СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009г.) с изменениями, внесёнными приказами.

3. Основной образовательной программы начального общего образования 2018 г.

4. Образовательной программы «Литературное чтение» к учебнику Э.Э. Кац (М.: АСТ: Астрель). Предметная линия учебников УМК «Планета знаний». 3 класс, в 2 -х частях.

Рабочая программа является приложением к образовательной программе начального общего образования МБОУ «Средняя школа №69» г.Ульяновска.

Цели учебного предмета:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; - формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре многонациональной России и других стран;

- формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.


В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи:

- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

- развитие воображения, творческих способностей;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 69» учебный предмет «Литературное чтение» в 3 классе изучается в объёме 140 часов в год, 4 часа в неделю.






Планируемые результаты освоения учебного предмета


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

    Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.


Содержание учебного предмета

3 класс (140 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (13 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (13 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (10 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (14 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (20 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».


Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

Учебно - тематический план предмета


п/п


Раздел


Количество

часов


1

Уж небо осенью дышало

15 ч

2

Народные сказки

15 ч

3

Поэтические страницы

5 ч

4

О мужестве и любви

12 ч

5

Зимы ждала, ждала природа

8 ч

6

Авторские сказки

14 ч

7

Басни

9 ч

8

Братья наши меньшие

16 ч

9

О совести и долге

14 ч

10

Весна пришла

10 ч

11

И в шутку и всерьез

18 ч

12

Повторение

4 ч


Итого:

140 ч


Тематическое планирование по литературному чтению УМК «Планета знаний»


урока

Тема урока

Кол-во часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения


Примечание


Уж небо осенью дышало - 15 ч (часть 1)

1

Знакомимся с учебником.

К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

1




2

К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

1




3

И.А.Бунин «Листопад».

1




4

М.М.Пришвин «Хрустальный день»

1




5

М.М.Пришвин «Капитан-паук»

1




6

М.М.Пришвин «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»)

1




7

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

1




8 - 9

К.Г.Паустовский «Подарок»

2




10

Картинная галерея. И.И.Левитан «Лесное озеро»

1




11

Осень в произведениях русских писателей.

А.Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»

1




12

Осень в произведениях русских писателей.

А.А.Фет. «Осенняя роза»

1




13

Работа с научно-популярными текстами.

Б.Сергеев «Барсук»

1




14

Проверочная работа по разделу «Уж небо осенью дышало…»

1




15


Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей.

1




Народные сказки - 15 ч

16/1

Народные сказки.

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

1




17/2

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

1




18-19/

3,4

«Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» (русская народная сказка)

2




20/5

«Жаба – королева» (литовская народная сказка)

1




21/6

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)

1




22-23/

7,8

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

2




24/9

Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

1




25-26/

10,11

Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна лягушка» (русская народная сказка)

2




27/12

Внеклассное чтение.

«Мастер Али » (казахская народная сказка)

1




28/13

Проектная деятельность по теме «Народные сказки».

1




29/14

Проверочная работа по теме «Народные сказки…»

1




30/15

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

Библиотечный урок.

1




Поэтические страницы – 5 ч

31/1

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок)

1




32/2

Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1




33/3

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

1




34/4

Г.Сапгир «Сны»

1




35/5

К. Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки... »

1





О мужестве и любви – 12 ч

36/1

В.Белов «Верный и Малька»

1




37/2

В.Белов «Малька провинилась»

1




38/3

В.Белов «Ещё про Мальку»

1




39/4

И.С.Тургенев «Воробей»

1




40/5

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

1




41/6

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

1




42/7

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

1




43-44/

8,9

Л.Н.Толстой «Прыжок» (быль)

2




45/10

Читальный зал. В. Астафьев «Белогрудка»

1




46/11

Проверочная работа по разделу «О мужестве и любви…»

1




47/12

Внеклассное чтение. Сказки В. Каверина и Е.Шварца

1




Зимы ждала, ждала природа … - 8 ч ( часть 2)

48/1

С.Есенин «Разгулялась вьюга…»

1




49/2

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

1




50/3

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). «Зимнее утро»

1




51/4

А.С.Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок)

1




52/5

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1




53/6

Картинная галерея. Н.Крылов. «Зима»

1




54-55/

7,8

Внеклассное чтение.

Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров

2





Авторские сказки – 14 ч

56/1

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1




57/2

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1




58/3

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1




59/4

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Обобщение.

1




60/5

Х.-К.Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»

1




61/6

Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1




62/7

Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик

1




63-64/

8,9

Читальный зал. Х.-К.Андерсен «Штопальная игла».

2




65-66/

10,11

Внеклассное чтение. Сказки Х.К.Андерсена

2




67/12

Л.Н.Толстой «Царь и рубашка»

1




68/13

С.Седов «Король красуется».

1




69/14

Тест по теме «Авторские сказки»

1




Басни - 9 ч

70/1

О.Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи»

1




71/2

Эзоп «Кошка и мыши».

1




72-73/

3,4

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун».

2




74/5

И.А.Крылов: «Лебедь, Щука и Рак»

1




75/6

И.А.Крылов: «Слон и Моська»

1




76/7

И.А.Крылов: «Две Бочки»

1




77/8

Пословицы. Читальный зал. Басни

1




78/9

Проектная деятельность. Тест по теме «Басни»

1





Братья наши меньшие - 16 ч

79/1

А.П.Чехов «Белолобый»

1




80/2

А.П.Чехов «Белолобый»

1




81/3

А.П.Чехов «Белолобый»

1




82/4

М.М.Пришвин «Лимон»

1




83/5

М.М.Пришвин «Лимон»

1




84/6

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1




85/7

К.Г.Паустовский «Кот Ворюга»

1




86/8

К.Г.Паустовский «Кот Ворюга»

1




87/9

Читальный зал. С. Чёрный «Ослёнок»

1




88/10

А.И. Куприн «Завирайка»

1




89/11

А.И. Куприн «Завирайка».

Картинная галерея. Б.Мурильо «Мальчик с собакой»

1




90/12

Внеклассное чтение. Книги о животных

1




91/13

Внеклассное чтение. Литературный журнал «Братья наши меньшие»

1




92/14

Проверочная работа по разделу «Братья наши меньшие»

1




93-94/

15,16


Работа с научно-популярными текстами


2




О совести и долге - 14 ч ( часть 2,3 )

95/1

Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

1




96/2

Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

1




97/3

Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

1




98/4

А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда)

1




99/5

А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда)

1




100/6

А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда)

1




101/7

А.Кешоков «Мне больно, мальчики»

1




102/8

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

1




103/9

К.Г.Паустовский «Теплый Хлеб»

1




104/10

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

1




105/11

Роман Сеф «Добрый человек».

Тест по теме «О совести и долге»

1




106/12

Внеклассное чтение. Сказки К.Г.Паустовского

1




107/13

Читальный зал. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

1




108/14

Работа с научно- популярными текстами

1




Весна пришла - 10 ч

109/1

Народные песни. «Жаворонушки…», «Березонька»

1




110/2

А.А.Фет «Весенний дождь»

1




111/3

М.М.Пришвин «Лесная капель»

1




112/4

К.Д.Бальмонт «Золотая рыба»

1




113/5

А.А.Фет «Рыбка»

1




114/6

Читальный зал. В. Астафьев «Весенний остров»

1




115/7

Читальный зал. О. Дриз «Как сделать утро волшебным»

1




116/8

Внеклассное чтение. Народные песни

1




117-118/9,10

Работа с научно- популярными текстами

2




И в шутку, и всерьез – 22 ч (18 + 4)

119

Шутки-прибаутки

1




120

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

1




121

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

1




122

А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

1




123

А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

1




124

С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка)

1




125

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка)

1




126

М.Зощенко «Великие путешественник»

1




127

М.Зощенко «Великие путешественник»

1




128

М.Зощенко «Великие путешественник»

1




129

Внеклассное чтение.

Детская периодическая литература

1




130

Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом»

Тест по теме «И в шутку, и всерьёз»

1




131

Итоговая комплексная работа

1




132

А. Усачев. «На чем держится Земля»

1




133

А.Дорофеев «Укушенные»

1




134

Литературная викторина «Я - читатель»

1




135

Внеклассное чтение. Наш конкурс

1




136

Итоговый урок. Чтение понравившихся произведений

1




137-140

Повторение, обобщение изученного материала

4





Итого

140 ч