СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс


(всего 33 часа, из них 1 час – резервный)

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

ТЕМА 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч.) Учебные задания:

Понятие и язык декоративно - прикладного искусства.

Понятие интерьера. Его особенности в русском и слобожанском крестьянском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземный и водный мир).

Создание единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предметов. Основные элементы русских прялок.

Виды орнамента. Принципы композиционного построения.

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки.

Особенности русского, слобожанского греческого (немецкого) праздничного костюма. Форма и декор женских головных уборов.

Календарные народные праздники – способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Ориентировочные практические задания:

Выполнение декоративной композиции на тему древних образов в узорах росписи, резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (фронтон, наличники, причелина,) солярными знаками, растительными и зооморфными, геометрическими мотивами. Сказочный терем.

Изображение внутреннего убранства избы (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) (по русским народным сказкам).

Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковшутица, ковш-скопкарь, ковш-конюх).

Эскиз прялки: форма, композиция росписи или резного узора. Сказочные цветы и звери на прялке.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору). Викторина. Межпредметные связи:

История слобожанского (греческого, немецкого) костюма; обрядовые действия народного праздника (история), музыкальное сопровождение народного праздника (музыка), УНТ, тема и идейное содержание художественного произведения (литература), наблюдение за животным и растительным миром для создания стилизации (биология, зоология).

Знать:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • украшения русской избы и слобожанского жилища;

  • внутреннее пространство русского дома;

  • предметы народного быта и их украшение;

  • образы и мотивы в орнаментах народной вышивки;

  • историю русского, слобожанского (греческого, немецкого) костюма;

  • обрядовые действия народного праздника. Уметь:

  • выполнять орнаменты по мотивам древнерусского


искусства;


  • выполнять элементы украшений избы;

  • выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом;

  • вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом;

  • выполнять эскиз узора вышивки на полотенце;  выполнять эскизы народного праздничного костюма;

  • разбираться в обрядовых праздниках.

Выражать мнение:

  • о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • о художественной выразительности форм

(эмоциональный характер); Осуществлять:

  • контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Придерживаться правил:

  • техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами


ТЕМА 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч.) Учебные задания:

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках.

Традиции в росписи глиняной игрушки, композиция и ритм цветовых пятен и элементов. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки (опошнянской, косовской).

Из истории развития гжельской керамики. Разнообразие и скульптурность посудных форм. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, «мазок с тенями», тоновые контрасты.

Основные приемы Городецкой росписи. Истоки и современное развитие промысла.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Из истории возникновения матрешки. Промыслы как искусство художественного сувенира.

Резные пряничные доски и пекарское искусство на Руси. Тульский пряник.

Петриковская роспись, основные элементы. Ориентировочные практические задания:

Создание дымковской игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом.

Создание (эскиз) филимоновской, каргопольской игрушки (опошнянской, косовской).

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее (по мотивам гжельской росписи).

Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой росписи (образа птицы, коня, растительных элементов). Освоение принципов композиции на основе цветовых ритмов. Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи.

Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.

Выполнение новогодней открытки / панно по мотивам петриковской росписи «Новогодние узоры». Межпредметные связи:

Наблюдение за животным и растительным миром для создания стилизации (биология, зоология), УНТ, тема и идейное содержание художественного произведения, художественные образы (литература), народные песни, потешки (музыка), история развития гжельской керамики и городецкой росписи (история), географическое расположение народных промыслов, изучение карты или ее создание (география).

Знать:

  • особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек различных художественных промыслов;

  • историю развития и особенности гжельской керамики;

  • историю и основные приемы городецкой росписи;

  • историю возникновения матрешки. Уметь:

  • создавать игрушку и украшать её росписью;

  • вырезать из бумаги формы посуды и украшать ее росписью; разбираться в народных промыслах;

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Приводить примеры:

  • видов декоративного искусства, произведений декоративно-прикладного искусства, народных промыслов.

Выявлять:

  • в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора. Придерживаться правил:

  • Техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами.



ТЕМА 3. ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч.) Учебные задания:

Украшения в жизни древних обществ. Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян.

Особенности декоративного искусства Древней Греции. Стили и сюжеты древнегреческой живописи в керамике.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Одежда, костюм - особый знак - знак положения человека в обществе. Китайский веер.

Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем. Знакомство с гербами городов республики.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко).

Ориентировочные практические задания:

Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде.

Изображение мифологического сюжета на сосуде любой формы.

Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае / создание эскиза китайского веера.

Создание панно «Бал в интерьере дворца» (выбор композиции; изображение мебели и отдельных предметов, фигур людей в нарядных костюмах).

Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта (23 февраля). Межпредметные связи:

Украшения в жизни древних обществ, история становления декоративноприкладного искусства Древней Греции и Древнего Египта, Скифии (история), наблюдение за животным и растительным миром для создания стилизации (биология, зоология), мифы и легенды Древней Греции, тема и идейное содержание, художественные образы (литература), греческие мотивы, музыка Китая – музыкальные образы (музыка), географическое расположение Древних стран, изучение карты или ее создание (география).

Знать:

  • об эволюции и образном значении одежды в жизни человека, определяющей его статус и род занятий, создающей имидж и подчеркивающей его индивидуальность;

  • о символике украшений Древнего Египта;

  • о тесной связи искусства Древней Греции с верованиями и мифологией;

  • о принципах составления композиций герба, сочетании цветов;

  • историю герба родного города;

  • о декоративно-прикладном искусстве Западной Европы 17 века.

Уметь:

  • умело пользоваться языком декоративно-

прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов. Характеризовать:

  • особенности декоративно-прикладного искусства разных культур (одежда, предметы быта,

украшения, поздравительные открытки)

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


ТЕМА 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч.) Учебные задания:

Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное выставочное искусство (гобелен, батик).

Знакомство с искусством витража.

Знакомство с искусством мозаика.

Знакомство с различными техниками работы по выполнению декоративных панно.

Искусство вырезания из бумаги. Оригами – искусство складывания бумаги. Айрис- фолдинг как искусство украшения. Квиллинг – бумажная филигрань. Ориентировочные практические задания:

Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и терракота), изделиями из стекла, витражами. С помощью Интернета посещение музея, выставки.

Разработка эскизов коллективного панно для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок и праздничных гуляний, древних образов народного искусства. (коллективный проект).

Создание декоративной работы «Подводный мир» в технике витраж. Создание декоративной работы в технике мозаики.

Силуэтное / объемное вырезание «Пасхальные цыплята» / «Пасхальный звон». Цветы оригами для любимой мамы. Дизайнерские идеи для украшения интерьера. Межпредметные связи:

История возникновения видов ДПИ (история искусства), УНТ, тема и идейное содержание, художественные образы (литература), слушание классической и народной музыки (музыка).

Знать:

  • о тенденциях современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов;

  • об истории возникновения витражного искусства;  об истории возникновения мозаичного искусства. Уметь:

  • выполнять работы по имитации техники витража;

выполнять работы по имитации техники мозаика;

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик);

  • владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Определять:

  • способы действий в рамках предложенных условий и требований;

  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Придерживаться правил:

  • техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами Анализировать:

свои чувства, личное видение художественных произведений и собственной работы с оценками других учащихся.





6 класс




(всего 33часа, из них 1 час – резервный)

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

ТЕМА 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ

ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 час.) Учебные задания:

Искусство и его виды. Пластические или пространственные и временные виды искусства. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность. Художественный материал и художественная техника. Компьютерная графика.

Рисунок-основа мастерства художника. Виды рисунка. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах искусство живописи. Понятие «локальный цвет», «колорит». Фактура в живописи. Выразительность мазка. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Художественные материалы в скульптуре. Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и восприятие, зрительские умения. Ориентировочные практические задания:

Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина,

перо, тушь, пастель и др.).

Рисование разных линий в разных направлениях с заполнением цветом пространства между ними.

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т.д.). Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Силуэтное вырезание "Лебединое озеро" или "Жители водоемов".

Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг. Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна», «Страна золотого солнца» и т.д.). Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием - радостный, грустный, торжественный, тихий и т.д.

Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики).

Межпредметные связи:

УНТ, тема и идейное содержание, художественные образы (литература), слушание классической и народной музыки (музыка), наблюдение за осенними состояниями в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени) (природоведение), наблюдение за растениями и животными, собирание гербария (биология).

Знать:

• виды изобразительного искусства;

• какие средства выразительности использует художник-график;

• о работах великих художников-графиков;

• о способах использования светотени для передачи форм, объема, фактуры предметов и окружающей среды;

• виды скульптуры;

• о свойствах цвета.

Уметь:

• определять средства художественной выразительности каждого вида искусства;

• с помощью линии изображать эмоционально образные задачи;

• использовать в графических работах закон перспективы;

• строить композиции, передавая ритм, движение;

• определять жанры скульптуры;

• создавать художественный образ в пластическом материале;

• составлять сближенную цветовую гамму;

• выполнять живописный мазок;

• пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, • уметь использовать коллажные техники.

Видеть:

• конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов.

Активно воспринимать и интерпретировать:

• произведения искусства.

Аргументированно анализировать:

• разные уровни своего восприятия.

Понимать:

• изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Ставить и формулировать

• для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Придерживаться правил:

• техники безопасности во время работы с разными

материалами и инструментами

ТЕМА 2. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч.) Учебные задания:

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Печатная графика. Цвет в живописи. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Выражение цветом настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника. Ориентировочные практические задания:

Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени». Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур. Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. Изображение натюрморта, построенного на контрастах. Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние. Натюрморт в технике монотипии. Создание натюрморта, который можно назвать «натюрмортавтопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

Межпредметные связи:

История возникновения натюрморта (история искусства), стихотворения, тема и идейное содержание, художественные образы предметного мира человека (литература), слушание классической и народной музыки (музыка).

Знать:

  • о правилах постановки натюрморта и основах композиции;

  • о свойствах цвета;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанре натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

Уметь:

  • видеть заложенную в вещи частичку души человека;

  • грамотно размещать композицию на плоскости;

  • выполнять эскиз натюрморта;

  • рационально выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения.

Владеть:

  • основами самоконтроля, самооценки, принятия


решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Анализировать на элементарном уровне  натюрморты XIX-ХХ веков. Понимать

изобразительные метафоры.

ТЕМА 3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА.

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (10 часов) Учебные задания:

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Закономерности конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Повороты и ракурсы головы. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения (линия, штрих, пятно). Выразительность графического материала. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Выразительные, преображающие возможности освещения. Изменение образа человека при различном освещении. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя. Цвет и живописная фактура. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Образ матери в искусстве. Ориентировочные практические задания:

Выполнение портрета в технике аппликации (портрет в стиле Арчимбольдо из гербария или подручных материалов). Зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи. Создание линейного портрета (наброска) фас и профиль. Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения, род деятельности. Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. Выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. Создание портрета знакомого человека или литературного героя в цвете. Межпредметные связи:

История возникновения портрета (история искусства), тема и идейное содержание, художественные образы (литература), слушание классической и народной музыки (музыка) строение тела человека, головы, пропорции (биология), свойства света (физика).

Знать:

  • о видах портрета и истории развития жанра;

  • о психологическом портрете на примере мировой культуры;

  • о характерных отличиях графического портрета, композиции;

средства композиции для передачи задуманного

образа в портрете;

  • иметь представление об основных этапах развития портрета;

  • общие правила построения головы человека;

  • о работах великих художников портретистов. Уметь:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • выполнять колористическое решение портретной композиции;

  • анализировать композиции портретов;

  • рисовать портрет с натуры;

  • создавать образ при помощи пластического материала;

  • изображать голову человека в соответствии с пропорциями;

  • изображать голову человека при различных поворотах.

Видеть и использовать

  • в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые

отношения;

Воспринимать:

  • произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия. Понимать:

  • изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Придерживаться правил:

техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами


ТЕМА 4. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ (7 ч.) Учебные задания:

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Способы передачи пространства в истории искусства. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Перспектива как изобразительная грамота. Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, перспективные сокращения. Правила линейной и воздушной перспективы – основа изобразительной грамоты. Организация изображаемого пространства. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Организация перспективного пространства в картине. Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже – настроении. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Образ природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана.

Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.

Ориентировочные практические задания:

Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т.д. Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). Создание пейзажа на передачу цветового состояния «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Весенний мотив». Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моего Донбасса». Создание городского пейзажа («Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа. Межпредметные связи:

Способы передачи пространства в истории искусства (история искусства), стихотворения о природе, тема и идейное содержание, художественные образы (литература), слушание классической и народной музыки (музыка), наблюдение за природой, ее изменениями состояния в разное время суток и времени года (природоведение).

Знать:

  • о роли музеев как хранилища духовного опыта человечества;

  • о работах великих художников - пейзажистов;

  • законы линейной воздушной перспективы;

  • о различных видах пейзажного жанра;

  • о роли колорита в пейзаже;

  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • о разном понимании природы народов Востока и Европы.

Уметь:

  • выполнять работы в технике монотипии;

  • передавать образ пейзажа;

  • создавать цветовое единство изображения;

  • пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.

Понимать:

  • необходимость защищать, беречь природу.

Правильно излагать:

  • изученный материал.

Применять

  • полученные знания на практике.

Придерживаться правил:

техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами и изучать




7 класс



(всего 33 часа, из них 1 час – резервный)

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

ТЕМА 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 ч.)

Учебные задания:

Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Ориентировочные практические задания:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий. Зарисовка схемы фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Наброски одноклассников в разных движениях.

Материалы: по выбору учителя (обучающихся), пластилин или глина, графические материалы, цветная бумага для аппликации, клей, ножницы.

Межпредметные связи: фризовая композиция (история искусства), пластическая анатомия человека (биология), лепка фигуры человека

(технология).



ТЕМА 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 ч.) Учебные задания:

Тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Ориентировочные практические задания:

Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.).

Композиция с доступным для наблюдения сюжетом «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Прогулка в парке».

Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему; выполнение композиции на темы жизни людей своего города в прошлом; выполнение композиционных рисунков на темы «Жизнь моей семьи», «Жизнь людей на улицах моего города»; создание композиции в технике коллажа на тему «Новогодний карнавал» (групповая работа).

Материалы: по выбору учителя (учащихся).

Межпредметные связи: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве, исторический жанр в искусстве (история искусств), выдающиеся события истории, жизнь в моём городе в прошлых веках (история), народные праздники (литература), слушание народной музыки (музыкальное искусство).



ТЕМА 3. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. ЧЕЛОВЕК И МИР ПРИРОДЫ (10 ч.)

Учебные задания:

История возникновения анималистического жанра, пещерная живопись, художники-анималисты, образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре. Пропорции и особенности изображения животных. Ориентировочные практические задания:

Пещерная живопись. Подводный мир. Дикие и домашние птицы. Изображение домашних животных по памяти и представлению. «Кто живет в нашем доме?» Семейство диких кошек. Парнокопытные. Жаркая Африка. Лепка животного и человека по представлению с передачей характера. Создание рельефа: «Человек и лесные жители», «Человек и обитатели наших степей».

Материалы: по выбору учителя (учащихся): краски, пластилин, соленое тесто, графические материалы, цв. бумага, клей, ножницы.

Межпредметные связи: История возникновения анималистического жанра, пещерная живопись, (история искусств), образы животных в литературных произведениях (литература), слушание пения птиц (музыкальное искусство), строение животных (биология), ареал обитания (биология, география).




ТЕМА 4. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (7 ч.) Учебные задания:

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве XIX века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве XX века.

Искусство иллюстрации, слово и изображение; зрительские умения и их значение для современного человека, крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Ориентировочные практические задания:

Рисование мифологических существ Древнего Египта. Путешествие по мифам Древней Греции. Славянские мифологические существа: их символика. Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции

(работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги); композиции на историческую тему (групповая работа).

Работа над проектом оформления книги; анализ произведений с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению; виртуальное путешествие по художественным музеям мира. эссе на тему «В чем, на ваш взгляд, сила искусства?»

Материалы: по выбору учителя (учащихся), белая бумага и цветная (для фона), клей, ножницы.

Межпредметные связи: Исторические и библейские темы в искусстве разных эпох, монументальная скульптура (история искусства), чтение мифов (литература), технологии художественной обработки материалов (технология), компьютерная графика (информатика), свойства и влияние света в изобразительном искусстве (физика).

Знать:

  • жанровую систему в изобразительном искусстве и её значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • роль и историю тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве).

Уметь:

  • организовать процесс работы над композицией как целостностью и образностью произведения;

  • организовать формат, соотносить целое и детали,

  • значение каждого фрагмента и его метафорический смысл;

  • изображать пропорции и движения фигуры человека с натуры и по представлению в рисунке и объеме;

  • владеть приемами аппликации;

  • доводить до завершения практическую работу. Воспринимать:

  • поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников;

  • роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между

людьми. Наблюдать:

  • красоту форм, пропорций, силуэт, пластику, объем (единство внешней формы и внутреннего содержания). Сравнивать:

  • жанры изобразительного искусства;

  • разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре.

  • Приводить примеры:

великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Анализировать на элементарном уровне:

  • культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

Знать:

  • историю возникновения анималистического жанра; алгоритм рисования животного;


  • о художниках-анималистах.

Уметь:

  • владеть материалами живописи, графики, скульптуры, бумагопластики на доступном возрасту уровне;

  • творчески использовать разные техники, инструменты и материалы;

  • наблюдать, образно воспринимать окружающую действительность, формирующую чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

  • получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры; завершать практическую работу.

Знать:

  • алгоритм работы над тематической композицией;

  • исторические памятники Древней Руси;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

Иметь представление: об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • о сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.

Анализировать и интерпретировать

  • произведения изобразительного искусства, их стилевую особенность.

Придерживаться правил:

  • техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами








8 класс


(17 часов, из них 1 час – резервный)

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

ТЕМА 1. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА (4 ч.) Учебные задания:

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Художественная специфика и особенности выразительных средств архитектуры, свойства архитектурных объёмов, влияние на человека архитектурных форм и архитектурных композиций.

Знакомство с системой формирования города с древнейших времён, с взаимосвязью города с природой и бытовой средой. Архитектурная композиция. Объём. Форма.

Макет. План. Ориентировочные практические задания:

Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис». Создание эскиза города будущего и садово-паркового пространства.

Конструирование из бумаги различных геометрических фигур (работа индивидуальная), сопряжение геометрических объемов и размещение их в пространстве по принципу трех видов композиции: фронтальной, объемной, глубинно-пространственной (работа коллективная). Силуэты в стиле древней и античной архитектуры, средневековом стиле и современных зданий.

Конструирование из белой бумаги различных архитектурных объектов по единому модулю (крепостные стены, сторожевые башни, ворота, здания в центральной части города); композиционное размещение архитектурных объектов на плоскости. Межпредметные связи: история архитектуры (греческого, немецкого) типа строения разнообразных сооружений (история), УНТ, тема и идейное содержание художественного произведения (литература), увертюра (Л.Бетховен) «Развалины Афин» «Освящение Дома» (музыка), история рисунка конструктивной формы по А. Дюреру (история), географическое расположение архитектурных объемных форм (география).

Знать:

  • определение композиции и её закономерности;

  • типы композиций;

  • центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

  • организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию;

  • представить себя жителями города и посмотреть, удобно ли по этим улицам проезжать транспорту, идти пешеходу, хорошо ли этот город защищен от врагов.

  • выполнять работу в технике «аппликация».

Иметь представление:

  • о памятниках архитектуры разных времен. Сравнивать:

  • фронтальную композицию, объемную композицию, глубинно-пространственную


композицию.

Анализировать и интерпретировать:

  • античность (Греция): строгие, соразмерные формы – идеал гармонически развитой личности;

  • готика – устремление ввысь, стройные формы готики – средоточие помыслов и тяготений эпохи;

барокко: придворный, торжественный,

величественный. Придерживаться правил:

  • техники безопасности во время работы с разными

материалами и инструментами

ТЕМА 2. СТИЛЬ. ПАМЯТНИК. ПОРТАЛ (4 часа)

Знать:

Учебные задания:

Стили и направления в искусстве и архитектуре (барокко, классицизм, реализм, передвижники). Динамика. Язык архитектуры.

Монументальное искусство. Памятники мегалитического периода (менгиры, дольмены, кромлехи). Понятие памятника, его функции.

Портал. Собор. Ориентировочные практические задания:

Изображение фигур людей в одежде различных стилей: 1-й вариант – античный костюм; 2-й вариант – костюм эпохи средневековья (готика); 3-й вариант – костюм стиля барокко; создание общей композиции «Архитектура и костюм».

Выполнение наброска собственного эскиза-проекта памятника и вписывание его (графически) в окружающую среду с учетом рельефа и силуэта местности.

Выполнение эскизов (каждый ученик выполняет 3-4 варианта) различных по характеру порталов: подавляющий, возносящийся, торжественный, спокойный. Межпредметные связи:

История возникновения архитектурных стилей. Архитектоника (история), история возникновения вещей и зданий (история искусства), художественные образы (литература), слушание классической музыки (музыка), использование природных форм – жар-птицы (эскиз Л.Бакста) в создании костюма (история).

  • значение памятника архитектуры его художественный облик, его функции.

  • образную выразительность тех или иных порталов; анализировать те моменты, за счет которых достигается эта выразительность.

Уметь:

  • графически вписывать памятник в окружающий ландшафт;

  • зарисовывать памятник в различных ракурсах.

  • рассказать о несущих и несомых элементах в архитектуре и о том, какую роль они играют не только в конструкции здания, но и в его образном строе.

Сравнивать:

  • произведения монументального искусства; характер конструкций

Анализировать и интерпретировать:

архитектурные шедевры мирового искусства; Презентовать и защищать:  творческий проект

ТЕМА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ

(5 ч.)


Знать:


Учебные задания:

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Соразмерность и пропорциональность.

Арка. Свод. Колонна. Дворец. Виды перекрытий. Ордер. Синтез искусств.

Чудеса света. Архитектура. Эпоха. Синтез искусств. Ориентировочные практические задания:

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы; 2) баланс объёма и поля на макете;

3) баланс объёмов

Моделирование из бумаги различных по характеру памятников-символов:

1-й вариант – на основе вертикали; 2-й вариант – на основе горизонтали; 3-й вариант – на основе арки.

Материалы: белая бумага, ножницы, клей, картон.

Создание эскиза рельефного фриза греческого храма на тему «Двенадцать подвигов

Геракла» Создание эскиза, врезанного рельефом и росписей египетского храма. Межпредметные связи:

Способы передачи объемных предметов в пространстве. Виды перспективы (история искусства). Архитектура – «окаменевшая музыка», использование различных средств заставляет здания «петь» (история) стихотворения о природе, художественные образы (литература), слушание классической и народной музыки (музыка), наблюдение за природой и использование на фасадах зданий монументальной росписи (природоведение).


  • образную выразительность объема и пространства, элементы выразительности;

  • отражение природных форм в архитектуре;

  • опорные конструкции, перекрытия;

  • Египетские пирамиды. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса. Храм Артемиды. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Уметь:

  • находить соразмерность и пропорциональность;

  • представлять композицию как анализ-схему;

  • проследить эволюцию развития архитектурных приёмов. Применить понимание гармоничных связей архитектуры и природы в плоскостном изображении;

  • создать эскиз рельефного изображения.

  • выполнить один модуль (метопа и тринлиф) и соединить в единый фриз.

  • Анализировать и интерпретировать:

  • художественные образы в искусстве, перевоплощаться в природные формы.


ТЕМА 4. ИНТЕРЬЕР КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ В АРХИТЕКТУРЕ (4 ч.)

Знать:

Учебные задания:

Архитектура. Интерьер. Синтез искусств. Монументальная живопись. Интерьерная живопись.

Мозаика. Витраж, использование в современном градостроительстве.

Понятие рельеф, интерьер, экстерьер, декор.

Ориентировочные практические задания: Выполнение эскиза в карандаше (без помощи линейки), с учетом законов перспективы, соблюдения пропорции при выборе размеров росписи или рельефа.

Эскиз части интерьера выставочного павильона (желательно в эскизе уточнить расположение настенной живописи, мозаики, витража или декоративного рельефа).

Эскиз монументальной росписи;

Выбор и прорисовка фрагмента росписи;

Выполнение эскиза фрагмента росписи в цвете при помощи имитирующих материалов (цветная бумага, пленка).

Выполнение эскиза (в карандаше и пластилине) фрагмента декоративного рельефа, органично вплетающегося в архитектонику здания (как в интерьер, так и в экстерьер).

Межпредметные связи:

Способы передачи в пространства интерьерной живописи, архитектурная выразительность современных зданий (карнизы, колонны, пилястры и другие элементы) (история искусства), изучение составления орнамента из геометрических фигур, пропорции при выборе размеров росписи или рельефа (математика), слушание классической музыки (музыка), наблюдение за природой, ее изменениями состояния в разное время суток и времени года (природоведение), составление химических цепочек для рисунка витража (химия).

  • основы монументальной живописи на разнообразных архитектурных плоскостях: стенах, потолках, даже колоннах, столбах и т. д., внутри и снаружи здания;

  • технику монументальной живописи,

  • разновидности мозаики наборной и пластинчатой. Анализировать и интерпретировать:

  • произведения интерьерной живописи — помпейские фрески, византийскую мозаику, витражи готических соборов, мозаику известнейших мексиканских художниковмонументалистов.

Уметь:

выполнять монументальную живопись в различной технике: росписи, витраже, сграффито, мозаике.

  • изображать пластинчатую мозаику орнаментально при создании эскиза, имитирующего технику мозаики, использовать цветную бумагу.

Придерживаться правил:

  • техники безопасности во время работы с разными материалами и инструментами