Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Целью курса внеурочной деятельности «Инофознайка» является информационная поддержка проектной деятельности обучающихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе, в том числе развитие информационной культуры.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
1. Учебный курс Microsoft Office 2007 г.
2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
Задачи обучения информатике школе, связанные с
1) обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,
познакомить школьников с основными свойствами информации,
научить их приемам организации информации,
формирование общеучебных умений и навыков,
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,
формирование умения применять теоретические знания на практике.
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности,
абстрактного и логического мышления,
творческого и рационального подхода к решению задач.
3) воспитанием:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения обучающиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией обучающиеся будут уметь:
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов.
Срок реализации программы – 1 год:
1 занятие в неделю – 34 занятия ( 34 часа)
Цели внеурочной деятельности:
Поскольку на изучение курса внеурочной деятельности «Инфознайка» в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок "Занимательная информатика». Работаем в программе Word ", который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей обучающихся;
адаптация ребенка к компьютерной среде;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
Для реализации программы также используется программное обеспечение школьного компьютерного класса.
Программное обеспечение курса
Операционная система Windows 2007, стандартные программы Калькулятор, Блокнот, Paint, клавиатурные тренажёры BabyType и Stamina, программы Microsoft Office Word, PowerPoint, Excel, среда программирования gw-basic (Visual Basic), браузеры Internet Explorer, Google Chrome и Opera, виртуальная лаборатория «Алгоритмика»1.
Содержание программы кружка «Инфознайка»
для 6 класса (34 часов)
1. Компьютер и информация (12 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
2. Человек и информация (13 ч)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Практическая работа №6. Создание таблиц.
Практическая работа №7. Таблицы. Размещение текста и графики.
Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм.
Практическая работа №9. Графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Графические возможности текстового процессора Word.
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №11. Рисунок на свободную тему.
Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».
Практическая работа №13. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа №14. Знакомство со средой программирования.
Практическая работа №15. Исполнитель.
Итоговая практическая работа по теме «Алгоритмизация»
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений Microsoft Office.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://doronina-ek.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy_k_urokam_informatiki
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library
http://pedsovet.su/load/66-1-0-39529
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Количество часов |
I. Компьютер и информация (12 ч) | | |
1 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Правила ТБ. | 1 |
2 | Файлы и папки. ПР № 1 «Работа с файлами и папками» | 1 |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 |
4 | Двоичное кодирование числовой информации | 1 |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 |
6 | Тексты в памяти компьютера. ПР №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» | 1 |
7 | Кодирование текстовой информации. ПР № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» | 1 |
8 | Практическая работа :Создание документов в текстовом процессоре Word.. | 1 |
9 | Растровое кодирование графической информации ПР №4«Оформление текста в виде списков Нумерованные списки» | 1 |
10 | Векторное кодирование графической информации. ПР №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» | 1 |
11 | Единицы измерения информации. ПР № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки». | 1 |
12 | Единицы измерения информации. ПР № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки». | 1 |
II. Человек и информация (13 ч) | | |
13 | Информация и знания. ПР № 6 «Создание таблиц» | 1 |
14 | Чувственное познание Окружающего мира. ПР № 6 «Создание таблиц» (задания 3-4) | 1 |
15 | Понятие как форма мышления. ПР № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики» | 1 |
16 | Как образуются понятия?ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2) | 1 |
17 | Структурирование и визуализация информации. Практическая работа . | 1 |
18 | Содержание и объем понятия. ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3) | 1 |
19 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 4-5) | 1 |
20 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. ПР № 9 «Графический редактор Paint» | 1 |
21 | Определение понятия. ПР № 9 «Графический редактор Paint» | |
22 | Классификация. ПР № 9 «Графический редактор Paint» (задания 7- 8) | |
23 | Суждение как форма мышления. ПР № 1 0 «Графические возможности текстового процессора Word» | |
24 | Умозаключение как форма мышления. ПР № 10 «Графические возможности текстового процессора Word» | |
25 | Итоговая практическая работа по теме «Человек и информация» | |
III. Элементы алгоритмизации (9 ч) | | |
26 | Что такое алгоритм. Практическая работа № 11 «Рисунок на свободную тему» | 1 |
27 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра | 1 |
28 | Формы записи алгоритмов. Практическая работа. | 1 |
29 | Линейные алгоритмы. ПР 12 «Линейная презентация «Часы»» | 1 |
30 | Алгоритмы с ветвлениями. ПР № 13 «Циклическая презентация «Скакалочка»». | 1 |
31 | Циклические алгоритмы. ПР №14 «Знакомство со средой программирования» | 1 |
32 | Циклические алгоритмы. ПР №15 «Исполнитель» | 1 |
33 | Итоговая практическая работа по теме «Алгоритмизация» | 2 |
34 |
1