(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета, курса)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Курс «Креативное мышление» направлен на формирование и оценку креативного мышления, которое является частью функциональной грамотности и изучается в международном сравнительном исследовании PISA. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых может оказаться ребёнок в реальной жизни. Курс призван показать учащемуся, как можно вне школы применять и школьные знания, и логику, и здравый смысл, и собственный жизненный опыт. А также курс знакомит с ситуациями, которые имеют место в реальной жизни и могут встретиться ребёнку в любой момент: это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, эмоциями, проверкой достоверности информации.
В 4 классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих результатов:
– умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
– владение навыками целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебной деятельности;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
– умение использовать современные информационные технологии в учебной деятельности и в повседневной жизни;
– навыки конструктивного взаимодействия с окружающими – грамотного ведения диалога и участия в дискуссии;
– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
– понимание необходимости саморазвития, разработки индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
– формирование культуры мышления и поведения.
Раздел 1. Знакомимся с креативными решениями различных проблем.
Что такое креативность. Какие задания помогут учиться креативно мыслить. Что ценится в ответах на задания на креативное самовыражение. Что ценится в ответах на задания по решению проблем. Как следует выполнять задания на креативность. Как проводится оценка правильности выполнения заданий на креативность. Как следует читать, выполнять и оценивать задания.
Раздел 2. Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно.
Задания на креативное самовыражение: создаём рисунки. Рисунок к математическому выражению. Иди в гору. Задания на креативное самовыражение: создаём тексты. Обложка для книги. Путешествие по школе. Задания на решение естественно-научных проблем. Вопросы Почемучки. Парта будущего. Задания на решение социальных проблем. Трудный предмет. Как помочь отстающему.
№ раздела, урока | Раздел программы. Темы занятий раздела | Даты уроков | Направление, содержание воспитания и социализации | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 | Знакомимся с креативными решениями различных проблем. Что такое креативность. | | Формирование у учащихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности | Выдвигать идеи по конкретному вопросу или проблеме. Выражать идею в форме рисунка или описания. Обсуждать наиболее удачные идеи. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки результата. Выполнять эскизы, зарисовывать и фотографировать готовые работы. Выполнять проектирование. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Знать форму презентации проекта. Предлагать и выявлять наиболее удачную форму презентации проекта. Обосновывать свой выбор. Осуществлять публичную презентацию и защиту проекта. |
2 | Какие задания помогут учиться креативно мыслить. | | формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. |
3 | Что ценится в ответах на задания на креативное самовыражение. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование у учащихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры |
4 | Что ценится в ответах на задания по решению проблем. | | формирование у учащихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры |
5 | Как следует выполнять задания на креативность. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
6 | Как проводится оценка правильности выполнения заданий на креативность. | | формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. |
7 | Как следует читать, выполнять и оценивать задания. | | формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. |
8 | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Задания на креативное самовыражение: создаём рисунки. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию | Выдвигать идеи по конкретному вопросу или проблеме. Выражать идею в форме рисунка или описания. Обсуждать наиболее удачные идеи. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки результата. Выполнять эскизы, зарисовывать и фотографировать готовые работы. Выполнять проектирование. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Знать форму презентации проекта. Предлагать и выявлять наиболее удачную форму презентации проекта. Обосновывать свой выбор. Осуществлять публичную презентацию и защиту проекта. |
9 | Рисунок к математическому выражению. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; |
10 | Рисунок к математическому выражению. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
11 | Рисунок к математическому выражению. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
12 | Иди в гору. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; |
13 | Иди в гору. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
14 | Иди в гору. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
15 | Задания на креативное самовыражение: создаём тексты. Обложка для книги. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию | Выдвигать идеи по конкретному вопросу или проблеме. Выражать идею в форме рисунка или описания. Обсуждать наиболее удачные идеи. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки результата. Выполнять эскизы, зарисовывать и фотографировать готовые работы. Выполнять проектирование. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Знать форму презентации проекта. Предлагать и выявлять наиболее удачную форму презентации проекта. Обосновывать свой выбор. Осуществлять публичную презентацию и защиту проекта. |
16 | Обложка для книги. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
17 | Обложка для книги. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
18 | Путешествие по школе. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; |
19 | Путешествие по школе. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
20 | Путешествие по школе. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
21 | Задания на решение естественно-научных проблем. Вопросы Почемучки. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т. д.); формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию | Выдвигать идеи по конкретному вопросу или проблеме. Выражать идею в форме рисунка или описания. Обсуждать наиболее удачные идеи. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки результата. Выполнять эскизы, зарисовывать и фотографировать готовые работы. Выполнять проектирование. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Знать форму презентации проекта. Предлагать и выявлять наиболее удачную форму презентации проекта. Обосновывать свой выбор. Осуществлять публичную презентацию и защиту проекта. |
22 | Вопросы Почемучки. Шаг 2. | | формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т. д.); формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
23 | Вопросы Почемучки. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
24 | Парта будущего. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; |
25 | Парта будущего. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
26 | Парта будущего. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
27 | Задания на решение социальных проблем. Трудный предмет. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т. д.); формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию | Выдвигать идеи по конкретному вопросу или проблеме. Выражать идею в форме рисунка или описания. Обсуждать наиболее удачные идеи. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи. Делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки результата. Выполнять эскизы, зарисовывать и фотографировать готовые работы. Выполнять проектирование. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Знать форму презентации проекта. Предлагать и выявлять наиболее удачную форму презентации проекта. Обосновывать свой выбор. Осуществлять публичную презентацию и защиту проекта. |
28 | Трудный предмет. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
29 | Трудный предмет. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
30 | Как помочь отстающему. Шаг 1. | | формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации; |
31 | Как помочь отстающему. Шаг 2. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
32 | Как помочь отстающему. Шаг 3. | | формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
33 | Чему научились. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |
34 | Финальные задания. | | формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию |