СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" 4 класс для индивидуального обучения на дому НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" разработана для детей с нарушениями, надомное обучение для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий социальный мир" 4 класс для индивидуального обучения на дому НОО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Данная программа предназначена для индивидуального обучения на дому ребенка с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) четвертого класса.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета

Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

-дать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка);

-развивать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности;

- дать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);

- дать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли;

-учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;

- учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности;

-учить организовывать свободное время с учетом своих интересов;

- воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие

- учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников;

- дать представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;

- дать представление о государственной символике;

- дать представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Коррекционные задачи:

- развивать внимание, память, речь, мышление;

- корректировать недостатки эмоционально – волевой сферы;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- корректировать и проводить работу по профилактике негативных черт поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Адаптированная рабочая программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий социальный мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью ( интеллектными нарушениями) Вариант 2

Вариант 2 предполагает, что учащийся с умственной отсталостью (интеллектными нарушениями), обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями учащихся с умственной отсталостью (интеллектными нарушениями)и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.

Окружающий социальный мир как учебный предмет направлен на формирование у учащихся с умственной отсталостью( интеллектными нарушениями) представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения

Название учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Особенности обучения

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

На всех уроках используются следующие принципы:

- наглядности,

- доступности,

- практической направленности,

- коррекции.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий социальный мир

обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе

образования детей с ОВЗ. На его изучение в четвертом классе 34 рабочие недели, соответственно 34 часа). Так как Рабочая программа разработана для ученика, обучающегося индивидуально на дому, то количество часов сокращено до 0,5 часов в неделю (17 часов в год).

  1. Планируемые результаты

Личностные

Освоение учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам учащихся, освоивших программу «Окружающий социальный мир», относятся: Личностные результаты:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.  

Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  



Предметные результаты

Критерий


Минимальный уровень

Достаточный уровень


Квартира, дом, двор.


-Уметь узнавать (различать) части дома (стена, крыша, окно).

-Уметь узнавать (различать) типы домов (одноэтажный, многоэтажный)

-Уметь узнавать (различать) места общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).

-Знать функциональное назначение помещений квартиры

-Узнавать свой домашний адреса.

-Уметь узнавать (различать) предметы посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка


Уметь узнавать (различать) части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Уметь узнавать (различать) типы домов (одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный)

Уметь узнавать (различать) помещения квартиры (комната, спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).

Уметь сообщать свой домашний адрес (город, улица, номер дома, номер квартиры).

Уметь узнавать (различать) предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.


Школа


Уметь ориентироваться в классе.

Уметь ориентироваться в помещениях школы.

Иметь представление о профессиях людей, работающих в школе.

Уметь следовать правилам игры. (С помощью взрослого).


Уметь ориентироваться в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей.

Уметь ориентироваться в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня.

Иметь представление о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,

линейка, краски, кисточка, пластилин).

Уметь соблюдать общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Уметь обращаться за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.


Предметы быта.


Уметь узнавать предметы мебели (стол, стул, кровать).

Знать назначения предметов мебели. (с помощью взрослого)

Уметь различать виды мебели.

Уметь узнавать (различать) предметы посуды (тарелка, кружка, ложка, вилка).

Знать назначение предметов посуды. (с помощью взрослого.)


Уметь узнавать предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Знать назначения предметов мебели.

Уметь различать виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная, кухонная).

Уметь узнавать (различать) предметы посуды тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Знать назначение предметов посуды.


Продукты питания.


Уметь узнавать (различать) напитки (вода, чай, сок) по внешнему виду.

Уметь узнавать (различать) мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса)

Уметь узнавать (различать) мучные изделия готовые к употреблению (хлеб, батон).

Уметь узнавать (различать) кондитерские изделия (конфета, шоколад).


Уметь узнавать (различать) напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, кофе) по внешнему виду и на вкус.

Уметь узнавать (различать) мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).

Уметь узнавать (различать) мучные изделия готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки

(приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Уметь узнавать (различать) кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).


Город. Село.


Уметь узнавать (различать), назначение зданий: вокзал, больница, парикмахерская, магазин, жилой дом.

Уметь узнавать (различать), профессии (врач, продавец, повар).

Знать (соблюдать) правила перехода улицы.


Уметь узнавать (различать), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный), жилой дом.

Уметь узнавать (различать), профессии врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

Знать (соблюдать) правила перехода улицы.

Уметь узнавать (различать) части территории улицы (проезжая часть, тротуар).

Знать (соблюдать) правила поведения на улице).


Транспорт.


Узнавать (различать) наземный транспорт.

Уметь соотносить деятельности с профессией.

Уметь узнавать (различать) общественный транспорт.

Знать места посадки и высадки из автобуса.


Знать назначения наземного транспорта.

Знать (называние) профессий людей, работающих на транспорте.

Уметь соотносить деятельность с профессией

Знать правила поведения в общественном транспорте

Уметь узнавать (различать) специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

Знать профессии людей, работающих на специальном транспорте.

Уметь соотносить деятельность с профессией.

Творческое задание №38

Знать традиции и атрибуты праздников (Новый Год, , 8 Марта, Масленица).


Традиции, обычаи.


Знать традиции праздников (Новый год, 8 Марта, масленица)


Знать название государства, в котором мы живем.

Знать государственную символику (флаг).


Страна.


Знать название государства, в котором мы живем.



Характеристика базовых учебных действий










Группа БУД

Учебные действия и умения


1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся


-Спокойное пребывание в новой среде;

- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

- Принятие контакта, инициированного взрослым;

- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

2. Формирование учебного поведения


-Поддержание правильной позы;

-Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

- Подражание простым движениям и действиям с предметами;

- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

- Использование по назначению учебных материалов;

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками


Выполнение задания полностью (от начала до конца);

- Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);

- Переход от одного задания (операции) к другому в соответствии с алгоритмом действия


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты после четвертого года обучения

К концу 3-ого года занятий по программе дети должны знать:   наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, водитель

Должны уметь: умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

2.Основное содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами:

Квартира, дом, двор

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный). Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком.

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

Школа

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин ит.д.).

Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Предметы быта

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Продукты питания

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус.

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).

Узнавание (различение) муки имучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Город

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), жилой дом.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение)технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы.Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, , 8 Марта, Масленица). Знание школьных традиций.

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВВАНИЕ

Раздел и темы учебного предмета

Количество часов

Виды учебной деятельности

Квартира, дом, двор.


3

-Уметь узнавать (различать) типы домов (одноэтажный, многоэтажный)

-Уметь узнавать (различать) места общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).

-Знать функциональное назначение помещений квартиры

-Узнавать свой домашний адреса.


Школа


2

- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; - Принятие контакта, инициированного взрослым

Предметы быта.


2

Уметь узнавать предметы мебели (стол, стул, кровать).

Знать назначения предметов мебели. (с помощью взрослого)

Уметь различать виды мебели.

Уметь узнавать (различать) предметы посуды (тарелка, кружка, ложка, вилка).

Знать назначение предметов посуды. (с помощью взрослого.)


Продукты питания.


2

Уметь узнавать (различать) напитки (вода, чай, сок) по внешнему виду.

Уметь узнавать (различать) мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса)

Уметь узнавать (различать) мучные изделия готовые к употреблению (хлеб, батон).

Уметь узнавать (различать) кондитерские изделия (конфета, шоколад).


Город. Село.


2

Уметь узнавать (различать), назначение зданий: вокзал, больница, парикмахерская, магазин, жилой дом.

Уметь узнавать (различать), профессии (врач, продавец, повар).

Знать (соблюдать) правила перехода улицы.


Транспорт.


2

Узнавать (различать) наземный транспорт.

Уметь соотносить деятельности с профессией.

Уметь узнавать (различать) общественный транспорт.

Знать места посадки и высадки из автобуса.


Традиции, обычаи.


2

Знать традиции праздников (Новый год, 8 Марта, масленица)


Страна.


2

Знать название государства, в котором мы живем.




Календарно - тематическое планирование Окружающий социальный мир 4класс

п/п

Тема урока

Кол. часов

Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Страна. 2 часа

1

Страна Россия. Главный город страны, области в которой ты живешь

1

Знать название государства, в котором мы живем.


2

Герб, Гимн государства

1


Квартира, дом, двор. 3 часа



3

Дом, в котором ты живешь.

1

-Знать функциональное назначение помещений квартиры

-Узнавать свой домашний адреса. Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,

плакатах


4

Двор, что находиться во дворе

1

-Уметь узнавать (различать) места общего пользования в доме


5

Квартира, опасности в квартире

1

Уметь узнавать (различать) места общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).


Школа. 2 часа



6

Поведение в школе, Звонки на урок

1

- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;


7

Предметы и материалы окружающие нас

1

- Принятие контакта, инициированного взрослым

- Слушание учителя


Предметы быта. 2 часа



8

Предметы изготовленные из дерева

1

Уметь узнавать предметы мебели (стол, стул, кровать).


9

Правила безопасности при обращении с предметами

1

Знать назначения предметов мебели. (с помощью учителя)


Продукты питания. 2 часа



10

Завтрак, обед и ужин Гастрономические продукты

1

Уметь узнавать (различать) напитки (вода, чай, сок) по внешнему виду.

Уметь узнавать (различать) мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса)

Уметь узнавать (различать) мучные изделия готовые к употреблению (хлеб, батон).


11

Кондитерские изделия

1

Уметь узнавать (различать) кондитерские изделия (конфета, шоколад).


Город. Село. 2 часа



12

Правила перехода улицы

1

Знать (соблюдать) правила перехода улицы.


13

Профессии. Деятельность людей разных профессий. Учреждения в которых они работают.

1

Уметь узнавать (различать), назначение зданий: вокзал, больница, парикмахерская, магазин, жилой дом.

Уметь узнавать (различать), профессии (врач, продавец, повар).


Транспорт. 2 часа



14

Транспорт воздушный, наземный

1

Узнавать (различать) наземный транспорт.

Уметь соотносить деятельности с профессией.


15

Специальный транспорт

1

Уметь узнавать (различать) общественный транспорт.


Традиции, обычаи. 2 часа



16

Семейные праздники.

1

Знать традиции праздников (Новый год, 8 Марта, масленица)


17

Традиционные праздники

1



Итого:

17






Дополнительная литература для учителя:

1. Баряева Л.Б., Н. Н. Яковлева Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие. СПб: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2008.,

2. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.

6. Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.

8. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

9. Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ

10. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.

11. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д

12. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф, 2006 –56 с.– (Лечебно-педагогические программы).