СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по литературе для 9 класса. Разработана в соответствии с ФК ГОС (2004). УМК Коровиной В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:


Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО


_______/__________ ________/_________ ______/_________


«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по литературе, 9 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

(ФИО)


Цыденова Дабажап Бадмахандуевича,


учитель русского языка и литературы, I категория

(должность, категория)

















2017

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004г №1089);

- образовательной программой ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;

- программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 кл.» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2012.

- федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год;

- учебным планом МАОУ «Петропавловская районная гимназия» на 2017-2018 учебный год;

- Положением о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной и рассчитана на 102 часа.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения

Задачи изучения литературы в 9 классе:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочинение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Место предмета «Литература» в учебном плане гимназии

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч., в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч., в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часа.

Обоснование выбора программы и УМК

Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Образовательная область. Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология» БУПа.

Используемые технологии. При реализации программы используются следующие методы: объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений); проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам); частично - поисковый (комментированное и аналитическое чтение, словарная работа, элементы анализа лирического, эпического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры и др.); исследовательский.

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Название УМК. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:

«Литература 9 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2012 г

Формы контроля. Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы. Итоговый: сочинения на основе литературного произведения или эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания).

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по литературе

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



3. Содержание учебного предмета

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы - 2 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века – 9 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века - 48ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы XX века - 23 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы - 8 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение - 2 ч. (на развитие речи – 9 часов) Итого: 102 часа.















4. Тематическое планирование (102ч)


№ урока

Название раздела, темы

кол.час

коррекция

КЭС

КПУ

по плану

фактич.





Введение 1 час


1

Литература и её роль в духовной жизни человека.


1



1.1.1.

1.1.1.


Из древнерусской литературы 2 ч.


2

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве».

1



1.2. 3.3.

1.2.

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов.

1



1.6.


2.1.-2.9.


Из литературы XVIII века 9 часов


4

Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

1



1.5

1.4.

5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

1



1.8.4.1.

1.2.

2.1.2.3.

2.7.

6

«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

1



1.8.4.1.

1.2.

2.1.2.3.

2.4.2.7.

7

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего.

1



1.8.4.3.

1.2.

2.1.2.3.

2.4.2.7.

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

1



1.8.4.3.

1.2.

2.1.2.3.

2.4.2.7

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1




1.2.2.1.-2.9

10

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1



1.6.

1.2.2.1.-2.9

11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1



1.5.4.4.

1.2.2.1.-2.9

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1



1.6.4.4.

1.2.2.1.-2.9

13

Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1




2.10.

3.1.


Из русской литературы XIX века 48 ч.


14

Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия.

1



1.5.1.8.

2.1.-2.9

15

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

1



1.5.5.2.

1.2. 2.1.-2.9

16

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1



1.5.5.2.

1.2. 2.1.-2.9

17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1



5.4.

1.2. 2.1.-2.9

18

«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции.

1



1.6.

1.2. 2.1.-2.9

19

Фамусовская Москва в комедии.

1



1.6.

1.2. 2.1.-2.9

20

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

1



1.6.

1.2. 2.1.-2.9

21

Чацкий в системе образов комедии.

1



1.6.

1.2. 2.1.-2.9

22

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1



1.6.

1.2. 2.1.-2.9

23

Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1



1.7.

2.6

24

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума».

1



5.4

2.10.3.1.

25

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

1



1.8.5.5.

1.2. 1.3. 2.1.-2.9

26

«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».

1



1.8.5.5.

2.1.-2.9

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

1



1.8.5.5.

2.1.-2.9

28

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения.

1



1.8.5.5.

2.1.-2.9

29

Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1



1.8.5.5.

2.1.-2.9

30

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

1



5.6.

2.1.-2.9

31

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа.

1



5.7.

2.1.-2.9

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1



5.7.

2.1.-2.9

33

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1



5.7.

2.1.-2.9

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1



5.7.

2.1.-2.9

35

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1



5.7.

2.1.-2.9

36

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе.

1



1.8. 5.7.

2.1.-2.9

37-38

Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2



5.7.

3.1.

39

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

1




2.1.-2.9

40

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва».

1



5.10.

1.2. 1.3. 2.1.-2.9

41

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1



5.10.

2.1.-2.9

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1



5.10.

2.1.-2.9

43

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина».

1



5.10.

2.1.-2.9

44

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа.

1



5.13.

2.1.-2.9

45

Печорин как представитель «портрета поколения».

1



5.13.

2.1.-2.9

46

Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

1



5.13.

2.1.-2.9

47

Анализ повести «Тамань».

1



5.13.

2.1.-2.9

48

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера.

1



5.13.

2.1.-2.9

49

Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение.

1



5.13.

2.1.-2.9

50

Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1



5.13.

3.1.

51

Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи.

1




1.2.1.3.


52

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра.

1



5.16.

1.2.1.3.

2.1.-2.9

53

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1



1.2 5.16.

1.2 2.1.-2.9

54

Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

1



1.2. 5.16.

1.2 2.1.-2.9

55

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1



1.2. 5.16.

1.2 2.1.-2.9

56

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

1



1.2. 5.16.

1.2 2.1.-2.9

57

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы.

1



1.2. 5.16.

1.2 2.1.-2.9

58

Лирические отступления в поэме

1



5.16.

1.2 2.1.-2.9

59

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа).

1



1.2.5.16.

1.2 2.1.-2.9

60

Р/р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1



5.16.

3.1.

61

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1



6.7.

1.2 2.1.-2.9

62

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

1



6.7.

1.2 2.1.-2.9

63

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1



6.1.

1.2 2.1.-2.9

64

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок».

1



6.1.

1.2 2.1.-2.9

65

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

1



6.8.

1.2 2.1.-2.9

66

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему.

1



6.10.

1.2.

67

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1



6.10.

1.2 2.1.-2.9

Из русской литературы ХХ века 23 ч.


68

Многообразие жанров и направлений в литературе XX века.

1



1.4.1.5.

1.4.

69

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1



7.1.

1.2 2.1.-2.9

70

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.

1



7.2.

1.2 2.1.-2.9

71

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

1



7.4.

1.2 2.1.-2.9

72

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1



7.4.

1.2 2.1.-2.9

73

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1



7.3.

1.2 2.1.-2.9

74

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

75

История создания и судьба повести. Система образов.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

76

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

77

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

78

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

79

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

80

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

81

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого.

1



1.6.1.7.

1.2 2.1.-2.9

82

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе.

1



7.5.

1.2 2.1.-2.9

83

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика.

1



7.5.

1.2 2.1.-2.9

84

Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1



1.6.1.7.

1.8.

1.2 2.1.-2.9

85

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

1



7.6.

1.2 2.1.-2.9

86

Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом».

1



7.6.

1.2 2.1.-2.9

87

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе.

1



7.8.

1.2 2.1.-2.9

88

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

1



7.8.

1.2 2.1.-2.9

89

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков.

1




1.2 2.1.-2.9

90

Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека.

1




1.2 2.1.-2.9

91

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

1



1.2.

3.1.

92

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

1



1.2.

3.1.

Из зарубежной литературы 8 ч.


93

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1



8.

1.2 2.1.-2.9

94

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии.

1



8.

1.2 2.1.-2.9

95

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания.

1



8.

1.2 2.1.-2.9

96

Множественность смыслов поэмы и ее философский характер.

1



8.

1.2 2.1.-2.9

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

1



8.2.

1.2 2.1.-2.9

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1



8.2.

1.2 2.1.-2.9

99

И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла.

1



8.4.

1.2 2.1.-2.9

100

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1



8.4.

1.2 2.1.-2.9

Повторение 2 часа


101

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1




2.12.3.2.

102

Итоги года и задания для летнего чтения.

1




2.12.3.2.

Итого: 102 часа.





26