Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Методического письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2015-2016 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/230 от 01.09.2016г.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
формировать универсальные учебные действия.
Количество часов, отводимых на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе по федеральному учебному плану –33 часа (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 33 часа.
Используемый учебник (Изобразительное искусство: 1-й кл.: учебник/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.:Дрофа,2015.) входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Изобразительному искусству», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Личностные и метапредметные результаты на учебный год:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание учебного процесса: См. ООП НОО МОУ «Средняя школа № 68» в содержательном 2 разделе п.2.2.2.7-изобразительное искусство
№ | Тема (раздел) | Часов | Из них часов | Формы (виды) контроля |
экскурсии | | | | | |
1 | Рисование на тему | 10 | | | | | | |
2 | Декоративная работа | 6 | | | | | | |
3 | Рисование по памяти и представлению | 5 | | | | | | |
4 | Рисование с натуры | 6 | 1 | | | | | |
5 | Лепка | 4 | | | | | | |
6 | Аппликация | 2 | | | | | | Творческий отчёт |
| Промежуточная аттестация - Творческий отчёт |
Тематическое планирование
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока (раздела | Предметные результаты по разделам |
План | Факт |
1 | | | Основные и составные цвета. Рисование с натуры овощей акварелью. Адаптационный период: Урок – инсценировка. | Знать правила работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками. Знать правила работы с акварелью. Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Знать понятие «иллюстрация» Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов. Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Знать элементы узора Хохломы. Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов. Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять элементы узора в народной вышивке. Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Уметь выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. Знать элементы цветочного узора в хохломской росписи. Уметь рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи Знать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки. Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. Уметь рисовать с натуры овощи и фрукты Уметь передавать в рисунке формы, очертаний и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Знать элементарные правила работы с гуашью; правила смешивания цветов. Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы. Знать технику выполнения аппликации. Уметь последовательно наклеивать элементы композиции. Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять. |
2 | | | Беседа: «Наблюдение природы и природных явлений». Адаптационный период: Экскурсия- наблюдение за красотой осенних деревьев. |
3 | | | Смешение цветов. Рисование с натуры листьев простых форм акварелью. |
4 | | | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные) и их знаковый характер. Рисование насекомых по образцу карандашом. |
5 | | | Эмоциональные возможности цвета Тёплые и холодные цвета. Рисование по памяти радуги акварелью. Адаптационный период: Урок-игра |
6 | | | Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа ( пластилин -раскатывание, вытягивание формы). Лепка листьев с натуры из пластилина. |
7 | | | Природные формы. Лепка овощей с натуры из пластилина. |
8 | | | Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Рисование по памяти осеннего дерева карандашом и акварелью. |
9 | | | Беседа: «Ознакомление с произведениями художественных народных промыслов в России: гжель». Зарисовка росписи элементов ярославской майолики с натуры акварелью. |
10 | | | Приемы работы живописными различными материалами. Рисование с натуры фруктов акварелью. |
11 | | | Освоение приёмов работы с пластилином (откручивание, отщипывание) Лепка фруктов по памяти из пластилина. |
12 | | | Элементарные приемы композиции на плоскости. Природа в разное время года. Знакомство с творчеством И. Левитана. Рисование на тему «Поздняя осень» карандашом. |
13 | | | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости. Составление орнамента в полосе из геометрических форм (аппликация из бумаги). |
14 | | | Живопись - вид изобразительного искусства. Беседа о творчестве В.Серова. Рисование на тему «Первый снег» по памяти акварелью. |
15 | | | Форма, конструкция, пропорции предметов. Симметрия и асимметрия. Конструирование новогодней игрушки из бумаги. |
16 | | | Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Рисование на тему «Новогодняя елка» по памяти гуашью. |
17 | | | Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживание. Иллюстрирование сказки «Колобок» акварелью. |
18 | | | Жизнь природы в творчестве художников-пейзажистов: И.Грабарь. Рисование по памяти зимнего дерева мелками. |
19 | | | Знакомство с творчеством Васнецова Ю. Иллюстрирование сказки «Маша и медведь» акварелью. |
20 | | | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями художественных народных промыслов в России: хохлома. Зарисовка элементов росписи гуашью. |
21 | | | Принципы построения растительного орнамента. Приемы рисования кистью простейших элементов растительного узора гуашью. |
22 | | | Разнообразие природных форм как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Составление орнамента в круге из растительных элементов гуашью. |
23 | | | Разница в изображении природы в разное время года. Рисование на тему «Красавица зима» гуашью. |
24 | | | Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (глина-набор объёма). Лепка из глины по памяти животных. |
25 | | | Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении предметов быта. Составление узора в круге фломастерами. |
26 | | | Цвет- основа языка живописи. Знакомство с творчеством А.К. Саврасова. Рисование на тему «Весенний день» акварелью. |
27 | | | Практическое овладение основами цветоведения. Рисование с натуры цветов в вазе акварелью. |
28 | | | Беседа: «Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу в различных эмоциональных состояниях». Зарисовки на тему «Мой любимый цветок» мелками. |
29 | | | Изображение птиц: общие и характерные черты. Рисование на тему «Птицы прилетели» акварелью. |
30 | | | Силуэт. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Изображение силуэта животного акварелью. |
31 | | | Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Рисование на тему по воображению «Сказочная птица» гуашью. |
32 | | | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями художественных народных промыслов в России: городецкая роспись. Зарисовка элементов росписи гуашью. |
33 | | | П.А. Творческий отчёт |