шл
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана для реализации содержания образовательного стандарта по математике во 2 классе МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа 2 класса соответствует образовательным областям «Математика» и «Информатика» Базисного учебного плана «Математика». На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).
Учебно- методическое обеспечение.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник:2 класс: В 2 ч. М. «Просвещение», 2018 г
Яценко, Ситникова: Поурочные разработки по математике. 2 класс. К УМК М.И. Моро.М.: «Вако» 2016г
Контрольно-измерительные материалы. Математика 2 класс. ФГОС
Светлана Волкова: Проверочные работы к учебнику "Математика. 2 класс" М.: «Просвещение», 2018 г
Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г
Раздел I. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и с-оответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)
-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
К концу 2 класса учащиеся должны Знать:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Уметь:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до100
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
Раздел III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
11 | Числа от 1 до 100.Нумерация чисел. | 18 | 16 | | 2 | | | |
| Сложение и вычитание чисел. | 75 | 70 | | 4 | | 1 | |
| Умножение и деление | 39 | 33 | | 5 | | 1 | |
| Повторение | 4 | 3 | | 1 | | | |
| Итого | 136 | 122 | | 12 | | 2 | |
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Числа от 1 до 100. Нумерация 18ч. |
1 | Числа от 1 до 20. | | | |
2 | Числа от 1 до 20. | | | |
3 | Десяток. Счёт десятками до 100 | | | |
4 | Числа от 11 до 100. Образование, чтение и запись числа | | | |
5 | Поместное значение цифр. | | | |
6 | Однозначные и двузначные числа. | | | |
7 | Единица измерения длины – миллиметр | | | |
8 | Единица измерения длины – миллиметр. | | | |
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | | | |
10 | Входящая контрольная работа | | | |
11 | Анализ контрольной работы Метр. Таблица единиц длины. | | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5 , 35 – 30 ,35 – 5 | | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | | | |
14 | Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними. | | | |
15 | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | | | |
16 | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | | | |
17 | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 100. Нумерация.»№ 2 | | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | | | |
Сложение и вычитание 75 ч |
19 | Задачи, обратные данной. | | | |
20 | Сумма и разность отрезков | | | |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого | | | |
22 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | | | |
23 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | | | |
24 | Час. Минута. Соотношение между ними. | | | |
25 | Длина ломаной. | | | |
25 26 | Закрепление по теме «Длина ломаной» Страничка для любознательных. | | | |
27 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». Закрепление изученного | | | |
28 | Порядок действий. Скобки. | | | |
29 | Числовые выражения. | | | |
30 | Сравнение числовых выражений. | | | |
31 | Периметр многоугольника | | | |
32 | Контрольная работа За 1 четверть | | | |
33 | Анализ контрольной работы. Свойства сложения. | | | |
34 | Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | | | |
35 | Странички для любознательных. | | | |
36 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | | | |
37 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | | | |
38 | Повторение пройденного. | | | |
39 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | Самостоятельная работа. | | | |
40 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания | | | |
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 ,36 + 20 | | | |
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | | | |
43 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 4, 95+5 | | | |
44 | Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 | | | |
45 | Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 | | 02/12 | |
46 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | | 03.12 | |
47 | Решение задач. Запись решения в виде выражения | | 04.12 | |
48 | Решение задач. Запись решения в виде выражения | | 08.12 | |
49 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | | 09.12 | |
50 | Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 | | 10.12 | |
51 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | | 11.12 | |
52 | Закрепление изученного по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» (тестовая форма) | | 15.12 | |
53 | Странички для любознательных. | | | |
54 | Повторение пройденного. | | | |
55 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились | | | |
56 | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» № 4 | | | |
57 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. | | | |
58 | Буквенные выражения | | | |
59 | Знакомство с уравнениями | | | |
60 | Уравнение. Закрепление. | | | |
61 | Проверка сложения. | | | |
62 | Контрольная работа №5 за Iполугодие. | | | |
63 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач | | | |
64 | Проверка вычитания | | | |
65 | Письменный прием сложения вида 45 + 23 | | | |
66 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | | | |
67 | Проверка сложения и вычитания | | | |
68 | Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания» | | | |
69 | Угол. Виды углов. | | | |
70 | Решение задач. | | | |
71 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | | | |
72 | Письменный прием сложения вида 37 + 53 | | | |
73 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. | | | |
74 | Прямоугольник. Закрепление изученного | | | |
75 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач | | | |
77 | Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8. Закрепление изученного. | | | |
78 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24. | | | |
79 | Странички для любознательных. | | | |
80 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | | |
81 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | | |
82 | Контрольная работа № 6 | | | |
83 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | | | |
84 | Письменный прием вычитания вида 52–24. | | | |
85 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | | | |
86 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | | | |
87 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | | | |
88 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | | | |
89 | Квадрат | | | |
90 | Закрепление по теме «Квадрат» | | | |
91 | Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. | | | |
92 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» Странички для любознательных | | | |
93 | Повторение. Решение задач | | | |
Умножение и деление 39ч. |
94 | Конкретный смысл действия умножения | | | |
95 | Конкретный смысл действия умножения | | | |
96 | Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой | | | |
97 | Решение задач на умножение | | | |
98 | Периметр многоугольника | | | |
99 | Приёмы умножения единицы и нуля | | | |
100 | Название компонентов и результата умножения | | | |
101 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление».Решение задач. | | | |
102 | Переместительное свойство умножения | | | |
103 | Переместительное свойство умножения. Закрепление | | | |
104 | Конкретный смысл действия деления | | | |
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление | | | |
106 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | | | |
107 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | | | |
108 | Название компонентов и результата деления | | | |
109 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | | |
110 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | | |
111 | Умножение и деление.Закрепление.Страничка для любознательных | | | |
112 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | | | |
113 | Приёмы умножения и деления на 10 | | | |
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | | | |
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | | | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего | | | |
117 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | | | |
118 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление» (№8) | | | |
119 | Умножение числа 2 и на 2. | | | |
120 | Умножение числа 2 и на 2. | | | |
121 | Приемы умножения числа 2 | | | |
122 | Деление на 2. | | | |
123 | Деление на 2. Закрепление | | | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач | | | |
125 | Странички для любознательных | | | |
126 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | | |
127 | Умножение числа 3 и на 3. | | | |
128 | Умножение числа 3 и на 3 | | | |
129 | Деление на 3 | | | |
130 | Деление на 3 | | | |
131 | Деление на 3. Закрепление. | | | |
132 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились | | | |
Повторение 4ч. |
133 | Итоговая контрольная работа (№9) | | | |
134 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе? | | | |
135 | Повторение изученного во 2 классе | | | |
136 | Повторение изученного во 2 классе | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |