Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по изобразительному искусству для учебника «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, а также на основе учебного плана школы.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты:
У второклассника продолжатся процессы:
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Содержание учебного предмета
Искусство и ты
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Гуашь
Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета.
Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев. Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа)
Графические материалы. Волшебный цветок.
Пластилин. Древний мир.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 ч)
Изображение и реальность. Птицы родного края.
Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица.
Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок.
Украшение и реальность. Кружева. Украшение кокошника, воротника.
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира.
Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города (коллективная работа)
О чём говорит искусство? (9 ч)
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
Образ человека и его характер (женский образ).
Образ человека и его характер (в объёме, мужской образ).
Выражение характера через украшение.
Выражение намерений через конструкцию и декор. Украшение сказочных флотов (аппликация)
Обобщение темы четверти. Космическое путешествие.
Как говорит искусство? (9 ч)
Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.
Цвет как средство выражения. Автопортрет
Пятно как средство выражения. Силуэт.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Изображение мыльных пузырей.
Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц» (коллективная работа)
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ.
Тематическое планирование
№ урока п/п | Раздел (количество часов), тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Чем и как работают художники? (8 ч) |
1 | Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Гуашь | | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. | | |
3 | Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета. | | |
4 | Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета (завершение работы) | | |
5 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев. | | |
6 | Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа) | | |
7 | Графические материалы. Волшебный цветок. | | |
8 | Пластилин. Древний мир. Защита творческих проектов | | |
Мы изображаем, украшаем, строим (8 ч) |
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края | | |
10 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. | | |
11 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | | |
12 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | | |
13 | Украшение и реальность. Кружева. Украшение кокошника, воротника | | |
14 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира | | |
15 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города (коллективная работа) | | |
16 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города (коллективная работа). Защита творческих проектов с элементами промежуточной аттестации | | |
О чём говорит искусство? (9 ч) |
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | | |
19 | Образ человека и его характер (позитивный женский образ) | | |
20 | Образ человека и его характер (негативный женский образ) | | |
21 | Образ человека и его характер (в объёме, мужской образ) | | |
22 | Выражение характера через украшение. | | |
23 | Выражение намерений через конструкцию и декор. Украшение сказочных флотов | | |
24 | Выражение намерений через конструкцию и декор. Украшение сказочных флотов (аппликация) | | |
25 | Обобщение темы четверти. Космическое путешествие. Защита творческих проектов | | |
Как говорит искусство? (9ч) |
26 | Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. | | |
27 | Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. | | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет | | |
29 | Пятно как средство выражения. Силуэт. | | |
30 | Пятно как средство выражения. Силуэт. | | |
31 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение мыльных пузырей. | | |
32 | Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц» (коллективная работа) | | |
33 | Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц» (коллективная работа) | | |
34 | Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Защита творческих проектов с элементами промежуточной аттестации | | |
9