Пояснительная записка
1.Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;
6. Авторская программа В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык»
2.Общая характеристика предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3.Цели и задачи обучения .
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
4.Место предмета в учебном плане.
В 4 классе на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
5. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
II. Основное содержание программы.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь . Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал ).
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Повторение. | 9 ч |
2 | Предложение. | 8 ч |
3 | Слово в языке и речи. | 14 ч |
4 | Части речи | 97 ч |
| Наречие | 4 ч |
| Имя существительное. | 35 ч |
| Имя прилагательное. | 25 ч |
| Личные местоимения. | 5 ч |
| Глагол. | 28 ч |
5 | Повторение. | 7 ч |
| Итого: | 136 ч |
Виды проверочных работ
Виды проверок | 1 семестр | 2 семестр |
Диктант с грамматическим заданием | 2 | 2 |
Диктант без грамматического задания | - | 1 |
Контрольное списывание | 1 | 1 |
Контрольный словарный диктант | 2 | 2 |
Контрольное изложение | 1 | 1 |
Контрольное сочинение | - | 1 |
Проверка языковых знаний и умений | 2 | 2 |
Всего : | 8 | 10 |
Тренировочный словарный диктант 1 раз в две недели.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолет, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Объём словарных диктантов
| I семестр | II семестр |
4 класс | 12 слов | 15 слов |
Объём диктанта и текста для списывания
| I семестр | II семестр |
4 класс | 65 -75 слов | 75-85 слов |
Примерный объём текстов для изложений:
| I семестр | II семестр |
4 класс | 75 – 85 слов | – 100 слов |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями;
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, пред ложение;
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Повторение (9ч) |
1 | 1 | Наша речь и наш язык (с.6-7) | | | |
2 | 2 | Текст и его план. Р.р. Обучающее изложение «Первая вахта» (с10) | | | |
3 | 3 | Типы текстов (с.11-12) | | | |
4 | 4 | Предложение как единица речи. | | | |
5 | 5 | Виды предложений по цели высказывания (с.13-14) | | | |
6 | 6 | Диалог. Обращение (с.17-18) Словарный диктант | | | |
7 | 7 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения (с.18-19) | | | |
8 | 8 | Распространенные виды предложений (с.19-20) | | | |
9 | 9 | Словосочетание. Самост. работа (с.22-23) | | | |
Предложение (8 ч) |
10 | 1 | Понятие об однородных членах предложения (с.26-27) | | | |
11 | 2 | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. (с.28-30) | | | |
12 | 3 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами И, А, НО. Запятая между ними (с.30-32) | | | |
13 | 4 | Р.р.Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | | | |
14 | 5 | Простые и сложные предложения. (с.36) Словарный диктант | | | |
15 | 6 | Союзы в сложном предложении. (с.37) Наши проекты. (с.34-35) | | | |
16 | 7 | Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. (с.38-39) | | | |
17 | 8 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение» | | | Тема |
Слово в языке и речи (15 ч) |
18 | 1 | Анализ диктанта. Слово и его лексическое значение (с.42-43) | | | |
19 | 2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. (с.44-45) | | | |
20 | 3 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. (с.54-46) | | | |
21 | 4 | Синонимы, антонимы, омонимы. (с.47-48) | | | |
22 | 5 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. (с.49-50) | | | |
23 | 6 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. (с.51-52) Контрольный словарный диктант. | | | |
24 | 7 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. (с.52-54) | | | |
25 | 8 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. (с.52-54) | | | |
26 | 9 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок (с.55-56) | | | |
27 | 10 | Контрольное списывание по теме «Слово в языке и речи» | | | |
28 | 11 | Правописание гласных и согласных в корне слова. (с.56-58) | | | |
29 | 12 | Правописание двойных согласных в словах (с.60) Словарный диктант | | | |
30 | 13 | Правописание суффиксов –ик, -ек, -ок, -онок (с.62-63) | | | |
31 | 14 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Предложение. Слово в языке и речи» | | | |
32 | 15 | Анализ к. р. Разделительные твердый и мягкий знаки (с.64-66) | | | Тема |
Части речи (97 ч) |
Наречие (4 ч) |
33 | 1 | Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. (с.67-68) | | | |
34 | 2 | Грамматические признаки частей речи. (с.69-72) | | | |
35 | 3 | Наречие как часть речи (с.73-74) | | | |
36 | 4 | Правописание наречий (с.75-76) Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». (с.77) | | | |
Имя существительное (39 ч) |
37 | 1 | Падежи имен существительных, их признаки (с.80-83) Словарный диктант | | | |
38 | 2 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных (с.84-85) | | | |
39 | 3 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. (с.86-87) | | | |
40 | 4 | Три склонения имен существительных. 1-е склонение (с.89-90) Несклоняемые имена существительные. | | | |
41 | 5 | Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения. (с.91-92) | | | |
42 | 6 | 2-е склонение имен существительных (с.93-94) | | | |
43 | 7 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. (с.95-96) Словарный диктант | | | |
44 | 8 | 3-е склонение имен существительных (с.96-98) | | | |
45 | 9 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. (с.98-99) | | | |
46 | 10 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | | | Тема |
47 | 11 | Анализ диктанта. Закрепление изученного (с.100-101) Р.р.Обучающее изложение текста (с.101) | | | |
48 | 12 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. (с.102-104) | | | |
49 | 13 | Именительный и винительный падежи (с.105-107) | | | |
50 | 14 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. (с.107-110) | | | |
51 | 15 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. (с.107-110) Сам. работа | | | |
52 | 16 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных (с.111-113) | | | |
53 | 17 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных (с.111-113) | | | |
54 | 18 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. (с.113-115) | | | |
55 | 19 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже (с.113-115) Контрольный словарный диктант | | | |
56 | 20 | Правописании безударных окончаний имен существительных (с.115-117) | | | |
57 | 21 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. (с.117-120) | | | |
58 | 22 | Окончания имен существительных, оканчивающихся на шипящий и Ц.. (с.117-120) | | | |
59 | 23 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже (с.120-124) Словарный диктант | | | |
60 | 24 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже (с.120-124) | | | |
61 | 25 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Имя существительное» | | | |
62 | 26 | Анализ к. р. Безударные падежные окончания существительных (с.124-126) | | | Тема |
63 | 27 | Контрольное изложение по теме «Имя существительное» | | | |
64 | 28 | Анализ изложения. Безударные падежные окончания существительных (с.126-128) | | | |
65 | 29 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах (с.129-130) | | | |
66 | 30 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах (с.129-130) Р.р. Составление текста-отзыва по картине В.А. Тропинина « Кружевница». | | | |
67 | 31 | Окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. (с.131-134) | | | |
68 | 32 | Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. (с.135-137) | | | |
69 | 33 | Винительный падеж одушевленных имен существительных. (с.138-139) Словарный диктант | | | |
70 | 34 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа (с.139-140) | | | |
71 | 35 | Правописание падежных окончаний имен существительных. Р.р. Обучающее изложение. (с.142) | | | |
Имя прилагательное (25 ч) |
72 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. (с.3-7) Начальная форма имен прилагательных | | | |
73 | 2 | Род и число имён прилагательных. (с.7-9) | | | |
74 | 3 | Повторение об имени прилагательном. Р.р. Сочинение-описание любимой игрушки (с.9) | | | |
75 | 4 | Склонение имён прилагательных (с.10-12) Контрольный словарный диктант | | | |
76 | 5 | Анализ сл. диктанта. Склонение имён прилагательных в единственном числе. (с.14-17) | | | |
77 | 6 | Именительный падеж имён прилагательных (с.17-18) Начальная форма имен прилагательных | | | |
78 | 7 | Контрольное сочинение по теме «Имя прилагательное» | | | |
79 | 8 | Анализ сочинения. Родительный падеж имён прилагательных (с.19-20) | | | |
80 | 9 | Дательный падеж имён прилагательных (с.20-21) | | | |
81 | 10 | Именительный, винительный, родительный падежи. (с.22-24) Сам. работа | | | |
82 | 11 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных (с.25-26) | | | |
83 | 12 | Р.р. Обучающее изложение описательного текста. (с.27) Наши проекты (с.28) | | | |
84 | 13 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | | | |
85 | 14 | Анализ диктанта. Склонение имён прилагательных женского рода (с.29) | | | Тема |
86 | 15 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода (с.30-31) | | | |
87 | 16 | Склонение имён прилагательных женского рода (с.32-33) Слов. диктант | | | |
88 | 17 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.(с.34-35) | | | |
89 | 18 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | | | |
90 | 19 | Р.р. Изложение описательного текста. (с.36) Правописание падежных окончаний имен прилагательных. (с.37) | | | |
91 | 20 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. (с.38-39) Слов. диктант | | | |
92 | 21 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. (с.41-42) | | | |
93 | 22 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. (с.43-44) | | | |
94 | 23 | .Множественное число имен прилагательных (с.45-46) | | | |
95 | 24 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» (с.47-49) Р .р. Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь». | | | |
96 | 25 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Имя прилагательное» | | | |
Личные местоимения (5 ч) |
97 | 1 | Анализ к. р. Роль местоимений в речи. Личные местоимения (с.52-55) | | | Тема |
98 | 2 | Изменение личных местоимений по падежам (1-го и 2-го лица) (с.56-58) | | | |
99 | 3 | Косвенная форма личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами (с.59) | | | |
100 | 4 | Склонение личных местоимений 3-го лица (с.60-62) Р. р. Текст – поздравление (с. 65) | | | |
101 | 5 | Контрольный словарный диктант Морфологический разбор личных местоимений (с.63-66) | | | |
Глагол (28 ч) |
102 | 1 | Роль глаголов в языке и речи (с.68-69) | | | |
103 | 2 | Изменение глаголов по временам (с.71) | | | |
104 | 3 | Неопределённая форма глагола. (с.72-75) | | | |
105 | 4 | Неопределённая форма глагола (с.74-75) | | | |
106 | 5 | Изменение глаголов по временам (с.76-78) | | | |
107 | 6 | Контрольное изложение по теме «Глагол» | | | |
108 | 7 | Анализ изложения. Спряжение глаголов (с.80-82) | | | |
109 | 8 | Спряжение глаголов (с.82-84) | | | |
110 | 9 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе (с.85-87) Слов. диктант | | | |
111 | 10 | I и II спряжение глаголов настоящего времени. (с.88-89) Р.р. Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» (с.87) | | | |
112 | 11 | I и II спряжение глаголов будущего времени. (с.89-91) Наши проекты (с.92) | | | |
113 | 12 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. (с.93-95) | | | |
114 | 13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. (с.96-97) | | | |
115 | 14 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | | | |
116 | 15 | Анализ диктанта. Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов (с.97-98) | | | Тема |
117 | 16 | Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов (с.98-99) | | | |
118 | 17 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. (с.100-101) Сам. работа | | | |
119 | 18 | Возвратные глаголы. (с.102-103) | | | |
120 | 19 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. (с.104-105) Слов. диктант | | | |
121 | 20 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. (с.106-107) Р.р. Сочинение на тему «В зоопарке» (с.106 у.222) | | | |
122 | 21 | Правописание глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов (с.109-111) | | | |
123 | 22 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени (с. 111-112) | | | |
124 | 23 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени (с.113-114) Слов. диктант | | | |
125 | 24 | Диктант без грамматического задания (ГИА) | | | |
126 | 25 | Анализ диктанта. Обобщение по теме «Глагол» (с.115-116) | | | |
127 | 26 | Обобщение по теме «Глагол» (с.117-118) | | | |
128 | 27 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Глагол» | | | |
129 | 28 | Анализ к. р. Обобщение по теме «Глагол» (с.120) | | | Тема |
Повторение (7 ч) |
130 | 1 | Контрольное списывание по теме «Глагол» | | | |
131 | 2 | Язык. Речь. Текст | | | |
132 | 3 | Предложение и словосочетание. Слов. диктант | | | |
133 | 4 | Лексическое значение слова. Состав слова | | | |
134 | 5 | Состав слова. Р. р. Составление сказки (с. 137) | | | |
135 | 6 | Части речи | | | |
136 | 7 | Игра «По галактике Частей Речи» | | | |