ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа№991 ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение и развитие устной речи»
10 класс
Срок реализации учебной программы
2016- 2017 уч.г.
Разработчик: учитель русского языка
Гаспарян А.Г.
Москва, 2016 г
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение и развитие устной речи» в 10 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида.
Описание материала: данная Программа составлена для обучающихся 10 класса, имеющих нарушения интеллекта и раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по литературному чтению и развитию устной речи.
Пояснительная записка.
Данная Рабочая программа составлена для обучения учащихся 10 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на уроках литературы. Повторение материала литературы основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.
Данная программа раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по чтению и развитию речи.
Реализация Рабочей программы предусматривает обучение учащихся 10 класса, имеющих нарушения интеллекта, в соответствии с Законом об Образовании РФ 2013 года.
Данная Рабочая программа составлена для обучения учащихся 10 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на уроках чтения и развития речи.
Составлена в соответствии с программно-методическим обеспечением для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: под редакцией А.М.Щербаковой. – Москва, 2004.
Содержание программы для 10 класса учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для шестнадцати-восемнадцатилетних девушек и юношей. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведении, учителю следует оказывать помощь в установлении соответствия между событиями своей личной жизни и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, учителю следует использовать средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаться к приёму драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности – самостоятельному чтению.
Цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного содержания и уровня сложности умственно отсталых школьников.
Задачи:
-совершенствование техники чтения;
-повышение способности понимать прочитанное;
-формирование интереса к чтению;
-понимание значения навыка чтения;
-развитие устной речи.
Основной формой организации учебного процесса является урок. В данном классе реализуются следующие типы уроков:
-урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
-урок закрепления знаний и способов деятельности;
-урок комплексного применения знаний и способов деятельности;
-урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
-урок контроля и оценки знаний.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных и практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме теста или контрольного чтения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по четвертям и итогам года.
Место Рабочей программы в учебном плане.
Данная Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Внеклассное чтение – 8 часов.
Контроль техники чтения – 2 час.
Заучивание наизусть –6
Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение и развитие устной речи» в 10 классе.
№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Дата проведения | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
| 1 четверть(18 часов) | | | | |
1. 2 | Введение. Жанры литературы О книге и чтении. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить различать жанры литературы, уметь рассуждать о книгах, чтении, поддерживать беседу по данной теме. | Знать статьи о пользе чтения книг. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
3. | УНТ: песни, частушки, пословицы, поговорки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Учить различать жанры УНТ, приводить примеры. Заучивание наизусть | Знать пословицы, поговорки, песни, частушки. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
4. 5. | Народные сказки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Знакомить со сказками, учить их рассказывать. | Знать статьи о пользе чтения книг. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь отвечать на вопросы викторины. Уметь рассказывать сказки. |
6. | Литературные сказки (Ш.Перро, Г.Х.Андерсен). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Учить отличать народную сказку от литературной, учить анализировать. | Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь отвечать на вопросы викторины. Уметь рассказывать сказки. |
7. 8. 9. 10. | Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 4 | Показать отличия прозы от драматургии, учить рассуждать о проблемах, показанных в комедии. | Знать биографию писателя. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
11. 12. | А И Крылов. Басни. Мораль басен. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить читать выразительно басни, учить сопоставлять героев басен и человека, видеть мораль в басне. Заучивание наизусть. | Знать биографию писателя. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь выразительно читать басни. |
13. | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | 1 | Учить пересказывать сказки народов мира. | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь рассказывать сказки. |
14. | Литература 19 века А.С.Пушкин. Жизненный путь. Лирика. «Я помню чудное мгновенье…». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Знакомить с биографией писателя, учить анализировать лирическое произведение. Заучивание наизусть. | Знать биографию писателя. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь читать выразительно лирическое произведение. |
15. 16. 17. 18. | Проза А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Контроль техники чтения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 4 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно. | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
| 2 четверть (14часов) | | | | |
19. | М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь. Лирика. «Выхожу один я на дорогу». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Знакомить с биографией писателя, учить анализировать лирическое произведение. Заучивание наизусть | Знать биографию поэта. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь анализировать лирическое произведение. |
20. 21. | Проза М.Ю.Лермонтова. «Княжна Мери». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно и сжато. | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
22. 23. | Н.В.Гоголь. Жизненный путь. Комедия «Ревизор». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить героев произведения, учить читать по ролям, давать оценку поступкам героев. | Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь читать по ролям. |
24. 25. | И.С.Тургенев. Жизненный путь. Повесть «Ася». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно | Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь передавать содержание отрывка подробно. |
26. 27. | Л.Н.Толстой. Жизненный путь. Рассказ «Поликушка». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить героев произведения. Учить читать по ролям, давать оценку поступкам героев. | Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
28. | Внеклассное чтение. | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | 1 | . | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
29. 30. | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать. |
31. 32. | А.П.Чехов. Жизненный путь. Сатира и юмор. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить героев произведения, учить читать по ролям, давать оценку поступкам героев. | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Знать отличие юмора от сатиры. |
| 3 четверть | | | | |
33. 34. | Литература 20 века А.И.Куприн. Жизненный путь. Комментарий к повести «Олеся». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь составлять план статьи. |
35. 36. | М.Горький. Жизненный путь. Рассказ «Челкаш». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
37. 38. | Н.Н.Заболоцкий. Жизненный путь. «Не позволяй душе лениться». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить биографию писателя, учить анализировать лирическое произведение. Заучивание наизусть | Знать биографию писателя. Уметь выразительно читать стихотв.текст. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь работать с книгой. Уметь анализировать лирическое произведение. |
39. 40. | С.А.Есенин. Жизненный путь. Лирика. «Отговорила роща золотая». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить биографию писателя, учить анализировать лирическое произведение. Заучивание наизусть | Знать биографию поэта. Уметь выразительно читать стих.текст. Уметь поддерживать беседу по анализу текста.. Уметь работать с книгой. Уметь анализировать лирическое произведение. |
42. | В.В.Маяковский. Жизненный путь. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Представить биографию писателя, показать приём составления хронологической таблицы. | Знать биографию поэта.ю Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь читать текст Маяковского. |
43. 44. 45. | В.В.Маяковский. Стихи о советском паспорте «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 3 | Научить чтению произведений Маяковского. Учить давать оценку текущей жизни с позиций грядущего будущего. | Уметь выразительно читать стих.текст. Уметь поддерживать беседу по анализу текста.. Уметь работать с книгой. |
46. 47. 48. | М.В.Шолохов. Жизненный путь. «Судьба человека». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 4 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно. Учить давать характеристику героям. | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
49. | Внеклассное чтение. Стихотворения советских поэтов. | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | 1 | Знать наизусть 1 стихотворение советского поэта (на выбор уч-ся). | Уметь анализировать лирическое произведение. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. Уметь выразительно читать стихотворный текст. |
50. 51. 52. | Советская литература (4ч) К.Симонов. Жизненный путь. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 3 | Представить биографию поэта , учить анализировать лирическое произведение. Заучивание наизусть | Уметь анализировать лирическое произведение Уметь поддерживать беседу по анализу текста Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
53. 54. | В.П.Астафьев. Жизненный путь. «Где-то гремит война». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно. Обучать словесному рисованию. | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
| 4четверть(14часов) | | | | |
55. 56. 57. | В.М.Шукшин. Жизненный путь. Рассказ «Микроскоп» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 3 | Учить определять тему и идею произведения. Учить передавать содержание отрывка подробно и сжато. Учить составлять план рассказа. | Знать биографию писателя Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
58. 59. | Б.Ш.Окуджава. Жизненный путь. «Песенка об Арбате», «Последний троллейбус». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Представить биографию писателя, учить анализировать лирическое произведение. | Уметь анализировать лирическое произведение. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
60. 61. 62. | Зарубежная литература Антуан Экзюпери «Маленький принц». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 3 | Показать героев произведения, учить читать по ролям, давать оценку поступкам героев. | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
63. 64. | Фантастика в литературе. Тема будущего. Дж.Р.Р.Толкие: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
65. 66. | Детектив: история и законы жанра. Э.А.По «Убийство на улице Морг» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Учить отличать детектив от других жанров литературы. Воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы | Уметь давать характеристику главному герою. Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
67. | Внеклассное чтение. Из произведений зарубежной литературы (по выбору учащихся). | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | 1 | Воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы. | Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения. Уметь делать выбор правильного ответа. Уметь работать с книгой. |
64. | Обобщающий урок. Контроль техники чтения. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. | 1 | Выполнить контрольный тест. Проверить технику чтения. | Уметь работать с тестом. |
4.Содержание программы учебного предмета «Литературное чтение и развитие устной речи» 10 класс.
1. Введение. Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении.
2. Устное народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, считалочки, скороговорки, загадки. Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл.
3. Народные сказки. Сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных. Литературные приёмы (произведения по выбору учителя).
4. Литературные сказки. (Ш.Перро, В.Гауф, Г.Х.Андерсен, Э.Успенский, П.Бажов и др. по выбору).
5. Д.И.Фонвизин. Биографическая справка. Комедия «Недоросль». Основные отличия драматического произведения и прозаического. Сведения об исторической ситуации, в которой развиваются события в комедии. Система положительных и отрицательных образов в комедии. Своеобразие конфликта в комедии. Поучительность развязки социально-политической линии в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
6. А.И.Крылов. Cлово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Басни. Содержание басен. Мастерство диалога в басне. Мораль басен (по выбору).
7. А.С.Пушкин. Жизненный путь (основные этапы). Лирика. «Я помню чудное мгновенье…», «Осень», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Осмысление творчества, жизни, любви, природы.
8. Проза А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
9. М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Выхожу один я на дорогу…», «Кавказ», «Нищий» и др. Осмысление жизни, творчества, любви, природы.
10. Проза М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери». Осмысление разных сторон частной жизни: любовь, дружба, неприязнь, проявление воли, личной храбрости, защита чести и достоинства.
11. Н.В.Гоголь. Жизненный путь (основные этапы). Комедия «Ревизор». Углубление представлений учащихся о жанрах (видах) драматических произведений. Историко-бытовой комментарий к пьесе. Жизненная основа комедии, актуальность её сюжета в современном обществе. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнали, как было. Черты характера действующих лиц комедии «Ревизор», встречающиеся и в наши дни.
12. И.С.Тургенев. Жизненный путь (основные этапы). Повесть «Ася». Историко-бытовой комментарий к повести. Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств: скромность, обаяние, решительность.
13. Л.Н.толстой. Жизненный путь (основные этапы). Рассказ «Поликушка». Историко-бытовой комментарий к рассказу. Описание событий глазами барыни, приказчика, старика Дутлова, Поликушки, как отражение внутреннего мира каждого из них.
14. М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма трудолюбию и находчивости. Приёмы сказочного повествования.
15. А.П.Чехов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Сатира и юмор произведений А.П.Чехова. Историко-бытовой комментарий к рассказам «Злоумышленник», «…», «Хирургия».
16. А.И.Куприн. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к повести «Олеся». Люди цивилизации и люди природы. Влияние суеверий на судьбы людей.
17. М.Горький. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу “Челкаш”. Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой.
18. Н.Н.Заболоцкий. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Для чтения и изучения: «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Не позволяй душе лениться…». Одухотворённость природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека.
19. С.А.Есенин. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Край любимый. Сердцу снятся…», и др. Тема родины и русской природы в произведениях. Нежность «ко всему живому».
20. В.В.Маяковский. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям: «стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте – пароходу и человеку», «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру». Гордость за своё гражданство, патриотизм. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего будущего.
21. М.В.Шолохов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы).
Историко-бытовой комментарий к рассказу «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление твёрдости духа, мужества, чувства собственного достоинства, доброты. Торжество добра над жестокостью жизни.
22. К.Симонов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Родина». Художественная правда о человеке на войне, о сражающемся народе, о всепобеждающей силе любви.
23. В.П.Астафьев. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к повести «Где-то гремит война». Художественная правда о сражениях человека в тылу, о трудной победе.
24. В.М.Шукшин. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу «Микроскоп». Тяга героя к знаниям. Юмор в рассказе. «Жатва». Проявление народного патриотизма в годы войны.
25. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к жанру «авторская песня». «Песенка об Арбате». «Последний троллейбус», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мы за ценой не постоим». Чувство любви к Родине, к людям, к родному городу.
26. Зарубежная литература. Дж.Лондон. Рассказы. О.Генри «Дары волхвов», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или др. (по выбору учителя).
27. Фантастика в литературе. Тема будущего. Дж. Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец», Р.Бредбери «451 градус по Фаренгейту», А. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Братья Стругацкие» или др. по выбору учителя.
28. Детектив: история и законы жанра. Э. А. По «Убийство на улице Морг», А.Кристи «Рассказы», Ж.Сименон. «Рассказы», братья Вайнеры или др. по выбору учителя.
29. Внеклассное чтение: чтение статей в газетах и журналах, чтение справочной литературы по различным направлениям – 1, 2 часа в четверть.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать:
-наизусть 6-8 стихотворений;
Учащиеся должны уметь:
-обогащать пассивный и активный словарь в процессе работы над литературным произведением;
-уметь объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря;
-участвовать в чтении драматических произведений по ролям;
-участвовать в обсуждении произведений, которые совершенствуют умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
-использовать на уроках приёма «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
6.1.Учебная литература:
Художественная литература (по теме урока).
6.2.Научно-методическая литератература:
1.А.К.Аксёнова. Методика обучения русскому языку и чтению в коррекционной школе.М., «Владос», 2002.
2. Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (корркционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Пособие для учителя.М.: «Просвещение»,2002.
3.Занимательные материалы к урокам обучения чтению (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.
4.Игровые технологии на уроках литературного чтения . 5-10 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
5.Л.Д.Короткова. Сказка-для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.М., 2001.
6.3.Литература для обучающихся:
1.Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения.-2-е изд., авт./сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2008.-78с.
2.Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.-352с.
3.Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 9-11 классы: сост.М.Е.Кривоплясова. -Волгоград:Учитель, 2007.-78с.