СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая прграмма состалена для 10 класса на 2014-2015 учебный год по учебнику Дейкиной А.Д. и Пахновой Т.М. на 2 часа в неделю ( 70 часов в год при 35 учебных неделях)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адресована учащимся 10 класса МБОУ СОШ № 68.
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (70ч).
на 2010-2011 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов :
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Программа Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.// М: «Вербум», 2004 год
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год».
Приказ МОиН Челябинской области от 05.05.2008 г. № 04-387 «О формировании общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. 103/ 3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».
Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 28.06.2010 г. № 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году».
Письмо МОиН РФ от 1 апреля 2005 г. № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Учебный план школы на 2010 – 2011 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Цели и задачи курса
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование мною введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию;
расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи,
о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема | Количество часов |
1 | Общие с ведения о языке
| 1 |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография
| 8 |
3 | Лексика и фразеология
| 9 |
4 | Морфемика и словообразование | 5
|
5 | Морфология и орфография | 27
|
6 | Язык и речь
| 4 |
7 | Функциональные стили речи
| 14 |
8 | Обобщение
| 2 |
|
ИТОГО |
70 |
В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме не менее 10 % учебного времени. Темой курса НРК является «Культура речи и культура общения». Цель – овладение навыками работы с информацией, представленной в текстах различных стилей и типов речи.
Национально-региональный компонент
№ п/п |
№ урока |
Тема
|
1. | 3 | Культура речи. Языковые формы
|
2. | 9 | Фонетика и стилистика. Стилистические особенности произношения
|
3. | 15 | Литературный анализ текста. (М.С.Гроссман, К.Шишов и др.).
|
4. | 17 | Стилистическое богатство русской фразеологии.
|
5. | 20 | Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Стилистические особенности текста. |
6. | 27,28 | Принципы русского правописания.
|
7. | 31-32 | Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния.
|
8. | 65 | Стили речи. Научный и официально-деловой. Особенности стилей.
|
Учебно-методический комплекс
Учебная программа | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов | Методическое пособие для учителей
| Интернет-ресурсы |
Программа по русскому языку для 10-11 кл. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2011 |
Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 класс. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.
|
|
|
| http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - ФЦИОР (Министерство образования и науки РФ) http://windows.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ. http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование» http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ www.fipi.ru - Федеральный Институт Педагогических Измерений http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал http://www.apkppro.ru/ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября» http://www.ug.ru/ - «Учительская газета» http://www.schoolbase.ru - Школы России www.zavuch.info - ЗАВУЧ.ИНФО http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей |
Контрольно-измерительные материалы
Вид работы | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого |
Диктанты | 0 | 1 | 1 |
Контрольные диктанты | 1 | 1 | 2 |
Контрольные работы | 0 | 3 | 3 |
Анализ текста | 1 | 1 | 2 |
Сочинения | 1 | 1 | 2 |
Контрольные сочинения | 1 | 1 | 2 |
Контрольные изложения | 1 | 0 | 1 |
Тесты | 0 | 2 | 2 |
ИТОГО | 5 | 10 | 15 |
Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий:
Е.В. Любичева, Л.И. Болдырева «Родным войти в родной язык». Санкт-Петербург. Издательство «САГА» 2005г.
Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2003г.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 2005г.
З.Т. Веселова. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы. С-Петербург «Паритет». 2002г.
Русский язык и культура речи. Под ред. Профессора Максимова В.И. М.:ГАРДАРИКИ. 2004г.
Т.В.Губернская. Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным
учебникам. 10-11 класс. Москва: Эксмо 2007. Eksmo Education
Календарно-тематический план и практическая часть на 2014-2015 учебный год
Класс: 10 класс Предмет: русский язык. Учитель: Алексеева Марина Юрьевна
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |||||||||||||
Недели | 1 | 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Тема кол-во часов | Общие сведения Фонетика.Орфоэпия.Орфо Лексика.Фразеология(8ч)Морфем.и сло- Морфология и словообразова- о языке.(7ч) графия(6ч) вообр.(4ч) | ||||||||||||||||
Текущий контроль | | | | | Провер.раб. | Контр.дикт. | | | Сам. раб. | | | Контр.раб. | | | | Слов. Дикт. | |
Практическая часть | | Анализ текста | Сочинен.-рассужден. | | | | | | | Практ.раб | Изложение | | | сочин ение | излож | | |
Административный контроль | | | | к\р | | | | | | | | | | | | |
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||
Недели | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |
Тема кол-во часов | ние (13ч.) Синтаксис и пунктуация (12 часов) Текст. Основные виды переработки текста. (18ч.+2 ч.)
| |||||||||||||||||||
Текущий контроль | | Сам. работа | | Пров. раб. | | | | | тест | | | | | | | | | | | |
Практическая часть | | | Изложение | | | | | | | | | Соч.-рассужден. | Анал. текста | | Изложение | | | | | |
Административный контроль | | | | | | | | | | | | | | | | | | | К. р. за год |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
на 2014-2015 учебный год (70 часов – 2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема уроков | Кол-во уроков | Лингвистическая компетенция | Языковая компетенция | Коммуникативная компетенция | Культуроведческая компетенция (НРК) | Контроль | |
I чет-верть |
| Общие сведения о языке | 7ч. |
| | | | | |
1
|
| Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» К.Д.Ушинский. | 1
| Понять значимость языка в жизни человека. Закрепить навыки правописания безударных гласных | Раскрытие связи между происхождением языка и появлением человеческого общества | | | | |
2. |
| Р/Р.Практическая работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказыва ния.
| Совершенствование навыков комплексного анализа текста, выполнения творческих заданий | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | Комплексный анализ текста. | |
3. |
| История развития русского языка. | 1 |
| Создание устных высказываний различных типов и жанров, отработать орфографические и пунктуационные навыки | Устное сообщение на лингвистическую тему | Культура речи. Языковые формы | | |
4. |
| Периоды в истории развития русского языка. | 1 | Правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; иметь представление о социальной сущности языка, его функциях, структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях
| Периоды развития языка, понятия «период» и «возникновение языка» | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | | | |
5. |
| Р/Р. Обучение написанию сочинения по типу рассуждения | 1 |
| Совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения, выполнения творческих заданий | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | . | | |
6 |
| К/Р № 1. Сочинение-рассуждение.
| 1 |
| Совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения | Заключительный контроль. Сочинение-рассуждение | | Срчинение-рассуждение | |
7 |
| Р/Р. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | | | |
|
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография (6ч.) | |
| |||||
8
|
| Обобщающее повторение графики, фонетики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Фонетическая лексическая, грамматичес кая системы русского языка; нормы современного литературного произношения и ударения. классификация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. | Формирование орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова | Осложненное списывание | | | |
9 |
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 |
| Орфоэпия, орфоэпические навыки, навыки правописания | Работа по карточкам | Фонетика и стилистика. Стилистические особенности произношения | | |
10, 11 |
| Принципы русской орфографии. | 2 |
| Принципы русской орфографии | Нормы литературного произношения | | Проверочная работа | |
12 |
| К/Р № 2. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы (ЕГЭ, А1). | 1 |
| Фонетический, разбор слова | | | Контрольный диктант | |
13 |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Выполнить работу над ошибками. | Обобщение | | | |
|
| Лексика и фразеология | 8ч. |
| | | | | |
14 |
| Повторение по теме «Лексика». | 1 | Исконно-русская и заимствованная лексику | Раздел «Лексика» | Связный ответ по теме «Лексика» | | | |
15 |
| Сферы употребления русской лексики. | 1 | Общеупотребительная, профессиональная, научная лексика. Диалектизмы. | Сфера употребления русской лексики | Связный рассказ о лексике | Литературный анализ текста. (М.С.Гроссман, К.Шишов и др.) |
| |
16 |
| Исконно русская и заимствованная лексика. | 1 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Полный лексический анализ | Устное сообщение на лингвистическую тему | | | |
17 |
| Русская фразеология. | 1 | Фразеологизмы | Систематизировать знания по теме «Фразеология», закрепить навыки правописания | Осложненное списывание | Стилистическое богатство русской фразеологии. |
| |
18. |
| Словари русского языка. | 1 | Словари | Словари русского языка | Связный рассказ о словарях |
| Самостоятельная работа | |
19. II чет-верть |
| Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон и др.) | 1 | Антитеза, оксюморон и др. | Стилистические фигуры речи | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
| | |
20 |
| Р/Р. Практическая работа. Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах. | 1 | Средства выразительности | Анализ средств выразительности речи, выполнение творческих заданий | Связный ответ |
Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Стилистические особенности текста | Практическая работа | |
21. |
| К/Р № 3. Изложение с решением тестового задания (ДВ 2013, В.8) | 1 |
|
| Изложение с решением тестового задания |
| Изложение | |
|
| Морфемика и словообразование. | 4ч. |
|
|
|
|
| |
22. |
| Повторение. Морфемика и словообразование. Способы словообразования. | 1 | Виды разборов: фонетический, лексический, словообразовательный, морфологичес кий. | Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование» Повторить способы словообразования | Осложненное списывание |
|
| |
23. |
| Выразительные словообразовательные средства. | 1 | Суффиксы субъективной оценки | Выразительными словообразовательные средства | Индивидуальные письменные задания |
|
| |
24. |
| К/Р № 4. Комплексный анализ текста с решением тестовых заданий (ДВ 2010, часть В). | 1 |
|
| Связный ответ |
| Контрольная работа | |
25. |
| Анализ контрольной работы. | 1 | Омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Самоанализ |
|
| |
|
| Морфология и словообразование | 13ч. |
|
|
|
|
| |
26
|
| Обобщение по теме «Части речи». | 1 | Морфология. Правописание наречий, их образование и употребление в речи. | Морфологический разбор, грамматические признаки разных частей речи. | Связный устный ответ, обобщение знаний |
|
| |
27. |
| Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | 1 |
| Закрепление навыков правописания | Работа по карточкам | Принципы русского правописания. |
| |
28. |
| Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. | 1 |
| Отработка орфографических и пунктуационных навыков | Осложненное списывание | Принципы русского правописания. |
| |
29. |
| Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 |
| Развитие связной монологической речи | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
|
| |
30.
|
| Различение частиц НЕ и НИ | 1 | Служебные части речи | Правописание частиц, развитие связной монологической речи |
|
|
| |
31-32 |
| Правописание наречий. | 2 | История языка: наречие | Правописание наречий, | | Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния. |
| |
33. III чет-верть |
| Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 |
| Правописание мягкого знака в различных частях речи |
|
| Словарный диктант | |
34. |
| Правописание глаголов | 1 | История языка: глаголы | Правописаниеглаголов | Устное сообщение на лингвистичес кую тему |
|
| |
35. |
| Правописание причастий | 1 | История языка: причастие | Обобщить полученные знания по теме «Причастие» | Осложненное списывание |
|
| |
36. |
| Обобщающее повторение. Слитное, Раздельное и дефисное написание | 1 |
| Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Работа по карточкам |
| Самостоятельная работа | |
37. 38. |
| К/Р № 5. Изложение с творческим заданием. (ДВ 2013, часть С) | 2 |
| Проверка знаний учащихся. | Изложение с творческим заданием |
| Изложение | |
|
| Синтаксис и пунктуация | 12ч. | |
|
|
|
| |
39. |
| Принципы русской пунктуации | 1 | История русской пунктуации. Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Авторские знаки пунктуации. Закрепить навыки правописания
| Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», синтаксичес кий, разбор, анализ текста, умение перестраивать предложения с прямой речью в косвенную. | Устный связный ответ |
|
| |
40.
|
| Типы и виды словосочетаний | 1 | Подчинительная связь в словосочетании | Обобщение знаний по теме «Словосочетания», закрепление навыков правописания | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
| Проверочная работа | |
41-42. |
| Простое предложение | 2 | Члены предложения | Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение» | Работа по карточкам |
| Проверочная работа | |
43-44. |
| Осложненное предложение | 2 | Виды осложнения простого предложения | Обобщение знаний по теме «Осложненное предложение» | Устный связный ответ |
|
| |
45-46 |
| Сложное предложение | 2 | История языка. Сложное предложение | Обобщение знаний по темам «Сложное предложение», «Бессоюзные сложные предложения» | Работа по карточкам |
| Проверочная работа | |
47 |
| Прямая и косвенная речь | 1 | Прямая, косвенная речь. Диалог. | Обобщение по теме «Прямая речь» | Связный устный ответ. Диалогическая речь |
|
| |
48 |
| Авторская пунктуация | 1 | Авторские знаки препинания | Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
|
| |
49 |
| К/Р № 6. Тест (ЕГЭ, А19-А25) | 1 |
|
| |
| Тест
| |
50 |
| Анализ контрольной работы. | 1 |
| Выполнить работу над ошибками. | Самоанализ |
|
| |
|
| Текст. Основные виды переработки текста | 18ч.+2ч. |
|
|
|
|
| |
51 |
| Что такое текст? | 1 | Текст
| Обобщить знания учащихся по теме «Текст», полученные в 5-9 классах | Связный устный ответ |
|
| |
52 |
| Текст. Способы и средства связи между частями текста | 1 | Монолог. Особенности текстов, способы и средства связи между частями текста.Тексты разных типов речи | Способы и средства связи между частями текста | Связный устный ответ |
|
| |
53 IV чет-верть |
| Абзац | 1 | Членение текста на абзацы | Сжатие текста | Устный анализ текста |
|
| |
54 |
| Типы речи. Повествование. | 1 | Типы речи | Типы речи. Повествование | Устное сообщение на лингвистическую тему |
|
| |
55. |
| Описание. | 1 | Типы речи | Типы речи. Описание | Устное сообщение на лингвистическую тему |
|
| |
56. |
| Рассуждение. | 1 | Типы речи | Типы речи. Рассуждение | Устное сообщение на лингвистическую тему |
| Сочинение-рассуждение «Как я понимаю милосердие?» | |
57. |
| Р/Р. Содержательно-композиционный анализ текста (ДВ 2013, часть А7 –А8, А29;). | 1 | Композиция | Композиционный анализа текста, выполнения творческих заданий | Работа по карточкам |
| Анализ текста | |
58. |
| Виды сокращений текста (план, тезис, выписка) | 1 | Текст
| Виды сокращений текста | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
|
| |
59. |
| Конспект. Тематический конспект. | 1 | Особенности сокращений текста (план, тезис, выписка), конспект
| Виды сокращения текста | Тематический конспект |
|
| |
60
|
| Реферат | 1 |
| Правила составления реферата |
|
|
| |
61 |
| Аннотация. Рецензия. | 1 |
| Умение составлять аннотации, создавать рецензии | Связный устный ответ |
|
| |
62- 63. |
| К/Р № 7. Изложение с творческим заданием. (ДВ 2013, часть С) | 2 |
| Проверка знаний учащихся | Изложение с творческим заданием |
| Изложение | |
64. |
| Функциональные стили речи | 1 | Стили речи.
| Обобщение знаний учащихся по теме «Стили речи» | Устное сообщение на лингвистическую тему |
|
| |
65. |
| Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль | 1 | Научный стиль и научно-популярный подстиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля | Обобщение знаний учащихся по теме «Научный стиль речи» | Связный устный ответ | Стили речи. Научный и официально-деловой. Особенности стилей. |
| |
66. |
| Научный стиль и его лексические особенности | 1 | Научный стиль | Лексическими особенностями научного стиля | Устное сообщение на лингвистическую тему |
|
| |
67. |
| Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности | 1 | Научный стиль | Морфологические и синтаксические особенностями научного стиля | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
|
| |
68. |
| Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи. | 1 |
| Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Осложненное списывание |
|
| |
69. |
| К/Р № 8. Итоговая работа в формате ЕГЭ (3 ч.) | 1 |
| Итоговая проверка знаний учащихся | |
| Итоговая работа в формате ЕГЭ | |
70. |
| Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 |
| Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме |
|
|
|
Приложение:
• Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс/Сост.Н.В.Егорова.-2-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2013
• Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.-М.:ВАКО, 2013
• Культура речи: Формирование коммуникативной компетенции педагога./Сост.:Соловьева Т.В., Гулеватая О.Н. Челябинск; Изд-во ЧИППКРО, 2013 г.
№ | Дата | Тема | К-во уроков | Стандарты | Понятия | ОУУ | Практическая часть | |
| • Знать/понимать • Уметь | Использовать | ||||||
1 |
|
|
1 |
• Связь языка и истории |
Формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей |
Язык, литература, слово |
Определение понятий |
|
2 |
| Вводный контроль
| 1 | Диагностировать уровень подготовки учащихся, выявить затруднения |
|
| Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
|
3-4 |
| Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Диалог культур НРК От древности к современности (гл.1 §6-11) | 2 | • Связь языка и культуры • Создавать устные и письменные монологические высказывания | Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности русского народа | Язык, речь, культура, диалог |
|
|
5-6 |
| Язык и культура. Качества хорошей речи. Языковая норма. Словари как отражение истории и культуры русского народа НРК Отечественные филологи (в т.ч. составители словарей)
| 2 | • Связь языка и культуры • Извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Приобщение к ценностям национальной культуры |
| Выразительное чтение текста |
|
7-8 |
| Типы и стили речи НРК Стиль (§17-40) | 2 | • Смысл понятия "культура речи" • Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения | Совершенствовать коммуникативные способности | Типы речи, стили речи |
|
|
9- 10 |
| Подготовка и проведение свободного диктанта | 2 | Развивать умение воспринимать информацию на слух, конструировать связный текст, соблюдая грамматические, орфографические и пунктуационные нормы | Совершенствование коммуникативных способностей |
| Перевод информации из аудиоряда в текст |
|
11-12 |
| Текст как речевое произведение Что такое текст? Диалог с текстом. Ключевые слова
Работа над ошибками
|
2 |
• Повторение изученного: определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова; определять стиль текста, тип речи. |
Совершенствование собственной речи |
Текст, его признаки, интертекстуальность; тема, идея, содержание |
Работа со словарями
Определение понятий |
|
13 |
| Контрольная работа (комплексная работа с текстом-миниатюрой) | 1 | Определить уровень сформированности умения делать комплексный анализ текста |
|
| Работа со словарями Выразительное чтение текста |
|
14 |
| От анализа текста – к изложению. Подготовка к домашнему изложению
| 1 | Активизировать навыки написания изложения • Развивать умение воспринимать информацию на слух, конструировать связный текст, соблюдая грамматические, орфографические и пунктуационные нормы • Создавать письменные монологические высказывания | Совершенствование коммуникативных способностей |
| Восприятие текста на слух. Умение пересказывать текст, составлять тезисы, конспект |
|
15-16 |
| Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла – к тексту. Особенности зачина текста. Как сделать цитату частью текста
Работа над ошибками | 2
| •Повторение изученного: средства связи между предложениями, между абзацами в тексте; взаимодействие названия (темы) и текста; средства выражения отношения, оценки; Взаимодействия заключительной части сочинения с его началом («конец гармонирует с началом»), с тем, как сформулирована тема • Создавать письменные монологические высказывания | Совершенствование коммуникативных способностей | Текст, зачин, цитата | Составление плана письменного высказывания; вносить необходимые изменения в содержание, объем учебой задачи, в последовательность и время ее выполнения |
|
17-18 |
| Редактирование черновиков (взаиморецензирование) | 2 | • Знать норма современного русского литературного языка • Осуществлять речевой контроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления | Развитие творческих способностей, расширение круга языковых и речевых средств |
| Умение развернуть обосновывать суждения |
|
19-20 |
| Система языка Система русского языка, ее единицы и их иерархия
|
2 |
• Понимать систему русского языка, видеть взаимосвязь, логику взаимодействия единиц системы и объяснять их. Знать основные единицы и уровни языка, их уровни и взаимосвязь • Применять в практике речевого общения основные нормы СРЛЯ |
|
Гармония |
Работа со схемой
Определение понятий
Составлять рецензию устного текста |
|
21-22 |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика Звуки русского языка |
2 |
• Знать орфоэпические нормы СРЛЯ. Различать сильную и слабую позицию звуков, находить орфограммы на основе звуко-буквенного анализа слов • Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении |
Совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Фонетика, звук, слог, ударение |
Схема |
|
23 |
| Особенности русской графики | 1 | • Связь языка и истории, культуры русского и других народов | Приобщение к ценностям национальной и мировой культуры | Графика |
|
|
24-25 |
| Фонетический разбор. Фонетическая транскрипция
Самостоятельная работа "Фонетический разбор слова" | 2 | • Различать сильную и слабую позицию звуков, находить орфограммы на основе звуко-буквенного анализа слов • Соблюдать в практике письма орфографические нормы СРЛЯ |
|
|
|
|
26 |
| Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение | 1 | • Знать орфоэпические нормы СРЛЯ • Искать необходимую информацию в справочной литературе | Совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Орфоэпия |
|
|
27 |
| Звуковые особенности стихотворного текста. Средства звуковой выразительности: аллитерация и ассонанс. Звуковая гармония | 1 | • Уметь анализировать языковые единицы художественного текста. Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь охарактеризовать их роль в тексте | Развитие творческих способностей, расширение круга используемых речевых средств | Аллитерация, ассонанс, полисемия, олицетворение |
|
|
28-29 |
| Лексика. Фразеология Лексика русского языка. Слово как единица языка. Словарное богатство русского языка. Ключевые понятия раздела "лексика" |
2 |
• Лексические нормы СРЛЯ • Анализировать языковые единицы с точки зрения их правильности, точности и уместности их употребления
|
Увеличение словарного запаса |
Лексика, слово, лекс. значение слова, полисемия, многозначные слова, архаизмы и т.д. |
|
|
30-31 |
| Многозначность и омонимия. Переносное значение слова
| 2 | Понимать стилистические возможности словарного состава (в т.ч. собственного лексикона). Видеть лексические особенности текста, находить и определять средства связи слов в тексте. Пользоваться словарями; находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова; редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с неправильным употреблением слова. Производить лексический разбор слова | Применять в практике речевого общения основные лексически еи грамматические нормы СРЛЯ | Многозначность и омонимия. Переносное значение слова
| Определение понятий
Работа со словарями |
|
32 |
| Синонимия и антонимия | 1 | Синонимия и антонимия |
|
| ||
33 |
| Лексический разбор слова | 1 |
| Анализ |
| ||
34 |
| Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика
| 1 | Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика
|
|
| ||
35 |
| Языковые (лексические, грамматические) средства связи между предложениями в тексте | 1 |
|
|
| ||
36 |
| Фразеологизмы | 1 | Фразеологизм |
|
| ||
37 |
| Заключительный урок по лексике
Самостоятельная работа "Лексический разбор слова" | 1 | Проверить умение делать лексический разбор слова, текста
Определить уровень сформированности умения делать лексический разбор слова |
|
| Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
|
38 |
| Словообразование. Состав слова Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие |
1 |
• Знать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь. Актуализация ключевых понятий по теме. Различать морфемы в слове и их значение. Производить морфемный разбор
|
|
Словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, морфема |
Работа со словарем
Определение понятий |
|
39 |
| Состав слова. Способы словообразования | 1 | • Знать способы словообразования, строить словообразовательные цепочки • Использовать основные приемы информационной переработки текста (оценивать выразительную роль морфемы) | Увеличение словарного запаса | Производная и непроизводная основа |
|
|
40 |
| Многозначность и омонимичность морфем. Характер использования исконных и заимствованных морфем
Самостоятельная работа "Морфемный и словообразовательный разбор" | 1 | • Связь языка и истории русского и других народов. Определять значение морфем. Работа с "Русским словарем языкового расширения" А.И.Солженицына • Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления
Определить уровень сформированности умения делать словообразовательный разбор слова | Увеличение словарного запаса |
|
|
|
41 |
| Морфология Ключевые понятия раздела "Морфология". Обобщенное понятие "часть речи". Знаменательные и служебные части речи |
1 |
• Знать грамматические нормы СРЛЯ
|
|
Часть речи |
Таблица |
|
42 |
| Части речи | 1 | • Понимать значение грамматики. Разграничивать лексическое и грамматическое значение. Строить характеристики частей речи. Составлять перечень показателей грамматических значений • Создавать устные и письменные монологические высказывания | Увеличение словарного запаса |
|
|
|
43 |
| Морфологический принцип правописания. Выбор слитного, раздельного и дефисного написания слов с опорой на часть речи | 1 | • Соблюдать в практике письма орфографические нормы. Закрепить слитно-дефисно-раздельное написание слов разных частей речи |
|
|
|
|
44 |
| Имя существительное. Понимание слова в тексте | 1 | • Видеть имена существительные в тексте и объяснять их роль в создании текста в монологическом высказывании | Совершенствование коммуникативных способностей | Собственное/ нарицательное, одушевленное/ неодушевленное |
|
|
45-46 |
| Имя прилагательное (функционирование в тексте) НРК Словесные средства художественной изобразительности (§ 69) | 2 | • Находить прилагательные в тексте. Характеризовать их роль. Повторить морфологические признаки прилагательных. • Знать правописание сложных прилагательных, суффиксов и окончаний | Развитие творческих способностей, расширение круга используемых языковых и речевых средств | Автолология, металогия, тропы и фигуры, эпитеты, сравнения (развернутые, прямые, отрицательные), перифраза, эвфемизм, аллегория, эзопов язык | Кластерная схема |
|
47 |
| Имя числительное | 1 | • Находить числительные в тексте, отличать от других частей речи • Характеризовать числительное как часть речи. Закрепить навыки склонения числительных. Использование числительных во фразеологизмах
| Расширение круга используемых языковых и речевых средств |
| Кластерная схема |
|
48 |
| Местоимение. Текстообразующая роль местоимений | 1 | • Находить местоимения в тексте. Характеризовать их текстообразующую роль. Знать особенность и роль местоимений в системе частей речи • Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления | Совершенствование коммуникативных способностей |
|
|
|
49-50 |
| Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени. Употребление глагола в разных типах речи, стилях. Видовременная соотнесенность, использование глагольных форм в тексте | 2 | • Характеризовать глагол как часть речи. Знать текстообразующую роль глаголов. Знать особенности употребления глаголов в разных стилях и типах речи • Правильно писать безударные личные окончания и суффиксы глаголов. | Совершенствование коммуникативных способностей | Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени |
|
|
51 |
| Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий | 1 | • Характеризовать причастие как часть речи. Знать о роли причастий и причастных оборотов в тексте • Правильно писать суффиксы причастий | Развитие творческих способностей, увеличение словарного запаса | Причастие |
|
|
52 |
| Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте | 1 | • Характеризовать деепричастие как часть речи. Находить деепричастие и деепричастный оборот в тексте. Образование деепричастий от глаголов разных видов • Соблюдать при письме пунктуационные нормы (выделение запятыми) | Развитие творческих способностей, увеличение словарного запаса |
|
|
|
53 |
| Наречие. Разряды наречий по значению. Образование. Текстообразующая роль. Слова категории состояния | 1 | • Знать текстообразующую и синтаксическую роль наречий • Слитно/ раздельное написание наречий | Совершенствование коммуникативных способностей |
|
|
|
54 |
| Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов | 1 | • Закрепление правописания производных слов. Знать закономерности употребления разных по классификации служебных слов |
|
| Работа с таблицей (упр.300) |
|
55 |
| Междометия. Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов | 1 | • Знать эстетическую ценность междометий и звукоподражательных слов | Совершенствование коммуникативных способностей |
|
|
|
56 |
| Контрольная работа (комплексная работа с текстом) | 1 | Определить стилистическую, текстообразующую роль; сделать морфологический разбор |
|
| Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
|
57-58 |
| Повторение. Обобщение и систематизация изученного. Контрольные упражнения Текст. Смысл названия. Ключевые слова, средства связи между предложениями. Стили и типы речи |
2 |
• Повторение изученного: определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова; определять стиль текста, тип речи. |
Совершенствование собственной речи |
Текст, его признаки, интертекстуальность; тема, идея, содержание |
Работа со словарями
Определение понятий |
|
59 |
| Комплексная работа с текстом (лингвистический анализ) | 1 |
|
|
|
|
|
60 |
| Самостоятельная работа на основе анализа текста ( самостоятельное вормирование заданий по фонетике, лексике, орфографии, пунктуации, по выполнении. Разных видов разбора; отбор материалов для словарных диктантов) | 1 |
|
|
|
|
|
61 |
| Анализ самостоятельной работы | 1 |
|
|
|
|
|
62-63 |
| Итоговая контрольная работа | 2 |
|
|
|
|
|
64 |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
|
|
65-68 |
| Уроки-практикумы | 4 |
|
|
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореали-зации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с т задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять
результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового
уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа тек-
стов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.