СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс, 70ч.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          При составлении программы основное внимание обращалось на овладение учащимися с ОВЗ практическими умениями и навыками, уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем или  разделов для обзорного, ознакомительного изучения.

Увеличено время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выделять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение изученного.

Ознакомительно изучаются сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс, 70ч.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты - Мансийска




«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы №1 от

«24» августа 2015г.

Руководитель ШМО

Уральская Л.Б.

«Согласовано»

на заседании

методсовета

№1 от «25» августа 2015г.

Руководитель

методсовета

Зуйкова Г.И.


Утверждено

Приказ № 201

от «26» августа 2015г.

директор школы

Лобанов А.Н.




Адаптированная рабочая программа

по русскому языку


на 2015-2016 учебный год






учитель: Морокова Елена Алексеевна


Класс


количество часов в год – 68


количество часов в неделю – 2







1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на _2____ часа в неделю (_68____ часов в год):

  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).

  • Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253»

  • Программой по __ русскому языку_ для ОУ (5-9 классы). (Автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский _).

  • Учебником для ОУ «_Русский язык», _. 9 класс». (Авторы ____ Тростенцова Л.А., Ладыженская ТА., Дейкина А.Д. и др __).

  • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.

  • Адаптированной сновной образовательной программой начального общего и основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в МБОУ СОШ №2


При составлении программы основное внимание обращалось на овладение учащимися с ОВЗ практическими умениями и навыками, уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем или разделов для обзорного, ознакомительного изучения.

Увеличено время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выделять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение изученного.

Ознакомительно изучаются сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).

При изучении основных видов придаточных предложений уделяется внимание отработке умения находить главное и придаточное предложения и ставить вопрос к придаточному); второго раздела из темы «Бессоюзное сложное предложение» — умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, использование синонимических союзных и бессоюзных сложных предложений.

Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Предусмотрен вводный урок о русском языке, раскрывающий роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Знания, полученные на этом уроке, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.

Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Одно из направлений в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.



Задачи организации учебной деятельности:

  1. Формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружить их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развивать языковой и эстетический идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований); овладеть нормами русского литературного языка; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  3. Развивать логическое мышление учащихся, обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  4. Формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

  5. Совершенствовать речевую деятельность учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.


Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в 9 классе

Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-- составлять сложные предложения ;

- определять стиль и тип текста ;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (8 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения(6 ч )

Союзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями союзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в союзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы союзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации раз личные смысловые отношения между частями союзного сложного предложения. Сложносочиненные предложения (7 ч )

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (26 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений (ознакомительно).

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (18ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Виды и формы контроля в 9 классе:

1..Комплексный анализ текста;

2. Сочинение (по картине, сочинение-рассуждение)

3. Изложение, сжатое изложение

4. Устное высказывание на лингвистическую тему.

Текущий, фронтальный опрос, словарный диктант, самостоятельные работы, проверочные работы.



Требования к знаниям , умениям и навыкам обучающихся за курс 9 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен:


знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики­
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.



Методические рекомендации по реализации программы


Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей обучающегося к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

  • При составлении адаптированной программы для детей с ЗПР основное внима­ние обращалось на овладение обучающимся прак­тическими умениями и навыками, на умень­шение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или некоторых раз­делов и материала для обзорного или ознако­мительного изучения.  При этом учитывались следующие особенности здоровья: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), недостаточно развитые навыки чтения, устной и письменной речи, отставание в развитии форм мышления, оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно – логическое мышление.

  • При изучении русского языка ребенок с ЗПР испытывает определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие самостоятельных частей речи и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей при составлении диалогов, произнесении монологов, составлении связных высказываний и оформлении текстов.

  • Для реализации программы отводится особое место упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.

  • В процессе обучения обучающиеся овладевает основными видами речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

  • В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждой темы упрощено в соответствии с особенностями здоровья ребенка и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся других классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Программа предполагает такие виды учебной деятельности, которые дают возможность воздействовать на личность обучающихся: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

  • В связи со всем выше сказанным, время на преподавание курса русского языка на некоторые несложные темы сокращено. Высвободившееся время используется для формирования орфографических и синтаксических умений и навыков, уточнения и обогащения речи учащихся, для их практической языковой подготовки к изучению грамматических, синтаксических тем. Так, тема «Самостоятельные и служебные части речи» предваряется устными и письменными упражнениями в выделении из предложений имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов и частицы «не»; в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

  • Соответствующие темы раздела «Синтаксис и пунктуация» предваряются устными упражнениями в составлении предложений эмоциональной окраски: вопрос, повествование, побуждение к действию; практическим составлением предложений с однородными членами, а также с союзами но, и. Широко практикуются такие задания, как устное составление предложений, включающих однородные члены с указательными союзами; нахождение в литературных текстах предложений с однородными членами, соединенными этими союзами; разбор родовых понятий к группам видовых понятий (и наоборот), составление предложений с такими понятиями; объединение двух простых предложений в сложное с помощью союза; выделение союзов а, но, чтобы, потому что, когда, который, что.

Изучение соответствующих тем также пред­варяется практическими упражнениями в употреблении учащимися имен существи­тельных, обозначающих отвлеченные поня­тия, выделении указанных существительных в публицистических и художественных тек­стах; замене существительных местоимени­ями; в употреблении глаголов, обозначаю­щих состояния человека, явления природы; нахождении этих глаголов в литературных текстах; в преобразовании личных глаголов в неопределенную форму; назывании книг, журналов, кинофильмов, спектаклей.


Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании русского языка у детей с ЗПР.

При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний учащихся. При выполнении практических работ необходимо указывать цель проведения работы. Последнее способствует осознанию учащимися выполняемых действий и полученного результата.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах и т.д..

Исходя из уровня подготовки класса используюттехнологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования.

Пути решения поставленных в программе задач:

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление простого и сложного плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

составление учащимися авторских текстов различных жанров;

- сочинения-рассуждения,

- изложения – миниатюры;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

- урок-коммуникация,

- урок- исследование,

- урок-практикум,

- урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Игровые технологии

  • Технологии уровневой дифференциации;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии.

Применяемые на уроках русского языка коррекционно-развивающие упражнения направлены на:

  • повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

  • повышения уровня развития логического мышления;

  • развитие наглядно-образного и логического мышления;

  • развитие речи;

  • развитие приёмов учебной деятельности;

  • развитие личностно-мотивационной сферы;

  • развитие восприятия иориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках русского языка коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом из этапов урока.

























Календарно – тематическое планирование


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 КЛАСС)


Количество часов

Тема урока

Дата проведения

Цели урока

Основные понятия, умения

Подготовка к ГВЭ

1

1

Международное значение русского языка

02.09

Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык – один из мировых языков

Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира.



Повторение изученного в V-VIII классах

2

1

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

04.09

Повторение об устной и письменной речи

Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге


3

1

Р.Р. Стили языка.

09.09

Повторение и обобщение о стилях речи, углубление знаний об устной и письменной формах речи

Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей

Анализ текста

4

1

Простое предложение и его грамматическая основа.

11.09

Повторение сведений по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепление умений выполнения синтаксического разбора предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков

«Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания..

Компрессия текста

Анализ текста

5


1

Входной контроль. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.


16.09

Повторить понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств

Повторение о способах выражения обращения, правил выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций

Обособленные члены, умение определить тип текста

Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции

6

1

Изложение в ф.ГВЭ

19.09

Проверить уровень ЗУН на начало учебного года



7

1

Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.

23.09

Повторение умения анализировать текст; знакомство с понятием «тезис» и «конспект»

Навык связного изложения мысли, умения выделять главное, существенное; усвоение способов сжатия текста

Подготовка к написанию сжатого изложения



Сложное предложение. Культура речи


8


1

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

26.09

Научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях

Дать общее представление об основных видах сложных предложений; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СП

Основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания

Основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП.


9

1

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

30.09

Дать понятие о назначении знаков препинания в сложном предложении, об употреблении знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения

Закрепить знания о СП. Навык постановки знаков препинания в СП. Умение употреблять СП в речи. Умение произносить сложное предложение с правильной интонацией


10-11

2

Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

03.10

07.10

Обучение написанию сочинения данного вида

Умение писать сочинение данного вида



Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

12-14


3

Понятие о сложносочиненном предложении.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

10.10

14.10

17.10

Научить распознавать ССП, выявлять группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; объяснять постановку запятой в ССП

Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами

Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем

Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов


15-16

2

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

21.10

24.10

Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Умение пунктуационно оформить ССП


17

1

Повторение по теме «Сложносочиненные предложения»

28.10

Обобщение знаний о ССП, закрепление навыков постановки знаков препинания в ССП

Умение пунктуационно оформить ССП


18

1

Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»

31.10

Проверить знания учащихся по теме: «Сложносочинённое предложение»

Умение применять полученные знания на практике

по материалам ГВЭ

19-20

2

Р.р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения-рассуждения на лингвистическую тему



Познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему;

умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте.

Компрессия текста


Сложноподчинённые предложения

21

1

Понятие о сложноподчиненном предложении.


Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП

Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи.

Работа с текстом на основе упр. 92

22

1

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.


Научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП

Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания


23-24

2

Союзы и союзные слова в СПП.


Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП

Умение отличать союзы и союзные слова


25-26

2

Роль указательных слов в СПП.


Научить определять в СПП указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения

Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова

Составление, пересказ текста

27-28

2

СПП с придаточными определительными.


Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные определительные, ставить к ним вопросы

Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы.

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи СПП с придаточными определительными


29

1

СПП с придаточными изъяснительными.


Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные изъяснительные, ставить к ним вопросы

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП


30

1

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места.


Познакомить с видами придаточных обстоятельственных; углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с придаточными обстоятельственными времени и места

Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места

31-32

2

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.


Углубить и расширить знания о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП

Сжатый пересказ на основе упр.134.

Языковой анализ текста упр.141;

33

1

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.


Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП


34

1

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.


Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП

Умение создать собственный текст с использованием СПП

Составление текста с использованием СПП

35-36

2

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.


Дать понятие о СПП с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания

Закрепить понятие о СПП с несколькими придаточными, с разными случаями употребления в них знаков препинания

Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП.

Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи


37-38

2

Р.р. Сжатое изложение


Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать

Умение писать изложение данного вида

По материалам ГВЭ

39-40

2

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:


Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь композиционно правильно оформлять сочинение-рассуждение

По материалам ГВЭ

41

1

Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.


Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП

Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение употреблять в речи СПП


42

1

Повторение и обобщение по теме «ССП и СПП»


Обобщение и систематизация изученного по данной теме

Умение пунктуационно оформить ССП и СПП


43

1

Контрольный тест в форме ГИА


Проверить знания учащихся по изученному материалу

Умение отличать придаточные. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи



Бессоюзные сложные предложения

44

1

Понятие о БСП. Интонация в БСП.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.


Познакомить учащихся с основными признаками БСП

Познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них

Различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП.

Умение постановки знаков препинания в БСП.


45

1

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.


Показать учащимся выразительно-изобразительные возможности БСП, изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях

Умение постановки знаков препинания в БСП.




46-47

2

Р.р. Подробное изложение с дополнительным заданием


Обучение выполнению письменной работы данного вида

Умение писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

48-49

2

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.


Изучить правила постановки тире в данных конструкциях

Умение постановки знаков препинания в БСП


50

1

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного.


Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП

Проверить и обобщить знания по теме. Проверить умение применить эти знания на практике


51

1

Контрольный зачёт по теме «БСП»


Проверить знания учащихся по изученному материалу

Умение применять полученные знания на практике

По материалам ГВЭ


Сложные предложения с различными видами связи

52

1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.


Дать понятие о многочленных предложениях, виды синтаксической связи в таких предложениях

Предложения сложной конструкции. Навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции.


53

1

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.


Познакомить с правилами постановки/ непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи

Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.


54

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.


Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП

Умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, умение составлять схему


55-56

2

Р.р. Подробное изложение с элементами сочинения


Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать, отвечать на дополнительный вопрос задания; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Умение сжато пересказывать текст

Подготовка к ГВЭ. Написать сочинение на тему «Легко ли быть одному?»

57

1

Р.р. Публичная речь.


Научить выступать публично, учитывая требования к устной публичной речи

Создание монологического высказывания публичного характера

Анализ текста

58

1

Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи»



Обобщение и систематизация изученного о сложном предложении

Систематизация полученных знаний

Анализ текста

59

1

Контрольная тестовая работа


Проверить знания учащихся по изученному материалу

Умение применять полученные знания на практике


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

60

1

Фонетика и графика.


Обобщение знаний по фонетике

Умение применять полученные знания на практике

Анализ текста

61

1

Лексикология (лексика) и фразеология.


Обобщение знаний по лексикологии и фразеологии

Умение применять полученные знания на практике

Анализ текста

62

1

Морфемика. Словообразование.


Обобщение знаний по морфемике и словообразованию

Умение применять полученные знания на практике

Анализ текста

63

1

Морфология.


Обобщение знаний по морфологии

Умение применять полученные знания на практике

Анализ текста

64

1

Синтаксис. Пунктуация.


Обобщение знаний о синтаксисе словосочетания и предложения; повторение о способах передачи чужой речи

Умение применять полученные знания на практике

Анализ текста

65-68

4

Контрольная работа по материалам ГВЭ


Проверить знания учащихся по изученному материалу в 9 классе и готовность к сдаче экзамена

Умение применять полученные знания на практике





ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


п/п

Авторы

Название

Издательство

Гриф министерства

Год издания

1

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Программы общеобразовательных учреждений Русский язык.5-9 классы. 10-е издание

М.: Просвещение

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

2010

2

Тростенцова Л.А., Ладыженская ТА., Дейкина А.Д. и др

Русский язык. 9 кл

М.:Просвещение

Рекомендовано

Министерством образования и науки Российской Федерации

2011

3







  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


п/п

Авторы

Название

Издательство

Год издания

1

Богданова Г. А.

Уроки русского языка в 9 кл.

М.: Просвещение

2006

2

Богданова Г. А.

Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы.

М.: Просвещение

2005











ЦИКЛОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Виды контроля

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Административные контрольные работы




1





1

Диктанты



1







Контрольные тесты / мини-тесты

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Проверочные работы

2

2

1

2

1

2

3

2

2

Сочинение классное/домашнее

2/0

1/0


2/2

1

1

2/2

1

1

Изложение

2


1


1


1


1

Словарный диктант



1



1



1

Уроки развития речи

5

3

3

2


2

1



Практические работы



1


1


1