МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«ШКОЛА № 32»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор
_________/ Чиркова Н.О. ___________/Т.Н. Умерникова
«___» сентября 2017 года «___» сентября 2017 года
Рабочая программа курса
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
преподаватель ОБЖ
В.И. Кирков
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх логически взаимосвязанных модулей:
1) основы безопасности личности, общества, государства;
2) основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
Учебным планом школы на изучение курса в 8 классе отводится 35 учебных часа.
Программа предусматривает совместное обучение юношей и девушек.
В качестве учебника в учебном процессе используется учебник Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; - 4-е изд., - М.: «Просвещение» 2015.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
· основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
· организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
· основные принципы здорового образа жизни;
· правила оказания первой медицинской помощи,
уметь:
· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
· грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
· пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны.
Тематическое планирование
8 класс
№ урока | Тема | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности (23 ч) |
1 | Пожары в жилых о общественных зданиях, их причины и последствия. | | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | | |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | | |
6 | Велосипедист-водитель транспортного средства. | | |
7 | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | | |
8 | Безопасный отдых на водоемах. | | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | | |
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровья человека. | | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | | |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | | |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах. | | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | | |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | | |
18 | Обеспечение химической Защиты населения. | | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | | |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | | |
22 | Эвакуация населения. | | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | | |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) |
24 | Здоровье как основная ценность человека. | | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | | |
26 | Репродуктивное здоровье-составляющая здоровья человека и общества. | | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний. | | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | | |
30 | Профилактика вредных привычек. | | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | | |
32 | Первая помощь пострадавшим и её значение. | | |
33 | Первая помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами. | | |
34 | Первая помощь при травмах. | | |
35 | Первая помощь при утоплении. | | |
Учебно-методическое обеспечение
Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. — М.: Просвещение, 1996.
Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.
Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994.
Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2005–2006.
Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004.
Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. Ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.