Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОУ Большереченской СОШ
____Т.А.Беломестновой ______ Н.П.Арефьева
«___»________2017г «___»____________ 2017г
Рабочая программа по русскому языку
9 класс
Составитель: учитель русского языка
Куйдина Л.Ю.
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 9 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004года №1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г»
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2012г №1067, зарегистрированным в Минюсте России 30.01.2013г., регистрационный номер 26775.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 классов
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность: аудирование:
• фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
• замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
• понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
• составлять конспект прочитанного текста;
• оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
• прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
• создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
• знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,
владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка
письмо:
• знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и содержанию, мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
• писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
• вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования):
• писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста:
• составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
• совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
• проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль. тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
• анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
• владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
• толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
• пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
• опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей;
• верно использовать термины в текстах научного стиля;
• оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
• распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
• правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
• определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
• опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
• проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
• различать изученные виды простых и сложных предложений;
• интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
• составлять схемы простых и сложных предложений разных видов конструировать предложения по заданным схемам;
• уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
• правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
• проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
• устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
в сложных предложениях, используя на письме специальные графические обозначения:
• строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
• проводить пунктуационный анализ текста;
• аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс
Введение (3ч)
Богатство, образность, точность русского языка. Повторение изученного в 8 классе.
Синтаксис и пунктуация (26ч)
Сложное предложение.
Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Сложносочиненные предложения.
Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения.
Главные и придаточные предложения. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Сложные бессоюзные предложения.
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с разными видами связи (10ч)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Способы передачи чужой речи
Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания в цитатах.
Общие сведения о русском языке
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык в современном мире.
Развитие речи ( 11ч)
Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения. Портретный очерк. Публицистический стиль речи. Основные виды сжатия текста. Сжатое изложение. Стили речи. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Написание сочинения на лингвистическую тему. Написание сжатого изложения.
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (9ч)
Подготовка к ОГЭ (9ч)
Календарно-тематическое планирование. Русский язык 9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (3ч) |
1 | Богатство, образность, точность русского языка | 1 |
2-3 | Повторение изученного в 8 классе | 2 |
Синтаксис и пунктуация (26ч) |
4 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями | 1 |
5 Р.Р. | Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения | 1 |
6 Р.Р. | Изложение с элементами сочинения | 1 |
7-8 | Сложносочиненные предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения | 2 |
9 | Интонация и сочинительные союзы как средство связи частей ССП. Значение сочинительных союзов. | 1 |
10-11 | Входной контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта | 2 |
12 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 |
13 | Повторение орфографии | 1 |
14 | Контрольная работа по разделу сложносочиненное предложение | 1 |
15 | Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения | 1 |
16 Р.Р. | Стили речи. Аннотация. | 1 |
17-18 | Интонация. Подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения | 2 |
19 Р.Р. | Портретный очерк | 1 |
20 Р.Р. | Публицистический стиль речи. Обобщение и систематизация. | 1 |
21 | Виды придаточных предложений | 1 |
22 | Придаточные подлежащные | 1 |
23 | Придаточные сказуемные | 1 |
24-25 | Придаточные определительные | 2 |
26 | Придаточные дополнительные | 1 |
27-28 | Придаточные обстоятельственные | 2 |
29 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 1 |
30 | Запятая в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Тестовая работа | 1 |
31 Р.Р. | Основные виды сжатия текста | 1 |
32 Р.Р. | Сжатое изложение | 1 |
33 | Повторение орфографии | 1 |
34 | Значение сложных бессоюзных предложений и интонационные средства их выражения | 1 |
35 Р.Р. | Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль. | 1 |
36-37 | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении | 2 |
38 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 |
39-40 | Понятие о сложных предложениях с разными видами связи | 2 |
41 | Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов | 1 |
42 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
43 Р.Р. | Стили речи. Обобщение изученного. Стиль художественной литературы. | 1 |
44 | Предложения с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | 1 |
45 | Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | 1 |
46 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. | 1 |
47 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | 1 |
48 | Русский язык в современном мире. | 1 |
49 Р.Р. | Стили речи. Научный стиль. | 1 |
50 Р.Р. | Стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 |
51-52-53-54-55-56-57-58-59 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 9 |
60-61-62-63-64-65-66-67-68 | Подготовка к ОГЭ | 9 |
| ИТОГО: | 68ч |