СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Личность в истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на воспитание у учащихся уважения к минувшему, которое, по меткому выражению А.С. Пушкина, — «черта, отличающая образованность от дикости». Вместе с тем школьный возраст — период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм.

Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории  Хабаровского края, Вяземского района.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Личность в истории"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края


Рассмотрено Утверждено

на заседании педагогического совета директор

от «__»_____20___г. Протокол №___ образовательного учреждения

приказ №___ от «__»____20__г.



Рабочая программа внеурочной деятельности «Личность в истории. История Отечества. Великие имена»

Модуль: «Великие имена Дальнего Востока» (интеллектуально-познавательной направленности

с элементами краеведения).



5 класс (Стандарты 2 поколения)


Разработчик:

Сакриева Н.П.

Учитель истории и обществознания


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Личность в истории. История Отечества. Великие имена»

модуль: «Великие имена Дальнего Востока» 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г №1897), фундаментального ядра содержания общего образования, под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова, Москва «Просвещение»,2011г., Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Составитель Е.С. Савинов. Москва «Просвещение», 2011г., примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 Москва «Просвещение» 2010г., программ регионального компонента:

Дополнительные требования к стандарту образовательной области «Обществознание», Хабаровск, 2002г

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования от 16.06.03 № 11-9-2193

Иконникова Т.Я. Учебная программа «История Дальнего Востока» Часть 1 (XVII в.-март 1917г). Хабаровск 1994г

Обучение истории в 5 классе начинается с истории Древнего мира. Еще К.Д. Ушинский предупреждал, что неверно начинать обучение истории с всеобщей, учить детей смотреть «сквозь чужие очки». События отечественной истории более близки и доступны школьникам. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, так и к изучению истории лучше приступать, знакомя детей именно с отечественной историей, историей своего края. Кроме того, в наши задачи входит расширение представлений об общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, воспитание, патриотизма.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной исторической памяти. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, у них формируется чувство патриотизма.

Исследователи давно показали, что:

— у школьников есть интерес к прошлому — событиям, историческим личностям, жизни и быту людей и многому другому;

— исторический материал способствует воспитанию любви к Отечеству, уважению к истории и культуре других народов;

— без исторического материала значительно труднее формировать общественно-политические представления о жизни современной России.

Программа направлена на воспитание у учащихся уважения к минувшему, которое, по меткому выражению А.С. Пушкина, — «черта, отличающая образованность от дикости». Вместе с тем школьный возраст — период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм.

Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Хабаровского края, Вяземского района.

Задачи программы:

  • познакомить с историей русских землепроходцев, узнать причины тех или иных событий прошлого;

  • развивать в детях наблюдательность; способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; познавательный интерес школьников к истории; способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельность и инициативу;

  • воспитывать чувства патриотизма, уважения к опыту предков.

Программа предполагает организацию деятельности учащихся от простого собирательства информации к описанию конкретных исторических событий, самостоятельному исследовательскому поиску и овладению элементарными навыками научной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории (в рамках интегрированного курса «Окружающий мир», 4 класс), изобразительного искусства, литературы, географии.

В условиях партнерского общения обучающихся и учителя открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности учащихся, объединенных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 5 класса в течение 1 года обучения в объеме 34 часов.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность учащихся и родителей. Тем самым у ученика появляется возможность раскрывать свои способности, самовыразиться и самореализоваться в общественно-полезных и личностно-значимых формах деятельности.




Содержание.


Введение. Дальний Восток – земля подвигов. Причины расширения восточных границ русского государства в XVII веке. Возможность быстрого выхода на сибирские земли и продвижения к Тихому океану.

Землепроходцы XVII века.

Экспедиция Ивана Юрьевича Москвитина, её выход на побережье Охотского моря в 1639 году. Основание Усть –Ульинского зимовья. Сбор ясака с местного населения. Открытие реки Охоты. Морской поход до Шантарских островов. Первые сведения об Амуре и Сахалине. Историческое значение похода под руководством И.Ю. Москвитина.

Экспедиция на Амур Василия Даниловича Пояркова (1643-1646 гг). Цели похода и состав участников. Маршрут продвижения отряда. Основание зимовья на р. Гономе. Перевал через Становой хребет основной части отряда. Выход в долину р.Зеи. Направление группы казаков во главе с Юрием Петровым в устье р. Селемги за продовольствием. Первые контакты с даурами, причины военного столкновения. Воссоединение отряда весной 1644 г. Спуск по течению Амура. Зимовка «в землях гиляков» (нивхов). Сбор ясака. Описание В.Д. Поярковым Приамурья. Выход весной 1645г. в Охотское море. Зимовье в устье р. Ульи. Возвращение экспедиции в Якутск. Причины большихлюдских потерь в отряде.

Историческое значение экспедиции В.Д. Пояркова.

Походы Ерофея Павловича Хабарова на Амур (1649-1651). Цель похода и поддержка его якутским воеводой Д. Францисбековым. Маршрут экспедиции. Основание Албазинского городка. Попытка подчинения даурских племен. Сбор ясака и образцов сельскохозяйственных злаков. Составление чертежа верхнего течения Амура. Его описание Даурской земли и выводы о перспективности его освоения. Поход Хабарова летом 1650г. на Амур с новыми «охотчими людьми». Присоединение к Хабарову отрядов С. Полякова и К. Иванова. Спуск по течению Амура в 1651г. Вооруженное столкновение во владениях даурского князя Гугуара. Основание Ачанского городка. Отражение нападений манжурского отряда в марте 1652 г. Причины разрушения Ачанского городка казаками. Передвижение в устье реки Зеи.

Историческое значение амурских походов 1649-1653гг., оценка деятельности Е.П.Хабарова.

Экспедиция Семена Ивановича Дежнева. Открытие пролива, разделяющего Азиатский и Американский континенты (1648г.)

Исследователи Дальнего Востока XVIII века

Организация похода под руководством Владимира Владимировича Атласова (1697-1699гг.). Маршрут экспедиции. Описание Камчатки, особенностей хозяйства и быта оборигенов. Сбор ясака и доставка его в Москву. Возвращение В.В. Атласова на Камчатку. Его гибель.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1725-1730гг). Маршрут экспедиции и ее географические открытия (остров Святого Лаврентия, пролив между Азией и Америкой и др.)

Великая северная экспедиция (1733-1743гг.) Цели экспедиции. Ее научное и материальное обеспечение. Особенности деятельности.

Исследование Камчатки Степаном Петровичем Крашенинниковым. Научное значение его фундаментального труда «Описание земли Камчатки» (1755г.)

Русская Америка.

Деятельность Григория Ивановича Шелехова по укреплению экономических и политических позиций России на Американском материке.З начение деятельности Г.И. Шелихова – «Колумба русского».

Николай Петрович Резанов –уполномоченный Российско-Американской компании в Петербурге и его деятельность.

Основание Иваном Александровичем Кусковым форта Росс в Северной Калифорнии (1812г.).

Исследователи Дальнего Востока XIX .

Первая кругосветная экспедиция (1803-1806гг.). Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский - командиры кораблей «Надежда» и «Нева». Цели экспедиции, ее маршрут. Дипломатическая миссия Н.П. Резанова в Нагасаки и причины ее неудачи (1804-1805гг). Составление Н.П. Резвановым «Словаря японского языка».

Географические открытия экспедиции Г.И. Невельского. Маршрут транспорта «Байкал» (1848-1849гг). Исследование побережья Сахалина. Открытие устья Амура. Открытие пролива, отделяющего материк от Сахалина. Возвращение экспедиции в Петропавловск. Амурская экспедиция Г.И. Невельского. Историческое значение деятельности Амурской экспедиции.

Миссия ЕфимийяВасильевича Путятина на Дальнем Востоке.

Книга И.А. Гончарова «Фрегат Паллада».

Деятельность Н.Н. Муравьева –Амурского и ее значение для развития дальневосточных земель.

Строительство Уссурийской железной дороги (1891-1897гг.). Орест Полиенович Вяземский – руководитель строительства.

Герои XX века.

Деятельность Николая Ивановича Гродекова. Открытие в Хабаровске краеведческого музея.

Исследования В.К. Арсеньева. Его работы «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала».

Русско-японская война. Героическая оборона Порт-Артура, о.Сахалин. Подвиг крейсера «Варяг».


Учебно-тематический план и соотношение Теоретической и Практической части

Раздел

Количество часов по теме (разделу)

Практическая часть

Практическая Работа

продукт

Введение. Дальний Восток – земля подвигов.

1



Землепроходцы XVII века

6

2

Макет ладьи XVII века.

Макет зимовья.

Исследователи Дальнего Востока XVIII века

5

1

Создание изображений судов. Организация выставки работ.

Русская Америка

4

1

Составление карты-схемы

Исследователи Дальнего Востока XIX

7

1

Фотовыставка «История в камне»

Герои XX века

5

2

Презентации «Имя твое –подвиг»»

Вклад русского народа в историю географических открытий.

4

4

Рефераты, выставки

Итоговое мероприятие

2

2

Научно-практическая конференция

Итого:

34





Планируемые результаты


По окончании обучения по программе учащиеся научаться:

- рассказывать историю, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в историю своей родины, своего края,

- раскрывать основные термины (в рамках изучаемой программы)

- овладеют способами проведения поисково-исследовательской работы,

- общаться с людьми, вести беседу, исследовательские записи и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и исследовательскую работу.

Итогом курса «Личность в истории. История Отечества. Великие имена» станет подготовка и проведение итоговой конференции и выставки работ учащихся и учителя по итогам работы. Оформление рефератов, стендовых материалов и иллюстраций, отражающих историю открытия дальневосточных земель, кругосветных и арктических плаваний русских моряков.





Календарно- тематический план

№ п/п

тема

Кол-во часов

дата

Основные виды деятельности (УУД)


1

Введение. Дальний Восток – земля подвигов

1


Работа с географической картой


Землепроходцы XVII века -6 часов

2

Иван Юрьевич Москвитин

1


Проводить поиск информации о русских землепроходцах. Показывать на географической карте маршруты экспедиции.


3

Василий Данилович Поярков

1


Проводить поиск информации о русских землепроходцах. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники.


4

Ерофей Павлович Хабаров

1


Проводить поиск информации о русских землепроходцах. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники


5

Семен Иванович Дежнев

1


Проводить поиск информации о русских землепроходцах. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники


6

Практическое занятие. Как мы представляем суда мореплавателей прошлого.

2


Планировать и организовывать работу в группе. Представлять результаты групповой работы


7



Планировать и организовывать работу в группе. Представлять результаты групповой работы


Исследователи Дальнего Востока XVIII века -5 часов

8

Владимир Владимирович Атласов

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


9

Витус Беринг

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


10

Алексей Ильич Чириков

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


11

Степан Петрович Крашенинников «Описание земли Камчатки»

1


Изучать отрывки произведения и использовать содержание в рассказе о географических открытиях


12

Практическое занятие «Корабли XVIII века»

1


Создание изображений судов. Организация выставки работ


Русская Америка -4 часа

13

Григорий Иванович Шелехов

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


14

Николай Петрович Резанов

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


15

Иван Александрович Кусков

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


16

Практическое занятие «Форт Росс»

2


Создание презентаций и защита работ



17

Иван Федорович Крузенштерн

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя. Составление карты-схемы кругосветного плавания


18

Г.И. Невельской

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


19

Ефимий Васильевич Путятин

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя.


20

И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»

1


Изучать отрывки произведения и использовать содержание в рассказе


21

Н.Н. Муравьев -Амурский

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя


22

Орест Полиенович Вяземский

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя


23

Музейная экскурсия «»

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя.


Герои XX века -5 часов

24

Николай Иванович Гродеков

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя


25

В.К. Арсеньев

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Показывать на географической карте маршруты экспедиции. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение деятельности исследователя


26

Героическая оборона Порт-Артура

1


Проводить поиск информации. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение событий


27

Крейсер «Варяг»

1


Проводить поиск информации о деятельности исследователя. Исследовать письменные источники. Раскрывать значение подвига.


28

Практическое занятие «Имя твое –подвиг»»

1


Создание презентаций и защита работ


Вклад русского народа в историю географических открытий. -4 часа

29

Практическое занятие «Отбор материала»



Создание презентаций и защита работ


30

Практическое занятие «Создание выставки и ее презентация»



Создание презентаций и защита работ


31

Практическое занятие «Защита реферата»



Создание презентаций и защита работ


32

Практическое занятие «Вклад русского народа в историю географических открытий»



Создание презентаций и защита работ


Итоговое мероприятие - 2 часа

33

Научно-практическая конференция «Встреч солнцу» или «Россия начинается на востоке».

2


Итоговая конференция.

Оформление и защита проекта «Великие имена.


34





ИТОГО

34







Материально – техническое обеспечение.

Литература:

Алексеев А.И. Колумбы российские. Магадан:Книжное издательство,1966г

Героические корабли Российского и советского военно-морского флота. М.: Воениздат.,1981г

Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий. М.:Наука,1971г

Сафонов Ф.Г. Тихоокеанские окна России. Хабаровск,1988г.