«26» апреля 2019 г.
М.П.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 35.02.16 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
За счет часов вариативной части изучение ОГСЭ 01Философия увеличена на 12 часов. Распределение часов следующее:
Тема 1.1. Философская картина мира – 1 ч.;
Тема 1.2. Древневосточная философия -3 ч.;
Тема 1.6. Русская философия – 4ч.;
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированиию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира | 28 | |
Тема 1.1. Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста | 3 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
-Философия и ее основные разделы. Философская картина мира. | 1 |
-Соотношение философии с религией, искусством и наукой. | 1 |
-Основной вопрос философии. Функции философии | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выписать афоризмы Восточной, Античной философии и дать интерпретации в форме презентаций, таблицы | |
Тема 1.2. Древневосточная философия | Древневосточная философия | 5 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
-Философия Древней Индии. | |
-Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. | |
-Буддизм. | |
-Философия Древнего Китая. | |
-Конфуцианство. Даосизм. Легизм |
Тема 1.3. Философия Античности | Эллинский период развития античной философии | 3 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
-От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии. | 1 |
| -Этапы и периоды развития античной философии. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение об известных философах Древности: Будда, Лао-Цзы, Конфуций, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Зенон, Демокрит, Платон, Протогар, Сократ, Диоген, АристотельЭпикур, ЭпиктетМаркАврелий | |
2 |
Тема 1.4. Философия Средних веков | Философия Средних веков | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,ОК 07, ОК 09 |
-Источники формирования средневековой философии. | 1 |
-Этапы развития средневековой философии. | 1 |
Практическая работа: сообщения о представителях Философия эпохи Возрождения: Леонардо да НаписатьВинчи, Монтель, Кузанский Н., Бруно Дж., Кампанелла Т., Декарт, Макиавелли, Ротердамский Э., Коперник,АльФараби, Ибн.Сина, Омар Хайям | 2 |
Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени | Философия Нового времени и Просвещения | 3 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
-Философия Нового времени. | 1 |
-Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт. | 1 |
-Философия эпохи Просвещения | 1 |
Немецкая философия XIX века | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
-Немецкая классическая философия. Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах. | 1 |
-Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. | 1 |
-Иррационализм: волюнтаризм Артура Шопенгауэра и «философия жизни» Фридриха Ницше | 1 |
-Основные направления современной философии. | 1 |
Тема 1.6. Русская философия | Русская философия | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Общая характеристика русской философии. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) Русская философия XVIII в.: М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев. | 2 |
Основные направления русской философии XIX в.: декабристская философия; философия западников и славянофилов; консервативная религиозная и монархическаяфилософия | 2 |
Практическая работа: Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв. ПЧаадаев, Хомяков, Чернышевский, Тослтой Л.Н., Федоров Н.Ф, Кропоткин, Соловьев, Розанов, Циолковский, Вернадский В.И., Лооский Н.О., Ленин В.И. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовка презентационных материалов: «Русская философия об особенностях и уникальности исторического развития России». Чаадаев, Хомяков, Чернышевский, Тослтой Л.Н., Федоров Н.Ф, Кропоткин, Соловьев, Розанов, Циолковский, Вернадский В.И., Лооский Н.О., Ленин В.И | |
Раздел 2. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания | 8 | |
Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии | Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность. | 1 |
Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия | 1 |
Тема 2.2. Материя | Материя | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма. Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и отражение. Виды, сферы и уровни материи. | |
Тема 2.3. Духовный мир (сознание) | Сознание, его структура и свойства | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Философские интерпретации проблемы сознания. Свойства и формы сознания. Структура сознания. | 1 |
Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм | 1 |
Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания | Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Теория познания. Понятие познания. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания. | 1 |
Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания | 1 |
Раздел 3. Основные ценности человеческого бытия | 6 | |
Тема 3.1. Аксиология (теория ценностей) | Аксиология (теория ценностей) | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Аксиология – учение о ценностях. Основания ценностей: потребности, интересы и традиции. | 1 |
Классификация ценностей: первичные ивторичные, витальные и культурные, материальные и духовные, общечеловеческие и личные, терминальные и инструментальные ценности | 1 |
Тема 3.2. Философская антропология. Личность и условия ее формирования | Человек как единство духа и тела. Личность и условия ее формирования | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Предмет философской антропологии. История развития философского понимания происхождения и сущности человека. Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория. Эволюционная теория. | |
Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка человека. От индивида к личности | |
Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия | Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Счастье. Свобода. Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Индивидуальный проект на тему: «Мое личное отношение к проблеме смысла человеческой жизни и ее философским трактовкам» | |
Раздел 4. Философия и культура. Духовная и социальная жизнь человека | 4 | |
Тема 4.1. Философия и культура | Философия и культура | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,ОК 05, ОК 06,К 07, ОК 09 |
Материальная и духовная культура. Что такое цивилизация? | 2 |
Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Актуальные философские проблемы ХХI века: открытое будущее человечества. Сборник статей/ Еникеев Д.И. Трансгуманизм и контуры будущего. Конспект | |
Промежуточная аттестация | 2зачет | |
Самостоятельная работа | 10 | |
Всего | 48 | |
3.1. Реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, плакаты по темам занятий;техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс(проектор, проекционный экран, ноутбук).
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
1.Горелов, А. А. Основы философии [Электронный ресурс] : учебник / А. А. Горелов. – 15-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2014. – 320 с. - Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=81767.
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.
1. Дмитриев, В. В. Основы философии [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. – Санкт-Петербург :СпецЛит, 2013. - 304 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253731.
2. Лешкевич, Т. Г. Основы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Г. Лешкевич, О. В. Катаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 320 с. - (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271500.