муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Сафоново Смоленской области.
«Рассмотрено» «Согласовано» «Принято» «Утверждаю»
Руководитель Г(Р)МО Заместитель руководителя на заседании Директор МБОУ «СОШ №1»
/Л.В. Алексеева/ по УВР МБОУ «СОШ №1» педагогического совета И.В. Сидоренкова
Протокол № И.А. Антонова Протокол № Приказ № .
от « » 2020г. « » 2020г. от « » 2020г. от « » 2020г.
Рабочая учебная программа
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
8 класс
преподавателя-организатора ОБЖ Петроченкова Сергея Геннадьевича,
I квалификационная категория
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
1. Нормативные правовые документы
Рабочая программа для 8-х классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основеследующих документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с внесенными изменениями;
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 1» г. Сафоново;
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 4-е изд. М.: Просвещение, 2016. – 63с.;
Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 1» г. Сафоново;
Учебный план МБОУ «СОШ № 1» на 2020- 2021 учебный год.
2. УМК
Учебник: 8 кл. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников — Москва, ОАО изд. «Просвещение», 2018.
Дополнительная литература:
1 | 8 кл. М.П.Фролов - Москва, ООО "Издательство АСТ-Астрель", 2005 |
2 | 8 кл. С.Н.Вангородский - Москва, ООО "Дрофа", 2006 |
3 | 7 - 8 кл. И.К. Топоров - Москва, ОАО изд. "Просвещение", 2008 |
1 | Набор плакатов |
2 | Тренажёр-манекен (тренажёр сердечно-лёгочной реанимации) «Александр 1-0.1» |
3. Количество часов
На учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 34 ч. в год. Контроль и проверка знаний по отдельным темам предмета проводится поэтапно, после прохождения материала, отведённого на изучение темы.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная технология, практико-ориентированный подход, ИКТ и др.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением «О текущей и промежуточной аттестации» в комплексной форме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание предмета
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоёмах
Экология и безопасность
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Тематическое планирование
Компоненты:
Практические работы – 5
Проверочные работы – 2
Тесты – 7
Промежуточная аттестация – 1
№ п/п | Наименование модулей и разделов | Количество часов |
1 | Модуль-I: Основы безопасности личности, общества и государства | 23 |
| 16 |
| 7 |
2 | Модуль-II: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
| 7 |
| 3 |
3 | Промежуточная аттестация | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Основы безопасности жизнедеятельности» — 8 класс
1 час в неделю — 34 часа в год
№ урока | Тема урока. | Дата |
план | факт. |
Модуль 1: «Основы безопасности личности, общества, государства» (23 ч) |
Раздел 1: «Основы комплексной безопасности» (16 ч) |
Тема 1: «Пожарная безопасность» (3 ч) |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 07.09.20 | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 14.09.20 | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 21.09.20 | |
Тема 2: «Безопасность на дорогах» (3 ч) |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | 28.09.20 | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 05.10.20 | |
6 | Велосипедист — водитель транспортного средства. | 12.10.20 | |
Тема 3: «Безопасность на водоёмах» (3 ч) |
7 | Безопасное поведение на воде в различных условиях. | 19.10.20 | |
8 | Безопасный отдых на водоёмах. | 26.10.20 | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 09.11.20 | |
Тема 4: «Экология и безопасность» (2 ч) |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 16.11.20 | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 23.11.20 | |
Тема 5: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» (5 ч) |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 30.11.20 | |
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 07.12.20 | |
14 | Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия. | 14.12.20 | |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 21.12.20 | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 28.12.20 | |
Раздел 2: «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» (7 ч) |
Тема 6: «Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций» (4 ч) |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 11.01.21 | |
18 | Обеспечение химической защиты населения. | 18.01.21 | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 25.01.21 | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 01.02.21 | |
Тема 7: «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера» (3 ч) |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 08.02.21 | |
22 | Эвакуация населения. | 15.02.21 | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (Проверочная работа) | 22.02.21 | |
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (10 ч) |
Раздел 4: «Основы здорового образа жизни» (7 ч) |
Тема 8: «Здоровый образжизни и его составляющие» (7 ч) |
24 | Здоровье как основная ценность человека. | 01.03.21 | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. | 15.03.21 | |
26 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. | 05.04.21 | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 12.04.21 | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 19.04.21 | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 26.04.21 | |
30 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. (Проверочная работа) | 03.05.21 | |
Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч) |
Тема 12: «Первая помощь при неотложных состояниях» (3 ч) |
31 | Первая помощь пострадавшим и её значение. | 10.05.21 | |
32 | Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. | 17.05.21 | |
33 | Первая помощь при травмах. Первая помощь при утоплении. | 24.05.21 | |
Промежуточная аттестация (1 ч) |
34 | Комплексная проверочная работа. Подведение итогов за год. | 31.05.21 | |
Всего: | 34 часа |