№ п/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
| | |
Часть 1 | |
1. | «Книги – мои друзья» Книга – писатель – читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга – обложка – автор – каталог. | 7 ч. | УОНМ | Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. | Уметь работать с текстом, книгой; понимать смысл понятия «общение», цель речевого общения. | Фронтальный | Уметь читать с интонационным выделением знаков препинания. Использовать интонации, паузы, темп. | | | |
Тема: «Книги – мои друзья». | |
1 | Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) | 1ч. | УЗН | Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение | Уметь читать плавно, неторопливо, целыми словами; уметь вникать в смысл читаемого. | Фронтальный | Уметь читать с интонационным выделением знаков препинания. Использовать интонации, паузы, темп. | | | |
Тема: «Как хорошо уметь читать» | |
2 | 1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. 2.Возникновение письменности. | 1 ч | УЗН | Чтение наизусть стихотворения С.Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К.Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге. | Иметь представление о возникновении письменности; уметь общаться с книгой. | Фронтальный | Овладевать навыками осознанного правильного и выразительного чтения. Расширять представления о героях произведений. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | | | |
Тема: «Как бы жили мы без книг?» | |
3 – 4. | 1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» 2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). 3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука». | 2ч. | УЗН | Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения | Уметь выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; уметь работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; уметь читать тексты в разном темпе. | . Фронтальный | Овладевать навыками осознанного правильного и выразительного чтения Осознавать восприятие текста | | | |
Тема: «Мои любимые писатели» | |
5. | 1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». 2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. | 1ч. | УОНМ | Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование | Знать об А.С.Пушкине; уметь читать произведения А.С.Пушкина. | Фронтальный | Овладевать навыками осознанного правильного и выразительного чтения Осознавать восприятие текста | | | |
Тема: «Сказки К.Чуковского» | |
6. | 1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.) 2.Вн.чт. Книги К.Чуковского. | 1ч. | УОНМ | Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского | Знать произведения К.Чуковского; уметь инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. | Фронтальный | Расширять представления о героях произведений. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | | | |
Тема: «Из книг К.Ушинского» Обобщение по разделу | |
7. | 1.Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». 2. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» | 1ч. | УОНМ | Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой. | Уметь составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; уметь читать выразительно; передавать своё отношение у содержанию. | Фронтальный | Расширять представления о героях произведений. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Характеризовать героев | | | |
| «Радуга-дуга» Произведения малых фольклорных жанров: песенки, пословицы, загадки, считалочки. | 4ч. | | | | | | | | |
Тема: «Пословица – мудрость народная» | |
8. | 1.Диалог Ани и Вани. 2.Загадки. Пословицы, поговорки. | 1ч. | УОНМ | Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва. | Знать произведения малых фольклорных жанров; уметь отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки. | Фронтальный | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности. | | | |
Тема: «Песенки разных народов» | |
9. | 1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. 2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.) 3.Считалочки. | 1ч. | УОНМ | Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца. | | Фронтальный | Сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран; развивать речь; активизировать формирование навыка выразительного чтения. | | | |
Тема: «Мы идём в библиотеку» | |
10. | 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. 2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток. 3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. | 1 ч | УОНМ | Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки | Уметь выбирать книги для самостоятельного чтения; уметь вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации. | Фронтальный | Сравнивать жанры народного фольклора разных стран; учить выбирать книги для самостоятельного чтения; развивать умение вчитываться в содержание текста, используя приёмы драматизации. | | | |
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |
11. | 1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 2. «Шутки – минутки». | 1ч. | УОНМ | Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49). | Уметь сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; уметь выделять загадки разного типа; уметь использовать различные слова в своей речи. | Фронтальный | Обобщить первые представления о малых фольклорных жанрах; закрепить умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; учит выделять загадки разного типа; обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами. | | | |
| «Здравствуй, сказка!» Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | 9ч. | | | | | | | | |
Тема: «Узнай сказку» | |
12-13 | 1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». 2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. 3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука». 4. Т.Коти. «Катя и буквы». | 2ч. | УОНМ | Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях. | Уметь высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; уметь рассказывать по серии иллюстраций; уметь читать целыми словами; уметь продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. | Фронтальный | Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества; учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций; формировать навык чтения целыми словами; развивать творческие способности; стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки. | | | |
Тема: «Сравни сказки» | |
14-15 | 1. «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). Вн.чт. Народные сказки. 2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. 3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака. | 2ч. | УОНМ | Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение. | Уметь вчитываться в текст; Уметь сравнивать сказки со сходным содержанием; уметь выразительно читать, передавать настроение персонажа; уметь продолжать сказку. | Фронтальный | Развивать умение вчитываться в текст; учить сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие; развивать умение выразительно читать, предавать настроение персонажа; помочь в составлении продолжения сказки. | | | |
Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» | |
16 | 1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. 2. Л.Пантелеев. «Две лягушки». | 1ч. | УОНМ | Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой. | Уметь вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь отвечать на вопросы; уметь следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги. | Фронтальный | Наблюдать: находить в тексте сравнения, повтор, Звукопись. Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей. | | | |
Тема: «Сказки народов России» | |
17-18 | 1. «Шутки-минутки». 2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. 3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери». 4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». 5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.) | 2ч. | УОНМ | Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85). | Иметь представление о сказках разных народов; уметь сопоставлять по главной мысли; уметь выразительно читать. | Фронтальный | Сравнивать тексты (учебный, художественный, научный): определять жанр. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст; учить выразительно читать. | | | |
Тема: «Лень до добра не доведёт» | |
19. | «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты». | 1ч. | УОНМ | Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной. | Уметь различать народную сказку и авторскую; уметь выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. | Фронтальный | Воспринимать текст на слух, различать народную сказку и авторскую; учить выразительно читать диалог персонажей сказки; понимать главную мысль произведения; развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки. | | | |
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |
20. | 1.«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. 2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) | 1ч. | УЗН | Объяснить название раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста; сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки. | Уметь сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; уметь выразительно читать. | Фронтальный | Сравнивать тексты; находить общее и различное; учить наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; развивать умение читать выразительно. | | | |
Часть 2 | |
| Люблю всё живое» Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов. | 8 ч | | | | | | | | |
Тема: «Никого не обижай» | |
21. | 1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. В.Лунин. «Никого не обижай». 3. Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.) | 1 ч | УОНМ | Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение. | Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова, характеризующие героя. | Фронтальный | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя; наблюдать за взаимоотношениями человека и природы; формировать нравственные ценности учащихся. | | | |
36-37 | 1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». 2. И.Суриков. «Зима». 3. «Четыре сестры». Сказка. 4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». | 2 ч | УОНМ | Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение. | Уметь сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; уметь наблюдать за использованием сравнений; уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | Фронтальный | Сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; наблюдать за использованием сравнений; учить создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить в стихах слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | | | |
Тема: «Родина любимая, что мать родимая» | |
38-39 | В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». 2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». 3. А.Митяев. «За что люблю маму. 4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец». 5. В.Берестов. «Стихи для папы». 6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство». | 2 ч | УОНМ | Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение. | Уметь составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; уметь выразительно читать. | Фронтальный | Сравнивать понятия «родина как мать», «семейное согласие»; воспитывать уважение и любовь к родителям; учить составлять рассказы о своей семье, родителях, передавать в слове своё отношение к ним; отрабатывать навыки выразительного чтения. | | | |
Тема: «Мы идём в библиотеку» | |
40. | 1.Вн.чт. Тамбовские писатели-детям. Г.А.Попов. Стихи , загадки и считалки | 1 ч | УОНМ | Знакомство с выставкой книг о Родине, со сборниками стихотворений русских поэтов о природе, с книгами о детях; самостоятельное чтение рассказа Е.Пермяка (с.90); работа над содержанием рассказа; сравнение содержания и главной мысли рассказа; выразительное чтение рассказа; подведение итога. | Уметь работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; уметь выражать свои мысли; анализировать | Фронтальный | Воспринимать текст на слух, сравнивать тексты, наблюдать за поступками героев | | | |
| «Сто фантазий» Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов | | | Чтение диалога на с.95; беседа; знакомство с произведением Р.Сефа (с.96); анализ; чтение произведения В.Маяковского и В.Викторова на с.97; работа на с.100; знакомство с произведением Г.Цыферова (с.101-103); анализ произведения; обобщение. | Уметь сочинять небольшие истории; уметь читать целыми словами, выразительно; уметь работать с книгой. | индивидуальный | Развивать творческие способности учащихся; учить сочинять небольшие истории, рассказы, стихи, используя советы, которые дают писатели; убедить в необходимости постоянного чтения книг; рекомендовать список литературы на лето. | | | |