СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь в планировании для учителей предметников изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс.»




Рабочая программа

учебного предмета «изобразительному искусству»


6 класс



на 2021-2022учебный год



Составила:

Шачнева Ольга Владимировна, учитель изо,

высшая квалификационная категория





Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (6 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании ООП ООО МБОУ СОШ № 13

Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне ООО в 6 классе.


Целью реализации рабочей программы по учебному предмету „ Изобразительное искусство “ является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО школы.

Задачами учебного предмета являются:

 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Целевые установки для 6 класса: приобщение к искусству как способу художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества; получение представления о роли реалистического искусства в жизни общества; овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей учащегося.

На реализацию Рабочей программы отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 недель).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» (6 класс)

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» личностным, метапредметным, предметным.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа).

Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. Л-1.4. Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны.

Л-1.5. Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению. Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода. Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению,

Л-2.3. Формировать уважительное отношение к труду. Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-2.5. Использовать свои интересы для выбора и построения индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

Л-3.2.1. осознавать современное многообразие типов мировоззрения, социальных, духовных, языковых, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

Л-3.2.2 Постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы; Л- 3.2.3 Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к ценностям народов России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям.

Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; Л-4.2.2. Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; Л-4.2.4. Учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).

Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;

Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; Л-6.5 Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Л-6.6. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нравственном поведении.

Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-9.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Л-11.1.Учиться понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; Л-11.2. Сформировать основы художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

Л-11.3.Формировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

Л-11.4. Сформировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Л-11.5. Уважать историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;

Л-11.6. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями;

Л-11.7. Сформировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Р-2.5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Р-1.6. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Р-2.8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Р-3.6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р-4.1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
Р-4.3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Р-4.6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Р-5.5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;

П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений;
П-1.7. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии
П-1.14. выделять главное

П-2.1. обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
П-2.4. преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.);

П-2.7.2. Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).
П-2.7.2.1.Формулировать цели исследований П-2.7.2.2.Планировать этапы исследования П-2.7.2.5.Анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы

П-2.7.2.6. Адекватно содержанию и эстетически грамотно оформлять результаты исследований

П-2.7.3. Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов П-2.7.3.1. Создавать самостоятельные замыслы художественных произведений и находить соответствующие художественные средства для их воплощения

П-2.7.3.2. Понимать на основании анализа художественных средств замысел и ценностные ориентиры автора произведения

П-2.7.3.3. Интерпретировать художественное произведение с учетом исторической эпохи его создания, специфики вида искусства, к которому относится произведение, и творческого своеобразия автора

К-1.1. Определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников; К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия;

К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;

К– 1.6. Соблюдать регламент деятельности в группе; слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

К– 1.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
К– 1.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
К-2.7. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
К-2.10. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
К-2.11. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

К-2.11. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

К-2.11.1. Определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.11.3. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.11.4. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.11.5. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.11.6. излагать тезисно;
К-2.11.7. формулировать выводы из собственного текста;
К-2.11.8. подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.11.9. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

К-2.12. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

К-2.12.1. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.12.2.определять границы содержания темы;
К-2.12.3.выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.12.4. составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
К-2.12.5. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.12.6. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.12.7. оформлять мысли тезисно;
К-2.12.8. подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.12.9. обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

К-2.12.10. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.12.11. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;
СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
СЧ-1.1.4. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
СЧ-1.1.6. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
СЧ-1.3.1. определять назначение разных видов текстов;
СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
СЧ-1.3.3. различать темы и подтемы специального текста;
СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию;
СЧ-1.3.6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
СЧ-1.3.8. формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.3. интерпретировать текст:
СЧ-2.3.1. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения;
СЧ-3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий;

ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.


Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

И-1.1 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

И-1.2 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

И-1.3 развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

И-1.6 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;


И-1.11 активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.

И-1.13 знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

И-1.15 4 получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

И-2.1 знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

И-2.4 пользоваться правилами работы на пленэре;



И-3.9 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

И-3.14 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;


И-4.1 понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;


И-5.2 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

И-5.3 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

И-5.5 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

И-5.11 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

И-5.19 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

И-5.21 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

И-5.22 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

И-5.23 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

И-5.24 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

И-5.25 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

И-5.26 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

И-5.27 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

И-5.28 применять перспективу в практической творческой работе;

И-5.29 навыкам создания пейзажных зарисовок;

И-5.30 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

И-5.31 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

И-5.32 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

И-5.33 использовать образные возможности освещения в портрете;

И-5.35 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

И-5.36 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

И-5.37 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

И-5.54 создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

И-5.51 знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

И-6.2 пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки

И-6.3 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами воздушной и линейной перспективы;

И-6.8 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

И-6.9 использовать графические материалы в работе над портретом;

И-6.14 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

И-6.10 знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

И-6.11 научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне

И-6.12 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

И-6.13 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

И-7.1 называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

И-7.4 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

И-7.5 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

И-7.6 различать и характеризовать виды портрета;

И-7.7 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

И-7.16 культуре зрительского восприятия;

И-7.28 чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;



Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» (6 класс)

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.

1.Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

- Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в ИЗО.

- Художественные материалы.

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок графических материалов.

- Рисунок - основа изобразительного творчества.

Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунок: подготовительный рисунок, зарисовка, набросок с натуры, учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выполнение зарисовки с натуры засушенного растения.

- Линия и ее выразительные возможности.

Ритм линий. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Линия и её выразительные возможности. Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер.

- Пятно как средство выражения.

Ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Изображение различных осенних состояний в природе.

-Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Изображение сказочных царств ограниченной палитрой.

- Цвет в произведениях живописи.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний. Изображение осеннего букета с разным настроением.

- Объемные изображения в скульптуре.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Объемные изображения животных в разных материалах. Создание объемных изображений животных.

- Основы языка изображения.

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Выполнение рисунка на свободную тему.

2. Мир наших вещей – натюрморт.

- Реальность и фантазия в творчестве художника.

Беседа. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выполнение фантазийного рисунка.

- Изображение предметного мира – натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморт. Натюрморт в истории искусств. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Работа над натюрмортом из плоских изображений с акцентом на композицию, ритм.

- Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

- Изображение предмета на плоскости.

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.

- Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Изображение геометрических тел с боковым освещением.

-Натюрморт в графике.

Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты художника в выразительности художественных техник. Выполнение натюрморта в графике.

- Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Цветовая организация натюрморта.

-Выразительные возможности натюрморта.

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Цветовая организация натюрморта. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Работа над натюрмортом.


3. Вглядываясь в человека. Портрет.

- Образ человека – главная тема искусства.

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный и лирический портрет. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре.

- Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Мимика. Изображение головы человека по схеме.

- Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Объемное конструктивное изображение головы.

- Портрет в скульптуре.

Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

- Портрет человека в графике.

Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Набросок с натуры друга или одноклассника.

- Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура. Дружеский шарж. Создание сатирических образов.

- Образные возможности освещения в портрете.

Ознакомить с освещением как средством выявления объема предмета. Понятия: свет, блик, полутень, рефлекс, падающая тень. Выполнение набросков головы в различном освещении.

- Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Работа над созданием автопортрета.

- Великие портретисты прошлого.

Беседа о художниках-портретистах. Создание автопортрета.

- Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Обобщение темы раздела.


4. Человек и пространство. Пейзаж.

- Жанры в изобразительном искусстве.

Виды жанров. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве. Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве.

- Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл. Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изображение уходящей вдаль аллеи.

- Пейзаж - большой мир.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Работа над изображением пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки».

- Пейзаж настроения.

Природа и художник. Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Роль колорита в пейзаже - настроении. Создание пейзажа –настроения. Знакомство с творчеством Айвазовского И.К. Создание морского пейзажа.

- Пейзаж в русской живописи.

(региональный компонент). Создание пейзажной композиции. Поэтичность пейзажа в разные времена года. Поиск выразительного цветового решения. Создание весенней пейзажной композиции.

- Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Создание графической работы.

-Городской пейзаж.

(региональный компонент). Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Знакомые окраины».



  1. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»



№п/п

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Реализация воспитательного компонента

I

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9

Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями. Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Беседа о пластических искусствах: изобразительные, конструктивные, декоративные.

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

2

Рисунок-основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи

2

7

Объемные изображения в скульптуре

1

8

Основы языка изобра­жения

1

II

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах. Формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

1

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

2

Изображение предметного мира - натюрморт

1

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

4

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

1

5

Освещение. Свет и тень

1

6

Натюрморт в графике

1

7

Цвет в натюрморте

1

8

Цвет в натюрморте

1

III

Вглядываясь в человека. Портрет

9

Формирование общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека

1

Образ человека - главная тема искусства

1

2

Конструкция головы человека, ее основные пропорции

1

3

Изображение головы человека в пространстве

1

4

Портрет в скульптуре

1

5

Графический портретный рисунок

1

6

Сатирические образы человека

1

7

Образные возможности освещения в портрете

1

8

Роль цвета в портрете

1

9

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

IV

Человек и пространство. Пейзаж

7

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Формировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры Виды перспективы в изобразительном искусстве. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира.

1

Жанры в изобразительном искусстве

1

2

Изображение пространства. Правила построения перспективы

1

3

Пейзаж – большой мир.

1

4

Пейзаж настроение. Природа и художник.

1

5

Пейзаж в русской живописи

1

6

Пейзаж в графике

1

7

Городской пейзаж

1


Резерв

2


итого

35