УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Методическим кабинетом Директор Горловской общеобразовательной
При Управлении образования школы I-III ступеней № 49
Администрации города Горловка _________________В.В. Ляшенко
__________ Е. Е. Панченко
« »__________2018г. Приказ от ___________№_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(начальное образование)
учителя Горловской ОШ I-III ступеней № 49
Пискуновой Дарьи Валерьевны
с учащейся 1-Б класса
Евдокименко Ангелиной
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Проверена заместителем директора по УВР
_______________________ Р.А.Карацюба
Проверена методистом Методического кабинета
при Управлении образования администрации города Горловка
_________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Фамилия, имя и отчество учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
Евдокименко Ангелина Дмитриевна, 4.06.2011 г.р., проживающая по адресу: г.Горловка, ул.Бердянская, 25, находится на индивидуальном обучении с 04.09.2018 года.
1.2. Основание для индивидуального обучения
Евдокименко Ангелина находится на индивидуальном обучении по программе начального общего образования для общеобразовательных организаций с учетом физиологического состояния на основании:
- заявления родителей;
- заключения ПМПК (от 21.06.18 № 19-137),
- приказа по школе «Об организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальной форме обучения для Евдокименко Ангелины на 2018-2019 учебный год» от 31.08.2018г. № 137.
Диагноз учащейся: Симптоматическая эпилепсия
1.3. Психолого – физиологическая характеристика ребенка
Нарушение познавательной деятельности легкой степени. Знания и представления об окружающем мире не соответствует возрасту. Поверхность мышления, ориентация на внешние признаки. Инертность мышления. Частично переносит приобретенный опыт на аналогичные задания. Недостаточная вербализация своих действий. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
1.4. Основание для создания Рабочей программы:
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для Евдокименко Ангелины, учащейся 1-Б класса, разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Адаптированной основной программой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида (подготовительный, 1-4 классы), с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов в начальной школе.
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно- двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
1.6. Учебно - методическое обеспечение преподавания предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе
Программа: Адаптированная основная образовательная программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида (подготовительный, 1 – 4 классы) / сост. Смолянец В.Г., Михайлюта Ю.Г. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
1.7 Цель индивидуального обучения по предмету:
– создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов, интересов Евдокименко Ангелины.
1.8 Недельная нагрузка Евдокименко Ангелины – 8 часов. Согласно приказу для индивидуального обучения на занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отведено 2 часа в неделю, начиная с 04.09.2018 года
1.9 Занятия проводятся по расписанию:
Вторник: 8:55-9:30 Среда: 8:55-9:30
1.10 Реализация программы. Выполнение практической части
Адаптированная основная образовательная программа для специальных общеобразовательных организаций VIII вида по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1 класса рассчитана на 68 часов в год. Учебный материал Рабочей программы индивидуального обучения для Евдокименко Ангелины будет изучен за 64 часа.
Адаптированная основная образовательная программа для специальных общеобразовательных организаций VIII вида по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1 класса при индивидуальном обучении будет выполнена в полном объеме за счет интенсификации, метапредметности.
1.11 Основные технологии, техники, методы и приемы:
Системно-деятельностный подход в обучении с элементами личностного подхода; игровые методы; анализ, сравнение, изобразительная деятельность, прослушивание музыки
1.12 Формы оценивания:
Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
1.13 Критерии оценивания
Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
1.14 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» на конец учебного года
Учащиеся должны уметь: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями; анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет); различать основные цвета; классифицировать фигуры по одному признаку; ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога; распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей.
II. СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» 1 КЛАСС
Сравнительная характеристика Примерной программы и Рабочей программы индивидуального обучения
№ раздела | Название разделов | Количество часов по Примерной программе | Количество часов по Рабочей индивидуальной программе |
1 | РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. | 4 | 2 |
2 | РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 24 | 24 |
3 | РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. | 36 | 36 |
4 | РАЗДЕЛ 4. Итоговая диагностика учащихся | 4 | 2 |
| Итого: | 68 ч. | 64 ч |
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
№ план | № факт | Кол-во часов | Дата | Содержание учебной программы |
По плану | Фактическая |
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. |
1 | | 1 | | | Определение первичного уровня развития. Исследование Общей осведомлѐнности и кругозора учащихся, мелкой и крупной моторики рук, динамической, статической координации, ловкости и точности движений, сенсорных процессов, восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). |
2 | | 1 | | | Определение первичного уровня развития. Представления о внешних свойствах предметов. |
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. |
3 | | 1 | | | Знакомство с приѐмами правильного дыхания. Знакомство с элементами приѐмов правильного диафрагментального. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания «Вдох – Выдох» |
4 | | 1 | | | Знакомство с приѐмами правильного дыхания. Практическое освоение этапов дыхания. Выполнение дыхательных упражнений. |
5 | | 1 | | | Оптимизация тонуса и обучение приѐмам релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. |
6 | | 1 | | | Оптимизация тонуса и обучение приѐмам релаксации. Этапы релаксации. |
7 | | 1 | | | Оптимизация тонуса и обучение приѐмам релаксации. Практическое освоение этапов релаксации. |
8 | | 1 | | | Оптимизация тонуса и обучение приѐмам релаксации. Выполнение упражнений на расслабление частей тела. |
9 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
10 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
11 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
12 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
13 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
14 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
15 | | 1 | | | Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. |
16 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. |
17 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. |
18 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. |
19 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Соединение линий по точкам. |
20 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Соединение линий по точкам. |
21 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. |
22 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. |
23 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. |
24 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. |
25 | | 1 | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Упражнения с массажными мячами. |
26 | | | | | Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Упражнения с массажными мячами. |
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. (32 часов) |
27 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Определение назначения основных форм. |
28 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Определение назначения основных форм. |
29 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
30 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
31 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
32 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
33 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
34 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
35 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
36 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
37 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Описание предметов: живое – неживое; выделение признака формы; различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
38 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
39 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
40 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
41 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
42 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
43 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
44 | | 1 | | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
45 | | 1 | | | Восприятие пространства. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). |
46 | | 1 | | | Восприятие пространства. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). |
47 | | 1 | | | Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. |
48 | | 1 | | | Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. |
49 | | 1 | | | Восприятие пространства. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. |
50 | | 1 | | | Восприятие пространства. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. |
51 | | 1 | | | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. |
52 | | 1 | | | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. |
53 | | 1 | | | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. |
54 | | 1 | | | Восприятие времени. Изучение временных показателей: времѐн года, дней недели. |
55 | | 1 | | | Восприятие времени. Последовательность событий. Раньше - позже |
56 | | 1 | | | Тактильно- двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. |
57 | | 1 | | | Тактильно- двигательное восприятие. Определение на ощупь величины предметов из разного материала. |
58 | | 1 | | | Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. |
59 | | | | | Восприятие эмоций человека. Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. |
60 | | 1 | | | Восприятие эмоций человека. Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. |
61 | | 1 | | | Восприятие эмоций человека. Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. |
62 | | 1 | | | Восприятие эмоций человека. Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. |
| | | | | РАЗДЕЛ 4. Итоговая диагностика учащихся |
63 | | 1 | | | Групповые и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, Координация движений, сенсорные эталоны. |
64 | | 1 | | | Групповые и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, Координация движений, сенсорные эталоны. |