Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5 |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 6 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Синяева Юлия Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
базовой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9», утвержденной 31 августа 2015 г. приказом № 67/1;
Авторской программой «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.].— М.: Просвещение, 2013).
Для реализации программного содержания используется учебник Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение русского языка во 6-м специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык. Речь. Общение (1 ч)
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации.
Повторение изученного в 5 классе (7 ч + 1 ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Развитие речи. Деление текста на части. Прямая речь. Диалог.
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Текст (2 ч + 2 ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые (опорные) слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления.
Развитие речи. Сочинение-описание по картине.
Лексика. Культура речи (5 ч + 1 ч)
Повторение изученного по лексике в 5 классе. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка: толковые словари; словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т. д.
Развитие речи. Собирание материалов к сочинению.
Фразеология. Культура речи (2 ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Словообразование. Орфография. Культура речи (14 ч + 3 ч)
Повторение изученного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращённых слов, аббревиация). Переход одной части речи в другую как способ словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Правописание букв Ы и И после приставок на согласные, гласных в при- ставках пре- и при-. Правописание соединительных гласных О и Е. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Развитие речи. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Рассказ по рисункам. Сочинение по картине.
Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (13 ч + 2 ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.7 Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Существительные общего рода. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. Не с существительными. Согласные Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик; буквы О и Е после шипящих в суффиксах. Морфологический разбор существительного.
Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине.
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (16 ч + 3 ч)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; гласные и согласные в суффиксах прилагательных -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-); различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательного.
Развитие речи. Описание природы; структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Продолжение текста по заданному началу. Выборочное изложение по художественному произведению.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»
Имя числительное (10 ч + 1 ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Морфологический разбор числительного.
Развитие речи. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя числительное»
Местоимение (13 ч + 3 ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.
Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности; сочинение-рассуждение. Сочинение на заданную тему
Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение»
Глагол (21 ч + 4 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы Ь и И в глаголах в повелительном наклонении. Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го или от 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности. Подробное изложение.
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (10 ч + 2 ч) Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке». Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение на выбранную тему.
Повторение и систематизация изученного в 5- 6-х классах. Культура речи (10 ч + 2 ч)
Развитие речи. Написание контрольного сочинения на одну из тем по выбору.
Итоговый контрольный диктант № 8.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Причина изменений | Кол-во контр. диктантов |
По программе | С изменениями |
Язык. Речь. Общение. | 3+1 | 1 | В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида на изучение русского языка в 6 классе отводится 4 часа в неделю. В специальных (коррекционных) классах VII вида есть уроки КРЗ (1 час в неделю) для дополнительной отработки материала. | |
Повторение изученного в 5 классе. | 6+2 | 7+1 | 1 |
Текст. | 3+2 | 2+2 | |
Лексика. Культура речи. | 10+2 | 5+1 | |
Фразеология. Культура речи. | 3+1 | 2 | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 31+4 | 14+3 | 1 |
Имя существительное. | 22+3 | 13+2 | 1 |
Имя прилагательное. | 22+3 | 16+3 | 1 |
Имя числительное. | 16+2 | 10+1 | 1 |
Местоимение. | 23+3 | 13+3 | 1 |
Глагол. | 30+6 | 21+4 | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5- 6-х классах. Культура речи. | 10+2 | 10+2 | 1 |
ИТОГО | 210 | 136 | 8 |
Календарно-тематический план
по русскому языку для 6 Б класса
на 2017-2018учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
| | Язык. Речь. Общение. (1 ч) | | |
1 | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 01.09-08.09 | |
Повторение изученного в 5 классе. (7 ч + 1 ч) |
2 | 1 | Фонетика. Орфоэпия. | 01.09-08.09 | |
3 | 2 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | |
4 | 3 | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. | |
5 | 4 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | 11.09-15.09 | |
6 | 5 | Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор. | |
7 | 6 | Р.р. Деление текста на части. | |
8 | 7 | Прямая речь. Диалог. | |
9 | 8 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5 классе». | 18.09-22.09 | |
Текст. (2 ч + 2 ч) |
10 | 1 | Анализ диктанта. Текст, его особенности. | 18.09-22.09 | |
11 | 2 | Официально-деловой стиль речи. | |
12 | 3 | Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине А. М. Герасимова «После дождя». | |
13 | 4 | Р.р. Написание обучающего сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «После дождя». | 25.09-29.09 | |
Лексика. Культура речи. (5 ч + 1 ч) |
14 | 1 | Слово и его лексическое значение. | 25.09-26.09 | |
15 | 2 | Р.р. Собирание материалов к сочинению. | |
16 | 3 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. | |
17 | 4 | Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. | 02.10-11.10 | |
18 | 5 | Устаревшие слова. Словари. | |
19 | 6 | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи». | |
Фразеология. Культура речи. (2 ч) |
20 | 1 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 02.10-11.10 | |
21 | 2 | Повторение изученного по теме «Фразеология. Культура речи». | 16.10-20.10 | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. (14 ч + 3 ч) |
22 | 1 | Морфемика и словообразование. | 16.10-20.10 | |
23 | 2 | Р.р. Описание помещения. | |
24 | 3 | Основные способы образования слов в русском языке. | |
25 | 4 | Основные способы образования слов в русском языке. | 23.10-27.10 | |
26 | 5 | Сложносокращенные слова. Этимология слов. | |
27 | 6 | Р. р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Подготовка к обучающему сочинению-описанию помещения. | |
28 | 7 | Р. р. Написание обучающего сочинения-описания помещения. | |
29 | 8 | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -кос- ,-кас-. | 30.10-03.11 | |
30 | 9 | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-, -гар-. | |
31 | 10 | Буквы А и О в корнях –зар- и –зор- | |
32 | 11 | Буквы ы и и после приставок на согласные. | |
33 | 12 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | 06.11-10.11 | |
34 | 13 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | |
35 | 14 | Правописание соединительных гласных о и е. | |
36 | 15 | Морфемный и словообразовательный разбор. | |
37 | 16 | Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 13.11.-17.11 | |
38 | 17 | Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
Имя существительное. (13 ч + 2 ч) |
39 | 1 | Анализ контрольного диктанта. Имя существительное как часть речи. | 13.11-17.11 | |
40 | 2 | Разносклоняемые имена существительные. | |
41 | 3 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 27.11-01.12 | |
42 | 4 | Несклоняемые существительные. | |
43 | 5 | Род несклоняемых существительных. | |
44 | 6 | Имена существительные общего рода. | |
45 | 7 | Морфологический разбор имени существительного. | 04.12-08.12 | |
46 | 8 | Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-рассказу по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». | |
47 | 9 | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассказа по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». | |
48 | 10 | Не с существительными. | |
49 | 11 | Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 11.12-15.12 | |
50 | 12 | Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик. | |
51 | 13 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных. | |
52 | 14 | Повторение и закрепление изученного. | |
53 | 15 | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное». | 18.12-22.12 | |
Имя прилагательное. (16 ч + 3 ч) |
54 | 1 | Анализ контрольного диктанта. Имя прилагательное как часть речи. | 18.12-22.12 | |
55 | 2 | Р.р. Описание природы. | |
56 | 3 | Степени сравнения прилагательных. | |
57 | 4 | Степени сравнения прилагательных. | 25.12-30.12 | |
58 | 5 | Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | |
59 | 6 | Относительные прилагательные. | |
60 | 7 | Притяжательные прилагательные. | |
61 | 8 | Р. р. Подготовка к выборочному изложению по произведению художественной литературы | 09.01-12.01 | |
62 | 9 | Р. р. Написание выборочного изложения по произведению художественной литературы | |
63 | 10 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
64 | 11 | Не с именами прилагательными. | |
65 | 12 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 15.01-19.01 | |
66 | 13 | Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных. | |
67 | 14 | Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных. | |
68 | 15 | Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. | |
69 | 16 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | 22.01-26.01 | |
70 | 17 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | |
71 | 18 | Повторение и закрепление изученного. | |
72 | 19 | Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное». | |
Имя числительное. (10 ч + 1 ч) |
73 | 1 | Анализ диктанта. Имя числительное как часть речи. | 29.01-02.02 | |
74 | 2 | Простые и составные числительные. | |
75 | 3 | Буква ь в середине и на конце числительных. | |
76 | 4 | Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. | |
77 | 5 | Дробные числительные. | 05.02-09.02 | |
78 | 6 | Собирательные числительные. | |
79 | 7 | Порядковые числительные. | |
80 | 8 | Морфологический разбор числительного. | |
81 | 9 | Повторение изученного по теме «Имя числительное». | 12.02-16.02 | |
82 | 10 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя числительное». | |
83 | 11 | Анализ диктанта. Р. р. Устное выступление на тему «Берегите природу!». | |
Местоимение. (13 ч + 3 ч) |
84 | 1 | Местоимение как часть речи. | 12.02-16.02 | |
85 | 2 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 19.02-21.02 | |
86 | 3 | Возвратное местоимение себя. | |
87 | 4 | Р. р. Написание сочинения-рассказа от первого лица по сюжетным рисункам. | |
88 | 5 | Вопросительные и относительные местоимения. | |
89 | 6 | Неопределённые местоимения. | 26.02-02.03 | |
90 | 7 | Отрицательные местоимения. | |
91 | 8 | Притяжательные местоимения. | |
92 | 9 | Р.р. Рассуждение как тип текста. Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | |
93 | 10 | Р. р. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. | 05.03-09.03 | |
94 | 11 | Указательные местоимения. | |
95 | 12 | Определительные местоимения. | |
96 | 13 | Морфологический разбор местоимения. | |
97 | 14 | Повторение и закрепление изученного. | 12.03-16.03 | |
98 | 15 | Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение». | |
99 | 16 | Анализ контрольного диктанта. | |
Глагол. (21 ч + 4 ч) |
100 | 1 | Глагол как часть речи. | 12.03-16.03 | |
101 | 2 | Разноспрягаемые глаголы. | 19.03-23.03 | |
102 | 3 | Переходные и непереходные глаголы. | |
103 | 4 | Переходные и непереходные глаголы. | |
104 | 5 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного. | |
105 | 6 | Р. р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного. | 26.03-30.03 | |
106 | 7 | Изъявительное наклонение. | |
107 | 8 | Изъявительное наклонение. | |
108 | 9 | Изъявительное наклонение. | |
109 | 10 | Условное наклонение. | 02.04-06.04 | |
110 | 11 | Условное наклонение. | |
111 | 12 | Повелительное наклонение. | |
112 | 13 | Повелительное наклонение. | |
113 | 14 | Употребление наклонений. | 16.04-20.04 | |
114 | 15 | Безличные глаголы. | |
115 | 16 | Р.р. Подготовка к обучающему подробному изложению. | |
116 | 17 | Р.р. Написание обучающего подробного изложения. | 16.04-20.04 | |
117 | 18 | Морфологический разбор глагола. | 23.04-27.04 | |
118 | 19 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | |
119 | 20 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | |
120 | 21 | Повторение и закрепление изученного. | |
121 | 22 | Повторение и закрепление изученного. | 30.04-04.05 | |
122 | 23 | Повторение и закрепление изученного. | |
123 | 24 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол». | |
124 | 25 | Анализ контрольного диктанта. | |
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. (10 ч + 2ч) |
125 | 1 | Раздела науки о языке. | 07.05-11.05 | |
126 | 2 | Орфография. | |
127 | 3 | Р.р. Написание контрольного сочинения на одну из тем по выбору. | |
128 | 4 | Р.р. Написание контрольного сочинения на одну из тем по выбору. | |
129 | 5 | Пунктуация. | 14.05-18.05 | |
130 | 6 | Лексика и фразеология. | |
131 | 7 | Итоговый контрольный диктант № 8. | |
132 | 8 | Анализ итогового контрольного диктанта. | |
133 | 9 | Словообразование. | 21.05-25.05 | |
134 | 10 | Морфология. | |
135 | 11 | Морфология. | |
136 | 12 | Синтаксис. | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 136 | 17 | 8 | | 22 |
выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Андреева М.М./
«28» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «29» августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./