СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса»


Муниципальное образовательное учреждение

МОУ "Куськинская основная общеобразовательная школа"


Принято Утверждаю

на заседании педагогического совета Директор МОУ « Куськинская ООШ»

МОУ «Куськинская ООШ» ______ _Е. И.Паньшина

Приказ № от 31.08. 2023

протокол № 1 от 31. 08. 2023 г.












Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

для обучающихся 3класса

2023 г.


















Рассмотрено Согласовано

на заседании МО зам. директора по УВР

протокол № 1 от 24.08.2023 г. . «_____»______________2023г.

Руководитель МО ______________/Драгунова А.И./

__________ / Проничева А.А. /



Пояснительная записка

Программа по литературному чтению 3 класса составлена на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- основной образовательной программы МОУ «Куськинская основная общеобразовательная

школа»;

- учебного плана МОУ «Куськинская основная общеобразовательная школа» на 2023-2024 учебный год;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной «Литературное чтение»;Москва, «Просвещение», 2020 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки

РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения);

- рабочей программы воспитания школы.


Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цели обучения

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи обучения:

- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часа (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели)

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

—  сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

—  объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

—  определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

—  находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;

—  выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

—  устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

        текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
        —  определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе         предложенных учителем вопросов;
        —  формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;        —  сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе         предложенных критериев);

        —  проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению         особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —        следствие);
        —  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
        проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
        —  прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных         или сходных ситуациях;
работа с информацией:
        —  выбирать источник получения информации;
        —  согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,         представленную в явном виде;
        —  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании         предложенного учителем способа её проверки;
        —  соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила         информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
        —  анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в         соответствии с учебной задачей;
        —  самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

        3 КЛАСС

  • отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

  • характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

  • отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

  • пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.


—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  ответственно выполнять свою часть работы;

—  оценивать свой вклад в общий результат;

—  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Содержание учебного предмета


Устное народное творчество (15 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.

  • Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


  • Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

  • Русская народная сказка «Сивка-бурка».

  • КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)

  • Знакомство с названием раздела.

  • Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

  • А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»

  • И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

  • И. Никитин «Встреча зимы».

  • И. З. Суриков. «Детство».

  • И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

  • Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

  • Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

Великие русские писатели (25 ч.)

  • Знакомство с названием раздела.

  • А. Пушкин. Лирические стихотворения.

  • А. Пушкин «Зимнее утро».

  • А. Пушкин «Зимний вечер».

  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

  • И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

  • И. Крылов «Мартышка и очки».

  • И. Крылов «Ворона и Лисица».

  • М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

  • М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

  • М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

  • Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

  • Л. Толстой «Акула».

  • Л. Толстой «Прыжок».

  • Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

  • Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).

Литературные сказки (16 ч.)

  • Знакомство с названием раздела.

  • Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

  • В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

  • В. Одоевский «Мороз Иванович».

  • Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).

Были и небылицы (14 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

  • К. Паустовской «Растрёпанный воробей».

  • А. Куприн «Слон».

  • Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».

  • С. Чёрный «Воробей», «Слон».

  • А. Блок «Ветхая избушка».

  • А. Блок «Сны», «Ворона».

  • С. Есенин «Черёмуха».

  • Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

Люби живое (16 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

  • В. Белов «Малька провинилась».

  • В. Белов «Ещё раз про Мальку».

  • В. Бианки «Мышонок Пик».

  • Б. Житков «Про обезьянку».

  • В. Дуров «Наша Жучка».

  • В. Астафьев «Капалуха».

  • В. Драгунский «Он живой и светится».

  • Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

Поэтическая тетрадь 3 (10 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

  • А. Барто «Разлука».

  • А. Барто «В театре».

  • С. Михалков «Если». «Рисунок».

  • Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

  • «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (17 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

  • А. Платонов «Цветок на земле».

  • А. Платонов «Ещё мама».

  • М. Зощенко «Золотые слова».

  • М. Зощенко «Великие путешественники».

  • Н. Носов «Федина задача».

  • Н. Носов «Телефон».

  • В. Драгунский «Друг детства».

  • Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.

Зарубежная литература (9 ч.)

  • Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

  • Мифы Древней Греции.

  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

  • «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности























































Раздел «Устное народное творчество» (15ч.)




























1.

Знакомство с названием раздела.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




























2.

Русские народные песни.

1




























3.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.  

1




























4.

Творчество мастеров.

1




























5-7.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3





























































































8-9.

«Иван-царевич и серый волк».

2



















































10.

Входная контрольная работа

1
























11-13.

«Сивка-бурка».

3













































































14.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1
























15.

Наши проекты. Сочиняем волшебную сказку.

1
























Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (8 ч.)
























16.

Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
























17.

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1
























18.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1
























19.

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

1
























20.

И.З. Суриков «Детство»

1
























21.

И. З. Суриков «Зима»

1
























22.

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

1
























23.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

























Раздел «Великие русские писатели» (25 ч.)
























24.

Знакомство с   разделом. Что уже знаем и умеем.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

 Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

 Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
























25.

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1
























26.

А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

























27.

А. Пушкин «Зимнее утро».

1
























28.

А. Пушкин «Зимний вечер».

1
























29-33.

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

5
































































































































34.

Знакомство с разделом. Об И.А. Крылове.

1
























35.

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»

1
























36.

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица».

1

























37

О М.Ю. Лермонтове. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1
























38

М. Лермонтов. «Утес».

 

1
























39

М. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1






40

Читаем стихи великих классиков. Конкурс чтецов.

1

























41

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1






42

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».

1






43

Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?».

1
























44-45

Л.Н. Толстой «Акула».

2















































46

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1






















47

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1






















48

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели».

1
























Раздел «Литературные сказки» (16 ч.)



























49

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

























50-51

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1













































52

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1












53-56

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

4













































































































57

Сравнение русской народной сказки «Морозко» и сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

1












58-60

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

3









































































































61

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

1












62

Наши проекты. Сочиняем сказку о животных.

1











63

Контрольная работа за 1 полугодие.

1











64

Работа с выставкой художественных книг из школьной библиотеки.

1











Раздел «Были – небылицы» (14 ч.)





65

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

























66-68

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

3




























































































69

К. Паустовский. «Растрепанный воробей».

1












70-72

К. Паустовский. «Растрепанный воробей».

3













































































































73

Поговорим о самом главном.

1












74-77

А. Куприн «Слон».

4












78

Обобщающий урок по теме «Были – небылицы».

1












                                            Раздел «Поэтическая тетрадь» (6 ч.)










79

Знакомство с разделом. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон».

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

 Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

























80

А. Блок. «Ветхая избушка»

1











81

А. Блок. «Сны», «Ворона».

1











82

Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

1











83

С. Есенин. «Черемуха».

1












84

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь»

1











Раздел «Люби всё живое» (16 ч.)














85

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения.

 Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

























86-88

И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

3













































































































89

В.И. Белов. «Малька провинилась».

1












90

В.И. Белов. «Еще про Мальку».

1











91-92

В. Драгунский. «Он живой и светится».

2



























































93-94

В. Астафьев. «Капалуха».

2





























































95-98

Б. Житков. «Про обезьянку».

4












99

Обобщающий урок по теме «Люби все живое».

1














100

Выставка книг о животных.

1













Раздел «Поэтическая тетрадь» (10ч.)



























101

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

 Сочинять стихотворения.

Заучивать стихи наизусть.

 Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения


























102

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

1













103

А.Л. Барто. «Разлука».

1













104

А.Л. Барто. «В театре».

1













105

С.В. Михалков. «Если».

1

























106

Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля», Т. Бокова «Родина – слово большое, большое!».

1


























107

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

1















108

Наши проекты.

1














109

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Наши проекты.

1














110

Читаем детские стихи поэтов. Конкурс чтецов.

1


























Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (17 ч.)



























111

Знакомство с разделом.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




























112-113

Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

2











114-116

М.М. Зощенко. «Золотые слова».

3




























117-119

М.М. Зощенко. «Великие путешественники».

3












120-121

Н. Носов. «Федина задача».

2





















































122-124

Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле».

3












125

Н. Носов. «Телефон».

1












126

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1











127

Знакомство с выставкой книг детских писателей.

1











Раздел «Зарубежная литература» (9ч.)



























128

Знакомство с разделом.  Что уже знаем и умеем.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



























129-133

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

5











134

Итоговая контрольная работа за год.

1















































































































































































































135

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1












136

Знакомство с выставкой книг на лето.

1






























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

​‌• Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, ‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2020 г.
 2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2020 г.
 3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. / М.: Просвещение, 2022 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌https://m.edsoo.ru/8bc47e88‌​