления осознанного само-


История





Федерации.




определения по отношению


появления





Военная




к военной службе


военной





форма оде-






формы





жды






одежды




15

Статус во-

1

Комби-

Статус военнослужащего, права и сво-

Иметь представление:

Тест


§4.1-




еннослужа-


ниро-

боды военнослужащего. Льготы, пре-

о статусе военнослужащего;

(15 мин)


4.2




щего. Соци-


ванный

доставляемые военнослужащим, прохо-

его правах и свободах; льго-







альная



дящим военную службу по призыву

тах, предоставляемых воен-







и правовая




нослужащим.







1

' 2

3

4

5

6

7

8

9

10

п


защита во­еннослу­жащего




Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе






16

Прохожде­ние воен­ной службы по контрак­ту

1

Комби­ниро­ванный

Основные условия прохождения воен­ной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступа­ющим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые воен­нослужащим, проходящим военную ~ службу по контракту

Знать: основные условия прохождения военной служ­бы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контрак­ту; права и льготы, предос­тавляемые военнослужащим, проходящим военную служ­бу по контракту. Использовать: приобретен­ные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть: навыками осуще­ствления осознанного само­определения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленно­сти к ней

Работа по карточ­кам

Прохож­дение службы военно-служащи-ми-жен-щинами

§4.3-4.4



17

Альтерна­тивная гра­жданская служба

1

Комби­ниро­ванный

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид тру­довой деятельности в интересах общест­ва и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Знать: особенности прохо­ждения альтернативной гра­жданской службы. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленно­сти к военной службе

Тест (15 мин)


С. 284-293





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п





Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой







18

Права и от­ветствен­ность воен­нослужа­щих

1

Комби­ниро­ванный

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, ад­министративная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дис­циплина, ее сущность и значение. Уго­ловная ответственность за преступления против военной службы

Знать: общие права и обя­занности военнослужащих; виды ответственности, уста­новленной для военнослу­жащих; об уголовной ответ­ственности за преступления против военной службы. Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленно­сти и осознанного самоопре­деления по отношению к во­енной службе

Индивиду­альный опрос


§4.5



19

Увольнение с военной службы и пребыва­ние в запасе

1

Комби­ниро­ванный

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федера­ции, его предназначение, порядок осво­бождения граждан от военных сборов

Знать: об основах военной службы.

Иметь представление: об основных правах и обя­занностях во время пребыва­ния в запасе.

Использовать: полученные знания для осознанного са­моопределения по отноше­нию к военной службе

Работа по карточ­кам


§4.6 ,







1

2


4

5

6

7


9

.0


Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (7 ч)

20

Военно­служащий -патриот, с честью и достоин­ством не­сущий зва­ние защит­ника Оте­чества

1

Комби­ниро­ванный

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинст­вом носить воинское звание защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Оте­честву, верность воинскому долгу и во­енной присяге, готовность в любую ми­нуту встать на защиту свободы, незави­симости конституционного строя Рос­сии, народа и Отечества

Иметь представление: об основных качествах воен­нослужащего.

Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленно­сти и осуществления осознан­ного самоопределения по от­ношению к военной службе. Использовать: приобретен­ные знания для развития в се­бе качеств, необходимых для военной службы

Провероч­ная работа по разделу «Особен­ности во­енной службы» (20 мин)


§5.1



21

Военно­служащий-специалист, в совер­шенстве владеющий оружием и военной техникой

1

Комби­ниро­ванный

Необходимость глубоких знаний уст­ройства и боевых возможностей вверен­ного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, по­нимание роли своей военной специаль­ности и должности в обеспечении бое­способности и боеготовности подразде­ления. Потребность постоянно повы­шать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воен­ное мастерство. Быть готовым к грамот­ным профессиональным действиям в условиях современного боя

Знать: об основных качест­вах военнослужащего. Использовать: приобретен­ные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивиду­альный опрос


§5.2



22

Требования воинской деятельно­сти, предъ­являемые

1

Комби­ниро­ванный

Виды воинской деятельности и их осо­бенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Осо­бенности воинской деятельности в раз­личных видах Вооруженных Сил и ро-

Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенно­стях в различных видах Воо­руженных Сил и родах войск;

Индивиду­альный опрос


§5.3







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


к морально-этическим, индивиду-ально-пси-хологиче-ским и про­фессио­нальным качествам гражданина



дах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Не­обходимость повышения уровня подго­товки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психи­ческим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психо­логической совместимости членов воин­ского коллектива (экипажа, боевого рас­чета)

о требованиях, предъявляе­мых военной службой к уров­ню подготовки призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать: приобретен­ные знания для развития в се­бе качеств, необходимых для военной службы






23

Воинская дисципли­на. Ее суть и значение

1

Комби­ниро­ванный

Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, про­ходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступ­ления против военной службы (неис­полнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между воен­нослужащими, самовольное оставление части и др.)

Знать: о значении воинской дисциплины и видах дисцип­линарных взысканий, нала­гаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственно­сти за преступления против военной службы. Использовать: приобретен­ные знания для развития в себе духовных и физиче­ских качеств, необходимых для военной службы

Работа по карточ­кам


§ 5.4-5.5



24

Офицер

Российской

армии.

Подготовка

офицерских

кадров

1

Комби­ниро­ванный

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. Основные виды воен­ных образовательных учреждений про­фессионального образования. Правила приема граждан в военные образова­тельные учреждения профессионально­го образования

Знать: об организации под­готовки офицерских кадров для ВС РФ, об основных ви­дах военных образователь­ных учреждений профессио­нального образования; пра­вилах приема в военные об­разовательные учреждения. Владеть навыками: осуще­ствления осознанного само­определения по отношению к военной службе

Индивиду­альный опрос


§5.6-5.7




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

25

Междуна­родная (миротвор­ческая) деятель­ность Воо­руженных Сил Рос­сийской Федерации

1

Комби­ниро­ванный

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-пра­вовые основы участия России в миро­творческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротвор­ческого контингента

Знать: о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками: осуще­ствления осознанного само­определения по отношению к военной службе

Работа по карточ­кам


§5.8



Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (6 ч)

26

Правила личной ги­гиены и здо­ровье

1

Комби­ниро­ванный

Личная гигиена, общие понятия и опре­деления. Уход за кожей, зубами и воло­сами. Гигиена одежды. Некоторые по­нятия об очищении организма

Знать: об основных состав­ляющих здорового образа жизни и их влиянии на безо­пасность жизнедеятельности личности.

Использовать: приобретен­ные знания и умения в прак­тической деятельности и по­вседневной жизни для веде­ния здорового образа жизни

Провероч­ная работа по разделу «Военно­служащий -защитник своего Оте­чества» (20 мин)


§6.1



27

Нравствен­ность и здо­ровье. Пра­вильное взаимоот­ношение полов

1

Комби­ниро­ванный

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гар­монию совместной жизни (психологиче­ский, культурный и материальный фак­торы). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи

Знать: о факторах, оказыва­ющих влияние на гармонию совместной жизни. Использовать: приобретен­ные знания для воспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Индивиду­альный опрос


§6.2







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

28

Заболева­ния, пере­даваемые половым путем. Ме­ры профи­лактики

1

Комби­ниро­ванный

Инфекции, передаваемые половым пу­тем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответ­ственность за заражение венерической болезнью

Знать: об основах личной гигиены; об уголовной от­ветственности за заражение ИППП.

Использовать: приобретен­ные знания для ведения здо­рового образа жизни

Работа по карточ­кам


§6.3



29

СПИД. Профилак­тика СПИД

1

Комби­ниро­ванный

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая харак­теристика и пути заражения. СПИД -это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом им­мунодефицита человека (ВИЧ). Профи­лактика СПИД. Ответственность за за­ражение ВИЧ-инфекцией

Знать: о путях заражения ВИЧ-инфекцией; о профи­лактике СПИДа; об ответст­венности за заражение ВИЧ-инфекцией.

Использовать: приобретен­ные знаний для ведения здо­рового образа жизни

Индивиду­альный опрос

Просмотр

фильма

«ВИЧ.

Знать,

чтобы

жить»

По­вто­рить §6.3



30

Психологи­ческое со­стояние че­ловека и причины само­убийств

1

Комби­ниро­ванный

Факторы риска, способные привести к суициду. Психологическая устойчи­вость - основа предупреждения суицида

Знать: факторы риска, спо­собные привести к суициду. Иметь представление: о спо­собах профилактики само­убийств

Индивиду­альный опрос


§6.4



31

Семья в со­временном обществе. Законода­тельство и семья

1

Урок обобще­ния и си­стемати­зации знаний

Брак и семья, основные понятия и опре­деления. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности суп­ругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей

Знать: об основах законода­тельства РФ о семье. Использовать: приобретен­ные знания для воспитания в себе качеств, необходимых для создания прочной семьи

Семинар


§6.5



Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 ч)

32

Первая ме­дицинская помощь

1

Урок ком­плексного примене­ния

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины возникновения.

Знать: правила оказания пер­вой медицинской помощи при сердечной недостаточно­сти и инсульте.

Практиче­ская рабо­та. Оказа­ние первой


§7.1






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п


при острой сердечной недоста­точности и инсульте


ЗУН учащи­мися

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Владеть навыками: оказа­ния первой медицинской по­мощи при острой сердечной недостаточности и инсульте

медицин­ской по­мощи при острой сердечной недоста­точности и инсульте (15 мин)





33

Первая ме­дицинская помощь при ране­ниях

1

Урок ком­плексно­го при­менения ЗУН учащи­мися

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила нало­жения давящей повязки. Правила нало­жения жгута. Борьба с болью

Знать: виды ран и правила оказания первой медицин­ской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками: оказа­ния первой медицинской по­мощи при кровотечениях

Практиче­ская рабо­та. Первая медицин­ская по­мощь при ранениях (15 мин)


§7.2



34

Первая ме­дицинская помощь при трав­мах

1

Урок ком­плексно­го при­менения ЗУН учащи­мися

Первая медицинская помощь при трав­мах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигатель­ного аппарата. Первая медицинская по­мощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при трав­мах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника

Знать: правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Владеть навыками: оказа­ния первой медицинской по­мощи при травмах, растяже­ниях

Практиче­ская рабо­та. Оказа­ние первой медицин­ской по­мощи при травмах (15 мин)


§ 7.3-7.4



35

Первая ме­дицинская помощь при оста­новке серд­ца

1

Урок ком­плексно­го при­менения ЗУН учащи­мися

Понятия клинической смерти и реани­мации. Возможные причины клиниче­ской смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно'-легочной реанимации

Знать: о возможных причи­нах клинической смерти и ее признаках; о приемах прове­дения искусственной венти­ляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками: прове­дения искусственной венти­ляции легких и непрямого массажа сердца

Провероч­ная работа по разделу «Основы медицин­ских зна­ний и здо­рового образа жизни» (20 мин)

Оказание

помощи

тонущему





77

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образо­вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонен­том государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведе­ние практических работ - 4 часа.

Учебно-методический комплект включает в себя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности : 7 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреж­дений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для уча­щихся 7 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.

Дополнительная литература

  1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 7 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фро­лова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2008.

  2. Евпахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просве­щение, 2006.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в по­вседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения чело­века в чрезвычайных ситуациях.

Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде контрольных работ и тестирования.










Тематическое планирование 7 класс



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнитель­ного содержания

Домаш­нее

Дата проведе­ния

задание

план.

факт.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека (27 ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий (23 ч)

1

Опасные ситуации и единая государст­венная сис­тема пре­дупрежде­ния и лик­видации чрезвычай­ных ситуа­ций

1

Ком-бини-рован-ный

Опасные ситуации природного характе­ра. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций. Оповещение населе­ния о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информа­ция, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях

Знать: об организации защи­ты населения от чрезвычай­ных ситуаций.

Владеть навыками: поведе­ния в чрезвычайных ситуаци­ях по сигналу «Внимание всем!»

1

Практиче­ская рабо­та. Отра­ботка на­выков действий обуча­ющихся по сигналу «Внима­ние всем!» (15 мин)

Цели и за­дачи курса ОБЖ в те­кущем году

§1



2

Наводне­ния. Клас­сификация наводнений

1

Ком-бини-рован-ный

Понятие о наводнении. Классификация наводнений по причинам возникнове­ния. Классификация наводнений по масштабу. Поражающие факторы на­воднений

Иметь представление: о на­воднениях и их поражающих факторах. Классификация на­воднений.

Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Индиви­дуальный опрос


§2.1-2.4



3

Действия населения при угрозе и во время наводнений

1

Ком-бини-рован-ный

Мероприятия по защите от наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о на­воднениях, во время и после наводне­ний

Знать: правила безопасного поведения при наводнении. Уметь: предвидеть опасно­сти и правильно действовать при их наступлении

Решение ситуаци­онных за­дач


§2.5-2.6






1

2

3

4


6

7

8

9

10

п

4

Обобщение по теме «Наводне­ния»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 1 (40 мин)




5

Ураганы, бури,смер­чи: причи­ны возник­новения, классифи­кация

1

Ком-бини-рован-ный

Ураганы, бури, смерчи. Основные по­нятия и классификация. Причины воз­никновения ураганов, бурь, смерчей

Иметь представление: о при­чинах возникновения ураганов, бурь, смерчей. Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Индиви­дуальный опрос


§3.1-3.2



6

Ураганы, бури, смер­чи и их по­ражающие факторы

1

Ком-бини-рован-ный

Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по за­щите и снижению последствий от ура­ганов, бурь и смерчей

Иметь представление: о по­ражающих факторах ураганов, бурь, смерчей. Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Работа по кар­точкам

-

§3.3-3.4



7

Действия населения при угрозе возникно­вения и во время ура­ганов, бурь и смерчей

1

Ком-бини-рован-ный

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о при­ближении урагана, бури, смерча. Пра­вила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча

Знать: правила безопасного поведения при ураганах, бу­рях, смерчах.

Уметь: предвидеть потенци­альные опасности и правиль­но действовать в случае их наступления

Решение ситуаци­онных за­дач


§3.5



8

Обобщение по теме «Ураганы, бури,смер­чи»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 2 (40 мин)





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

9

Землетря-

1

Ком-

Землетрясения: причины возникнове-

Знать: причины возникнове-

Индиви-

Основные

§4.1-




сения и их


бини-

ния, классификация. Основные харак-

ния, классификацию земле-

дуальный

районы на

4.4




поража­ющие фак­торы


рован-ный

теристики землетрясений. Поражающие факторы землетрясений. Последствия землетрясений

трясений, основные характе­ристики и поражающие фак­торы землетрясений. Использовать: полученные

опрос

территории России, где вероят­ность зем-









знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения


летрясений велика









личной безопасности




10

Правила

1

Ком-

Меры по снижению потерь и ущерба

Знать: правила безопасного

Работа


§4.5-




безопасно-


бини-

от землетрясения. Общие меры безо-

поведения при землетрясе-

по кар-


4.6




го поведе-


рован-

пасности для населения, проживающего

нии.

точкам






ния во вре-


ный

в сейсмоопасных районах. Правила

Уметь: предвидеть потенци-







мя земле-



безопасного поведения при заблаговре-

альные опасности и правиль-







трясения



менном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений

но действовать в случае их наступления






11

Извержение

1

Ком-

Вулканы, извержение вулканов. Распо-

Знать: причины возникнове-

Индиви-


Подго-




вулканов


бини-

рован-

ный

ложение вулканов на Земле. Причины извержения вулканов. Типы вулканов. Предвестники извержения вулканов

ния и поражающие факторы извержения вулканов. Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

дуальный опрос


товить сооб­щение по од­ному из во­просов плана урока



12

Правила

1

Ком-

Вулканы и их поражающие факторы.

Знать: правила безопасного

Индиви-


Соста-




безопасно-


бини-

Последствия извержения вулканов. Ор-

поведения при извержении

дуальный


вить




го поведе-


рован-

ганизация защиты населения от послед-

вулканов.

опрос


памят-




ния при


ный

ствий извержения вулканов. Правила

Уметь: предвидеть потенци-



ку




извержении



безопасного поведения при извержении

альные опасности и правиль-



«Пра-




вулканов



вулканов

но действовать в случае их наступления



вила безо-




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п









пасно-го по­веде­ния при извер­жении вулка­нов»



13

Обобщение по теме «Землетря­сения и из­вержение вулканов»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 3 (40 мин)




14

Цунами: основные характери­стики и при­чины воз­никновения

1

Ком-бини-рован-ный

Цунами. Причины их возникновения. Основные характеристики цунами

Знать: основные характери­стики цунами и причины их возникновения. Уметь: предвидеть потенци­альные опасности и правиль­но действовать в случае их наступления

Работа по кар­точкам


§5.1-5.3



15

Действия населения при угрозе цунами

1

Ком-бини-рован-ный

Последствия возникновения цунами. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия. Правила безопасного поведения при заблаго­временном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами

Знать: поражающие факторы цунами и правила безопасно­го поведения при цунами. Использовать: полученные навыки и умения в повседнев­ной деятельности для обеспе­чения личной безопасности

Решение ситуаци­онных за­дач


§5.4-5.6



16

Обобщение по теме «Цунами»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 4 (40 мин)







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

17

Обвалы, оползни, се­ли, лавины

1

Ком-бини-рован-ный

Обвалы, оползни, сели. Основные по­нятия, параметры и причины возникно­вения

Знать: причины возникнове­ния селя, оползня, обвала, лавины.

Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Индиви­дуальный опрос

Лавины и причины их возник­новения

§6.1



18

Поража­ющие фак­торы обва­лов, ополз­ней и селей, лавин

1

Ком-бини-рован-ный

Поражающие факторы обвалов, ополз­ней и селей. Мероприятия по преду­преждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них

Знать: поражающие факто­ры обвалов, оползней и селей, лавин.

Уметы предвидеть потенци­альные опасности и правиль­но действовать в случае их наступления

Работа по кар­точкам

Лавины и их пора­жающие факторы

§6.2



19

Правила безопасно­го поведе­ния при возникно­вении обва­лов, ополз­ней и селей, лавин

1

Ком-бини-рован-ный

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угро­зе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

Знать: правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуаци­онных за­дач

Правила безопасно­го поведе­ния во вре­мя и после схода ла­вины

§6.3-6.4



20

Обобщение по теме «Обвалы, оползни,се­ли, лавины»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 5 (40 мин)




21

Природные пожары и их харак­теристика

1

Ком-бини-рован-ный

Лесные и торфяные пожары: понятие, классификация, причины возникнове­ния и возможные последствия

Знать: причины возникнове­ния и возможные последст­вия природных пожаров.

Индиви­дуальный опрос.


§7.1-7.3



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п






Уметь: предвидеть потенци­альные опасности и правиль­но действовать в случае их наступления






22

Правила безопасно­го поведе­ния при возникно­вении при­родных по­жаров

1

Ком-бини-рован-ный

Предупреждение лесных и торфяных пожаров и борьба с ними. Тушение лес­ных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожа­ров и защиты от них

Знать: правила безопасного поведения при возникнове­нии природных пожаров. Использовать: полученные знания и умения в повседнев­ной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуаци­онных за­дач

Общие ре­коменда­ции по по­ведению при опас­ных явле­ниях при­роды

§7.4-

7.5,

§8



23

Обобщение по теме «Природные пожары»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 6 (40 мин)




Социально-криминальные ситуации и безопасность человека (4 ч)

24

Основы безопасно­сти поведе­ния в толпе. Паника

1

Ком-бини-рован-ный

Основные закономерности поведения толпы. Минская катастрофа. Поведение толпы при возникновении паники. Ре­комендации по правилам безопасного поведения в толпе

Знать: правила безопасного поведения в толпе. Владеть навыками: поведе­ния в местах большого скоп­ления людей

Решение ситуаци­онных за­дач


§9.1-9.3



25

Терроризм и безопас­ность чело­века

1

Ком-бини-рован-ный

Терроризм. Виды террористических актов. Действия населения при угрозе теракта (на улице и дома). Меры пре­досторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение чело­века при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасно­сти при освобождении заложников со­трудниками спецслужб

Знать: правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального харак­тера.

Использовать: приобретен­ные знания в повседневной жизни для безопасного пове­дения при угрозе террористи­ческого акта; для обращения (вызова) в случае необходи­мости в соответствующие службы экстренной помощи

Индиви­дуальный опрос


§9.4



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

26

Как не стать жертвой сексуально­го домога­тельства и насилия

1

Ком-бини-рован-ный

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологиче­ские приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте

Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Владеть навыками: поведе­ния в криминогенных ситуа­циях.

Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обращения в случае необходимости в соответст­вующие службы экстренной помощи

Работа по кар­точкам

Специаль­ные реко­мендации девушкам-подросткам

§ 10.1-10.2



27

Обобщение по разделу «Социаль­но-крими­нальные ситуации и безопас­ность чело­века»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 7 (40 мин)




Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов)

Первая помощь при ранениях и травмах (4 ч)

28

Виды ран, первая по­мощь при ранениях

1

Ком-бини-рован-ный

Виды ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Способы остановки кро­вотечений

Знать: виды ран и правила оказания первой медицин­ской помощи при ранении, правила наложения жгута. Владеть навыками', оказа­ния первой медицинской по­мощи при кровотечениях.

Практиче­ская рабо­та. Спосо­бы оста­новки кро­вотечений и наложе­ния жгута (15 мин)

Просмотр фильма «Травма­тизм. Пра­вила оказа­ния первой помощи»

§П







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






Использовать: приобретен­ные знания в повседневной жизни для обращения (вызо­ва) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи






29

Правила

наложения

повязок

1

Ком-бини-рован-ный

Виды повязок и их назначение. Правила наложения стерильной и давящей по­вязки

Знать: виды и назначение повязок, правила наложения стерильной и давящей повя­зок.

Владеть навыками: наложе­ние стерильной повязки

Практиче­ская рабо­та. Нало­жение сте­рильной повязки (30 мин)


§ 12



30

Первая по­мощь при переломах

1

Ком-бини-рован-ный

Виды переломов, признаки. Первая ме­дицинская помощь при переломах. Способы иммобилизации. Средства иммобилизации. Правила и способы транспортировки пострадавших

Знать: способы первой ме­дицинской помощи при трав­мах и переломах. Владеть: навыками оказания первой медицинской помощи при переломах. Использовать: приобретен­ные знания в повседневной жизни для обращения (вы­зова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Практиче­ская рабо­та. Оказа­ние пер­вой меди­цинской помощи при пере­ломах (20 мин)


§ 13



31

Обобщение по разделу «Первая помощь при ранени­ях и трав­мах»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Контрольная работа 8 (40 мин)








1

2

з

4

5

6

1

8

9

10


Основы здорового образа жизни (4 часа)

32

Вредные привычки и их нега­тивное вли­яние на здо-

1

Ком-бини-рован-ный

Вредные привычки и их негативное вли­яние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Нарко-

Знать: о вредных привычках и их негативном влиянии на здоровье.

Использовать: полученные знания в повседневной жизни

Индиви­дуальный опрос


§ 14




ровье



мания, токсикомания и другие вредные

для ведения здорового образа









привычки

жизни






33

Профилак-

1

Ком-

Социальные последствия пристрастия

Знать: о вредных привычках

Работа

Просмотр

Повто-




тика вред-


бини-

к наркотикам. Профилактика наркома-

и их профилактике.

по кар-

фильма

рить




ных привы-


рован-

нии

Использовать: полученные

точкам

«Право

§ 14




чек


ный


знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни


на жизнь. Профилак­тика нар­комании в подростко­вой среде»




34

Особенно­сти здоро­вого образа жизни в пе­риод поло­вого созре-

1

Ком-бини-рован-ный

Особенности физического развития че­ловека в подростковом возрасте. Забота о собственном организме, формирова­ние правильного отношения к особен­ностям своего пола. Режим дня и здоро­вье подростка. Профилактика пере-

Знать: об особенностях раз­вития организма подростка и здорового образа жизни в период полового созревания. Использовать: полученные знания в повседневной жизни

Индиви­дуальный опрос


§15




вания



утомления. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые

для ведения здорового образа жизни










условия укрепления здоровья. Основы










репродуктивного здоровья подростков







35

Обобщение

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-

Контрольная работа 9 (40 мин)






по разделу


щихся









«Основы











здорового











образа жиз-











ни»











28

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образо­вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонен­том государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведе­ние практических работ - 4 часа.

Учебно-методический комплект включает в себя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности : 8 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреж­дений / М. П. Фролов [и др.] ; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2010.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для уча­щихся 8 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005.

Дополнительная литература

  1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 8 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фро­лова, Е. Н. Литвинова, Т. А. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2010г.

  2. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просве­щение, 2006.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности до­рожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности в по­вседневной жизни, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде контрольных работ.










№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополни­тельного содержания

Домаш­нее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

Раздел 1. Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека (30 ч)

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч)

1

Понятие аварии, катастро­фы, чрез­вычайной ситуации техноген­ного ха­рактера и их клас­сификация

1

Урок изуче­ния и первич­ного закреп­ления новых знаний

Общие понятия о чрезвычайной ситуа­ции техногенного характера. Классифи­кация чрезвычайных ситуаций техно­генного характера по типам и видам их возникновения

Понимать: авария, катаст­рофа, чрезвычайная ситуа­ция техногенного характера. Знать: классификация чрез­вычайных ситуаций техно­генного характера по типам и видам их возникновения. Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности

Индивиду­альный опрос

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

§1-1



2

Краткая характе­ристика аварий, катаст­роф, чрез­вычайных ситуаций техноген­ного ха­рактера

1

Комби­ниро­ванный

Краткая характеристика основных ви­дов чрезвычайных ситуаций техноген­ного характера и их последствий. По­тенциально опасные объекты экономи­ки

Иметь представление: о ви­дах промышленных аварий и катастроф, о потенциально опасных объектах. Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности

Индивиду­альный опрос

Краткая характе­ристика наиболее вероят­ных для данной местности и района прожива­ния чрез­вычайных ситуаций техноген­ного ха­рактера

§ 1-2



Тематическое планирование 8 класс




I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Основные причины и стадии развития техноген­ных про­исшест­вий

1

Комби­ниро­ванный

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

Знать: причины и стадии развития техногенных про­исшествий.

Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности

Индивиду­альный опрос


§ 1.3



4

Обобще­ние по те­ме «Ос­новные виды и причины опасных ситуаций техноген­ного ха­рактера»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Проверочная работа 1 (40 мин)




Пожары и взрывы (6 ч)

5

Пожары

1

Комби­ниро­ванный

Пожары: основные понятия и определе­ния. Условия возникновения горения. Пожароопасные объекты. Классифика­ция пожаров

Знать: условия возникнове­ния горения; классификацию пожаров.

Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуаци­онных за­дач


§2.1



6

Взрывы

1

Комби­ниро­ванный

Взрывы, их характеристика, взрыво­опасные объекты

Знать: об условиях возник­новения взрывов, видах взрывов.

Индивиду­альный опрос

Признаки наличия взрывных устройств

§2.2









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обеспечения личной безопасности






7

Условия и причины возникно­вения по­жаров и взрывов

1

Комби­ниро­ванный

Условия и причины возникновения по­жаров и взрывов. Влияние человеческо­го фактора на причины возникновения пожаров

Знать: о причинах возник­новения пожаров и взрывов. Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обеспечения личной безопасности

Тест (15 мин)

Основные причины возникно­вения по­жаров в жилых и общест­венных зданиях

§2.3



8

Возмож­ные по­следствия пожаров и взрывов

1

Комби­ниро­ванный

Основные поражающие факторы пожа­ров и взрывов. Вторичные последствия пожаров и взрывов

Знать: о возможных послед­ствиях пожаров и взрывов. Уметь: предвидеть потен­циальные опасности и пра­вильно действовать в случае их наступления

Индивиду­альный опрос


§2.4



9

Меры по­жарной безопас­ности и правила безопас­ного по­ведения при пожа­рах и уг­розе взры­вов

1

Комби­ниро­ванный

Соблюдение мер пожарной безопасно­сти. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Средства пожа­ротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.). Огнетушители, их типы, особенности их использования

Знать: правила безопасного поведения при пожарах и взрывах; правила пользо­вания огнетушителями. Уметь: действовать при возникновении пожара в ОУ и эвакуироваться из горяще­го здания

Практиче­ская рабо­та. Отра­ботка на­выков по­ведения учащихся при пожа­ре (15 мин)

Права и обязан­ности граждан в области пожарной безопас­ности

§2.5






1

2

3

4 1 5

6 7 • | 8

9

10

п

10

Обобще­ние по те­ме «По­жары и взрывы»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Проверочная работа 2 (40 мин)




Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч)

11

Опасные химиче­ские ве­щества и объекты

1

Комби­ниро­ванный

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химиче­ски опасные объекты производства

Знать: о химически опас­ных объектах производства. Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности

Индивиду­альный опрос


§3.1



12

Характери­стика ава­рийно хи­мически опасных веществ (АХОВ) и их пора­жающих факторов

1

Комби­ниро­ванный

АХОВ, их характеристика и поража­ющие факторы. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека

Знать: об аварийно химиче­ски опасных веществах и их поражающих факторах. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности

Работа по карточ­кам


§3.2



13

Причины и последст­вия аварий на химиче­ски опас­ных объек­тах (ХОО)

1

Комби­ниро­ванный

Причины аварий на ХОО. Последствия аварий с выбросом АХОВ. Основные параметры последствий аварии на ХОО

Знать: о причинах и по­следствиях аварий на ХОО. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности

Индивиду­альный опрос


§3.3



14

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

1

Комби­ниро­ванный

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно опасного химиче­ского вещества

Знать: правила безопасного поведения при авариях с вы­бросом АХОВ; о средствах индивидуальной защиты ор­ганов дыхания.

Практиче­ская рабо­та. Отра­ботка на­выков пользова-

Средства индиви­дуальной защиты органов дыхания

§3.4






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п






Владеть навыками: пользо-

ния проти-

(противо-









вания средствами индивиду-

вогазом

газ ГП-7,









альной защиты (противога-

ГП-7

детский









зом, респиратором, ватно-

(15 мин)

противогаз









марлевой повязкой)


ПДФ-Ш). Их исполь­зование




15

Первая

1

Урок

Меры предосторожности при оказании

Знать: правила оказания

Практиче-

Урок ком-

§3.5




помощь


ком-

первой помощи. Первая помощь при

первой медицинской помо-

ская рабо-

плексного





постра-


плексно-

химических ожогах. Первая медицин-

щи при отравлениях АХОВ

та. Оказа-

примене-





давшим


го при-

ская помощь при отравлениях АХОВ

и химических ожогах.

ние первой

ния ЗУН





от АХОВ


менения ЗУН учащи­мися

(хлором, аммиаком, ртутью и т. д.)

Владеть навыками: оказа­ния первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ

медицин­ской по­мощи при отравле­нии АХОВ (15 мин)

учащими­ся




16

Обобще-

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-

Проверочная работа 3 (40 мин)






ние по те-


щихся



-






ме «Ава-











рии с вы-











бросом











опасных











химиче-











ских ве-











ществ»










Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч)

17

Радиоак­тивность и радиа-ционно

1

Комби­ниро­ванный

Радиоактивность. Ионизирующее излу­чение. Радиационно опасные объекты. Радиационная авария. Классификация радиационных аварий

Знать: виды радиационно опасных объектов; класси­фикацию радиационных ава­рий.

Индивиду­альный опрос


§4.1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п


опасные объекты




Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности






18

Ионизи­рующее излучение

1

Комби­ниро­ванный

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эф­фекты

Знать: основные характери­стики и единицы измерения ионизирующих излучений. Использовать: полученные знания и для обеспечения личной безопасности

Индивиду­альный опрос


§4.2



19

Естествен­ная радио­активность. Аварии на радиа­ционно опасных объектах и их воз­можные последст­вия

1

Комби­ниро­ванный

Естественная радиоактивность. Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Принципы защиты от ионизирующего излучения

Знать: характеристики оча­гов поражения при радиаци­онных авариях; принципы защиты от ионизирующего излучения.

Уметь: предвидеть потен­циальные опасности и пра­вильно действовать в случае их наступления

Индивиду­альный опрос


§4.3-4.4



20

Правила поведения и дейст­вия насе­ления при радиоак­тивных авариях и радио­активном

1

Комби­ниро­ванный

Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Действия насе­ления при радиоактивном загрязнении местности

Знать: правила безопасного поведения при радиацион­ных авариях и радиоактив­ном загрязнении местности. Уметь: предвидеть потен­циальные опасности и пра­вильно действовать в случае их наступления

Решение ситуаци­онных за­дач


§4.5






1

' 2

3

4

5

6

7

8

9

10

п


загрязне­нии мест­ности










21

Обобще­ние по те­ме «Ава­рии с вы­бросом радиоак­тивных веществ»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Проверочная работа 4 (40 мин)




Гидродинамические аварии (5 ч)

22

Гидроди­намиче­ские ава­рии и гидротех­нические сооруже­ния

1

Комби­ниро­ванный

Гидродинамическая авария. Гидроди­намически опасные сооружения. Гидро­технические сооружения

Знать: гидродинамически опасные сооружения. Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности

Индивиду­альный опрос


§5.1



23

Причины, виды и последст­вия гид­родина­мических аварий

1

Комби­ниро­ванный

Основные причины гидродинамических аварий. Факторы, способствующие воз­никновению гидродинамических ава­рий. Поражающие факторы гидродина­мических аварий. Зоны катастрофиче­ского затопления. Последствия гидро­динамических аварий

Знать: причины и последст­вия гидродинамических ава­рий.

Уметь: предвидеть потен­циальные опасности и пра­вильно действовать в случае их наступления. Использовать: полученные знания и для обеспечения личной безопасности

Индивиду­альный опрос


§5.2

1










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

Правила

1

Комби-

Меры по защите населения от послед-

Знать: правила безопасного

Решение


§5.3-




поведения


ниро-

ствий гидродинамических аварий. Пра-

поведения при угрозе и в хо-

ситуаци-


5.4




при угро-


ванный

вила безопасного поведения при угрозе

де наводнения при гидроди-

онных за-






зе гидро-



и в ходе наводнения при гидродинами-

намической аварии.

дач






динами-



ческой аварии

Уметь: предвидеть потен-







ческих




циальные опасности и пра-







аварий




вильно действовать в случае их наступления. Использовать: полученные знания для обеспечения лич­ной безопасности



-



25

Оповеще-

1

Комби-

Способы оповещения населения о чрез-

Знать: об организации за-

Практиче-


Повто-




ние о чрез-


ниро-

вычайных ситуациях техногенного ха-

щиты населения от чрезвы-

ская рабо-


рить




вычайных


ванный

рактера. Организация защиты населе-

чайных ситуаций; об обя-

та. Отра-


§5.1-




ситуациях



ния при авариях на радиационно опас-

занностях и правилах пове-

ботка на-


5.4




техноген-



ных и химически опасных объектах.

дения людей при эвакуации.

выков дей-






ного харак



Эвакуация. Обязанности и правила по-

Владеть навыками: пове-

ствий обу-






тера. Эва-



ведения людей при эвакуации

дения в чрезвычайных си-

чающихся






куация на-




туациях по сигналу «Внима-

по сигналу






селения




ние всем!».

Использовать: полученные знания и умения в повсе­дневной жизни для обеспе­чения личной безопасности

«Внима­ние всем!» (15 мин)





26

Обобще-

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-

Проверочная работа 5 (40 мин)






ние по те-


щихся









ме «Гид-











родина-











мические




*







аварии»







V






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

Нарушение экологического равновесия (4 ч)

27

Экология и эколо­гическая безопас­ность

1

Комби­ниро­ванный

Влияние деятельности человека на ок­ружающую среду. Экология и экологи­ческая безопасность. Влияние состоя­ния окружающей среды на здоровье человека

Знать: о влиянии состояния окружающей среды на здо­ровье человека. Владеть навыками: поведе­ния при проживании в эколо­гически неблагоприятных районах

Решение ситуаци­онных за­дач


§6.1



28

Биосфера

1

Комби-

Загрязнение окружающей природной

Знать: о влиянии деятель-

Индивиду-


§6.2-




и человек


ниро­ванный

среды. Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод

ности человека на окружа­ющую среду.

Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обеспечения личной безопасности

альный опрос


6.5



29

Понятие

1

Комби-

Понятие о предельно допустимых кон-

Знать: об экологической

Работа

Краткая

§6.6




о предель-


ниро-

центрациях загрязняющих веществ.

обстановке в России, регио-

по карточ-

характе-





но допус-


ванный

Краткая характеристика экологической

не и месте проживания; пре-

кам

ристика





тимых



обстановки в России

дельно допустимая концен-


состояния





концен-




трация загрязняющих ве-


окружа-





трациях




ществ.


ющей сре-





загряз-




Владеть навыками: поведе-


ды в ре-





няющих




ния при проживании в эколо-


гионе





веществ.




гически неблагоприятных


и месте





Краткая




районах


прожива-





характери-






ния





стика эко-











логиче-











ской об-











становки











в России













1

2

3

4 1 5

6 7 8

9

10

п

30

Обобще­ние по те­ме «На­рушение экологи­ческого равнове­сия»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Проверочная работа 6 (40 мин)




Раздел 2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (5 ч)

31

Правила для велоси­педистов и роллин-гистов

1

Комби­ниро­ванный

Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге вело­сипедиста и водителя мопеда. Правила для роллинга. Снаряжение. Правила безопасности при катании на ролико­вых коньках

Знать: правила безопасного поведения на дороге велоси­педиста и водителя мопеда. Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для обеспечения личной безопасности на дорогах

Работа по карточ­кам


§7.1-

7.2-



32

Основные понятия об уго­ловной ответст­венности несовер­шенно­летних

1

Комби­ниро­ванный

Особенности уголовной ответственно­сти и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несо­вершеннолетним

Знать: об уголовной ответ­ственности несовершенно­летних и видах наказаний, назначаемых несовершенно­летним.

Использовать: полученные знания в повседневной жиз­ни для развития черт лично­сти, необходимых для безо­пасного поведения

Индивиду­альный опрос


§7.3



33

Как убе­речь себя от пре­ступлений

1

Комби­ниро­ванный

Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны. Пра­вила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологиче­ские приемы самозащиты

Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Владеть навыками: пове­дения в криминогенных си­туациях.

Решение ситуаци­онных за­дач

Самоза­щита в об­ществен­ном

транспор­те, в замк-

§7.4







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п






Использовать: полученные знания в повседневной жиз- . ни для обращения в случае необходимости в соответст­вующие службы экстренной помощи


нутом про­странстве. Особенно­сти схват­ки на ле­стнице




34

Как защи­тить себя при угро­зе терро­ристиче­ского акта

1

Комби­ниро­ванный

Терроризм. Виды террористических актов. Действия населения при угрозе теракта (на улице и дома). Меры пре­досторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение чело­века при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасно­сти при освобождении заложников со­трудниками спецслужб

Знать: правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального ха­рактера.

Использовать: приобретен­ные знания в повседневной жизни для безопасного по­ведения при угрозе террори­стического акта

Индивиду­альный опрос


С.185-191



35

Обобще­ние по теме: «Опасные ситуации, возни­кающие в повсе­дневной жизни, и правила безопас­ного по­ведения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча­щихся

Проверочная работа 7 (40 мин)










38