УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
_______/__________ ________/_________ ______/_________
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе, 9 класс, основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
(ФИО)
Цыденова Дабажап Бадмахандуевича,
учитель русского языка и литературы, I категория
(должность, категория)
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004г №1089);
- образовательной программой ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;
- программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 кл.» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2012.
- федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год;
- учебным планом МАОУ «Петропавловская районная гимназия» на 2017-2018 учебный год;
- Положением о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной и рассчитана на 102 часа.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочинение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Место предмета «Литература» в учебном плане гимназии
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч., в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч., в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часа.
Обоснование выбора программы и УМК
Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.
В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.
Образовательная область. Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология» БУПа.
Используемые технологии. При реализации программы используются следующие методы: объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений); проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам); частично - поисковый (комментированное и аналитическое чтение, словарная работа, элементы анализа лирического, эпического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры и др.); исследовательский.
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.
Название УМК. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:
«Литература 9 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2012 г
Формы контроля. Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы. Итоговый: сочинения на основе литературного произведения или эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по литературе
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
3. Содержание учебного предмета
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы - 2 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века – 9 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века - 48ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из русской литературы XX века - 23 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче
ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы - 8 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч. (на развитие речи – 9 часов) Итого: 102 часа.
4. Тематическое планирование (102ч)
№ урока | Название раздела, темы | кол.час | коррекция | КЭС | КПУ |
по плану | фактич. | | | |
| Введение 1 час | |
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | | | 1.1.1. | 1.1.1. |
| Из древнерусской литературы 2 ч. | |
2 | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве». | 1 | | | 1.2. 3.3. | 1.2. |
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. | 1 | | | 1.6. | 2.1.-2.9. |
| Из литературы XVIII века 9 часов | |
4 | Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | 1 | | | 1.5 | 1.4. |
5 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | | | 1.8.4.1. | 1.2. 2.1.2.3. 2.7. |
6 | «Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова. | 1 | | | 1.8.4.1. | 1.2. 2.1.2.3. 2.4.2.7. |
7 | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. | 1 | | | 1.8.4.3. | 1.2. 2.1.2.3. 2.4.2.7. |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина. | 1 | | | 1.8.4.3. | 1.2. 2.1.2.3. 2.4.2.7 |
9 | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | 1 | | | | 1.2.2.1.-2.9 |
10 | Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | | | 1.6. | 1.2.2.1.-2.9 |
11 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | 1 | | | 1.5.4.4. | 1.2.2.1.-2.9 |
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | | | 1.6.4.4. | 1.2.2.1.-2.9 |
13 | Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя». | 1 | | | | 2.10. 3.1. |
| Из русской литературы XIX века 48 ч. | |
14 | Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия. | 1 | | | 1.5.1.8. | 2.1.-2.9 |
15 | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | | | 1.5.5.2. | 1.2. 2.1.-2.9 |
16 | Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. | 1 | | | 1.5.5.2. | 1.2. 2.1.-2.9 |
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | | | 5.4. | 1.2. 2.1.-2.9 |
18 | «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. | 1 | | | 1.6. | 1.2. 2.1.-2.9 |
19 | Фамусовская Москва в комедии. | 1 | | | 1.6. | 1.2. 2.1.-2.9 |
20 | Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | 1 | | | 1.6. | 1.2. 2.1.-2.9 |
21 | Чацкий в системе образов комедии. | 1 | | | 1.6. | 1.2. 2.1.-2.9 |
22 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | | | 1.6. | 1.2. 2.1.-2.9 |
23 | Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». | 1 | | | 1.7. | 2.6 |
24 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | | | 5.4 | 2.10.3.1. |
25 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | 1 | | | 1.8.5.5. | 1.2. 1.3. 2.1.-2.9 |
26 | «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». | 1 | | | 1.8.5.5. | 2.1.-2.9 |
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил». | 1 | | | 1.8.5.5. | 2.1.-2.9 |
28 | Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | | | 1.8.5.5. | 2.1.-2.9 |
29 | Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | 1 | | | 1.8.5.5. | 2.1.-2.9 |
30 | А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | | | 5.6. | 2.1.-2.9 |
31 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа. | 1 | | | 5.7. | 2.1.-2.9 |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | | | 5.7. | 2.1.-2.9 |
33 | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | | | 5.7. | 2.1.-2.9 |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | | | 5.7. | 2.1.-2.9 |
35 | Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | | | 5.7. | 2.1.-2.9 |
36 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе. | 1 | | | 1.8. 5.7. | 2.1.-2.9 |
37-38 | Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | | | 5.7. | 3.1. |
39 | Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | 1 | | | | 2.1.-2.9 |
40 | М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва». | 1 | | | 5.10. | 1.2. 1.3. 2.1.-2.9 |
41 | Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | 1 | | | 5.10. | 2.1.-2.9 |
42 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | 1 | | | 5.10. | 2.1.-2.9 |
43 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина». | 1 | | | 5.10. | 2.1.-2.9 |
44 | Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа. | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
45 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
46 | Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч». | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
47 | Анализ повести «Тамань». | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
48 | Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
49 | Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение. | 1 | | | 5.13. | 2.1.-2.9 |
50 | Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | | | 5.13. | 3.1. |
51 | Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи. | 1 | | | | 1.2.1.3. |
52 | «Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. | 1 | | | 5.16. | 1.2.1.3. 2.1.-2.9 |
53 | Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | | 1.2 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
54 | Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя. | 1 | | | 1.2. 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
55 | Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | | 1.2. 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
56 | Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X. | 1 | | | 1.2. 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
57 | Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы. | 1 | | | 1.2. 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
58 | Лирические отступления в поэме | 1 | | | 5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
59 | Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа). | 1 | | | 1.2.5.16. | 1.2 2.1.-2.9 |
60 | Р/р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | | 5.16. | 3.1. |
61 | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | 1 | | | 6.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
62 | Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя». | 1 | | | 6.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
63 | А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | | | 6.1. | 1.2 2.1.-2.9 |
64 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок». | 1 | | | 6.1. | 1.2 2.1.-2.9 |
65 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. | 1 | | | 6.8. | 1.2 2.1.-2.9 |
66 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему. | 1 | | | 6.10. | 1.2. |
67 | А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | | | 6.10. | 1.2 2.1.-2.9 |
Из русской литературы ХХ века 23 ч. | |
68 | Многообразие жанров и направлений в литературе XX века. | 1 | | | 1.4.1.5. | 1.4. |
69 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | | | 7.1. | 1.2 2.1.-2.9 |
70 | А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока. | 1 | | | 7.2. | 1.2 2.1.-2.9 |
71 | С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. | 1 | | | 7.4. | 1.2 2.1.-2.9 |
72 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | 1 | | | 7.4. | 1.2 2.1.-2.9 |
73 | В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. | 1 | | | 7.3. | 1.2 2.1.-2.9 |
74 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
75 | История создания и судьба повести. Система образов. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
76 | Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
77 | М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
78 | Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
79 | А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
80 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
81 | Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 | | | 1.6.1.7. | 1.2 2.1.-2.9 |
82 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе. | 1 | | | 7.5. | 1.2 2.1.-2.9 |
83 | Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика. | 1 | | | 7.5. | 1.2 2.1.-2.9 |
84 | Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | | | 1.6.1.7. 1.8. | 1.2 2.1.-2.9 |
85 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. | 1 | | | 7.6. | 1.2 2.1.-2.9 |
86 | Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом». | 1 | | | 7.6. | 1.2 2.1.-2.9 |
87 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе. | 1 | | | 7.8. | 1.2 2.1.-2.9 |
88 | Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы. | 1 | | | 7.8. | 1.2 2.1.-2.9 |
89 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков. | 1 | | | | 1.2 2.1.-2.9 |
90 | Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека. | 1 | | | | 1.2 2.1.-2.9 |
91 | Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | 1 | | | 1.2. | 3.1. |
92 | Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | 1 | | | 1.2. | 3.1. |
Из зарубежной литературы 8 ч. | |
93 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 1 | | | 8. | 1.2 2.1.-2.9 |
94 | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 | | | 8. | 1.2 2.1.-2.9 |
95 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания. | 1 | | | 8. | 1.2 2.1.-2.9 |
96 | Множественность смыслов поэмы и ее философский характер. | 1 | | | 8. | 1.2 2.1.-2.9 |
97 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. | 1 | | | 8.2. | 1.2 2.1.-2.9 |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 1 | | | 8.2. | 1.2 2.1.-2.9 |
99 | И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла. | 1 | | | 8.4. | 1.2 2.1.-2.9 |
100 | Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | 1 | | | 8.4. | 1.2 2.1.-2.9 |
Повторение 2 часа | |
101 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | | | | 2.12.3.2. |
102 | Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 | | | | 2.12.3.2. |
Итого: 102 часа. | |
26